Портфолио индивидуальных достижений учащихся
занимательные факты (1 класс)
В данном тексте раскрываются вопросы о видах портфолио, о содержание и структуре портфолио, показывается примерное содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Портфолио индивидуальных достижений учащихся разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации; в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266.
Портфолио – это набор документов (в печатном или в электронном виде), в котором фиксируются оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся за весь период обучения с 1-го по 11 класс.
Портфолио - комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, выполняющих роль накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов, является составляющей образовательного рейтинга выпускника основной школы.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной, спортивной и других.
Основные преимущества портфолио:
- позволяет объединить количественную и качественную оценку учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;
- поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося;
- портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;
- портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования.
Недостатки портфолио в том, что внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Ведение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов, позволяющих составить картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и в конечно счете формируют новое понимание самого процесса обучения.
Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования учащегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
Портфолио позволяет осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений ученика и развитие сферы его интересов на различных ступенях обучения.
Диапазон портфолио постоянно расширяется: портфолио начинает использоваться на всех уровнях образования: от высшей до начальной школы.
На первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
На второй ступени (средняя школа) портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
На третьей ступени обучения (старшая школа) Портфолио служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующее виды портфолио:
- В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
- портфолио-собственность (собирается для себя);
- портфолио-отчет (собирается для учителя).
- По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
- портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
- рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.;
- проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;
- тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.
Целесообразно использовать два вида портфолио для каждого учащегося: рабочий и оценочный (показательный). В рабочий портфель учащийся вкладывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по выбранной цели; далее отбирает те, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают его достижения в образовательной деятельности.
В рабочее портфолио могут входить:
- коллекции работ, которые демонстрируют продвижение учащегося в какой – либо сфере, в том числе планы и черновики;
- аудио- и видеозаписи;
- фотографии;
- электронные версии работ;
- результаты практической деятельности;
- результаты экзаменов, тестирования;
- информация об общественно-полезной деятельности;
- творческие, исследовательские и другие работы;
- зачетный лист посещения элективных курсов;
- посещение кружков, секций, студий и других объединений системы дополнительного образования;
- сведения о награждениях и поощрениях;
- индивидуальный учебный план.
В показательное портфолио входят:
- лучшие работы, исследовательские проекты, статьи, творческие работы;
- грамоты, дипломы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности;
- результаты эксперимента;
- вырезки, копии из средств массовой информации: газет, журналов и других изданий;
- видеоматериалы, демонстрирующие высокую результативность;
- свидетельства и удостоверения;
- информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги, трудовой опыт, самостоятельные работы, проекты, практики, исследования;
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.
2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы - и рукописные, и ксерокопии. Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определенных работ; схемы, таблицы, графики, диаграммы; отчеты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио - и видеоматериалы, описания работ; справки; грамоты; сертификаты и т.д.
Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.
Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.
Структуру портфолио определяет для себя индивидуально сам ученик. Портфолио может включать в себя следующие разделы:
Вариант 1
1. Титульный лист (обложка) обязательно сопровождается фотографией и содержит основную информацию о владельце:
- Ф. И. О. ученика;
- дату рождения;
- полное название ОУ и класс;
- личную подпись ученика.
2. I раздел "Мой портрет" (информация о владельце) содержит личные данные учащегося, а также:
- результаты психологической диагностики;
- информацию, помогающую ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
3. Во II раздел "Портфолио документов" помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности):
- дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня;
- грамоты за участие в конкурсах;
- сертификаты;
- благодарственные письма, свидетельства и т. д.
4. III раздел "Портфолио работ" (творческие работы) включает в себя результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях; прохождение элективных курсов, различного рода практик; спортивные и художественные достижения и др.
Материалы этого раздела дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
5. IV раздел "Копилка" (памятки, инструкции, полезная информация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентазия "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
В презентации учитель делится своим опытом работы с портфолио учеников. Описывается работа с портфолио по следующим разделам:"Мой мир", "Моё творчество", "Мои достижения"....
Презентация "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию митивации дальнейшего ...
«Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развит...
Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достиженийучащихся с ОВЗ
Портфолио: хранилище материалов,индивидуальный образовательный маршрут.организатор деятельности (учебный органайзер),Рабочие листы портфолио выполняют функции дидактических материалов, то есть об...
Портфолио личных достижений учащегося
Портфолио – это форма оценивания, фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в период его обучения в начальной школе. Портфолио...
«Портфолио как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся в учебной и внеучебной деятельности».
Смысл портфолио –«показать все, на что ты способен»,«каждодневный учебный и творческий процессученика должен быть зафиксирован»...
Учёт индивидуальных достижений учащихся в форме "Портфолио"
Портфолио является одной из самых новых инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста....