Родительское собрание «Непослушные наши дети».
материал по теме
Родители нередко испытывают трудности при общении с непослушными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери – увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Другие избирают путь вседозволенности и предоставляют ребенку полную свободу действий. При определении оптимальной линии поведения с ребенком родители часто теряются. Конечно, разные ситуации требуют разных решений. Но в первую очередь родители должны понять, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески – нападки, ругань и угрозы – могут только навредить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobran.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Непослушные наши дети».
Цель:
- привлечь родителей к активному участию в обсуждении проблемы, стоящей перед группой;
- осмыслить целесобразность принятых в семье подходов по воспитанию непослушного ребенка;
- показать родителям важность и значимость семейного воспитания, способствовать приобретению практических знаний по развитию положительных эмоций дошкольников;
- повысит педагогическую культуру родителей, пополнить арсенал их знаний по вопросу непослушанию детей в семье и в школе;
- содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению их в жизнедеятельность сообщества;
- выработать коллективное решение и единые требования к воспитанию детей по развитию личности ребенка.
Задачи:
- выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания;
- получить опыт разрешения проблемы непослушания детей в результате «погружения» в типичные для семьи воспитательные ситуации;
- вооружить родителей их информацией и навыками, утверждающими возможные воспитательные затруднения.
Оформление:
- выставка книг, статей из журналов, разработка практических советов и рекомендаций, памяток;
- цитаты:
«Все мы разные – и в этом наше богатство»;
«У ребенка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать. Всегда, в течение всей жизни, сыновьи глаза взирают на наши души»,
«Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное слово. Владеть этим – владеть всем» (А. Грин);
«На силе ребенка нужно стоить воспитание, а не борьбе с его слабостью» (Е.А.Аркин);
«Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то хорошо!». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то плохо!» (В. Шукшин);
«Дитя – драгоценность, но еще большая драгоценность – его воспитание» (Туркменская пословица).
- плакат «Как выразить любовь к ребенку».
Предварительная работа:
- изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
- проведение анкетирования родителей по теме родительского собрания;
- приглашение каждой семье (в виде аппликаций, с учетом темы собрания);
- разработка памяток с советами и рекомендациями;
- магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания;
- оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Ход родительского собрания.
1. Вступительная часть. Инсценировка и анализ ситуации.
Под звучание спокойной музыки родители проходят в группу, рассаживаются. Меняется темп музыки, трое родителей «актеров» демонстрируют небольшую инсценировку, короткую сценку: «Вбегают в группу, балуются, «стоят на головах».
Педагог: Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки. Эта маленькая инсценировка открыла нам вечер, тема которого: ««Непослушные наши дети». С проблемой невнимательности мы сталкиваемся все чаще и чаще. Действительно детям свойственна подвижность и это нормально, хотя, порой, сколько терпения от нас требуется. Но если у вас такой ребенок, то терпения потребуется гораздо больше. Такие дети постоянно в движении. Это постоянно бегающий, болтающий без умолку ребенок, который ни на секунду не прекращает движения: если он не носится по комнате, как угорелый, значит, он резво болтает ногами под столом, ерзает на стуле и нервно барабанит пальцами по столу.
Давайте вернемся к нашим актерам, порассуждаем, кто из них проявил себя таким ребенком. (Родители высказывают свое мнение).
2. Дискуссия по данной проблеме. Анализ качеств непослушного ребенка.
- Как Вы думаете, что значит «непослушание», что стоит за этим словом? (обсуждение).
- А вот, что думают на эту тему наши дети. (Магнитофонная запись ответов).
Педагог:
Вернемся к описанию портрета непослушного ребенка, которого часто называют неутолимым. Непослушные руки….они вечно все трогают, хватают, ломают, а ноги целый день носятся, кого-то догоняют, перепрыгивают. Даже голова у такого ребенка в постоянном движении. Стараясь увидеть большее, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство.
Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «Почему?», «Зачем?». А если задает, то забывает выслушать ответ.
Неусидчивость, рассеянность, невнимательность – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы.
- Как Вы думаете, каковы причины непослушания? (Ответы родителей).
Педагог помещает на лист ватмана:
- причина: борьба за внимание (непослушание – это возможность привлечь к себе внимание);
- причина: борьба за самоутверждение – возможность иметь свое мнение, приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный;
- желание мстить за:
- сравнение ни в его пользу;
- унижение;
- чрезмерную любовь взрослых;
4. причина: неверие в собственный успех.
А также, причинами могут быть:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органическое повреждение головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
3. Выявление основных ошибок родителей и педагогов при воспитательном воздействии на непослушного ребёнка. Условия для предотвращения их.
Обязательные условия:
1. Работая с ребенком, обучая его подметать полы, считать, писать буквы, постарайтесь выбрать игровую форму занятий.
2. Не требуйте сразу слишком много. Например, если хотите, чтобы ребенок был внимательным, постарайтесь не замечать его ерзаний на стульчике, попыток привязать вас к стулу веревочкой и т. д. В другой раз вы будете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Контроль же за детской импульсивностью не должен сопровождаться ограничением возможности получать мышечную радость и допускать некоторую рассеянность. Ребенку скучно стоять рядом с вами, пока вы говорите с тетей? Пусть бегает, прыгает, переминается с ноги на ногу, главное требование - не перебивать старших до конца разговора.
3. Не принуждайте ребенка просить прощения и давать обещания, вроде: «Я буду хорошо себя вести» и «Я буду послушным». Лучше договориться, что с сегодняшнего дня он не будет больше пинать стул, будет складывать игрушки и свои школьные принадлежности на место. Пока не отработаете этот пункт, не переходите к следующему.
К сожалению, родителям таких деток частенько приходится испытывать стыд за поведение ребенка в общественных местах, они переживают, что их чадо опять надо распекать после беседы с педагогом. Уверенность, что вашего ребенка не отвергают, а принимают таким, каков он есть, поможет вам самим его лучше понять и принять.
4. Практические рекомендации родителям.
Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
- Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
- Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет”, "нельзя”, "прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание ребенка, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
- Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
- Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
- Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
- Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
Не опускайте рук. Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть трудности. Помните, что такие дети похожи на розы – им нужен особый уход.
(Раздаточный материал для родителей).
Практические рекомендации родителям.
1. Сознательно выстраивайте отношения с непослушным ребенком, придерживаясь следующих правил:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- помните, что поступки ребенка не всегда бывают умышленными;
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- избегайте, с одной стороны излишней мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
- старайтесь реагировать на действия ребенка неожиданным способом;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок!;
- чаще хвалите и поощряйте ребенка при минимальных успехах и даже, если их нет, но он постарался;
- не прибегайте к физическому наказанию!;
- при любой возможности осуществляйте с ребенком телесный (погладить, обнять, взять за руку, легкий массаж тела и т.д.) и визуальный контакт (посмотреть ребенку в глаза желательно на одном уровне с ним, т.е. присесть);
- соблюдайте баланс между запретами и разрешениями – запретов должно быть немного, и они должны быть однозначными и постоянными. В большинстве ситуаций необходимо избегать слова «нельзя», следует сразу дать ребенку правильную программу поведения (не нужно говорить «не беги», нужно сказать «давай пойдем шагом»… и т.д.). В то же время не должно быть вседозволенности. Ограничения воспитывают волю, способность регламентировать свои желания и действия. Таким образом, они тоже тренируют мозг.
Никогда не отказывайте ребенку в общении!
2. Создайте благоприятный климат в семье:
- выработайте единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи;
- по возможности, проводите досуг всей семьей;
- обязателен ровный спокойный тон взаимоотношений в семье и, особенно, по отношению к ребенку;
- избегайте бурных негативных и позитивных эмоций, особенно вечером, перед сном;
- избегайте крика, раздражения, запугивания, жесткого наказания.
