Классный час "День неизвестного солдата"
классный час (3 класс)
Классный час способствует раскрытию важности подвига по защите Родины для каждого человека.
Расширяет и углубляет знания учащихся об истории ВОВ, способствует умению сопереживать другим людям.
Побуждает уважительно относиться к подвигу наших солдат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
День неизвестного солдата | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок памяти «День неизвестного солдата»
Цели:
Формирование чувства патриотизма, уважения к ветеранам ВОВ, к истории своей страны.
Задачи:
Образовательные:
Показать важность подвига по защите Родины для каждого человека.
Расширение и углубление знаний учащихся об истории ВОВ, способность сопереживать другим людям.
Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат.
Развивающие:
Развивать у детей воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного.
Развитие памяти, внимания, речь, мышление.
Воспитательные:
Воспитание активной гражданской и патриотической позиции учащихся.
Воспитание коллективизма и толерантности.
Форма проведения: урок памяти.
Оформление: презентация, выставка книг, выставка рисунков.
Ход урока:
Учитель - политический обозреватель
На наш урок памяти приглашены гости: учителя, представители школьной администрации, обучающиеся. Наши ребята выступят сегодня не в роли учеников. Они будут представителями разных профессий. Это журналист, филолог, краевед, историк, математик, библиотекарь, скульптор и художник. Учитель – политический обозреватель. После торжественной части вам, ребята, будет предложена викторина. Чтобы справиться с этой работой, надо внимательно слушать наши выступления. (1 слайд)
Ученик - филолог
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
Мы очень счастливые люди. Мы не знаем ужасов войны. Война - это страшно, это кровь, муки, смерть. И через все это прошли наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки. Каждый восьмой житель нашей страны погиб в Великой Отечественной Войне. В местах, где проходили боевые действия, находится большое количество могил советских воинов, на которых установлены памятники Неизвестному солдату. И эти места священны для нашего народа.
Ученик - библиотекарь (2 слайд)
В нашей стране в каждой области, в каждом крае изданы « Книги памяти» с именами солдат, воевавших с фашистскими захватчиками. Есть такая книга и в Магнитогорске.
Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив фамилий огромного числа советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано — «пропал без вести». Далеко не у всех тех, кто числится убитым, указано место захоронения. Эти бойцы и командиры Советской Армии так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках, а порой и под открытым небом. В полях, лесах и болотах России до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне. Сейчас лишь очень немногим воинам, чьи останки находят поисковики, удаётся вернуть имена. Остальные так и остаются «Неизвестными солдатами» той далёкой и страшной войны.
Этой книге не нужен сюжет.
Эту книгу писала война.
В этой книге не спрятан секрет.
В этой книге живут имена…
Этой книге не будет конца,
В ней покоятся доблесть и честь.
В этой книге не бьются сердца,
Эту книгу ты должен прочесть!
Ученик - журналист (3 слайд)
По всей России, где шли бои с фашистами, находят могилы неизвестных солдат. Они в поле, в лесу, в маленьких хуторах и в больших населенных пунктах. Впоследствии на месте некоторых захоронений появились скромные обелиски. Эдуард Асадов написал стихотворение
Могила Неизвестного солдата
Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то
Сапёрными лопатами солдат.
Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.
Кто был в боях и знает край передний,
Кто на войне товарища терял,
Тот боль и ярость полностью познал,
Когда копал «окоп» ему последний.
За маршем – марш, за боем – новый бой!
Когда же было строить обелиски?!
Доска да карандашные огрызки,
Ведь вот и все, что было под рукой!
Последний "послужной листок" солдата:
"Иван Фомин", и больше ничего.
А чуть пониже две коротких даты
Рождения и гибели его.
Но две недели ливневых дождей,
И остается только темно-серый
Кусок промокшей, вздувшейся фанеры,
И никакой фамилии на ней.
За сотни вёрст сражаются ребята.
А здесь, от речки в двадцати шагах,
Зеленый холмик в полевых цветах –
Могила Неизвестного солдата...
