Я и мой ребёнок - поиски взаимопонимания. Поддержка – как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Я и мой ребёнок - поиски взаимопонимания.
Поддержка – как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.
Цели: способствовать формированию воспитательного пространства.
Задачи: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия, выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважения ребёнка.
Ход собрания:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Протокол родительского собрания предлагаю вести…
Тема собрания: Я и мой ребёнок - поиски взаимопонимания.
Посмотрите, я держу в руках росток. Он ещё мал и слаб. Для того, чтобы он смог вырасти и окрепнуть, ему нужна наша любовь, взаимопонимание и поддержка.
Психологический смысл умения поддерживать другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите в нём позитивные стороны личности, на которые он может опереться в ошибках, неудачах.
Овладение навыком поддержки – это умение видеть сильные стороны личности ребёнка и умение говорить ему об этом.
Чтобы освоить навык поддержки, нам необходимо помнить об одном важном принципе общения – безусловном принятии ребёнка.
А это, значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть.
Задание 1.
Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего другу или подругу.
Чаще независимого от настроения, обстоятельств, даже если визит не к месту, мы улыбаемся, говорим уважительные слова.
А теперь представьте, что это ваш собственный ребёнок: вот он приходит из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили?
Мы говорим: «Здравствуй, сын. Здравствуй, дочь. Я рада тебя видеть».
Первый шаг навстречу ребёнку сделан. Но бывает и по-другому.
Чтение рассказа В.Драгунского «Бы» (Приложение 1)
В рассказе В.Драгунского «Бы» вы услышали возможные варианты общения в семье. Думается, некоторые ситуации вам знакомы?
Задание 2.
А теперь мы с вами попытаемся найти пути правильного решения.
У вас на столах лежат карточки, на которых записаны возможные ситуации общения взрослого со своим ребёнком. Вам необходимо, с вашей точки зрения, найти верное решение. На работу вам отводится две минуты.
Чья группа готова?
- Прочитайте своё задание.
- Предложите свои пути решения проблемы.
- Вы согласны? Кто хочет высказаться ещё?
Спасибо. Рассмотрим следующую ситуацию.
Ситуация 1:
Мама приходит домой, обращается к сыну: «Быстро выключи телевизор. Почему одежда разбросана? Садись за уроки!»
Ситуация 2:
Ребёнок поздно пришёл домой. Слова родителей: « Что уже взрослым стал? Ничего, ты у нас дождёшься. Как ты с нами поступаешь, так и мы с тобой будем поступать!»
Ситуация 3:
Слова взрослого: «Ты меня совсем не жалеешь. Я целый день только для тебя и кручусь! Всю жизнь на тебя потратила!»
Родители комментируют варианты.
Если возникли затруднения: вернёмся к этой ситуации чуть позже.
А вот, что советует психолог. (Возможен вариант видеозаставки с выступлением психолога)
Задание 3.
Внимание на экран. Перед вами алгоритм позитивного общения «Я – высказывание». Разберём на примере (прочитать пример).
Алгоритм позитивного общения предполагает 4 шага в ваших действиях:
- Вы обозначаете время происходящего события, поэтому произносите следующие слова: Когда ты не убираешь в своей комнате…
- 2 этап – ваша реакция на эту ситуацию, что вы чувствуете, поэтому неслучайно вы используете слова: Я чувствую раздражение и обиду, т.е. вы выражаете те чувства, которые переполняют вас в этот момент.
Далее – предполагаемый исход. И поэтому на вооружении фраза: Мне бы хотелось, чтобы в комнате был порядок…
И последний этап – это объяснение вашего желания, он должен начинаться словами: Потому что ты достаточно взрослый и за чистотой можешь следить сам.
Алгоритм позитивного общения
(«Я - высказывания»)
Пример: ребёнок не убирает в своей комнате.
1.Событие - «Когда...» (Описание нежелательной ситуации, поведения). 2.Ваша реакция – «Я чувствую…» (Ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением). 3.Предпочтительный исход – «мне бы хотелось, чтобы…» (Описание вашего желания) 4.«Потому что…» (Объяснение вашего желания) | 1.Когда ты не убираешь в своей комнате… 2.Я чувствую раздражение и обиду… 3.Мне бы хотелось, чтобы в комнате был порядок… 4.Потому что ты достаточно взрослый и за чистотой можешь следить сам. |
Если возникли проблемы – давайте разберём ситуацию, используя данный алгоритм
Если все нормально – похвалить. Вы интуитивно нашли решение проблемы.
Задание 4. Тест (Приложение 2)
Кому из вас не хочется получить ответ на вопрос: какой вы родитель?
Именно поэтому я предлагаю вам тест-игру. На столах у вас листы с тестовыми заданиями. На работу с тестом вам полторы минуты.
Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намёк на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
И поможет вам в этом - ваша любовь к ребёнку.
