Я и мой ребёнок - поиски взаимопонимания. Поддержка – как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.
методическая разработка

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moy_rebyonok.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Я и мой ребёнок - поиски взаимопонимания.

Поддержка – как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.

Цели: способствовать формированию воспитательного пространства.

Задачи: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия, выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважения ребёнка.

Ход собрания:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Протокол родительского собрания предлагаю вести…

Тема собрания: Я и мой ребёнок - поиски взаимопонимания.

        Посмотрите, я держу в руках росток. Он ещё мал и слаб. Для того, чтобы он смог вырасти и окрепнуть, ему нужна наша любовь, взаимопонимание и поддержка.

Психологический смысл умения поддерживать другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите в нём позитивные стороны личности, на которые он может опереться в ошибках, неудачах.

Овладение навыком поддержки – это умение видеть сильные стороны личности ребёнка и умение говорить ему об этом.

Чтобы освоить навык поддержки, нам необходимо помнить об одном важном принципе общения – безусловном принятии ребёнка.

А это, значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть.

Задание 1. 

Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего другу или подругу.

Чаще независимого от настроения, обстоятельств, даже если визит не к месту, мы улыбаемся, говорим уважительные слова.

А теперь представьте, что это ваш собственный ребёнок: вот он приходит из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили?

Мы говорим: «Здравствуй, сын. Здравствуй, дочь. Я рада тебя видеть».

Первый шаг навстречу ребёнку сделан. Но бывает и по-другому.

Чтение рассказа В.Драгунского «Бы» (Приложение 1)

В рассказе В.Драгунского «Бы» вы услышали возможные варианты общения в семье. Думается, некоторые ситуации вам знакомы?

        Задание 2.

А теперь мы с вами попытаемся найти пути правильного решения.

У вас на столах лежат карточки, на которых записаны возможные ситуации общения взрослого со своим ребёнком. Вам необходимо, с вашей точки зрения,  найти верное решение. На работу вам отводится две минуты.

Чья группа готова?

  1. Прочитайте своё задание.
  2. Предложите свои пути решения проблемы.
  3. Вы согласны? Кто хочет высказаться ещё?

Спасибо. Рассмотрим следующую ситуацию.

Ситуация 1:

Мама приходит домой, обращается к сыну: «Быстро выключи телевизор. Почему одежда разбросана? Садись за уроки!»

Ситуация 2:

Ребёнок поздно пришёл домой. Слова родителей: « Что уже взрослым стал? Ничего, ты у нас дождёшься. Как ты с нами поступаешь, так и мы с тобой будем поступать!»

Ситуация 3:

Слова взрослого: «Ты меня совсем не жалеешь. Я целый день только для тебя и кручусь! Всю жизнь на тебя потратила!»

Родители комментируют варианты.

Если возникли затруднения: вернёмся к этой ситуации чуть позже.

А вот, что советует психолог. (Возможен вариант видеозаставки с выступлением психолога)

Задание 3.

Внимание на экран. Перед вами алгоритм позитивного общения «Я – высказывание». Разберём на примере (прочитать пример).

Алгоритм позитивного общения предполагает 4 шага в ваших действиях:

  1. Вы обозначаете время происходящего события, поэтому произносите следующие слова: Когда ты не убираешь в своей комнате…
  2. 2 этап – ваша реакция на эту ситуацию, что вы чувствуете, поэтому неслучайно вы используете слова: Я чувствую раздражение и обиду, т.е. вы выражаете те чувства, которые переполняют вас в этот момент.

Далее – предполагаемый исход. И поэтому на вооружении фраза: Мне бы хотелось, чтобы в комнате был порядок…

И последний этап – это объяснение вашего желания, он должен начинаться словами: Потому что ты достаточно взрослый и за чистотой можешь следить сам.

Алгоритм позитивного общения

(«Я - высказывания»)

Пример: ребёнок не убирает в своей комнате.

1.Событие  - «Когда...»

(Описание нежелательной ситуации, поведения).

2.Ваша реакция – «Я чувствую…»

(Ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением).

3.Предпочтительный исход – «мне бы хотелось, чтобы…»

(Описание вашего желания)

4.«Потому что…»

(Объяснение вашего желания)

1.Когда ты не убираешь в своей комнате…

2.Я чувствую раздражение и обиду…

3.Мне бы хотелось, чтобы в комнате был порядок…

4.Потому что ты достаточно взрослый и за чистотой можешь следить сам.

Если возникли проблемы – давайте разберём ситуацию, используя данный алгоритм

Если все нормально – похвалить. Вы интуитивно нашли решение проблемы.

Задание 4.   Тест (Приложение 2)

Кому из вас не хочется получить ответ на вопрос: какой вы родитель?

Именно поэтому я предлагаю вам тест-игру. На столах у вас листы с тестовыми заданиями. На работу с тестом вам полторы минуты.

Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намёк на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

И поможет вам в этом -  ваша любовь к ребёнку.

