Сценарий занятия "Я - гражданин России"
план-конспект занятия (3 класс)

Сиразиева Энже Наилевна

Цель-формирование личности ребенка как гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

  • Создавать психолого-педагогические условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
  • формировать представления о правах и обязанностях граждан;
  • формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ;
  • развить потребность в служении обществу и своей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-grazhdanin_rossii.docx364.25 КБ

Предварительный просмотр:

 «Я-гражданин России»

Цель-формирование личности ребенка как гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

  • Создавать психолого-педагогические условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
  • формировать представления о правах и обязанностях граждан;
  • формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ;
  • развить потребность в служении обществу и своей стране.

Оборудование: конверты с карточками, клей, бумага, памятки «Обязанности учащихся», иллюстрации к сказкам, иллюстрации семи атрибутов Америки.

1. Орг. момент.

-Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем внеурочное занятие, а тему вы попробуете расшифровать сами.

1. Первым словом является последняя буква алфавита. (Я)

2. Второе слово будет являться пропущенным словом в стихотворении.

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе- слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришёл на стадион-

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук.

Для кого-то близкий друг.

Он мечтатель в дни весны,

Он защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду-

__________  своей страны! (Гражданин)

-Что интересного заметили? (Пропущено 3 слово). 
-
Попробуйте догадаться, какое слово пропущено. 

- Как называется наша страна? (Россия)

-Тема нашего занятия «Я – гражданин России». 
-
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? 

 -Ребята, у нас необычное занятие. Оно очень важно для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное. 

-Сейчас вы из мешочка вытяните квадрат с определенным цветом. И должны будете сесть за те парты с каким соответствует ваш квадрат.

2. Основная часть

-И начинаем мы свой маршрут со станции «Государственная символика»

Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации.

- А что значит: быть гражданином своей страны? 
Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее государственные символы. 
И именно на этой станции мы с вами поговорим об отличительных знаках нашего государства.

-Назовите основные символы нашего государства. (Герб, флаг, гимн)

-На доске представлен флаг РФ. Как мы видим он состоит из 3-х цветов: белый, синий, красный.

-А вы знаете, что обозначает каждый из цветов?

  • Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
  • Синий – цвет веры и верности, постоянства; 
  • Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

-А что вы можете сказать про герб?

-А теперь, мы с вами проверим ваши представления и знания о гербе. Возьмите конверт белого цвета, где  каждой команде предоставляется изображение герба, но с недостающими элементами. Ваша задача: найти недостающие детали и приклеить их на места.

-Жюри будут оценивать аккуратность и правильность выполнения задания.(+1)  

- Третьим государственным символом является гимн.

- Когда его исполняют?

-Также в белом конверте лежит задание №2, вам нужно будет вставить пропущенные слова и исполнить 1 куплет и припев гимна.

Гимн РФ

Россия - ………………..наша держава!

Россия - любимая наша …………….!

………….    воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше ……………. -

Братских народов …………  вековой.

Предками данная мудрость ……………..,

Славься, …………! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая ………. родная земля.

Широкий простор для мечты и для жизни,

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет  …………..!

Ключ:

Россия - священная наша держава!

Россия - любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное -

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая Богом родная земля.

Широкий простор для мечты и для жизни,

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

-Лист  со вставленными словами сдаем жюри, они оценивают правильность выполнения задания и ставят дополнительный балл команде, которая наиболее слажено исполнит гимн.

-Переходим к следующей станции «Государство Закония»

-Послушайте легенду:

-Давным – давно, было два государства: МОЖНО и НЕЛЬЗЯ. Они жили по разным законам. В государстве МОЖНО всё было разрешено: воровать, оскорблять. В государстве НЕЛЬЗЯ жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства МОЖНО. Оно захватило половину государства НЕЛЬЗЯ. Что тут началось! Государство МОЖНО пришло в упадок и его правители попросили помощи у государства НЕЛЬЗЯ. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство ЗАКОНИЮ. В государстве установился порядок и все были счастливы.

-Почему?

-А что такое закон?

Закон-  свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения. 

-А кем утверждаются законы?

-А как зовут нашего президента?

- Как называется документ, где записаны законы государства? Вам необходимо собрать рассыпанные буквы.(Конституция)

Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан. Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Все права и обязанности граждан России записаны в конституции.

-Вспомните, какие права вы имеете, проживая в России?

-Давайте посмотрим на презентацию и дополним права, которые вы не назвали.

1.  Право на жизнь.

2.  Право на имя, отчество и фамилию.

hello_html_71a658a6.jpg

3. Право на жизнь

hello_html_544d18a.jpg

4.  Право на образование.

hello_html_m60ba49f1.jpg

5.  Право на медицинское обслуживание.

hello_html_58c13893.jpg

6.  Право на защиту своих прав

hello_html_2fb5b24d.jpg

7.  Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.

hello_html_m38621f0.jpg

8.  Право на отдых и досуг

hello_html_md7dba4c.jpg

-Теперь возьмите конверты синего цвета. Достаньте оттуда содержимое, у каждой команды даны задания, которые помогут нам узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, а также узнать у каких героев появилась возможность воспользоваться своими правами.

-За каждый правильный ответ команды жюри присуждает 1 балл.

1 команда:

  • Герои какой сказки воспользовались правом на получение медицинской помощи?(Айболит)

1)«Айболит»

2)«Приключения Буратино».

3)«Колобок».

4)Баба Яга.

  • Какими правами воспользовались герои этих сказок?(Право на свободу передвижения)

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/30/s_58dcf0da924a9/s600958_1_4.jpeg

2 команда:

  • В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?(«Приключения Буратино»)

1)«Айболит»

2)«Приключения Буратино».

3)«Колобок».

4)Баба Яга.

  • Какими правами воспользовались герои этих сказок? (Право на жилье)

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/30/s_58dcf0da924a9/s600958_1_1.jpeg

3 команда:

  • В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?(Колобок)

1)«Айболит»

2)«Приключения Буратино».

3)«Колобок».

4)Баба Яга.

  • Какими правами воспользовались герои этих сказок?(Право на образование)

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/30/s_58dcf0da924a9/s600958_1_2.jpeg

- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. 

-Какие обязанности ученика вам известны?

-На ваших партах для каждого человека предоставлены памятки «Обязанности учащихся», где прописаны основные обязанности, которые вы должны с удовольствием выполнять.

C:\Users\Asus\Desktop\Рисунок2.png

- Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

-И так, с этой станцией мы справились и переходим к станции «Патриот»

-Ребят, кто такие патриоты?

Патрио́т —тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

-А вы патриоты своей страны?

-Давайте проверим ваш патриотизм при выполнении задания. На слайде вам предлагаются 7 атрибутов американского образа жизни. Ваша задача написать на листочке 7 атрибутов современной России.

-Напоминаем, что жюри присуждают балл той команде, где ответы наиболее правильные.

-Кроме этого, каждый патриот  знает традиции и какие праздники отмечаются в его стране.

-У каждой команды есть карточка, где нужно соотнести название государственных праздников с их датами.

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

1. Новый год                                                         А. 23 февраля

2. Праздник Весны и Труда                                 Б. 1 января

3. День защитника Отечества                              В. 9 мая

4. Рождество Христово                                         Г. 1 мая

5. День Победы                                                     Д. 4 ноября

6. День народного единства                                 Е. 7 января

7. День независимости России                            Ж. 8 марта

8. Международный женский день                       З. 12 июня

1

2

3

4

5

6

7

8

Б

Г

А

Е

В

Д

З

Ж

-Жюри также присуждают балл за правильное выполнение задания.

-И последняя станция называется «Умники и Умницы»

-Это самая сложная и конечная станция, ведь там присутствуют вопросы повышенной трудности. Ваша задача: разгадать кроссворд.  Команда, которая быстрее всех выполнит, получает 3 балла.

По горизонтали:

  1. Жезл, один из знаков власти.
  2. Государственный символ, имеющий какую-либо специальную расцветку
  3. Главный город  страны- это ....
  4. Официальная эмблема государства, на котором изображаются предметы.
  5. Торжественная песня, символ государства.
  6. Политическая организация общества на определенной территории.
  7. Главный закон, который определяет права и обязанности людей.
  8. Гимн, Герб, Флаг- это … государства.
  9. Выборный глава государства в современной России.
  10. Столица России.

C:\Users\Asus\Desktop\Рисунок1.png

Ключ:

C:\Users\Asus\Desktop\hygyhg.png

3.Итог

- Ребята! Вам строить новую Россию, преумножать её славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, её многовековой истории и подвигов знаменитых предков. (Жюри подводят итоги)

-Хотелось бы наш разговор закончить словами великого русского поэта Н. А. Некрасова : « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я  надеюсь, что вы вырастите достойными гражданами своей страны.

-Ребята, вы большие молодцы. Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Я - гражданин России"

Сценарий внеклассного мероприятия "Я - гражданин России" для 4 класса...

внеклассное занятие "Я-гражданин России"

Занятие по патриотическому воспитанию. Можно это занятие провести 1 сентября, как классный час.Желаю успеха!...

Страничка к сценарию «Я гражданин России» День изобретателя 3 класс

Слава часовщикам!Первые часы механического типа появились в Европе в тринадцатом веке. Их работа была основана на движении опускающихся каменных гирь, а интервалы времени определялись с помощью звона....

Сценарий занятия по внеурочной деятельности «Я гражданин». Занятие по 4 классе В Хорошие помощники

Сценарий занятия по внеурочной деятельности «Я гражданин».Занятие по 4 классе ВХорошие помощникиФорма занятия: комбинированноеОбучающая цель: Формировать представлени...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...