Методическая разработка квест-игры "Ансамбль Чесменского дворца в Санкт-Петербурге".
методическая разработка (3 класс)

Петрова Александра Анатольевна

Методическая разработка образовательного путешествия в Московском районе Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon образовательное путешествие55.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Внеклассное мероприятие: образовательное путешествие « Ансамбль Чесменского дворца».  

                                                                 

               Содержание:

  1. Подготовительный этап путешествия.

        Презентация.

        Конспект беседы.

  1. Работа на маршруте.
  2. Подведение итогов путешествия.
  3. Приложения.
  4. Литература и интернет ресурсы

  • Задачи: Создать среду для совместной активной , самостоятельной исследовательской и оценочной деятельности  всех членов детского коллектива.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

  1. Личностные – положительное отношение к путешествию;

                            - соблюдение правил поведения при выходе;

                            - стремление жить в гармонии с одноклассниками;

                           - представление о ценностях жизни.

2. Регулятивные – жизненный оптимизм;

                            - развивать умение разрешать разногласия;

                           - учиться высказывать предположение (версию);

                           - вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

3. Коммуникативные – представление о том, что важно понимать друг друга;

                             - уметь договариваться и разрешать конфликты;

                             - уметь работать в парах.

4. Познавательные – получать информацию о событиях и жизни людей в прошлом;

                            - делать выводы в результате совместной работы.

Тема путешествия: « Памятники войн России в Московском районе Санкт-Петербурга».

Идея : формы сохранения памяти о прошлых событиях.

Предметы исследования:

  1. Чесменский дворец.
  2. Чесменская церковь.
  3. ДЗОТ.
  4. Чесменское военное кладбище.

1. Подготовительный этап путешествия.

Презентация:

- Ребята, сегодня вы отправляетесь в увлекательное путешествие по своему Московскому району. В нашем районе есть здания, которые могут много рассказать об истории воин нашей Родины.

2 слайд.

- Вы узнали это здание?

( Ответы детей)

Учитель с помощью наводящих вопросов , выясняет знания местоположения данного объекта.

- Это здание называется Чесменский дворец.

3 слайд.

- Так выглядел дворец, когда его построили.

4 слайд.

- Екатерина II получила известие о победе российской армии в Чесменском сражении и приказала построить в честь этой новости дворец.

5 слайд.

-  Чесменское сражение ( 7 июля 1770 года) между русскими и турецкими флотами в Эгейском море у западного побережья Турции - одно из крупнейших сражений эпохи парусного флота. Победа русского флота в Чесменском сражении оказала большое влияние на дальнейший ход войны. Благодаря этой победе русский флот серьезно нарушил турецкие коммуникации в Архипелаге и установил эффективную блокаду Дарданелл.

6 слайд.

- ЧЕСМЕНСКИЙ ДВОРЕЦ (ул. Гастелло, 15), памятник архитектуры псевдоготики (1774-77, арх. Ю. М. Фельтен)

 Дворец возведен на седьмой версте по дороге в Царское Село в болотистой местности Кикерики ("Лягушачье болото").

Поэтому дворец первоначально назывался Кекерикитским.

В 1780 г. переименован в Чесменский в честь десятой годовщины победы русского флота при Чесме в русско-турецкой войне.

7 слайд.

- План здания начертан по образу Лонгдфортского дворца (1591, арх. Дж. Торп), взятому из 5-го тома "Архитектуры" Витрувия: равносторонний треугольник с круглыми башнями по углам и обширным Парадным залом в центре, перекрытым куполом, прорезанным овальными окнами. В обработке фасадов использованы элементы готической архитектуры (стрельчатые окна, зубчатые парапеты по стенам).

8 слайд.

- Первоначально комплекс Чесменского дворца представлял собой крепость, окруженную рвами с водой. Въезды со стороны Московской дороги напоминали триумфальные арки с дозорными башнями, к воротам вели мосты с гранитными тумбами.

9 слайд.

