"Практическое применение интерактивных форм в реабилитационной работе с детьми" - семинар-практикум
методическая разработка
Актуальность практического применения интерактивных форм в реабилитационном процессе заключается в том, что в ходе игр и упражнений решаются следующие задачи:
- формирование представлений о себе;
- изучение и выражение своих чувств и эмоций;
- формирование позитивного самовосприятия;
- сплочение коллектива, координация совместных движений;
-взаимодействие в коллективе, осознание своей роли в группе;
-развитие навыков невербального общения;
- развитие коммуникативных навыков;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие способностей к различным видам творческой деятельности;
- эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей;
- налаживание отношений в семье путем творческого самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Практическое применение интерактивных форм в реабилитационной работе с детьми" | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Школа методического мастерства
«Практическое применение интерактивных форм работы в реабилитационном процессе»
Разработчик: воспитатель отделения
диагностики и реализации программ
социальной реабилитации
Л.А.Иващенко
ст. Новоминская
2021
1. Вступительное слово.
Актуальность практического применения интерактивных форм в реабилитационном процессе заключается в том, что в ходе игр и упражнений решаются следующие задачи:
- формирование представлений о себе;
- изучение и выражение своих чувств и эмоций;
- формирование позитивного самовосприятия;
- сплочение коллектива, координация совместных движений;
-взаимодействие в коллективе, осознание своей роли в группе;
-развитие навыков невербального общения;
- развитие коммуникативных навыков;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие способностей к различным видам творческой деятельности;
- эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей;
- налаживание отношений в семье путем творческого самовыражения.
Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию несколько интерактивных форм, которые использую в реабилитационном процессе.
1. Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам, лучше узнать друг друга, обучение эффективному взаимодействию в коллективе.
Место проведения: игровой зал.
Участники: несовершеннолетние.
Время проведения: 5 минут.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от учреждения, по цветам радуги в их одежде.
2. Игра «Светофор»
Цель: взаимодействие в коллективе.
Место проведения: игровой зал.
Участники: несовершеннолетние.
Время проведения: 5 минут.
Оборудование: цвета светофора.
Ход игры: Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего. По команде все одновременно делают шаг в соответствии с цветом: желтый – вправо, синий – влево, зеленый – вперед, красный – назад.
3. Упражнение «Вавилонская башня»
Цель: Учатся координировать свои действия, взаимодействовать в коллективе, развиваются навыки невербального общения.
Место проведения: игровой зал.
Участники: несовершеннолетние.
Время проведения: 10 минут.
Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
4. Упражнение «Дом»
Место проведения: игровой зал.
Участники: несовершеннолетние.
Время проведения: 5 – 7 минут.
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения, задумываются над тем, какую функцию они выполняют в коллективе, осознают, что они все нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
5. Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение занятия.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
Обсуждение: Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
В ходе этих игр подростки учатся преодолевать препятствия, навыкам бесконфликтного общения, проявлять терпение и уважение друг к другу, лидерские способности.
Упражнение "Замок Добра"
Цель: формирование навыков бесконфликтного общения в семье путам творческого самовыражения.
Место проведения: игровой зал.
Участники: дети и родители.
Время выполнения: 20 минут.
Оборудование: скотч, ножницы, картон, коробки разного размера, ватман, клей, изоматериалы.
Погружение в сказку через волшебный цветок.
Недавно в стране Фантазии прошел сильный ураган, который наслала на нее великая колдунья Ничто. Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной страны. Настоящие герои не только борются со злом, но и создают что-то новое и прекрасное. Сейчас вам необходимо создать свой волшебный замок добра, используя предложенные материалы за 15 минут. Вопросы для обсуждения:
- Хватило ли материала?
- Довольны ли вы результатом?
- Как вы считаете вам удалось победить зло и создать добро?
- Опишите ваш замок, какой он?
-Как бы вы обустроили свой замок, чтобы в нем царили мир и понимание?
Перейти к упражнению «Рисование в парах»
- А какую бы мебель вы поставили в свой новый замок?
- А чем бы украсили стены?
Мама и ребенок рисуют в парах поочередно, давая задание друг другу (например: нарисуй стул, стол с цветами, на стене картину и т.д.), так выясняется контакт и понимание мамы и несовершеннолетнего.
Упражнение «Созвездие добра»
Цель: налаживание отношений в семье путем творческого самовыражения, формирование навыков бесконфликтного общения мамы и ребенка.
Место проведения: игровой зал.
Участники: дети и родители.
Время выполнения: 15 минут.
Оборудование: презентация «Созвездие добра», звезды, звездное небо, скотч, ножницы.
Создание родителей с детьми созвездия добра: милосердие, сострадание, дружба, доброта, уважение к старшим, щедрость, любовь. По ходу презентации вместе создается созвездие добра на звездном небе.
Заключительное слово.
Вывод: использование этих интерактивных форм в реабилитационном процессе дает положительный результат, т.к. в ходе взаимодействия происходит сплочение коллектива, развитие навыков невербального общения, осознание своей роли в коллективе.
Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.
Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.
«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом» (Владимир Солоухин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных форм обучения при работе с одарёнными детьми.
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...
Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.
Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязате...
"Дисграфия и как с ней бороться" родительское собрание во втором классе с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер - класс)
Родительское собраниево 2 классе МКОУ «СОШ № 1 г. Пудожа» РКна тему «Что такое дисграфия и как с ней бороться»с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс).Цель: познакомить родителей...
Применение метода проектов в реабилитационной работе в условиях психоневрологического интерната.
Любовь и интерес к родному городу и краю, уважение к людям воспитатели ГКСУСО АО «НПИ» прививают своим подопечным через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, цел...
Использование информационно компьютерных технологий в коррекционно –развивающей и реабилитационной работе с детьми с ментальными нарушениями
компьютерные игры с детьми с ментальными нарушениями....
Статья " Практическое применение гугл форм в работе социального педагога"
Сатья содержит описание опыта практическог применения гугл форм при подведении итогов диагностики в школе....