Учитель - политический обозреватель (4 слайд)
Интересно: Эдуард Асадов в 18 лет ушёл добровольцем на фронт. В 1944 году в боях за Севастополь получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную полумаску на лице. Будучи инвалидом, слепым, он окончил литературный институт и стал известным писателем и поэтом. Он написал много произведений о войне, о любви, о чести. Мы поговорим с библиотекарем школы, и вы в кружке «Живое слово» шире познакомитесь с биографией и творчеством Э.Асадова.
Ученик - историк (5 слайд)
А почему решено было отмечать эту памятную дату 3 декабря?
3 декабря 1941 года произошёл первый крупный разгром немецких войск под Москвой. Этот разгром стал переломным моментом в войне. Наша Армия перешла в наступление. Через 25 лет - 3 декабря 1966 года прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы и торжественно захоронен в Александровском саду в Москве. А ещё через полгода 8 мая 1967 года на месте захоронения открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата».
Ученик - архитектор (6 слайд)
Мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» в Москве создан по проекту архитекторов Бурдина, Климова, Рабаева и скульптора Томского. А также был зажжён Вечный огонь.
На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени. В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». У Могилы Неизвестного солдата выставлен ПОСТ №1. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час.
Учитель - политический обозреватель (7 слайд)
В октябре 2014 года Государственная дума РФ объявила 3 декабря памятной датой России — Днём неизвестного солдата. Дата установлена в честь памяти обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны неизвестных солдатах. В этот день россияне вспоминают и чтут воинскую доблесть, бессмертный подвиг российских и советских солдат, которые пали во время боевых действий в России и за ее пределами, и чьи имена так и остались неизвестными.
А ещё неизвестному солдату созданы мемориалы и памятники в других городах-героях.
Ученик - скульптор (8 слайд)
Во всем мире памятники погибшим на войне устанавливают для того, чтобы люди помнили, за что воины отдали свою жизнь. После Первой мировой войны - образовалась традиция создавать памятники неизвестному солдату. Обычно они устанавливаются на месте захоронения. Так потомки выражают свою благодарность и уважение воинам, погибшим в боях.
Монумент «Родина-Мать» на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге (скульпторы В.Исаева и К.Таурит)
Памятник «Скорбящая Мать» в Смоленске (9 слайд)
(скульптор А.Сергеев)
Главный монумент «Мужество» мемориального комплекса «Брестская крепость – герой» (10 слайд)
Памятник-ансамбль «Мамаев Курган» в Волгограде (11 слайд)
В нашем городе Магнитогорске, чтобы почтить неизвестных солдат, люди идут к монументу «Тыл фронту». Скульптор - Л.Головницкий, архитектор – Я.Белопольский. (12 слайд)
Все эти памятники, конечно же, очень разные на вид, но созданы с единой целью - почтить память погибших солдат, которые не были или не могли быть опознаны.
Ученик - математик
А задумывались ли вы, сколько неизвестных солдат полегло в ВОВ?
Официальная справка (на доске):
22 июня 1941 года немецкие захватчики напали на нашу страну. В течение четырех лет войны погибло 27 млн. человек.
Безвозвратные потери Красной (Советской) Армии составили 11 944 100 военнослужащих, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести 4 559 000 солдат и офицеров.
Неизвестный солдат (13 слайд)
Юрий Коринец
Ярко звёзды горят,
И в Кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Неизвестный солдат –
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернется назад.
Ярко звёзды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля,
А могила ему –
Вся земля, вся земля.
Учитель - политический обозреватель
Почти в каждую семью пришла беда, погиб или отец, или сын, или дочь, или дед. Мне повезло – оба мои деда вернулись с войны. Только один пришёл с пулей под сердцем, а другой без руки. А вот о трагедии своей семьи нам расскажет классный руководитель 3-Б класса. (14 слайд)
«Своего дедушку я видела только на единственной фотографии. Бабушка рассказывала, что он был замечательным человеком, показывала и читала его письма с фронта. Показывала и извещение «Пропал без вести». Где похоронен, наша семья не знает. Это очень больно, когда не можешь проведать могилу. Вместе с бабушкой и мамой я ходила к обелиску, который находился в центре нашего села. На нём не было ни единой фамилии, но этот памятник был для людей родной. Сельские жители ухаживали за ним. Бабушка надеялась, что, возможно, где-то далеко, где покоится дедушка, кто-то также ухаживает.
9 мая всё село собиралось почтить память павших героев. Помню: плакали люди. Это были материнские слезы, слезы несбывшихся надежд, слезы благодарности.
Ученик – краевед (15 слайд)
И всё же победу ковали не только солдаты, но и огромное количество тружеников тыла. Мы живём в городе Улан-Удэ. Я расскажу о вкладе людей , работавших на мясокомбинате, в годы войны, помогавшим приблизить победу над фашистами.
авиазавод, ЛВРЗ
Ученик - художник-иллюстратор
Я организовал выставку лучших рисунков к этой дате. После урока памяти предлагаю посмотреть её нашим гостям.
Также вместе с библиотекарем выставку книг о войне. В этих книгах вы прочитаете о подвигах наших солдат.
Учитель - политический обозреватель
Домашним заданием было написать «Письмо Неизвестному солдату» в прошлое. Сочинения получились замечательные. Прочитать все сейчас мы не сможем, для этого надо время. Но мы решили обменяться сочинениями с параллельными , чтобы вы смогли прочитать эти письма. Я зачитаю лишь несколько отрывков из писем.
«Дорогой неизвестный солдат! Спасибо за то, что ты спас нашу Родину от вражеских сил! Я хоть и не могу подойти к тебе сказать «спасибо», но я сейчас говорю тебе СПАСИБО!»
«Здравствуй, неизвестный солдат! Спасибо, что защитил нас! Мы тебе очень благодарны! Спасибо за Победу! Вы дали нам жизнь, счастье, добро!»
«Неизвестный солдат, пишет тебе Алиса. Спасибо огромное за то, что мы живём в мирное время! Спасибо за чистое небо над головой! Спасибо за то, что есть я! Снова и снова говорю я «Спасибо за весь наш огромный мир»! За то, что мы все живы! Я верю, что о тебе будут помнить все! …»
«Здравствуй, солдат! Спасибо за мужество, силу и стойкость! Спасибо за Победу! Спасибо за то, что сейчас мы живём в мире, можем учиться и играть с друзьями! За твой подвиг СПАСИБО!»
А сейчас предлагаем вам, ребята, поработать группами, ответить на вопросы викторины на листках. Затем проведём проверку с ответами на экране.
Чтобы взрослые гости не скучали, мы им тоже предлагаем объединиться по 2-3 человека и ответить на вопросы викторины о ВОВ для взрослых.
Проверка (16-25 слайды)
Во время Великой Отечественной войны погибло много солдат, и имена многих из них до сих пор не установлены. Несмотря на то, что работают поисковые отряды, 70 лет мы находим незахороненных солдат. День Неизвестного солдата нужен в память тех, кто не вернулся с войны и про кого мы даже не знаем. Помимо Великой Отечественной было много войн. Наши солдаты гибли во Вьетнаме, Афганистане, Кубе, Анголе и Сирии, были и другие войны. Целые корпуса солдат пропадали. И надо помнить о них!!!
Предлагаю почтить неизвестных солдат Минутой Молчания. Прошу встать!
(26-27 слайд)
Ученик - художник-иллюстратор
Давай с тобой сохраним этот мир!
И пусть каждый знает, кто победил!
В той страшной, жестокой Великой войне.
За мир и любовь в нашей стране.
Они отстояли, они всё смогли!
А ты, милый друг, теперь сохрани!
Сохрани этот мир! Сохрани ты на век!
Сохрани, ты слышишь меня, человек?!
Сохрани этот мир для себя, для родных!
Не забудь никогда побед ты таких!
Рефлексия. Учитель - политический обозреватель
Давно отгремела ВОВ, но сколько бы ни минуло лет, сколько бы не сменилось поколений, мы должны помнить ее грозное героическое время, мы должны помнить и чтить ее героев.
Как вы считаете, что мы с вами можем сделать для тех неизвестных героев, кто погиб, защищая будущие поколения, саму жизнь?
Варианты ответов детей:
«Мы должны чтить память погибших неизвестных героев»,
«Мы постараемся быть достойными потомками того великого поколения и передать светлую память о героях нашим детям и внукам».
____________________________________________________________________________
11 944 100
________________________________________________________________________________________________________
6 885 000
4 559 000
___________________________________________________________________________________________________________
Имя твоё неизвестно,
_________________________________________
подвиг твой бессмертен.
________________________________________
Викторина «Далёкая, но не забытая Великая Отечественная война»
(для взрослых гостей)
Назовите звериное имя немецкого танка «T-V» _______________________________
Самое знаменитое письмо с фронтов ВОВ – это… Кто его автор? ______________________________________________________
Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев? ______________________________________________________
Как зовут солдата памятник, которому стоит в Болгарии? ______________________
Сама высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания войны. Как? ___________________________________________
Какой город защищали герои-панфиловцы? __________________________________
Чей голос звучал по всесоюзному радио, оповещая о начале ВОВ? _______________
За что вручали самую известную медаль ВОВ? _______________________________
Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ? ___________________________________
Команда «Воздух» времён ВОВ означала именно это. Что?
______________________________________________________
Во время ВОВ колонна немцев все же смогла пройти по улицам Москвы. Что это была за колонна? ________________________________________________________
По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда?________________________________________
Кем во время ВОВ был Михаил Калашников, конструктор автоматического стрелкового оружия? ___________________________________
В ходе, какой битвы ВОВ шли бои за Мамаев Курган? _______________________
Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
______________________________________________________
Кто из полководцев подписал акт о капитуляции Германии?____________________
За три недели до вторжения фашистов в нашу страну советский разведчик передал в Москву, что война начнется 22 июня. Кто был этим разведчиком?
______________________________________________________
Как назывался план вторжения в СССР?
______________________________________________________
Ответы
«Пантера»
«Жди меня…» К. Симонов
Ленинград
Алёша
Пик Победы
Москва
Левитан
За отвагу
Брестская крепость
Тревога, появился вражеский самолет!
Колонна военнопленных немцев
Ладожское озеро
Командир танка
Сталинградская
Иосиф Сталин
Жуков Г. К.
Рихард Зорге
План «Барбаросса»
Викторина «Далёкая, но не забытая Великая Отечественная война»
(для обучающихся)
Когда началась Великая Отечественная война? _____________________________________________________________Кто напал на нашу страну в 1941 году? ________________________________________________________Сколько времени продолжалась Великая Отечественная война? _____________________________________________________________
Какая традиция образовалась после войны? _____________________________________________________________Что произошло 3 декабря 1941 года? _____________________________________________________________Что произошло 3 декабря 1966 года (через 25 лет)? ____________________________________________________________________
Как называется мемориал в Александровском саду? _____________________________________________________________Какая надпись на Могиле Неизвестного солдата? ____________________________________________________________________
Какая новая памятная дата установлена с 2014 года? _____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час ко Дню Неизвестного солдата.
Классный час посвящен новому празднику....
Классный час ко Дню неизвестного солдата
24 октября Государственная дума приняла законопроект об установлении в России 3 декабря новой памятной даты — Дня неизвестного солдата, как память о российских и советских воинах, погибших в боевых де...
Классный час "День Неизвестного солдата"
Классный час "День Неизвестного солдата"...
Классный час "3 декабря-День Неизвестного солдата" ( 3-4 класс)
Во всем мире памятники погибшим на войне устанавливают для того, чтобы люди помнили, за что воины отдали свою жизнь. Могилы солдат часто бывают безымянными, и раньше к ним не приходили почтить их памя...
Классный час "Письмо неизвестному солдату"
3 декабря 2014 года мы впервые отмечали День Неизвестного солдата. В рамках празднования этого события в школе были проведены различные мероприятия. В нашем ...
Презентация к классному часу "День неизвестного солдата"
Данная призентация знакомит ребя с памятниками неизвестному солдату по всему миру...
классный час Неизвестный солдат
разработка классного часа, посвященного Дню Неизвестного солдата 4 декабря...