- В 1831-1836 гг. Дворец был переделан под богадельню для инвалидов - ветеранов Отечественной войны 1812 г. Перестройка велась по проекту арх. А. Е. Шауберта - были пристроены три одинаковых двухэтажных флигеля (позже достроенные до четырех этажей). При этом были уничтожены зубчатые парапеты и двое каменных готических ворот, возведены полукруглые купола над башнями. Сооруженная чугунная ограда и ворота не сохранились, как и парк 1830-х гг. 

Открытие и заселение Чесменской военной богадельни (или Чесменского инвалидного дома),  состоялось в годовщину Полтавской битвы 27 июня 1836 г.  После смерти Николая I богадельня получила его имя.

10-11 слайд.

- В 2005 г. после реставрации открыли Тронный зал, правда, теперь он называется Георгиевским - именно в нем императрица Екатерина объявила об учреждении высшего боевого ордена России. Под потолком вместо люстры плафон в виде Георгиевского креста, а напротив парадного входа - портрет Екатерины Второй.

12 слайд.

- В ансамбль Чесменского дворца входят служебные постройки и церковь Рождества Иоанна Предтечи (см. Чесменская церковь).

Церковь в честь Рождества Крестителя и Предтечи Иоанна (Чесменская) - одна из самых необычных по архитектуре церквей Санкт-Петербурга. Торжественная закладка храма состоялась 6.6.1777 в присутствии Екатерины II, всего двора и шведского короля, чтобы напомнить ему о военном могуществе России. Архитектор Юрий Фельтон.

13 слайд.

- Необычна для Санкт-Петербурга архитектура Чесменской церкви, представляющей собой изящное, устремлённое ввысь здание в псевдоготическом стиле.

14 слайд.

- Богатый изысканный орнамент из листьев аканта и розеток украшает медные решётки, закрывающие оконные проёмы.

Благодаря узким вертикальным тягам на красноватом фоне стен, высоким стрельчатым окнам и башенкам-пинаклям, здание приобретает лёгкость и стройность.

15 слайд.

-Остроконечные башенки завершают основные объёмы здания церкви. Тонко очерченные зубчатые парапеты роднят облик храма со средневековыми замками.
Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами с укреплёнными на них миниатюрными шпилями. Каждый шпиль несёт яблоко с изящным ажурным крестом. В одном из барабанов был помещён большой колокол весом в 6 пудов, остальные 7 малых колоколов были укреплены в другой главе.

 Центральный вход с западной стороны храма акцентирован небольшим фронтоном, украшенным белокаменным барельефом.

16 слайд.


-Церковь имеет компактный "центрический" план. Основой внутреннего пространства является квадрат, перекрытый куполом. К квадрату с четырёх сторон примыкают полукруглые в плане помещения- апсиды. Схема очень распространённая. Стрельчатые арки, опирающиеся на 4 пилона, объединяют эти помещения с центральным в единое целое.

17 слайд.

-Окна, характерные для готической архитектуры, увеличивают внутреннее пространство храма. В потоках света чётко выделяются на светлом фоне гладких стен и белые тянутые профили, и изящный лепной декор. Поэтому при входе в церковь создается впечатление, что попадаешь в просторный зал; и совсем не ощущаешь его небольших размеров.

- Внутреннее убранство церкви отличалось строгостью и простотой. Иконы невысокого иконостаса были "превосходной итальянской работы" неизвестного мастера.

Из них наибольший интерес представляли старые работы: "Распятие Спасителя", "Умовение ног апостолов Иисусом Христом", "Святой царевич Дмитрий" с его страданиями, а также "Иоанн Креститель" с видом Чесменского сражения.

При входе в церковь была установлена мраморная доска: "Сей храм сооружён во имя святого пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна в память победы над турецким флотом одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Гогландского и освящен 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна".


18 слайд.

- Чесменское кладбище.

На прилегавшей к церкви территории было устроено небольшое кладбище, где хоронили ветеранов, доживавших свой век в инвалидном доме, находившемся в Чесменском дворце. В середине ХХ века все захоронения были уничтожены.

19слайд.

