Урок в 4 классе по изучению курса: «Основы религиозных культур и светской этики»
учебно-методический материал (4 класс)
Тема: «Добродетели и пороки»
Цель урока: формирование мотивации младших школьников к осмыслению сущности нравственных понятий.
Задачи:
-формирование представлений у младших школьников о понятиях добродетель и порок.
-организация диалога, творческой деятельности учащихся индивидуально и в группах.
-организация работы учащихся с разными источниками информации
-организация анализа учащимися различных художественных текстов по выявленной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_dzugaeva_z.g.docx | 146.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе по изучению курса:
«Основы религиозных культур и светской этики»
Тема: «Добродетели и пороки»
Срок реализации: 1 урок
Возраст детей: 10-11 лет
Разработчик:
Дзугаева З.Г. учитель начальных классов
г. Грозный
Грозненская епархия
2021г
Тема: «Добродетели и пороки»
Цель урока: формирование мотивации младших школьников к осмыслению сущности нравственных понятий.
Задачи:
-формирование представлений у младших школьников о понятиях добродетель и порок.
-организация диалога, творческой деятельности учащихся индивидуально и в группах.
-организация работы учащихся с разными источниками информации
-организация анализа учащимися различных художественных текстов по выявленной проблеме.
Планируемые результаты.
Личностные умения:
- Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
- Проявлять творческое отношение к процессу обучения.
- Оценивать собственное отношение к изучаемой теме.
- Устанавливать границы знания и «незнания»; соблюдение морально-этических норм.
Метапредметные.
Познавательные умения:
- Применять методы информационного поиска.
- Проводить анализ определений и текстов при знакомстве с основными определениями по теме.
Регулятивные умения:
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
- Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.
Коммуникативные умения:
- Слушать и вступать в диалог.
- Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
- Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
- Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Предметные умения:
- Усвоение новых понятий.
- Работать с разными источниками информации; выполнять логические операции: классифицировать, анализировать, устанавливать аналогии.
Этапы и ход урока.
1. Подготовительный этап.
1.1Актуализация темы урока для детей.
Чтение притчи (Древней китайской истории)
«Добро без ума»
Когда-то жил император, который любил птиц.
Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей.
Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек.
Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? – спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом.
Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.
1.2. Работа над смыслом текста притчи.
Проблематизация.
-Как вам открылся смысл притчи?
-Какие чувства вы испытали?
-Вспомните тему прошлого урока?
-Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, не подумав перед этим о возможных негативных последствиях вашего поступка? Расскажите о своих ощущениях после этого.
2.Основной этап.
Выход на тему урока.
А можно ли сказать, что добро и зло в мире существовало всегда?
Важно то, как человек к нему относится.
2.2. Открытие нового знания.
Целеполагание.
-Какова тема нашего урока?
-«Добродетели и пороки»
-Можете ли вы сказать, что нам уже известно по теме?…
-А что нам необходимо узнать про новые понятия добродетель и порок?
-Для чего мы будем это делать?
Планирование.
-Что бы вам хотелось узнать по теме сегодняшнего урока?
-Что нам для этого необходимо?
Самостоятельная работа над понятием. Запись в тетради
- Как вы думаете, что такое добродетель?
- Напишите об этом понятии короткую фразу, дайте своё определение.
( Дети могут зачитать по желанию свои определения).
- А где мы можем узнать мнение других людей о том, что такое добродетель?
Чтение определения из учебника. Работа со словарём. Сопоставление данных в источниках определений со своим собственным.
-Совпало ли ваше понимание с мнением разных авторов?
Что такое Добродетель?
Добродетель – это поступки, направленные на добро.
Добродетель- стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.
Добродетель – это положительные качества человека.
- Можно ли сказать, что добродетельный человек, это человек делающий добро?
Что такое порок?
Порок - это действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.
- Аристотель считал, что добродетель – это способность во всём поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.
На доске (или слайде) делается запись
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в таблице (работа в группах):
? | ? | ? | ||
| _______ не замечает чужой жадности, а жадный рассказывает о своей ____. (К. Мелихан) ______ человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. (Аристотель) | Бережливость не хочет ничего расходовать по-пустому, ______ вовсе ничего не хочет расходовать. (Леон Сэй) ______ есть источник всего зла. (Лат. посл.) _________ платит дважды. |
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах):
? | ? | ? |
Я почему ____ был? Потому что у меня велосипеда не было! | Ребята, давайте жить ______! | Образ шакала в сказке «Маугли» |
После обсуждения на доске (или слайде) делается запись:
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:
- А нужно ли за дружелюбие давать награду? (Обсуждение Ордена Дружбы – одной из наград РФ).