3. Помогайте ребенку регулировать свою деятельность и поведение:
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену;
- постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
- без уважительной причины не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ему приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
- не давайте ребенку одновременно несколько указаний;
- воспитывайте у детей навык управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
- объясните ребенку его проблемы и научите с ними справляться;
- придумайте гибкую систему поощрений за хорошо выполненное задание или хороший поступок и наказаний за плохое поведение (можно использовать бальную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля);
- повторяйте свою просьбу спокойным тоном одними и теми же словами много раз;
- по возможности, для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
4. Организация режима дня и занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всей семьи;
- показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте воздействие отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- ограничьте время просмотра телепередач и занятий на компьютере;
- по возможности, избегайте больших скоплений людей;
- регламентируйте нагрузки:
- интеллектуальные;
- эмоциональные;
- физические.
При этом необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок. Если проигнорировать это состояние ребенка и продолжать нагрузки, ребенок может заболеть. Если устал – дать возможность отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе.
Даже превышение эмоционально положительных
нагрузок может привести к неблагополучным результатам.
Помните! Вербальные средства убеждения, призывы, беседы
редко оказываются результативными, т.к. ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните! Для непослушного ребенка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» (лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет просмотра телепередач, внеочередное «дежурство» на кухне и т.д.).
Помните! Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».
Помните! Невозможно добиться исчезновения непослушания за несколько месяцев или даже лет. Причем признаки непослушания исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняется и во взрослой жизни.
Необходимым условием успеха является понимание
родителями проблем ребенка!
5. Игра с родителями «Хлопок».
Цель: содействие сплочению родителей с педагогами, их совместной деятельности.
- Уважаемые родители! Покажите, пожалуйста, мне ладошки. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну, как? Получается? Ваши предложения. Да, нужна вторая ладошка. Я предлагаю Вам альянс. Я готова дать Вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – Вы. Давайте попробуем! (по очереди делаем хлопки: я – родитель). Заметили, что при этом процессе все мы улыбались. Это же здорово! Я желаю Вам всегда улыбаться, когда мы вместе с Вами будем делать «хлопок» в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.
Помните, каким бы профессиональным не был бы Ваш педагог, пусть он будет даже мастером, никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе. Давайте вместе помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас все получится.
Не жалейте время для детей, разглядите взрослых в них людей.
Перестаньте ссориться и злиться, попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать, научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом, крепостью для них пусть станет дом.
6. Заключительная часть.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу ребенка и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит Вам самое сокровенное. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте сотрудником.
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.
Семья – любви волшебный край, она, как драгоценный рай.
В котором вера и мечта не иссякает никогда
Всем детям на земле нужна семьи волшебная страна
Чтобы любить и жалеть, чтобы они могли взлететь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Здоровье наших детей"
Данная разработка поможет в проведении родительского собрания по теме: Здоровье наших детей".Каждый человек должен с раннего детства учиться относиться к своему здоровью, как главной человеческой ценн...
Родительское собрание "Речь наших детей"
Родительское собрание проводиться в форме "круглого стола".Беседа строится на основе предварительно проведённого анкетирования детей с целью выяснения их отношения к нецензурной брани. Перед родителям...
Родительское собрание "Здоровье наших детей"
Задачи родительского собрания :познакомить родителей с особенностями физического воспитания младшего школьника в семье, с возможными вариантами утренней гимнастики;показать родителям значимость ...
Родительское собрание. Почему наши дети лгут?
Родительское собрание...
Тема заседания родительского клуба № 1 «Наши дети»
Цель: ознакомление участников с целями, задачами клуба; формирование установки на активную работу; повышение родительской компетенции.Задачи:· знакомство учас...
Родительское собрание: "Речь наших детей"
О проблеме существования в речи школьников жаргона и нецензурной речи....
Сценарий фрагмента родительского собрания «Игры наших детей»
Предлагаю вашему внимания фрагмент родительского собрания...
- Мне нравится (1)