Классный час "Холокост - память поколений"
методическая разработка (4 класс)
Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
holokost.docx | 42.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Костровская средняя общеобразовательная школа»
Стропицкой филиал
Рыльского района Курской области
Номинация: Методическая разработка
Классный час
«Холокост - память поколений»
Автор: Колоколова Людмила Владимировна
Место работы: Стропицкой филиал МБОУ
«Костровская СОШ» Рыльского района Курской области
Должность: учитель начальных классов
Категория: первая
2020 год
Цели:
Образовательная:
- ознакомление учащихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
-повышение информационной грамотности учащихся;
Воспитательная:
– продолжение работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию осознанной гражданской позиции;
-развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
- научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;
Развивающая:
– продолжение развития навыков монологической речи, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, колонки, презентация.
Ход мероприятия
На доске эпиграф.
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста.
Звучит музыка В. А. Моцарта «Реквием»
1 чтец: Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.
1 чтец: Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.
1 чтец: На промозглых парах железякой.
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь — пока была.
1 чтец: Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.
1 чтец: У меня мечта есть у живого:
В эти мне отпущенные дни
Вымолвить хоть слово, хоть полслова,
Но из тех, что унесли они.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами чтобы обсудить очень важную для нас, для всего общества проблему- проблему толерантности, терпимости людей друг к другу вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания и других этнических и культурных различий. Тема нашего разговора звучит так: «Холокост… Помнить или забыть?» (Слайд №1)
Вчитайтесь в слово ХО-ЛО-КО(ст). Какие ассоциации вызывает у вас это слово, что оно напоминает? (предложения учащихся).
- Да, оно напоминает славянское слово КОЛОКОЛ. И сразу на память приходят набатные колокола древнерусского Нижнего Новгорода, созывающие народ на вече для решения важных общенародных проблем, предупреждающие об опасности. Так о чём же говорит нам слово - колокол Холокост? Что же на самом деле скрывается под таким названием?
Перелистаем страницы книги «Холокост… Помнить или забыть?»
Звучит «Бухенвальдский набат»
Ученик 1: Слово ХОЛОКОСТ в переводе с греческого означает «сожженный целиком», в переводе с английского - всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. (Слайд №2)
Ученик 2: Это наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение значительной части еврейского населения Европы нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 годах.
Ученик 3: Употребляется в русском языке наряду с терминами Шоа и Катастрофа. Впервые использован в американской публицистике 1960-х как символ крематориев лагеря смерти Освенцим.
Ученик 4: А начиналось всё так. (Слайд №3)
Звучит немецкий марш
Учитель: После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит в Германии последовательную политику государственного антисемитизма
Согласно этой политике австрийцы и немцы были объявлены господствующими, чистокровными расами, остальные же - недочеловеками, годными лишь к обслуживанию арийцев, - славяне, либо к полному уничтожению, – цыгане, евреи и представители многих других национальностей.
Ученик 1: Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, евреи ими были объявлены главным врагом и, по их планам, этот народ подлежал полному уничтожению.
Ученик 2: В 1933 году был принят Декрет, определяющий статус «неарийца», который присвоили евреям. Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских и судебных учреждений, средств массовой информации, армии. Евреев вынуждали эмигрировать, т. е. уезжать из Германии, оставляя дома, имущество.
Учитель: Хотелось вам напомнить о школьнице Тане Савичевой, жительницы Ленинграда, которая вела дневник в страшные дни блокады. Вот несколько страничек этого дневника:
Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра 1941 год» (Жена – это сестра Тани)
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год»
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год» (Лёка – это брат Тани)
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год»
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 дня 1942 года»
«Мама, 13 мая в 7:30 утра 1942 год»
«Умерли все»
«Осталось одна Таня»
Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли…
До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, которая оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение трёх лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла от голода в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны. (Слайд № 4)
Дневник голландской девочки Анны Франк - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир. Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Вот как рассказывала 13-летняя Анна Франк в одном из своих дневников о геноциде евреев, жертвой которого стала её семья.
Звучит тихая музыка
Анна Франк
( в луче прожектора девочка сидит за столом, перед ней тетрадь, в руках - карандаш, пишет. На заднее плане - изображение высокого забитого крест - накрест окна.)
«Мы евреи, и поэтому нам пришлось в 1933 году эмигрировать в Голландию. После сорокового года жизнь пошла трудная. Сначала война, потом немецкая оккупация. И тут начались наши страдания. Вводились новые законы, одни строже другого, особенно плохо приходилось евреям.
Евреи должны были носить желтую звезду, сдать велосипеды, евреям запрещалось ездить в трамвае, не говоря уж об автомобилях. Покупки можно было делать только от трех до пяти в специальных еврейских лавках. После восьми вечера нельзя было выходить на улицу и даже сидеть в саду или на балконе. Нельзя было ходить в кино, в театр. Запрещалось заниматься плаванием, играть в хоккей или в теннис, - словом, спорт тоже был под запретом. Евреям нельзя было ходить в гости к христианам, еврейских детей перевели в еврейские школы. Ограничений становилось все больше и больше. Суббота, 20 июня 1942 года ».
Ученик 4: В 1938 году в загранпаспортах евреев появились дополнительные имена – Израиль и Сара, а позже и буква J ( от JUDE- еврей). Нацисты активно выталкивали граждан еврейской национальности из страны. Насильно были отправлены в Польшу 15 тысяч евреев. Не выдержав измывательства, сын одного из депортированных совершил покушение на немецкого дипломата в Париже. Спустя несколько дней, 10 ноября 1938 года, в Германии произойдет событие, потрясшее весь мир и вошедшее в историю как «Хрустальная ночь» (Слайд №5)
Звучит тихая музыка
Ученик 5: В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 96 евреев были убиты, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря. Многие улицы были буквально усыпаны осколками стёкол разрушенных еврейских домов и магазинов. Отсюда и название - Хрустальная ночь.
1 чтец: Дождик льет, протяжно плачет,
Блюз играет патефон.
Память никуда не спрячет
Ночи той хрустальный звон,
Где разбитые витрины,
Груда трупов, детский плач,
Вой толпы...оскал звериный
Демонстрирует палач!
2 чтец: Злоба и безумство массы.
Буйство! В восклицаньях речь!
Превосходство белой расы!
А Другим - Дорога в Печь!
Бей, насилуй, режь ничтожных!
Жги, безжалостно дави!
(Свой народ втравил безбожник,
Замарал в чужой крови!)
3 чтец: Этот грех впечатан в Лету!
Звон разбитого стекла
Нам напомнит век за веком
Ночь в осколках хрусталя!
Дождик льет, протяжно плачет,
Блюз играет патефон.
Память никуда не спрячет
Ночи той хрустальный звон! ( Валерий Агаронов «Хрустальный звон»)
Учитель: После захвата Польши в 1939 году на её территории создаются специальные еврейские кварталы (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Самое крупное гетто Европы находилось в Варшаве. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. Они приговорили к смерти 11 миллионов евреев из 33 европейских государств. И на территории Польши стали создаваться лагеря уничтожения, в которые в плановом порядке перевозились евреи из гетто. Слайд № 6
Из дневника Анны Франк (Слайд № 7)
Звучит тихая музыка
Анна Франк
« Январь.1943 год. Сегодня мы опять страшно расстроены, нельзя спокойно сидеть и работать. Происходит что-то ужасное. Днем и ночью несчастных людей увозят и не позволяют ничего брать с собой - только рюкзак и немного денег. Но и это у них тоже потом отнимают! Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей. Бывает, что дети приходят домой из школы, а родителей нет, или жена уйдет за покупками и возвращается к опечатанной двери - оказывается, всю семью увели! Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут - евреи, христиане, все народы, весь мир... А многие ждут смерти!»
Ученик 1: Дневник Анна вела до 1 августа1944 года. А в конце октября она вместе с сестрой Марго была депортирована в концентрационный лагерь Берген - Бельзен. Страшные антисанитарные условия лагеря привели к эпидемии тифа, от которого погибли тысячи заключенных, в том числе сестры Франк.
Ученик 2: Для уничтожения евреев на территории Польши создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них, с использованием газовых камер и крематориев, стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц- Биркенау, где погибло свыше 1 миллиона 100 тысяч евреев. Людей тысячами загоняли в газовые камеры, а затем избавлялись от тел, отправляя их в печи крематория. По свидетельству местных жителей, трубы этой фабрики смерти не переставали дымить ни на один день, засыпая пеплом все окрестности. Практичные немцы старались извлечь максимальную пользу даже здесь: перед убийством людей раздевали и разували, отнимали все вещи и даже остригали девочек и женщин с длинными густыми волосами.( Слайд № 8)
1 Чтец: Когда всех женщин из транспорта
Остригли,
Их волосы
Четыре работника
Замели липовыми вениками
И собрали в кучу.
За чистыми витринами
лежат неподвижно волосы
задушенных в газовых камерах.
В тех волосах шпильки
и костяные гребни…
2 Чтец: В огромных витринах
Клубятся сухие волосы
Задушенных
И серенькая
Косичка, мышиный хвостик,
С бантиком,
Которую дёргали в школе
Невежливые мальчишки. (Тадеуш Ружевич «Косичка»)
(звучит «Горе народное» в исполнении московского камерного хора)
Учитель: ( Слайд № 9)
В 1943 году Германия объявила себя «свободной от евреев». К этому же статусу приближались и другие страны Европы.
Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами продолжилось и после нападения Германии на Советский Союз. Любые акты сопротивления оккупантами в первые месяцы войны, объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи. Так под Киевом в Бабьем Яре 29-30 сентября 1941 было уничтожено несколько десятков тысяч евреев. Мир снова содрогнулся от ужаса.
1 чтец: Засыпал снег сегодня Бабий Яр.
Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают молча к миру,
чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
2 чтец: Там, где фашисты сваливали в ад
убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
погибших не вернут уже назад.
3 чтец: Но слёзы скорби нашей не напрасны.
Они, как мудрость, над душою властны:
они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
как будет страшен войн грядущих Молох,
что в гневе уничтожит людской род.
Учитель: В память о тех трагических событиях на месте гибели людей установлен монумент. Айнзацгруппы уничтожали всех евреев. Более 2 млн. евреев, проживавших на территории СССР, погибли от рук нацистов и их пособников. Казни зачастую проводились на глазах у мирного населения.
Геноцид евреев прекратился в 1945 году после разгрома гитлеровской армии. Печальные итоги антисемистской политики Германии- 6 миллионов погибших. Истреблено более 60 % еврейского населения Европы. Загубленных судеб пересчитать невозможно.
В память об евреях – жертвах нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд ва-Шем в Иерусалиме , открытый в 1953 году. В Яд ва - Шем собрана информация о евреях- жертвах нацизма в 1933 — 1945 годах. Его посещают ежегодно более миллиона человек.
( Слайд № 9)
Это дом - музей Анны Франк в Амстердаме, открытый в 1958 году.
( Слайд № 9)
Это Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне, открытый в 1994 году, памятники в Будапеште, Саласпилсе, Берлине.
Учитель: Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные…
-Можем ли мы с вами не допустить повторения Холокоста? Как вы думаете, нужно ли нам, живущим в 21-ом веке, помнить о горьких событиях века 20?
Учитель: Так о чём же предупреждает слово - колокол- Холокост?
(ответы: Чтобы счастливо жить в настоящем и будущем, нужно помнить об уроках прошлого. Во многих странах 10 ноября вспоминают о событиях Хрустальной ночи, чтобы не допустить её повторения. Мы должны выступать против любых проявлений расизма, чтобы не допустить нового Холокоста и т.д.).
-Прислушайтесь, дети! Сердцем прислушайтесь!
И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, крови, смерть женщин, детей, стариков, воинов… Они навсегда слились с многострадальной землей... Они любили жизнь, родину, они сгорели в печах крематориев, они замучены, растерзаны собаками, удавлены железными клещами голода, убиты пулей, зарыты заживо. Они хотели жить...
Пусть скорбь и печаль после услышанного сегодня обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!
Объявляется минута молчания
Учитель: Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.
Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.
Совершая действия, помни, что ты – Человек!
Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!
Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.
1 чтец: А крики невинно павших
Проносятся к нам сквозь года,
Смерть ни за что принявших…
Пусть с миром живет их душа.
2 чтец: Помолимся, чтобы зло
Навеки искоренилось.
Пускай миром правит добро,
Достоинство и справедливость.
3 чтец: О страшных издевательствах не смеем забывать,
Нам велено потомкам всю правду передать.
4 чтец: Я от души желаю всем, от сердца,
Чтоб доброты у вас была открыта дверца.
Ведь главное не кто ты, а какой —
Нам Богом передан завет такой.
Учитель: Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.
Список литературы
- Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд «Холокост», 2001.
- Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.: Текст, 2001.
- Захаров В., Кулишов В. В преддверии Катастрофы.– М.: Фонд «Ковчег», 2003.
- Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.
- КM./RU./ Мегаэнциклопедия.
- Lib. /ru. /|inproz/ Frank Anna /dnevnik / txt /
- Lib./ru ./| Современная литература./ Стихи о Холокосте.
- http://www.sgvavia.ru/forum/78-119-1
- www.holocf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концерт «Неугасима память поколений»
Сценарий общешкольного концерта, посвящённый дню Победы....
Педагогический, коллективный, годовой проект "Память поколений", посвящённый 70 ВОВ.
Данный проект, является коллективной, творческой работой педагогов нашей школы.Авторы проекта:Алимова Е. Н. - заместитель директора по ВР и руководитель хоровой студии "Домисолька",Двойносова Л....
Сценарий концерта "Неугасима память поколений"
Сценарий концерта, посвящённого дню Победы в Великой Отечественной войне....
Сценарий праздничного концерта "Неугасима память поколений"
Праздничный концерт "Неугасима память поколений", посвященный 70-летию Великой Победы...
Фестиваль "Память поколений" 2014г.
февраль 2014...
Проект "Память поколений"
Проект "Память поколений"...
классный час Память поколений
Сегодня мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы над фашистской Германией. 75 лет наша страна не видела ужасов войны. 75 лет наша земля не вздрагивает от взрывов снаря...