Орден Дружбы | Награды Российской Федерации Орденом Дружбы награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие трудовые достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную деятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении культур наций и народностей, укреплении мира и дружественных отношений между государствами. |
Работа в группах.
-Давайте вспомним правила работы в группе.
-Подберите, пожалуйста, слова, которые будут относиться к слову добродетель.
-Какая добродетель на ваш взгляд будет самой главной?
-Обоснуйте свою точку зрения.
-Предлагаются ряды слов на слайде, необходимо выбрать самую главную добродетель.
Добродетель Любовь Смирение Послушание Сопереживание Честность Милосердие Кротость Верность Совестливость Ответственность Бескорыстие Трудолюбие | Порок Ненависть Злость Гордыня(самомнение) Прекословие Равнодушие Лживость Упрямство Бессердечность Уныние Жестокость Зависть Лень |
Что лежит в основе всех этих качеств?
- ДОБРО, ЛЮБОВЬ отсюда и название – ДОБРОДЕТЕЛИ.
А теперь с правой стороны вашего напишите слова с противоположным смыслом, это будут ПОРОКИ – отрицательные качества человека.
Игра «Колечко дружелюбия»
Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.
Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.
После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка в круге, и игра продолжается.
3. Закрепление изученного материала.
3.1.Чтение текста из хрестоматии К.Д. Ушинского «Лошадь и осёл».
Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, - сказал осёл, - возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.
- Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.
Работа по содержанию.
- Ребята, каким пороком страдала молодая и сильная лошадь? Правильно, гордыней. Она любила только себя, и поэтому ей не было дела до тяжести груза и страданий какого-то там замухрышки-ослика. Ни сострадания, ни соучастия, ни милосердия не было в ней. Только когда всю ношу с бедного погибшего ослик погрузили на ее гордую спину, она все поняла, да и то, из жалости к себе, ругая в конце рассказа свою глупость и недальновидность.
-Можно ли сделать вывод о том, что гордыня - один из самых страшных пороков?
3.2.Чтение сказки «Семь дочерей» (В.А. Сухомлинский).
«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Вопросы по содержанию текста:
- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
3.3. Обращение к личному опыту детей.
- Часто ли в жизни мы бываем невнимательны к собственным матерям?
- Как вы думаете, а в жизни бывают ситуации, в которых люди себя проявляют по-разному?
-От чего это зависит?
- Как поступают люди в той или иной ситуации?
Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий. Доброжелание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.
4.Рефлексия урока.
Закончите фразу
Выберите для себя самый важный из всех вопрос и постарайтесь на него ответить.
-Над чем необходимо работать каждому из нас?
-К чему нужно стремиться?
-Какая главная награда для нас всех за работу на уроке?
-С какими трудностями вы встретились на уроке?
-Что для вас было самым ценным и главным?
Сегодня у нас с вами была сложная тема, вы дома с членами семьи поговорите на понимание понятий «добродетель» и «порок», а что будет непонятно, мы попытаемся все вместе разобраться на следующем уроке.
Домашнее задание:
- Вспомните, какие герои сказок отличались добродетелями. Какие именно это были добродетели? Вам в помощь таблица.
- Нарисуйте рисунок, который будет называться «Самая главная добродетель».
Спасибо за урок! Благодарю вас!
А я хочу всем вам подарить листочек с одной фразой, которая может изменить вас, поможет вам стать добродетельными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных ценностей при изучении курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Педагогический опыт по ОРКСЭ....
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики». Родительское собрание
Презентация подготовлена для показа на родительском собрании...
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Презентация проведения родительского собрания...
Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"
Вопросы духовно – нравственного воспитания детей являются одной из ключевых проблем, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В сегодняшнем мире ребёнок получает огромный поток...
Доклад "Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"
Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курс...
Развитие информационной компетентности в рамках изучения курса Основы религиозных культур и светской этики
Развитие информационной компетентности в рамках изучения курса Основы религиозных культур и светской этики...
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...