«Методы и формы руководства чтением. Лэпбук – средство развития читательского интереса обучающихся»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 30.75 КБ |
rukovodstvo_chteniem.pdf | 2.25 МБ |
korzina.docx | 242.73 КБ |
prakt_rab.docx | 17.78 КБ |
risunki.docx | 301.71 КБ |
fishki.docx | 49.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Базинская ООШ им. Н.В. Сутягина
«Методы и формы руководства чтением.
Лэпбук – средство развития
читательского интереса обучающихся»
Горохова Г.Н.,
учитель начальных классов
р.п. Бутурлино, 2019
Методы и формы руководства чтением.
«Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя».
В. Сухомлинский
Слайд 2
«Руководство чтением детей» - это целая система, которую создавали великие педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и которая является вкладом России в мировую педагогическую копилку. Система выдержала испытание временем, ибо она отвечает на все вопросы образования, обучения, воспитания и развития детей средствами книги и чтения.
Сегодня в России принят и действует ряд программ, направленных на приобщение к чтению:
- «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом на 2007-2020 гг.»
Слайд 3
Основные методы и формы руководства чтением разделяются на:
- Индивидуальные.
В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей ребенка его интересов, увлечений, способностей.
1. Рекомендательные беседы. Во время рекомендательной беседы учитель не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у ребенка интерес к ней, создавая соответствующую установку для ее восприятия. Характер рекомендательной беседы зависит от интересов ученика, его возраста, уровня развития.
2. Консультация - это совет ребенку по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок.
- Метод массового руководства чтением и его формы
Основными формами массового руководства чтением детей в нашей являются книжные выставки, обзор литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждение книг, читательские конференции, разнообразные литературные игры (конкурсы, викторины, путешествия по книгам), устные журналы, литературные вечера.
- Работа с семьей
Работа с родителями может быть как индивидуальная, так и массовая. Можно в индивидуальной беседе с родителями узнать интересы ребенка и всей атмосферы семьи, порекомендовать необходимый список литературы, помочь родителям сформулировать правильный читательский вкус у ребенка, а иногда и у самих родителей. Можно, сотрудничая с библиотекой для взрослых, проводить конференции для родителей на тему: «Ребенок и книга», «Что читает молодежь». Сотрудничество родителей в библиотеке помогает повысить роль семьи в руководстве чтением и поднимает престиж библиотеки в семье.
Ведь именно в семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению.
Слайды 4 - 11
Основные формы руководства самостоятельным чтением обучающихся начальных классов. (см информацию на слайдах)
Слайды 12
Лэпбук (lapbook) – или интерактивная тематическая папка – это самостоятельная бумажная книга (папка) с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые учащийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
В ней собирается материал по определенной теме. При этом лэпбук – это не просто поделка, это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую учащийся проделал в ходе изучения темы.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Слайды 13
«Лэпбук – средство развития читательского интереса обучающихся»
Разновидности лэпбуков».
В зависимости от назначения:
- учебные;
- игровые;
- поздравительные,
- праздничные;
- автобиографические (папка - отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка);
В зависимости от формы:
- стандартная книжка с двумя разворотами;
- папка с 3-5 разворотами;
- книжка-гармошка;
- фигурная папка.
Слайды 14
Значение лэпбука для педагога
Способствует:
- организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- оформлению результатов совместной проектной деятельности;
- организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Слайды 15
Значение лэпбука для ребенка
Способствует:
- пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
- приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора информации по изучаемой теме;
- повторению и закреплению материала по пройденной теме
Слайды 16
«Творческое взаимодействие»
- При сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель.
- Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между школой, учеником и родителями (законными представителями).
Слайды 17
Лепбук «Литературное чтение»
Папка содержит следующие элементы:
- Гармошки «Произведение как жанр», где дается краткая характеристика жанров литературы: рассказ, сказка, басня, стихотворение.
- Кармашек «Загадки», Гармошка «Пословицы» как жанры устного народного творчества.
Слайды 18
- Вращающийся круг «Тема произведения», «Жанр произведения» с условными обозначениями по методике Л.А. Ефросининой.
- Кармашек «Памятка составление модели обложки книги»
- Конверты «Отличительные черты сказок», «Структура русской народной сказки», «Что такое композиция».
Слайды 19
- Мини-книжка «К внеклассному чтению» содержит список литературы к урокам,
- «Конкурсы» приглашение для принятия участия детей в различных литературных конкурсах.
- Конверт «Детские писатели». В конверте – игра «Найди пару». Дети находят автора и его произведение.
- Фигурные кармашки «Викторины», «Тесты». В данных кармашках сменные задания. После изучения произведения на уроке, в кармашке появляется задание по данному произведению.
- Кармашек «Неделя детской книги» имеет план мероприятий детской библиотеки , куда приглашаются дети, кармашек «Книги-юбиляры» содержит информацию о дне рождения той или иной книги.
Слайды 20
Как правило, все задания имеют развивающий характер и направлены на:
- развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;
- может проходить знакомство с терминологией;
- использоваться связь с жизнью, межпредметные связи;
Применение в педагогической деятельности. Лэпбук – это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Слайды 21
Как же сделать лепбук?
Этапы создания лепбука:
Составление план работы.
2. Определение темы.
3. Составление плана.
4. Составление макета.
5. Создание элементов лэпбука.
6. Оформление лэпбука.
7. Презентация.
Темами лэпбука могут стать:
- решение проблемных ситуаций;
- литературные произведения;
- интерес ребенка к конкретному виду деятельности;
- литературные герои.
Слайды 25
Чтобы сделать лэпбук понадобиться:
- 3 листа плотной бумаги (картона) для изготовления папки.
Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками.
Кармашки, для изготовления которых можно использовать готовые шаблоны или придумать свои.
Слайды 26
Создание макета
Продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет.
Практическая работа
У вас на столах лежит все необходимое для лэпбука.
Тема нашего лэпбука ««Лэпбук – средство развития читательского интереса обучающихся».
- Распределите, кто какую работу выполняет. Все материалы у вас на столе.
По окончании вы должны представить свою интерактивную книгу.
(самостоятельная деятельность педагогов)
Рефлексия.
- Предлагаю вам оценить значимость проведенного мастер-класса.
- Возьмите каждый по одной фишке и прикрепите на тот рисунок, который соответствует вашему мнению.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина - мне это не нужно, выброшу.
Вывод:
Лэпбук - это современное средство обучения детей, где актуальность данной технологии, это формирование познавательной активности детей, делая упор на сознательную поисковую активность, продуктивное мышление и смысловое чтения ребенка.
Хочется закончить наш мастер- класс словами Ричарда Брэнсона «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки».
Слайды 22
Какую бы форму работы вы не избрали, одним из обязательных условий ее организации и проведения является реклама книги и чтения.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лэпбук (lapbook) – или интерактивная тематическая папка – это самостоятельная бумажная книга (папка) с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые учащийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. | Разновидности лэпбуков В зависимости от назначения:
В зависимости от формы:
фигурная папка.. |
Значение лэпбука для педагога Способствует: - организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; - оформлению результатов совместной проектной деятельности; - организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. | Темы лэпбука могут стать: -интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца) -темы недели; -решение проблемных ситуаций; -литературные произведения; -интерес ребенка к конкретному виду деятельности; -мультипликационные герои. |
Родители обеспечивают поддержку: - организационную (экскурсии, походы) - техническую (фото, видео) - информационную (сбор информации для лэпбука) - мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе) | Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: - целеполагание (выбор темы) - разработка лэпбука (составление плана) - выполнение (практическая часть) - подведение итогов |
Использование Лэпбук можно использовать: - на уроке (если позволяет тема и время), - во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). - в качестве творческого домашнего задания. | Этапы работы над лэпбуком - Составление плана работы. - Определение темы - Составление плана - Составление макета - Создание элементов лэпбука - Оформление лэпбука - Презентация |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции семейного чтения как средство развития интереса ребёнка.
Есть одно удивительное чудо света, оно лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать об интересных событиях....
Презентация "Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету".
На примерах показано, как разнообразить уроки и сделать их интересными и поучительными....
Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету. Доклад на МО, учитель начальных классов, Рахимова Фарзана Фаритовна.
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя нач...
ЛЭПБУК - средство повышения познавательного интереса младших школьников.
ЛЭПБУК - средство повышения познавательного интереса младших школьников. ...
«Применение активных форм обучения на уроках как средство повышения познавательного интереса обучающихся»
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно ор...
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.
В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для появления у детей интереса к чтению....
Методы и формы организации деятельности учащихся, средства
В своей педагогической деятельности я применяю следующие современные образовательные технологии: элементы научно исследовательской работы ,проектная деятельность, информационно-коммуникационные технол...