Программа "Уроки добра"
рабочая программа
Программа по внеурочной деятельности воспитательной работы. Духовно-нравственное направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progamma_nravstvennoe_vospitanie_uroki_dobra.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономногоокруга – Югры
«Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено на заседании методического совета воспитателей школы-интерната Протокол от «____»_____ 2020 г. № _____ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от «____»_____ 2020 г. № _____ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
для учащихся 2 «Б» класса на 2020-2021 учебный год
по духовно – нравственному направлению
«Уроки добра»
Разработал:
Негреску Г.П воспитатель
г. Урай, 2020 год
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития «Уроки добра» – отражает современное понимание процесса воспитания обучающихся данной категории. Основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. Обеспечивает необходимые условия для формирования основных качеств личности, с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к Родине, уважение к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, формированию основ социально ответственного поведения. Коррекционно-воспитательная работа ориентирована на определение конкретного содержания духовно-нравственного развития, воспитания в данном классе. Осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей). Каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Для каждого года обучения и личностного роста ребенка определены посильные задачи, отражающие будущую деятельность обучающихся.
Умения и навыки ребенок с нарушениями в развитии усваивает на доступном ему уровне и нуждается в особой помощи и специальных методах воспитания. Нарушения познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ затрудняют правильное самостоятельное обобщение им поведенческих действий, которые в дальнейшем трансформируются в убеждения, регулирующие поведение ребенка, так как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья не способен перенести конкретное обобщение в новую ситуацию. Неумение осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом часто бывает причиной нарушения поведения ребенка.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности обучающегося с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Педагог помогает детям выделить и понять те нравственные нормы, которые им подлежит усвоить. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития детей. При этом важно, чтобы дети проявляли личную заинтересованность в правильном поступке.
Первый пример нравственности подают ребёнку родители (законные представители). Огромное значение в нравственном развитии личности обучающегося с ОВЗ имеет пример окружающих. Особенности развития ребенка данной категории обязательно учитываются школой, при решении задач духовно – нравственного развития. У обучающихся с ОВЗ важно не только сформировать нравственные представления, но и обеспечить применение полученных сведений на практике, поскольку такой ребенок всеми знаниями овладевает в процессе деятельности.
Обогащение жизненного опыта обучающихся обеспечивается и множеством примеров духовно-нравственного поведения, широко представленного в отечественной и мировой истории, духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства. Важно использовать примеры реального нравственного поведения, которые могут активно противодействовать образцам аморального и откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве обрушивают на детское сознание: компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Нравственное развитие обучающихся с ОВЗ призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо создание условий для формирования стремлений ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города. Участия в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.
Реализация программы «Уроки добра» должна иметь системный характер и проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Нормативно-правовая база
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2.Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г. № 4/15.
4.Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Постановлением №40154 от 24.11.2015. о внесение изменений № 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10.
5.Письмо МО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.1999 г. № 220/11-12.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель: создание условий и социально-педагогическая поддержка формирования, становления оптимально развитой личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья наделенного определенным комплексом моральных качеств, способного к адекватному вхождению в социум.
Задачи
Коррекционно-развивающая:
- Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного, всестороннего развития ребенка, с целью подготовки к самостоятельной жизни в социуме;
Обучающая:
- Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;
Воспитывающая:
- Воспитание у ребенка активности, самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками, успешная социальная адаптация детей в обществе, формирование - нравственного опыта.
Тематическое планирование программы духовно-нравственного направления «Уроки добра».
№ урока | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата |
1 | «Час знаний» | 1 | 09 |
2 | Экскурсия на пришкольный участок «Здравствуй осень золотая» | 1 | 09 |
3 | «Правила поведения в школе», «Мой класс – мои друзья» multiurok.ru | 1 | 09 |
4 | Вот и стали мы на год взрослей. Игра «Урок - перемена», игра «школьные предметы» infourok.ru› | 1 | 09 |
5 | Пожилые люди. «В гости к бабушке» музыкально – дидактическое видеозанятие»; «Мой дедушка был вишней» рассказ Анжелы Нанетти https://infourok.ru/i; youtube.com | 1 | 10 |
6-7 | «Мы немножко поиграем – все профессии узнаем» Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» infourok.ru› | 2 | 10 |
8 | Культура внешнего вида. «Мой друг – Мойдодыр» (личная гигиена); Беседа «Как понравиться людям» infourok.ru› | 1 | 10 |
9 | Права человека pedmasterstvo.ru | 1 | 10 |
10 | Государственные символы. Слушание гимна, рассматривание символики, собирание пазл. | 1 | 11 |
11 | Беседа с презентацией «Моя малая родина – Югра». Сказки народов ханты и манси. «Почему у зайца длинные уши?» https://nsportal.ru; | 1 | 11 |
12 | День матери. Мастер-класс по изготовлению подарков. Выставка. | 1 | 11 |
13 | Игровая программа Игры народов Севера: «Озера и ручейки», «У оленя дом большой», «Бросание тыньзяна на хорей», «С кочки на кочку» https://nsportal.ru; | 1 | 11 |
14 | Школа вежливости. Сказка «Вежливость» Дмитрий Гиро. https://nsportal.ru; | 1 | 12 |
15-16 | «Что такое хорошо и что такое плохо» Игра «Хорошо-плохо» Просмотр мультипликационного фильма «Нехочуха» youtube.com; kopilkaurokov.ru | 2 | 12 |
17-18 | Путешествие в волшебный мир сказки. Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Подбери картинку», «Книжкина больница» http://www.nachalka.com/ | 1 | 01 |
19 | Внешкольный этикет. Игры: «Как приветствуют друг друга знакомый и подруга»; (игровой экспромт «Поймай привет»); «Поход в гости»: «Сложи салфетку» «Автобус» http://www.nachalka.com/ | 2 | 01 |
20 | «Доброе слово и кошке приятно» Чтение произведений о дружбе. Просмотр мультипликационного фильма «Крошка енот» youtube.com | 1 | 01 |
21 | «С детства дружбой дорожи. Слушание детских песен о дружбе | 1 | 02 |
22 | «Моя родина – Россия». «Открытый урок» www.festival.1september.ru | 1 | 02 |
23 | «Служу Отечеству» (изготовление подарка солдату) Игры: «Смотрите в небе самолет», «Займи место в танке», «Собери снаряды» multiurok.ru | 1 | 02 |
24-25 | «Больше всех я люблю мамочку мою» Чтение «рассказы о маме» Бориса Емельянова; (изготовление подарков, поздравления, выставка) https://nsportal.ru; https://infourok.ru/i | 2 | 03 |
26 | «Семейные обязанности» презентация; Игры: «Погладь одежду»; «Поварята» https://nsportal.ru | 1 | 03 |
27 | День театра «Путешествие в добрый мир сказок» (викторина) https://www.pedalmanac.ru/ | 1 | 03 |
28 | «Привычки, хорошие и плохие» (формировать понятие о толковом словаре, раскрыть значение слова «привычка»; развить способность к анализу и сравнению, способность к самооценке.) kopilkaurokov.ru; multiurok.ru | 1 | 04 |
29-30 | «Что мы знаем и умеем» (научить детей формулировать правила поведения, воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества; учить детей анализировать собственные поступки). prodlenka.org | 2 | 04 |
31 | Я люблю Урай. «Вот мой город, вот мой дом» (беседа рассматривание картинок), просмотр видеоролика. Знакомство с книгами об Урае. youtube.com | 1 | 04 |
32 | «И помнит мир спасенный» . kopilkaurokov.ru; multiurok.ru | 1 | 05 |
33 | Семейные традиции. Пальчиковые упражнения «Дом». «Семья» (Маам.ru); Презентация, «Лото». kopilkaurokov.ru | 1 | 05 |
34 | Стихотворение «Семья»; Беседа «Состав семьи» (использование картинок) https://nsportal.ru; https://infourok.ru/i | 1 | 05 |
Итого: 34 часа. |
Учебно-методическое обеспечение
1. Арефьев И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы / И. П. Арефьев // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 49-54. elibrary.ru›
2.Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – N9. – С. 10-13 megionlib.ru›…
3.Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. и др. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с. obuchalka.org›
4.Белоусова О. В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие. – М.: перспектива, 2009. – 104 с. ucpva.ru›
5.Васильева Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. – 2011. – N 4. – С. 37-41. elibrary.ru; spblib.ru
6.Германова Е. А. Стимулирование учащихся к духовному развитию / Е. А. Германова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 27-31. spblib.ru›
7.Гликман И. З. Теория и методика воспитания. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 320 с. https://search.rsl.ru/
8.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвешение, 2010. – 223 с. deutschzusammen.usite.pro
9.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданиниа России. – М.: ОАО « Издательство «Просвещение»,2009. – 36 с. schsv760.mskobr.ru›
10.Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера, Творческий центр, 2006. – 160 с. obuchalka.org›
11.Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2008. – 256 с. nashaucheba.ru
12.Чанышев А. Х. Воспитание подрастающего поколения – приоритет образования / А. Х. Чанышев // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 68-70 lib.mgppu.ru
Интернет - источники
13. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа http://www.openclass.ru
14. Учебно-методический кабинет www.ped-kopilka.ru
15. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www.festival.1september.ru
16. Начальная школа - детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/
17. Учебно-методический кабинет www.ped-kopilka.ru
18. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www.festival.1september.ru
19. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа http://www.openclass.ru
20. youtube.com
21. http://www.nachalka.com/
22. prodlenka.org
23. pedmasterstvo.ru
24. https://infourok.ru/i
25. kopilkaurokov.ru
26. multiurok.ru
27. https://www.pedalmanac.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...