"Боль Беслана"
классный час

Гальцова Юлия Владимировна

Данный классный час показывает на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм. Повышает мотивацию учащихся к усилению собственной бдительности. Воспитывает стойкость характера в сложной жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bol_beslana.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Боль Беслана"

Цели:

- укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира;

Задачи:

- демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;

- повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;

- воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация

Ход классного часа

(Вступительное слово о празднике 1 сентября):

(1 слайд) 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь. День знаний отмечает вся наша страна. 

(2 слайд) Северная Осетия тоже готовилась к празднику. Это маленькая республика на юге нашей огромной страны. Столица – город Владикавказ. Во всей республике проживает чуть больше 712 тысяч человек.  А в городе Беслане (показать на карте), о котором сегодня будет идти речь, жителей всего-то 37 тысяч. Именно об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир.

- Итак, праздник, 1 сентября. Утром все ученики с красивыми букетами отправились на школьную линейку. Точно так же 1 сентября город Беслан готовился к началу учебного года. Дети пришли на праздник в свою родную школу.

- В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов. Многие родители собрались вблизи школьного крыльца с фотоаппаратами, видеокамерами в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.

 (3 слайд) 

  1. Промчалось лето синей птицей,                                                       
    И мамы юной детворы, 
    Блеснув слезинкой на ресницах, 
    С детьми покинули дворы.

 

  1. Они сегодня встали рано,                                                                 
    С волненьем трепетным в душе, 
    И в школу города Беслана
    Вели за ручку малышей.

 

  1. Большая, пахнущая краской,                                                           
    Сияя яркой белизной, 
    Она казалась детям сказкой, 
    Прекрасной, светлою страной!

 

(4 слайд) 

- Ничего не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы.

 (5 слайд) 

- 34 террориста окружили людей, собравшихся на торжественную линейку.

Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана. Больше тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети.  На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены.

  1. В тот день они весело в школу шагали,                              

          Было мирное небо над их головой,

          О том, что случится, конечно, не знали,

          Тот праздник для них обернулся бедой.

  1. Их в школьном дворе окружили бандиты,                      

          А после их силы загнали в спортзал,

          Сотни людей в тот день были убиты,

          Особенно те, кто кричал и кричал.

- В первые часы захвата террористы убили 17 человек. Чтобы не допустить штурма, террористы выставляли в окна школы детей, отказываясь вести переговоры. А в случае начала штурма угрожали взорвать захваченную школу. Время в Беслане остановилось.

  1. В душном спортивном зале                                              
    Время замкнуло круг -
    Взрывы над головами
    Сотни смертей несут.

  1. Нам не забыть тех страшных дней:                                                            
    Потоком кровь с телеэкрана,
    Меж пуль свистящих и огней -
    Мельканье лиц детей Беслана.

  1. Нам не забыть плач матерей                                                                                
    В объятьях траурного одеянья.
    Их лица выглядят старей
    С печалью,  горем и страданьем.

- И только через два часа после захвата школы боевики выдвинули свои требования. «…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек».  Так звучали их угрозы.

- Казалось, выхода нет. Любое неповиновение заложников тут же наказывалось. Но тем не менее, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не оставляли попыток поддержать и спасти детей. После освобождения, дети с особой благодарностью вспоминали своих любимых учителей, которые, не задумываясь о своих жизнях, спасали учеников.

 (6 слайд) 

- Из воспоминаний детей: Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв.
3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали, как минимум, 7 самодельных взрывных устройств. 
Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор.  Близлежащие дворы затянуло дымом.

(7 слайд) 

- Взрывами были выбиты окна и двери спортзала и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли по ним огонь. Заложники разбегались кто куда. После первых взрывов смогли убежать около 600 человек. В спортзале начался пожар. Как только раздались взрывы, сразу же оперативный штаб дал команду на штурм. (8 слайд)  Штурм был спонтанным, но бойцы подразделений «Вымпел» и «Альфа»  действовали по заранее намеченному плану. 

Первоочередной задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой. Бой длился примерно 13 часов.  (9 слайд) При освобождении заложников погибли 10 бойцов из подразделений «Альфа» и «Вымпел».

(слайд 10)

  1. Содрогнулся весь мир, вся планета Земля,                             
    Горе чёрною птицей взлетело 
    В день, когда осетин выносил из огня 
    Обгоревшее детское тело. 


      10. В день, когда неизвестный всем город Беслан                   
            Приковал к себе наше вниманье, 
            Когда дети Беслана стонали от ран, 
            Когда взрослых – душили рыданья. 


       11. В тишине так пугали глухие шаги                                     
             Террористов, идущих вдоль зала, 
             Тенью, в воздухе тихо рисуя круги, 
             Смерть детей нежно в лоб целовала. 


        12. Время, голодом чувства слегка притупив,                       
              Изнуряло на жаркой погоде… 
              Прозвучал, как призыв, неожиданный взрыв 
              Дети смело рванулись к свободе. 


         13. Пули в спину бегущих от смерти детей,                         
               Нереальность и шок потрясенья, 
               Удалось избежать стольких детских смертей, 
               Богом дан был им шанс на спасенье. 


          14. Снова взрывы и выстрелы, грохот и дым,                   
                Крики слышались, будто им вторя… 
                Чей-то муж и отец в этот миг стал седым, 
                Зарыдав от бессилья и горя. 


              15. Чья-то мать и жена, в этот миг постарев,                 
                    Осознав сына, дочки потерю, 
                    К небу руки простёрла, воскликнуть успев: 
                    «Я не верю, не верю, не верю!!!» 


              16. Содрогнулся весь мир, вся планета Земля,               
                    Горе чёрною птицей взлетело, 
                    На исходе сентябрьского трудного дня 
                    Солнце будто от слёз заблестело. 


               17. Сердце плакало, ныло, страдала душа,                     
                     Опускались усталые плечи, 
                     Зажигались в тот день на Земле не спеша, 
                     Поминальные, яркие свечи. 

(11 слайд) Слезы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели.

По данным следствия, в школе террористы удерживали 1128 заложников. 3 дня… без еды… без воды…

 При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900 человек получили ранения.

 (12 слайд) Беслан стал «Городом ангелов».  Родители погибших детей фактически живут на кладбище.

 (13 слайд) Это кладбище в Беслане называют «Детским», «Школьным переулком», а последние  года уже официально именуют «Городом ангелов». Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.

- Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось опознать.

- На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: «Город ангелов».                                       (14 слайд) Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды,  восседают на постаментах между могилами.

Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт.  У каждой могилы — бутылки с минеральной водой.

18. Видел ли кладбище ты у дороги                                             
То, где не вянут в букетах цветы?.. 
Здесь похоронены жизни осколки, 
Сжатые грузом гранитной плиты. 


19. Матери там поседели от горя,                                                 
Головы спрятав под черную шаль. 
Выпала матери страшная доля, 
Спрятать под шалью не сможет печаль. 


20. Воду туда люди носят без устали,                                           
В Тереке нет даже столько воды! 
«Пейте ж родные, ведь этими мыслями, 
Были заполнены ваши мечты». 

(слайд 15)
21. Видел ли ангелов ты, улетавших,                                           
С рук материнских в небесную даль? 
Видел ли ты, те глаза, что без фальши, 
Были чисты словно горный хрусталь? 


22. Лучше б не видеть этого вовсе,                                                                                         
Но почему же всё это не сон? 
О, почему же пришла эта осень, 
Жизнь нашу сделав опавшим листом? 

23. Кто выжил в тот день, никогда не забудет.

Тот ужас и страх, что пришлось пережить,

И мы эти грозные дни будем помнить,

Погибших минутой молчания почтим.

(слайд 16)

Минута молчания

Беседа и инструктаж по антитеррористической и личной безопасности учащихся.

1.     Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.

2.     Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не   наносите  по ним удары.

3.     Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.

4.     Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.

5.     Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.

6.     Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.


Подведение итогов

- Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час памяти Беслана 1 сентября

Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их  учителям,  наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и  разд...

разработка классного часа на тему "Трагедия Беслана"

Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии....

"Трагедия Беслана"

Презентация "Трагедия Беслана", посвященная годовщине трагедии в Беслане...

Классный час "Школьный дневник Беслана"

Данный классный час посвящён памяти жертв терроризма в трагических событиях в Беслане. В 2014 году исполняется 10 лет со дня этой бесчеловечной трагедии. Мероприятие проводится в 8 классе и включает к...

Классный час Памяти Беслана

Посвящается  десятилетиюлетию бесланской трагедии....

Айболит, или учимся не болеть. Урок 5. Почему болят зубы.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

Линейка памяти "Трагедия Беслана - боль России"

Сценарий Линейки памяти, посвящённой Дню противодействия терроризму....