Урок в 4 классе по изучению курса: «Основы религиозных культур и светской этики»
учебно-методический материал (4 класс)

Тема: «Добродетели и пороки»

 

Цель урока: формирование мотивации младших школьников к осмыслению сущности нравственных понятий.

Задачи:

-формирование представлений у младших школьников о понятиях добродетель и порок.

-организация диалога, творческой деятельности учащихся индивидуально и в группах. 

-организация работы учащихся с разными источниками информации

-организация анализа учащимися различных художественных текстов по выявленной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_dzugaeva_z.g.docx146.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе по изучению курса:

«Основы религиозных культур и светской этики»

Тема: «Добродетели и пороки»

Срок реализации: 1 урок

Возраст детей: 10-11 лет

Разработчик:

Дзугаева З.Г. учитель начальных классов

г. Грозный

Грозненская епархия

2021г

Тема: «Добродетели и пороки»

Цель урока: формирование мотивации младших школьников к осмыслению сущности нравственных понятий.

Задачи:

-формирование представлений у младших школьников о понятиях добродетель и порок.

-организация диалога, творческой деятельности учащихся индивидуально и в группах.  

-организация работы учащихся с разными источниками информации

-организация анализа учащимися различных художественных текстов по выявленной проблеме.

Планируемые результаты.

Личностные умения:

  1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
  2. Проявлять творческое отношение к процессу обучения.
  3. Оценивать собственное отношение к изучаемой теме.
  4. Устанавливать границы знания и «незнания»; соблюдение морально-этических норм.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  1. Применять методы информационного поиска.
  2. Проводить анализ определений и текстов при знакомстве с основными определениями по теме.

Регулятивные умения:

  1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
  2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  1. Слушать и вступать в диалог.
  2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
  3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
  4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Предметные умения:

  1. Усвоение новых понятий.
  2.  Работать с разными источниками информации; выполнять логические операции: классифицировать, анализировать, устанавливать аналогии.

 

Этапы и ход урока.

1. Подготовительный этап.

1.1Актуализация темы урока для детей. 

Чтение притчи (Древней китайской истории)

        «Добро без ума»

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

        Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей.

 Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

        Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

        Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек.

Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? – спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, - признался император.

        Тогда мудрец сказал:

 - У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше.

- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом.

Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.

1.2. Работа  над  смыслом текста притчи.

Проблематизация.

-Как вам открылся смысл  притчи?

-Какие чувства вы испытали?

-Вспомните тему прошлого урока?

-Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, не подумав перед этим о возможных негативных последствиях вашего поступка? Расскажите о своих ощущениях после этого.

2.Основной этап.

Выход на тему урока.

А можно ли сказать, что добро и зло в мире существовало всегда?

 Важно то, как человек к нему относится.

2.2. Открытие нового  знания.

Целеполагание.

-Какова тема нашего урока?

-«Добродетели и пороки»

-Можете ли вы сказать, что нам уже известно по теме?…

-А что нам необходимо узнать   про новые понятия добродетель  и порок?

-Для чего мы будем это делать?

Планирование.

-Что бы вам хотелось узнать по теме сегодняшнего урока?

-Что нам для этого необходимо?

Самостоятельная работа над понятием. Запись в тетради

 - Как вы думаете, что такое  добродетель?

- Напишите об этом понятии короткую фразу,  дайте своё определение.                      

 ( Дети могут зачитать по желанию свои определения).

 - А где мы можем узнать мнение других людей о том, что такое добродетель?

Чтение определения из учебника. Работа со словарём. Сопоставление данных в источниках определений со своим собственным.

-Совпало ли ваше понимание с мнением разных авторов?

Что такое Добродетель?

Добродетель – это поступки, направленные на добро.

Добродетель- стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

         Добродетель – это положительные качества человека.

- Можно ли сказать, что добродетельный человек, это человек делающий добро?

Что такое порок?

 Порок - это действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.

- Аристотель считал, что добродетель – это способность во всём поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.

На доске (или слайде) делается запись

Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:

Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в таблице (работа в группах):

?

?

?

Не будь ______, не будешь нуждаться (Вальтер Скотт)

Поток богатства теряется в песках_________ (Буаст Пьер)

_______ не замечает чужой жадности, а жадный рассказывает о своей ____. (К. Мелихан)

______ человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. (Аристотель)

Бережливость не хочет ничего расходовать по-пустому, ______ вовсе ничего не хочет расходовать. (Леон Сэй)

______ есть источник всего зла. (Лат. посл.)

_________ платит дважды.

       

Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах):

?

?

?

Картинка 69 из 11322

http://img.66.ru/image/f4c6e670e3977f4dda8994520412001b/47dd6289/0/18/69/186975_normal_700.jpg?1316419973

Картинка 49 из 102

Я почему ____ был? Потому что у меня велосипеда не было!

Ребята, давайте жить ______!

Образ шакала в сказке «Маугли»

После обсуждения на доске (или слайде) делается запись:

Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:

-  А нужно ли за дружелюбие давать награду? (Обсуждение Ордена Дружбы – одной из наград РФ).

Орден Дружбы

http://onagradah.ru/wp-content/images/db001/pic_332.png

Награды Российской Федерации

Орденом Дружбы награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие трудовые достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную деятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении культур наций и народностей, укреплении мира и дружественных отношений между государствами.

Работа в группах.

 -Давайте вспомним правила работы в группе.

-Подберите, пожалуйста, слова, которые будут относиться к слову добродетель.

-Какая добродетель на ваш взгляд будет самой главной?

-Обоснуйте свою точку зрения.

-Предлагаются ряды слов на слайде,  необходимо выбрать самую главную  добродетель.

 

Добродетель

Любовь

Смирение

Послушание

Сопереживание

Честность

Милосердие

Кротость

Верность

Совестливость

Ответственность

Бескорыстие

Трудолюбие

Порок

Ненависть

Злость

Гордыня(самомнение)

Прекословие

Равнодушие

Лживость

Упрямство

Бессердечность

Уныние

Жестокость

Зависть

Лень

Что лежит в основе всех этих качеств?

- ДОБРО, ЛЮБОВЬ отсюда и название – ДОБРОДЕТЕЛИ.

А теперь с правой стороны вашего напишите слова с противоположным смыслом, это будут ПОРОКИ – отрицательные качества человека.

Игра «Колечко дружелюбия»

Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.

Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.

После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка в круге, и игра продолжается.

3. Закрепление изученного материала.

3.1.Чтение текста из хрестоматии К.Д. Ушинского «Лошадь и осёл».

    Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, - сказал осёл, - возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую  лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.

   - Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.

Работа по содержанию.

     -  Ребята, каким  пороком страдала молодая и сильная лошадь? Правильно, гордыней. Она любила только себя, и поэтому ей не было дела до тяжести груза и страданий какого-то там замухрышки-ослика. Ни сострадания, ни соучастия, ни милосердия не было в ней. Только когда всю ношу с бедного погибшего ослик погрузили на ее гордую спину, она все поняла, да и то, из жалости к себе, ругая в конце рассказа свою глупость и недальновидность.

-Можно ли сделать вывод о том, что гордыня - один из самых страшных пороков?

3.2.Чтение  сказки    «Семь дочерей» (В.А. Сухомлинский).

 «Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

-       Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

-       Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

-       Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

-       Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.

-       Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.

-       Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

 А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

  Вопросы по содержанию текста:

- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?

- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?

3.3. Обращение к личному опыту детей.

- Часто ли в жизни мы бываем невнимательны к собственным матерям?

- Как вы думаете, а в жизни бывают  ситуации, в которых люди себя проявляют по-разному?

-От чего это зависит?

- Как поступают люди в той или иной ситуации?    

        Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий. Доброжелание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.

4.Рефлексия урока.

Закончите фразу

Выберите для себя самый важный из всех вопрос и постарайтесь на него ответить.

-Над чем необходимо работать каждому из нас?

-К чему нужно стремиться?

-Какая главная награда для нас всех за работу на уроке?

-С какими трудностями вы встретились на уроке?

-Что для вас было самым ценным и главным?    

Сегодня у нас с вами была сложная тема, вы дома с членами семьи поговорите на понимание понятий «добродетель» и «порок», а что будет непонятно,  мы попытаемся все вместе разобраться на следующем уроке.

Домашнее задание:

  1. Вспомните, какие герои сказок отличались добродетелями. Какие именно это были добродетели? Вам в помощь таблица.
  2. Нарисуйте рисунок, который будет называться «Самая главная добродетель».

 Спасибо за урок! Благодарю вас!          

  А я хочу всем вам подарить листочек с одной фразой, которая может изменить вас, поможет вам стать добродетельными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики». Родительское собрание

Презентация подготовлена для показа на родительском собрании...

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Презентация проведения родительского собрания...

Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"

Вопросы духовно – нравственного воспитания детей являются одной из ключевых проблем, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В сегодняшнем мире ребёнок получает огромный поток...

Доклад "Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"

   Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить  взаимодействие и сотрудничество  с обучающимися в процессе изучения культурологического курс...

Развитие информационной компетентности в рамках изучения курса Основы религиозных культур и светской этики

Развитие информационной компетентности в рамках изучения курса Основы религиозных культур и светской этики...

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...