-Сейчас на этом месте покоятся воины, павшие в боях за оборону Ленинграда. Здесь погребены Герои Советского Союза снайпер Ф.А.

Смолячков и лётчик А.Т. Севастьянов.

20 слайд.

- ДЗОТ

Дзот - огневая точка. Это землянка со щелями-амбразурами, через которые из пулемётов стреляют.

Обсуждение формы подведения итога путешествия.

Предлагаемые формы:

1 Индивидуальная или коллективная презентация.

2 Фото-коллаж.

3 Стен- газета.

4 Мини-сочинения.

  1. Работа на маршруте.

Учащиеся 9 человек получают задания по объектам дислокации.

Особое задание для группы разведчиков- десантников.

Объект – Чесменский дворец. Улица Гастелло д.15

Задание 1.

Подойди к зданию с западной стороны. Встань лицом к Московскому проспекту. Вспомни, какой город находится по дороге слева от тебя.

Вопрос:

Почему второе название дворца – Путевой дворец?

Найди на западной стороне дворца подтверждение твоей догадке.

Задание 2.

Подойди к центральному входу во дворец.

Вопрос:

Почему справа и слева от тебя полукруглые одинаковые стены?

Задание 3.

Войди во дворец. Посети отреставрированный тронный зал.

Вопрос:

Почему тронный зал дворца называется Георгиевским?

Объект – Чесменская церковь.

Задание 1.

Подойди к входу в храм.

Вопрос:

Найди отличия от церквей на Средней Рогатке.

Задание 2.

Сравни окно над входом с окнами по бокам здания.

Задание 3.

- Почему купала храма такой необычной формы?

Объект – Чесменское кладбище.

Задание 1.

Иди по центральной аллее. Подойди к чёрному обелиску.

Вопрос:

Какие символы говорят о Великой Отечественной войне?

Почему на некоторых памятниках не изображены символы войны?

Задание 2.

Вопрос:

Почему кладбище находится именно в этом месте?

Задание 3.

Как ты можешь почтить память воинов?

 Объект –ДЗОТ.

Задание 1.

Обойди сооружение со всех сторон.

Вопрос:

Почему сооружение называется огневой точкой? Докажи свою догадку.

Задание 2.

Вопрос:

Почему сооружение такой формы?

Задание 3.

Вопрос:

Почему сооружение находится именно в этом месте?

3.Подведение итогов путешествия.

Работа в группах.

По каждому заданию учащиеся готовят ответы.

Итоговая презентация проекта производится в выбранной форме.

 

Интернет ресурсы:

1 Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

2.Лоцман – гид. Серии картинок в Яндекс.

http://yandex.ru

 http://www.spb-guide.ru/foto_8821.htm

3.Презентация Гребень В.В.

«Использование методики образовательных путешествий в воспитательной работе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...

Методическая разработка "Чесменский дворец и Чесменская церковь"

Чесменский дворец и Чесменская церковь расположены  в Санкт-Петербурге, в Московском районе, недалеко от Московского проспекта и станции метро “Московская”. Автор этих строений- архитектор Юрий М...

Разработка и выпуск публикации о достопримечательностях САНКТ-ПЕТЕРБУРГА в прикладной программной среде Paint

Занятие проводится в виде заседания редакционного совета газеты «Всё о Петербурге»....

Образовательное путешествие "Ансамбль Чесменского дворца"

Конспект данного занятия может быть использован классными руководителями для организации экскурсионной работы по направлению "Я петербуржец" или  "Я познаю мир". Материал основан на методике обра...

Собственная методическая разработка на тему " Михайловский замок в Санкт-Петербурге".

Данная мультимедийная презентация позволяет в полной мере познакомить детей с исторической достопримечательностью Санкт-Петербурга....

Методическая разработка интегрированного урока - виртуальная экскурсия "Храмы Санкт-Петербурга. Жемчужина Московского района Петербурга комплекс Чесменского дворца".

Храмы Петербурга... С момента основания города их судьба была неразрывно связаана с его судьбой. Виртуальная экскурссия "Жемчужина Московского района Петербурга..." расскажет о судьбе одного...