"Практическое применение интерактивных форм в реабилитационной работе с детьми" - семинар-практикум
методическая разработка

Иващенко Лариса Александровна

Актуальность практического применения  интерактивных форм в реабилитационном процессе заключается в том, что в ходе игр и упражнений решаются следующие задачи:

- формирование представлений о себе;

- изучение и выражение своих чувств и эмоций;

- формирование позитивного самовосприятия;

- сплочение коллектива, координация совместных движений;

-взаимодействие в коллективе, осознание своей роли в группе;

-развитие навыков невербального общения;

- развитие коммуникативных навыков;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие способностей к различным видам творческой деятельности;

- эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей;

- налаживание отношений в семье путем творческого самовыражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Школа методического мастерства

«Практическое применение интерактивных форм работы в реабилитационном процессе»

                                                         Разработчик: воспитатель отделения

                                                         диагностики и реализации программ

                                                         социальной реабилитации

                                                         Л.А.Иващенко

ст. Новоминская

2021

        1.  Вступительное слово.

        Актуальность практического применения  интерактивных форм в реабилитационном процессе заключается в том, что в ходе игр и упражнений решаются следующие задачи:

- формирование представлений о себе;

- изучение и выражение своих чувств и эмоций;

- формирование позитивного самовосприятия;

- сплочение коллектива, координация совместных движений;

-взаимодействие в коллективе, осознание своей роли в группе;

-развитие навыков невербального общения;

- развитие коммуникативных навыков;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие способностей к различным видам творческой деятельности;

- эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей;

- налаживание отношений в семье путем творческого самовыражения.

        Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию несколько интерактивных форм, которые использую в реабилитационном процессе.

        

        1. Упражнение  «Построимся»

        Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам, лучше узнать друг  друга,  обучение  эффективному  взаимодействию в  коллективе.

        Место проведения: игровой зал.

        Участники: несовершеннолетние.

        Время проведения: 5 минут.

        Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от  учреждения, по цветам радуги в их одежде.

        

        2. Игра «Светофор»

        Цель: взаимодействие в коллективе.

        Место проведения: игровой зал.

        Участники: несовершеннолетние.

        Время проведения: 5 минут.

        Оборудование: цвета светофора.

        Ход игры: Все  участники  встают  в  колонну  по  одному,  взявшись  за  туловище  впереди  стоящего. По  команде все  одновременно  делают  шаг в  соответствии  с  цветом: желтый – вправо, синий – влево, зеленый – вперед, красный – назад.

        

        

        

3. Упражнение  «Вавилонская башня»

        Цель: Учатся  координировать  свои  действия,  взаимодействовать  в коллективе,  развиваются навыки  невербального  общения.

        Место проведения: игровой зал.

        Участники: несовершеннолетние.

        Время проведения: 10 минут.

        Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

        

        4. Упражнение  «Дом»

        Место проведения: игровой зал.

        Участники: несовершеннолетние.

        Время проведения: 5 – 7 минут.

        Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения, задумываются над тем,  какую  функцию  они выполняют  в  коллективе,  осознают,  что  они  все  нужны  в  своем  «доме»,  что  способствует  сплочению.

        Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

        Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

          

        5. Упражнение   «Подарок»

        Цель: положительное завершение  занятия.

        Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить  нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

        Обсуждение:  Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

         В ходе  этих  игр  подростки учатся преодолевать  препятствия, навыкам  бесконфликтного общения, проявлять  терпение и  уважение  друг  к  другу, лидерские  способности.

        Упражнение "Замок  Добра"

        Цель: формирование навыков бесконфликтного общения в семье путам творческого самовыражения.

        Место проведения:  игровой зал.

        Участники: дети и родители.

        Время выполнения: 20 минут.

        Оборудование: скотч, ножницы, картон, коробки разного размера, ватман, клей, изоматериалы.

        Погружение в сказку через волшебный цветок.

         Недавно в стране Фантазии прошел сильный ураган, который наслала на нее великая колдунья Ничто. Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной страны. Настоящие герои не только борются со злом, но и создают что-то новое и прекрасное. Сейчас вам необходимо создать  свой волшебный  замок  добра,  используя  предложенные  материалы за 15 минут. Вопросы для обсуждения:

 - Хватило ли материала?

- Довольны ли вы результатом?

- Как вы считаете вам удалось победить зло и создать добро?

- Опишите ваш замок, какой он?

-Как бы вы обустроили свой замок, чтобы в нем царили мир и понимание?

Перейти к упражнению «Рисование в парах»

- А какую бы мебель вы поставили  в свой новый замок?

- А чем бы украсили стены?

        Мама и ребенок рисуют в парах поочередно, давая задание друг другу (например: нарисуй стул, стол с цветами, на стене картину и т.д.), так выясняется контакт и понимание мамы и несовершеннолетнего.

         Упражнение «Созвездие добра»

        Цель: налаживание отношений в семье путем творческого самовыражения, формирование навыков бесконфликтного общения мамы и ребенка.

        Место проведения: игровой зал.

        Участники: дети и родители.

        Время выполнения: 15 минут.

        Оборудование: презентация «Созвездие добра»,  звезды, звездное небо, скотч, ножницы.

        Создание родителей с  детьми  созвездия  добра: милосердие, сострадание, дружба, доброта, уважение к старшим, щедрость, любовь.  По  ходу  презентации вместе создается созвездие добра на звездном небе.

          Заключительное слово.

        Вывод: использование этих интерактивных форм в реабилитационном процессе дает положительный результат, т.к. в ходе взаимодействия происходит сплочение коллектива, развитие навыков невербального общения, осознание своей роли в коллективе.

         Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения  являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

        Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.

        «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом» (Владимир Солоухин).

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм обучения при работе с одарёнными детьми.

Происходящие  изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

"Дисграфия и как с ней бороться" родительское собрание во втором классе с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер - класс)

Родительское собраниево 2 классе МКОУ «СОШ № 1 г. Пудожа» РКна тему «Что такое дисграфия и как с ней бороться»с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс).Цель: познакомить родителей...

Применение метода проектов в реабилитационной работе в условиях психоневрологического интерната.

Любовь и интерес к родному городу и краю, уважение к людям воспитатели ГКСУСО АО «НПИ» прививают своим подопечным через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, цел...

Статья " Практическое применение гугл форм в работе социального педагога"

Сатья содержит описание опыта практическог применения гугл форм при подведении итогов диагностики в школе....