Любовь – величайшее счастье доступное человеку. Она должна служить началом возвышенного и благородного. Вот как об этом смог удивительно сказать Святейший Патриарх Кирилл (предлагается видеозапись выступления –с 34 минуты)

Иногда лишь ласковое слово, пустячный подарок, элементарное проявление участия в делах и заботах близких вам людей способны значительно ослабить противоестественность отношений, нормализовать обстановку, установить, если не семейную идиллию, то хотя бы гармонию.

Лев Николаевич Толстой говорил: «…будьте осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчуждения…»

В папках на столах у вас лежат буклеты, с полезной информацией, которая поможет вам найти правильный путь решения проблемных ситуаций в общении между вами и вашим ребёнком.

Это:

- полезные телефоны служб г. Мурманска (Приложение 3)

-обращаю ваше внимание на советы взрослым от имени ребёнка

-алгоритм позитивного общения

-а ещё 45 способов как сказать ребёнку «Я тебя люблю»

(Приложение 4)

Решение собрания

Вот и подошла к концу наша встреча, как не жалко, но приходится расставаться. И самое время принять решение нашего родительского собрания:

-Продолжить работу по созданию воспитательного пространства в центре которого семья.

-Одобрять опыт совместного проведения тематических родительских собраний с привлечением специалистов Центров помощи семье и детям.

- Формировать у родителей потребности в педагогических знаниях через проведение консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.


Приложение 1

"...Бы" В.Ю. Драгунский

Рассказ для детей

Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные и взрослые должны были бы их во всем, во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень было бы интересно.

Во-первых, я представляю себе, как бы маме "понравилась" такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы "понравилось", а о бабушке и говорить нечего. Что и говорить, я все бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

"Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! - И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду: - Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!"

И тут вошел бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:

"Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать. После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти. Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка... Вот так. Теперь садись к столу".

Он бы сел и потихоньку сказал маме:

"Ну как поживаешь?"

А она бы сказала тоже тихонько:

"Ничего, спасибо!"

А я бы немедленно:

"Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь. Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты мое!"

И они сидели бы у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бабушка, я бы прищурился, всплеснул руками и заголосил:

"Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла! А это что за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка! Убери ее сейчас же с моих глаз - на черный ход!"

Тут я бы прошелся по комнате и сказал бы им всем троим:

"После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!"

Конечно, они бы сейчас же заныли и захныкали:

"И мы с тобой! И мы тоже хотим в кино!"

А я бы им:

"Нечего, нечего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк водил! Ишь! Понравилось развлекаться каждый день. Дома сидите! Нате вам вот тридцать копеек на мороженое, и все!"

Тогда бы бабушка взмолилась:

"Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребенок может провести с собой одного взрослого бесплатно!"

Но я бы увильнул, я сказал бы:

"А на эту картину людям после семидесяти лет вход воспрещен. Сиди дома, гулена!"

И я бы прошелся мимо них, нарочно громко постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что у них у всех глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого еще хуже бы мучились, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы...

Но я не успел придумать, что бы я сказал, потому что в это время вошла мама, самая настоящая, живая, и сказала:

- Ты еще сидишь. Ешь сейчас же, посмотри, на кого ты похож? Вылитый Кощей!


Приложение 2

Тест для родителей.

«КАКОЙ Я РОДИТЕЛЬ?»

  Дорогие родители, оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос «Какой же я родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

 

1.        Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

2.        Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)

3.        Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)

4.        И в кого ты такой уродился ( 2 балла)

5.        Какие у тебя замечательные друзья! ( 1 балл)

6.        Ну на кого ты похож? (2 балла)

7.        Я в твои годы…( 2 балла)

8.        Ты моя опора и помощник ( 1 балл)

9.        Ну что за друзья у тебя? (2 балла)

10.        О чем ты только думаешь? ( 2 балла)

11.        Какой ты у меня умница! ( 1 балл)

12.        А как ты считаешь? (1 балл)

13.        У всех дети как дети, а ты… ( 2 балла)

14.        Какой ты у меня сообразительный! ( 1 балл)

Теперь посчитайте общее количество баллов

 

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

 

Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиски взаимопонимания в семье

Лекция для родителей по теме "Семья. Поиски взаимопонимания"...

Я и мой ребёнок – поиск взаимопонимания.

Отцы и матери! Вам басни сей урок. Я рассказал ее не детям в извиненье... Но если выросли они в разлуке с вами, И вы их вверили наемничьим рукам, Не вы ли виноваты сами, Что в старости от них утехи ма...

Родительское собрание" Я и мой ребенок- поиск взаимопонимания"

Выступление содержит практические советы, как найти подход к ребенку....

Доклад "Правила конструктивного взаимодействия"

Готовила сообщение на МО  по прочитанной статье о взаимоотношениях родителей и педагогов. Может быть эта статья будет полезна ещё кому-нибудь....

Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»

Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»...

Тема статьи: «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия учащихся и учителя или школа без агрессии».

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как “гуманный подход”, “педагогика сотрудничества”, “личностно-ориентированное воспитание”. В современной парадигме образования ученик н...

ПОДДЕРЖКА КАК СТРАТЕГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения  между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочар...