Конспект занятия: В мире сказок А.С. Пушкина
методическая разработка (3 класс)
- Продолжать знакомство с творчеством величайшего русского поэта А.С.Пушкина, развивать нравственные представления на основе произведений.
- Учить определять положительные и отрицательные черты характера героев сказок А.С.Пушкина. Формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе.
- Коррекционно-развивающие: а) развивать познавательные интересы; б) развивать эмоции воспитанников, культуру их проявления; в) развивать умение стилистически верно излагать свои мысли.
- Воспитывать у детей эстетический, художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_11.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: В мире сказок А.С.Пушкина
Задачи:
- Продолжать знакомство с творчеством величайшего русского поэта А.С.Пушкина, развивать нравственные представления на основе произведений.
- Учить определять положительные и отрицательные черты характера героев сказок А.С.Пушкина. Формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе.
- Коррекционно-развивающие: а) развивать познавательные интересы; б) развивать эмоции воспитанников, культуру их проявления; в) развивать умение стилистически верно излагать свои мысли.
- Воспитывать у детей эстетический, художественный вкус.
Оборудование:
Портрет, книги А.С.Пушкина, DVD- проигрыватель, фотография детей около к/т им. Пушкина, магнитная доска, набор определений положительных и отрицательных черт характера; карточки с именами героев сказок; открытки, иллюстрации, набор кубиков по сказкам А.С.Пушкина;
План проведения занятия:
- вступление
- викторина
- «литературный базар»
- Итог
Ход занятия:
Ребята, посмотрите на фотографию! Узнаете? Где вы сфотографированы? (у кинотеатра им. Пушкина). А кто это А.С.Пушкин? (ответы детей). Да, это величайший русский поэт. Он жил в 19 веке, более 200 лет назад, но люди помнят его произведения, чтут память о нем. В стихотворении уральского поэта А.Горской есть такие слова: «В жизни все просто и мудро. Улица Пушкина, доброе утро…»). Какие места в нашем городе связаны с именем А.С.Пушкина? (обобщить ответы детей).
- кинотеатр
- улица
- парк
- памятник
- библиотека
Сегодня у нас итоговое занятие по сказкам поэта. Вы слушали сказки, внимательно смотрели мультфильмы по этим произведениям, как называются эти сказки?
- «Сказка о царе Салтане, о могучем и славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»;
- «Сказка о золотом петушке»;
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
- «Сказка о попе и работнике его Балде»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
И отвечать вы будете речью правильной, неторопливой. « А как речь-то говорит, словно, реченька журчит». Кстати, про кого это говорится? (про царевну Лебедь).
Давайте разделимся на три команды. Каждая команда будет отвечать на вопросы викторины.
(Игра «Цепочка», дети делятся на три команды.)
Путешествие в волшебный мир сказок А.С.Пушкина начинается (просмотр записи «У Лукоморья»).
Викторина:
- Какими словами начинается сказка о царе Салтане?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»).
- Как в старину говорили о неописуемой красоте или чуде?
(«Вот уж диво,
Так уж диво»).
Чудо чудное, диво дивное: над морем, будто заря занимается, песок на пустынном берегу в розовый цвет окрасило, а волны морские словно закипели – вспенились и показались из них шлемы и золотые кольчуги.
Что за диво дивное перед нами? («В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»).
- Как выглядит царевна Лебедь?
(«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит»).
Что означают эти слова? (речь спокойная, плавная, неторопливая).
- О каких заморских чудесах рассказали корабельщики царю Салтану? (о белке, грызущей орешки, о 33 богатырях, о Царевне – Лебедь).
- «Старая и вредная, и совсем, не бедная,
Царя обманывала лихо, это….(баба Бабариха).
- Одна бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какую сказку А.С.Пушкина напоминают вам герои этой истории? («Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Сколько раз закидывал старик свой невод в море и что он вылавливал? (Три раза: «в первый раз пришел невод с одной тиной, в другой раз – с травою морскою, в третий раз – с одною рыбкой, с непростою рыбкой, золотою»).
- Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, изба, превращение в дворянку, в царицу).
Чем богаче и знатнее делает рыбка старуху, тем грязнее и страшнее становится она, тем злее угнетает старика.
- С чем в конце сказки остается жадная старуха? (с разбитым корытом).
За что понесла наказание старуха? (за жадность, грубость, алчность, высокомерие).
Сказка заканчивается справедливо, но безотрадно.
Вопрос для всех:
Какие черты характера есть:
- у рыбака? (жалость, трусость, безволие);
-у старухи? (грубость, жестокость, жадность);
-у рыбки? (исполнительница желаний).
(Подчеркнутые названия черт характера здесь и далее в ходе занятия дети разделяют на положительные и отрицательные и вывешивают на фланелеграфе с левой и правой сторон).
10.Одна высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства. Выследив, она отравляет девушку. Умершую девушку помещают в гроб, но впоследствии она оживает. О какой сказке А.С.Пушкина говорится? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях).
11. Какими словами обращалась царица к волшебному зеркалу?
(«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи…»).
12. Чей это словесный портрет?
«Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива» (царица – мачеха).
13. Какими чертами характера обладала царица?
(коварство, ревность, высокомерие).
14. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (к солнцу, ветру, месяцу).
С какими словами королевич Елисей обратился к ветру?
(«Ветер, ветер, ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч»).
15. «Работает за семерых. До светла все у него пляшет
Лошадь запряжет. Полосу вспашет.
Печь затопит, все заготовит, закупит.
Яичко испечет, да сам и облупит» (Балда).
16. Что ел Балда в поповом доме и на чем спал?
(вареную полбу, спал на соломе).
17. Как относятся к Балде семья попа?
(Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его «тятей».
Кашу сварит, нянчится с дитятей).
18. Какими чертами характера обладает Балда?
(трудолюбие, чувство юмора, заботливость, ловкость).
Литературный базар
Раздать детям карточки с именами героев сказок А.С.Пушкина.
Задание детям: найти других героев из одноименной сказки и вместе выполнить одно из пяти заданий по сказкам.
Задание 1.
Сценка из «Сказки о царе Салтане». Диалог царевны – Лебедь и князя Гвидона.
Вопросы:
- Почему князь Гвидон грустил? (У него было огромное желание увидеть своего отца).
- Почему царевна – Лебедь исполняла все желания Гвидона? (князь Гвидон спас царевну от злого коршуна).
- Каким вы представляете себе:
- князя Гвидона?(мужественным, уважительным, терпеливым, смелым);
- царя Салтана? (доверчивый, нерешительный, умение прощать);
- царевна – Лебедь? (воспитанная, благодарная, вежливая, есть чувство собственного достоинства).
И тоска князя Гвидона от разлуки с отцом разрешается встречей, узнаванием, семейным счастьем. Все счастливы: и добрые, и злые.
Задание 2.
Из набора открыток «На неведомых дорожках» найти открытки с изображением « Сказки о попе и работнике его Балде».
Задание 3.
Разложить открытки в порядке последовательности изложения «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».
« И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись, извинилась».
Откуда эта цитата? О какой царевне идет речь? По каким признакам богатыри узнали царевну? Какими словами могла бы царевна выразить извинения, отказ?
Какими чертами характера обладает:
- царевна? (воспитанность, верность, трудолюбие, умение любить, уважительность, заботливость).
- богатыри? (смелость, умение работать в коллективе);
- королевич Елисей? (целеустремленность, благородство).
Это сказка о коварстве и вероломстве, о дружбе и товариществе, о любви и верности, о смерти и оживлении.
Задание 4.
Собрать из кубиков картинку из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Задание 5.
Из какой сказки эти герои? К данным иллюстрациям найти текст из «Сказки о золотом петушке».
Итак, наш литературный базар заканчивается.
«Сказка – ложь,
Да в ней намек.
Добрым молодцам – урок».
Что означают эти слова? Что за урок? Чему учат нас сказки А.С.Пушкина? (видеть добро и зло, сопереживать героям, находить положительные и отрицательные качества).
Действительно, всеми этими качествами обладают герои сказок. Но ими наделены и люди, окружающие нас, мы с вами, каждый из нас. Качества, которые мы проявляем, наиболее часто становятся чертами нашего характера.
Вот эти положительные черты характера, которые нужно закладывать в наш жизненный «чугунок», чтобы получилось вкусное, хорошее «варево», т.е. сформировался характер.
ИТОГ:
Наше занятие подходит к концу. Читайте больше сказок, любите читать книги. Учитесь видеть в них добро и зло, положительные и отрицательные стороны героев. Из поколения в поколение родители читают эти сказки своим детям. Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы с удовольствием будете читать произведения А.С.Пушкина себе и своим детям.
Используемая литература:
- Сборник «Сказки Пушкина». Москва 2015г.
- «Загадки по сказкам А.С.Пушкина». Москва. 2013г.
- «Это Пушкин: лирика». А.Б. Горская под редакцией Т.А.Лебедева. Челябинск 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "В мире сказок А.С. Пушкина"
Игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3-4 классов. Викторина на знания сказок поэта....
конспект занятия "В мире задач"
Решать задачи – это здорово, Неинтересен урок без задач. Задачи заставляют думать, Анализировать и рассуждать. Будем задачи сегодня решать. Складывать, делить, вычитать, умнож...
Внеклассное занятие "В мире сказок и чудес"
Разработка внеклассного мероприятия по сказкам для обучающихся 1 классов. Разработана в соответствии с ФГОС....
конспект логопедического занятия "В мире сказок"
Логопедическое занятие направлено на закрепление и развитие навыков осознанного чтения текста через работу с деформированным текстом...
Презентация к логопедическому занятию "В мире сказок". Работа с деформированным текстом.
Представленный материал - наглядность к логопедическому занятию по закреплению и развитию навыков языкового анализа....
Конспект викторины "По страницам сказок А. С. Пушкина"
Викторина направлена на закрепление знаний о творчестве писателя....
Конспект урока "В мире сказок. «Колобок» 1 класс
В мире сказок. «Колобок» 1 класс...