Родительское собрание "Наши дети -наша старость"
материал

Оксана Чистанова

Главнейшей целью народной педагогики было сохранение исторического бессмертия народа. Считалось, что в детях заключена возможность достижения этой цели и реализация самых высоких помыслов народа.Таким образом, бессмертие человека, как и бессмертие народа - в детях. Но в детях хорошо воспитанных. Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека, они долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы в течение длительного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_deti.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Наши дети - это наша старость.        

Правильное    воспитание    это    наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе,  

это наши слезы, это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной.

А.С. Макаренко.

В течение веков народ разрабатывал и проверял повседневной жизнью основополагающие педагогические концепции и оптимальные методы к жизни подрастающих поколений. Впоследствии заповеди народной педагогики являлись исходной точкой в развитии педагогической науки. Мировоззренческой основой народной педагогики стали вековые заветы предков поддерживать непрерывное движение народной жизни к ее новым историческим рубежам.

Хакасская пословица гласит: «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной».

Главнейшей целью народной педагогики было сохранение исторического бессмертия народа. Считалось, что в детях заключена возможность достижения этой цели и реализация самых высоких помыслов народа. В пословицах по этому поводу говорится: «Сын – памятник отцу» (ногайская), «Будут дети – будет и будущее» (белорусская), а хакасская звучит так: «Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих детях и правнуках».

Таким образом, бессмертие человека, как и бессмертие народа - в детях. Но в детях хорошо воспитанных. Как гласит адыгейская мудрость «Воспитание – бесценное богатство».

У всех народов схожие заботы, проблемы, чувства, устремления. Недаром в народе бытуют крылатые выражения: «Народ народу не враг», «Бог создал народы для взаимного блага» (азербайджанская). Хакасская пословица гласит так: «Одна половинка не горит, человеку в одиночестве не прожить». Поэтому педагогические идеи народов способны обогащать друг друга.

Основными задачами перед хакасской народной педагогикой являются:

1.      Народная педагогика, семья и школа.

2.      Укрепление семьи.

3.      Воспитание хозяина-труженика.

 I. Школа и семья являются культурологической конструкцией, на которой формируется духовная жизнь народа. Совместная работа помогает приблизиться к его обычаям, традициям, культуре. При помощи языка ребенок входит в мир прошлого, настоящего и будущего своего народа, ведь образное сравнение, что «Язык – это почва под древом нации».

Родной язык!... Он впитан с молоком.

Звучит, как музыка, нам сердце услаждая.

На языке родном тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка

 Язык живет только тогда, когда его питают традиции, обычаи, верования и этическое самосознание. Школа и семья введет ребенка в духовный мир своего народа, посредством народной педагогики легче приобщить детей к их национальной культуре, к заветам их предков, и тем самым вызвать интерес к родному языку, и тогда язык действительно станет родным, а точнее говоря, материнским.

 II.  Укрепление семьи на основе народно-педагогических традиций.

Здоровая семья – основа прочности любого общества.

Считалось что дети – это богатство человека, его счастье. Об этом гласит и хакасская пословица «Нет детей – нет счастья».

У тюркских народов принципиальной стороной  семейного воспитания было уважение к ребенку. В народе говорили: «Кто не любит детей, тот никого не любит». В хакасских семьях детей никогда не наказывались физически, с ними наоборот советовались, какого бы они возраста не были. По детям судили о самих родителях. Существует хакасская пословица «Какое мясо – таков и суп», «Плохой сын – на весь улус позор».

Считалось, что нет ничего губительнее для воспитания, чем дурной пример родителей. Это накладывало особую ответственность на поступки, действия, весь жизненный уклад родителей и близких. Гласит хакасская пословица «Жеребенок последу матери ступает».

IV. Воспитание хозяина-труженика.

Еще с древних времен хакасы славились как умелые ремесленники, способные мастера и скотоводы. Труд в произведениях хакасского фольклора всегда выступает критерием духовного и нравственного совершенствования личности. Пословица это подтверждает: «Хорошего коня делает путь, хорошего человека – работа». Было в обычае с малого возраста привлекать детей к посильному труду. Ставилась задача – воспитать ребенка в труде и для труда. Сначала труд начинался с игры, а далее все усложнялось. Считалось, что во время игры дети научились преодолевать трудности, вырабатывать волю и хозяйственные задатки.

Особенно ценилось семейное сотрудничество, т. к. ребенок рано учится подчинять свои интересы и действия общей цели, разделять с родителями радость и заботы.

В настоящее время мы стремимся создавать все условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявлять свои творческие способности.

В понятие «настоящий человек» вкладываются глубокие по нравственному смыслу категории. Среди них: доброта, честность, благородство, трудолюбие, уважение к старшим.

 «Родного – накормить, раздетого – одеть» - было первым заветом и делом чести у хакасов. На основе такой строгой этической требовательности к человеку с глубины времен у хакасского народа выработался и сохранился свой  

Нравственный кодекс.

 

- «До смертного одра не делай зла и не береги добра».

 - «Ты не оставь униженных без милости, сиротам не давай в сиротстве вырасти».

- «Не заставляй слезы лить сосунка и сетовать в печали старика».

- «Старшим место уступай, младшим помощь подавай».

- «По болоту не ходи, дружбу с подлым не води».

- «Вместе голодай, вместе мерзни, но друга не бросай».

- «Ум крепко, а язык коротко держи».

 Эти поучения, подобно заповедям Иисуса Христа, несут в себе глубокий, общечеловеческий смысл и имеют огромное значение в педагогической предназначенности.

 Семья – это начало всех движений ребенка.  Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания школьника. Содружество школы и семьи является гарантией результативности обучения и воспитания, поэтому нужно не забывать семейные традиции и возрождать в молодых семьях.

Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека, они долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы в течение длительного времени. Так давайте дорогие родители воспитывать наших детей на добрых традициях наших предков, прививая с младенчества добрые качества, черты характера, чтобы на старости не плакать, а радоваться достоинствами своего чада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Здоровье наших детей"

Данная разработка поможет в проведении родительского собрания по теме: Здоровье наших детей".Каждый человек должен с раннего детства учиться относиться к своему здоровью, как главной человеческой ценн...

Родительское собрание "Речь наших детей"

Родительское собрание проводиться в форме "круглого стола".Беседа строится на основе предварительно проведённого анкетирования детей с целью выяснения их отношения к нецензурной брани. Перед родителям...

Итоговое родительское собрание-концерт "Ваши дети - наши таланты", 2 класс

В игровой форме родители знакомятся с талантами учащихся класса....

Родительское собрание "Здоровье наших детей"

Задачи родительского собрания :познакомить родителей с особенностями  физического воспитания младшего школьника в семье, с возможными вариантами утренней гимнастики;показать родителям значимость ...

Родительское собрание «Непослушные наши дети».

Родители нередко испытывают трудности при общении с непослушными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери – увеличивают нагрузки, строго наказывают за...