Любовь – величайшее счастье доступное человеку. Она должна служить началом возвышенного и благородного. Вот как об этом смог удивительно сказать Святейший Патриарх Кирилл (предлагается видеозапись выступления –с 34 минуты)
Иногда лишь ласковое слово, пустячный подарок, элементарное проявление участия в делах и заботах близких вам людей способны значительно ослабить противоестественность отношений, нормализовать обстановку, установить, если не семейную идиллию, то хотя бы гармонию.
Лев Николаевич Толстой говорил: «…будьте осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчуждения…»
В папках на столах у вас лежат буклеты, с полезной информацией, которая поможет вам найти правильный путь решения проблемных ситуаций в общении между вами и вашим ребёнком.
Это:
- полезные телефоны служб г. Мурманска (Приложение 3)
-обращаю ваше внимание на советы взрослым от имени ребёнка
-алгоритм позитивного общения
-а ещё 45 способов как сказать ребёнку «Я тебя люблю»
(Приложение 4)
Решение собрания
Вот и подошла к концу наша встреча, как не жалко, но приходится расставаться. И самое время принять решение нашего родительского собрания:
-Продолжить работу по созданию воспитательного пространства в центре которого семья.
-Одобрять опыт совместного проведения тематических родительских собраний с привлечением специалистов Центров помощи семье и детям.
- Формировать у родителей потребности в педагогических знаниях через проведение консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
Приложение 1
"...Бы" В.Ю. Драгунский
Рассказ для детей
Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные и взрослые должны были бы их во всем, во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень было бы интересно.
Во-первых, я представляю себе, как бы маме "понравилась" такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы "понравилось", а о бабушке и говорить нечего. Что и говорить, я все бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:
"Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! - И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду: - Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!"
И тут вошел бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:
"Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать. После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти. Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка... Вот так. Теперь садись к столу".
Он бы сел и потихоньку сказал маме:
"Ну как поживаешь?"
А она бы сказала тоже тихонько:
"Ничего, спасибо!"
А я бы немедленно:
"Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь. Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты мое!"
И они сидели бы у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бабушка, я бы прищурился, всплеснул руками и заголосил:
"Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла! А это что за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка! Убери ее сейчас же с моих глаз - на черный ход!"
Тут я бы прошелся по комнате и сказал бы им всем троим:
"После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!"
Конечно, они бы сейчас же заныли и захныкали:
"И мы с тобой! И мы тоже хотим в кино!"
А я бы им:
"Нечего, нечего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк водил! Ишь! Понравилось развлекаться каждый день. Дома сидите! Нате вам вот тридцать копеек на мороженое, и все!"
Тогда бы бабушка взмолилась:
"Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребенок может провести с собой одного взрослого бесплатно!"
Но я бы увильнул, я сказал бы:
"А на эту картину людям после семидесяти лет вход воспрещен. Сиди дома, гулена!"
И я бы прошелся мимо них, нарочно громко постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что у них у всех глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого еще хуже бы мучились, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы...
Но я не успел придумать, что бы я сказал, потому что в это время вошла мама, самая настоящая, живая, и сказала:
- Ты еще сидишь. Ешь сейчас же, посмотри, на кого ты похож? Вылитый Кощей!
Приложение 2
Тест для родителей.
«КАКОЙ Я РОДИТЕЛЬ?»
Дорогие родители, оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос «Какой же я родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)
3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)
4. И в кого ты такой уродился ( 2 балла)
5. Какие у тебя замечательные друзья! ( 1 балл)
6. Ну на кого ты похож? (2 балла)
7. Я в твои годы…( 2 балла)
8. Ты моя опора и помощник ( 1 балл)
9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
10. О чем ты только думаешь? ( 2 балла)
11. Какой ты у меня умница! ( 1 балл)
12. А как ты считаешь? (1 балл)
13. У всех дети как дети, а ты… ( 2 балла)
14. Какой ты у меня сообразительный! ( 1 балл)
Теперь посчитайте общее количество баллов
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиски взаимопонимания в семье
Лекция для родителей по теме "Семья. Поиски взаимопонимания"...
Я и мой ребёнок – поиск взаимопонимания.
Отцы и матери! Вам басни сей урок. Я рассказал ее не детям в извиненье... Но если выросли они в разлуке с вами, И вы их вверили наемничьим рукам, Не вы ли виноваты сами, Что в старости от них утехи ма...
Родительское собрание" Я и мой ребенок- поиск взаимопонимания"
Выступление содержит практические советы, как найти подход к ребенку....
Доклад "Правила конструктивного взаимодействия"
Готовила сообщение на МО по прочитанной статье о взаимоотношениях родителей и педагогов. Может быть эта статья будет полезна ещё кому-нибудь....
Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»
Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»...
Тема статьи: «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия учащихся и учителя или школа без агрессии».
Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как “гуманный подход”, “педагогика сотрудничества”, “личностно-ориентированное воспитание”. В современной парадигме образования ученик н...
ПОДДЕРЖКА КАК СТРАТЕГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочар...