Статья "Личность воспитывает личность"
статья

Юдина Галина Геннадьевна

Нельзя сказать, что на развитие личности влияет только родитель или только учитель, но можно сказать, что педагог способен повлиять на многие аспекты становления личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_vospityvaet_lichnost.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Личность воспитывает личность».

                                         Воспитание – это, прежде всего духовное

                                         общение учителя и ребёнка.        

                                                                             В. А. Сухомлинский

Современный темп развития общества оставляет всё меньше  и меньше времени на общение родителя и школьника, поэтому воспитательные функции крайне важны в работе классного руководителя. Личность воспитывает личность. Давайте разберемся!  Так ли это?

 Этот вопрос разбирается столько, сколько живёт педагогика. Понятие личность многогранна. На мой взгляд, личность это канат, который связывается из множества нитей.   Нельзя сказать, что на развитие личности влияет только родитель или только учитель, но можно сказать, что педагог способен повлиять на многие аспекты становления личности.

 В своем опыте я часто сталкивалась с обоснованием хулиганства детей, такой фразой родителей: «Мой ребенок - личность, поэтому он так поступил». Родители и педагоги зачастую по-разному рассматривают это понятие: для педагога ребенок – личность -  это самодостаточный  индивид, с развитыми в нём социально значимыми  чертами. А для родителя ребенок – личность, и ему всё дозволено. Главное  - это эмоции и чувства. Но выражение эмоций ребёнком -  это лишь реакция на изменение среды. Я же понимаю, что движение и рост внутренних качеств ребёнка, - это и есть развитие  личности. Я считаю, что личность может воспитывать личность.

Влияет ли на ребёнка учитель-личность? И как? Конечно, влияет! Взращивание личности происходит всю жизнь. Так и учитель растёт, взрослеет, приобретает всё новый и новый социальный  опыт, обрастает багажом знаний и умений. А, следовательно, растет, как личность. Но не только развитие житейских и профессиональных качеств способствует личностному росту педагога, а прежде всего опыт общения с учениками-детьми. Ведь каждый ребёнок индивидуален, к каждому надо найти подход и уделить внимание. Тут-то и проявляется личность учителя. Услышит или нет, найдёт ли нужные слова для поддержки?!  Исходя из этого, я утверждаю, что ребёнок-личность воспитывает педагога-личность.

Если рассматривать, могу ли я повлиять  на развитие личности ребёнка, то можно однозначно утверждать, что да. Это происходит в процессе урока: я учу ребёнка слушать, уважать мнение других детей, учу рассуждать, не торопиться с выводами, сдерживать эмоции и наоборот высказывать свое мнение. Своим личным примером  я «прививаю» ученикам такие качества как: трудолюбие, целенаправленность, настойчивость.  Я, как классный руководитель использую различные  «инструменты» педагога: классные  часы, внеурочную деятельность, тематические мероприятия, экскурсии и прочее. Например: на каникулах мы с учениками и родителями осуществляем работу  по скайпу. Во время обучения с применением дистанционных технологий  мы путешествуем в «страну знаний» с детьми виртуально, чтобы расширить их кругозор, пополнить знания по изучаемым предметам. Весь этот инструментарий помогает включить ребёнка в систему общественных взаимоотношений, что и является личностным развитием. А раз ученик развивается, значит и воспитывается.

Во-вторых, и общение с одноклассниками, и пример родителей, и внешняя среда непосредственно определяют личностное развитие маленького человека. Родители являются неотъемлемой составляющей воспитательного процесса, и мне необходимо выстроить контакт с родителями, так как воспитание личности зарождается в семье, а я помогаю преодолевать трудности этапов становления личности.  Находясь в постоянном контакте с родителями, я оказываю содействие в подборе  нужной литературы, наблюдая за изменениями в поведении детей, я информирую взрослых о необходимости обращения к специалистам.  Своим примером и наставлениями я способствую положительным изменениям в поведении учеников: кому-то надо быть смелее, кому-то стать спокойнее, кто-то нуждается в дополнительной похвале и прочее.  Управление эмоциями, самостоятельность, стремление к совершенству, контроль  поведения, всё  это -  аспекты личностного развития ребёнка. А я, как педагог – личность, взращивая  эти качества, воспитываю ребёнка – личность.

В современном обществе педагог является важным  звеном в личностном росте ученика, но ни один педагог не справится с этой задачей без участия остальных звеньев воспитательного процесса.  Успех воспитания личностью личности определяется множеством факторов. Все эти факторы занимают крайне важное место в воспитании. Нельзя сказать, что педагог в одиночку влияет на развитие личности, но он имеет огромное влияние  и, пренебрегая этим влиянием, воспитательный процесс может постигнуть неудача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением?

Как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением? Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать своё поведение. «Без тормозов», «реактивный ...

Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разрабо...

Эссе "Учить нельзя воспитывать"

Тема: "Не будешь воспитывать ты - будут учить и воспитывать тебя"....

Как воспитывать мальчика и девочку

Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: "Одинаково ли   воспитывать мальчиков и девочек"?  Я постараюсь вам помочь. Для начал...

Наши дети воспитывают нас

Воспитатель, который не сковывает ,а освобождает ,не подавляет ,а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут...

доклад на тему : Обучать воспитывая и воспитывать обучая.

Здесь речь пойдет о воспитании детей....

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя

Ссылка на сайт 4 класса:   http://nsportal.ru/site/n-e-p-o-s-e-d-y   Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя...