Классный час "Дружба - это...."
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Дружба – это…»
Цели: - выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть
настоящий друг;
- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозедания
личностей учащихся;
- содействовать формированию дружного коллектива класса.
Оборудование: аудиокассета с песнями о дружбе и магнитофон, карточки с пословицами,
ленточки и веточки для «дерева дружбы»; текст рассказа «Друзья»,
выставка творческих работ детей по теме «Мой друг», каточки с
правилами дружбы.
Оформление доски: Дружба – это…
Дружба – самое необходимое для жизни,
так как никто не пожелает себе жизни без друзей,
даже если бы он имел все остальные блага.
Аристотель
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, уметь хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учиться, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, весёлый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.
Ход классного часа
- Оргмомент.
Звучит аудиозапись песни «Песня дружбы» Ю.Чичиков, М.Пляцковский.
- Сообщение темы классного часа.
Сегодня мы с вами поговорим одружбе.
- Обсуждение понятия «Дружба».
а) Что такое дружба? Продолжите предложение «Дружба – это…»
б) Монолог о дружбе
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово, «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решить:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» -
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
……………………………………..
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то , к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны. (Л.Измайлов)
- Что же такое дружба по мнению автора?
- С какими его мыслями следует согласиться?
- А с чем вы не согласны?
в) Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место учёный ставил бескорыстие. Именно оно делает отношение между друзьями благородными и чистыми.
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. А какие из них вы знаете?
г) Собери пословицы.
(Предлагается работа в группах (можно в парах)).
На столе у детей лежат части пословиц и поговорок. Дети должны найти и соединить
начало и конец пословицы или поговорки.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Старый друг лучше новых двух.
Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Друг познаётся в беде.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Куда иголка, туда и нитка.
Не в службу, а в дружбу.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, когда друга нет.
Хороший друг – отрада для души.
Дружбу помни, а злобу забывай.
Будь с другом и в горе и в радости.
Помогай другу в беде.
Приятелей много, да друга нет.
Без друга сирота.
Человек, богатый друзьями широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне.
Друзья познаются в беде.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Выберите одну пословицу или поговорку и объясните её.
- Музыкальная пауза.
(Дети исполняют песню «Мир похож на цветной луг»)
Мир похож на цветной луг.
Ветер зовёт за собой облака
Вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга не встретил пока,
Жаль, жаль, жаль!
Припев:
Мир похож на цветной луг.
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Песня не зря собирает друзей
В круг, в круг, в круг.
Сделает хмурый денёк веселей
Друг, друг, друг!
Припев:
Друг за тебя одолеть сто преград
Рад, рад, рад.
С другом любая беда – не беда,
Да, да, да!
Припев
- Обсуждение понятия «Друг»
- А кто же такой друг и где его взять?
Друг. А что это такое?
Как же нам его добыть?
Может быть, купить в аптеке?Или в гости пригласить?
Может он растёт на грядке?
Может спрятался в лесу?
Может он в цветочной клумбе
Пьёт из розочки росу?
Может он со мною рядом?
Только руки протяни!
Помогите мне, ребята,
Друга верного найти.
- А кто может может быть другом?
- А могут дружить мальчики и девочки?
- Давайте послушаем спор двух ребят.
Сценка «Мальчишки и девчонки»
1. – Ты где вчера был?
2. – Я вчера с Танькой в кино ходил.
1. – С Танькой в кино ходил, и не стыдно?
2. – А чего вдруг стыдно?
1. – Да она же…
2. – Чего?
1. – Да она же,.. как её…
2. – Да что?
1. – Да она же девчонка!
2. – Ну и что?
1. – Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошёл.
2. – Почему?
1. – Да потому что девчонки, это…
2. – Ну что – девчонки?
1. – Да девчонки, они же…
2. – Ну что они?
1. – Да они же с косичками.
2. – Подумаешь, с косичками. Что же тут такого? А Танька тем более без косичек.
1. – А это ещё хуже.
2. – Почему же хуже?
1. – Потому что дёргать не за что.
2. – А зачем их дёргать?
1. – А что с ними ещё делать?
2. – Поговорить можно.
1. – О чём с ними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки, как у вашей хрю-
шечки.
2. – Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.
1. – Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.
2. – Ничего и не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она ещё в музыкальной школе учит-
ся.
1. – Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси. Она всё равно зубрила. Сегодня всё стихотворение от начала до конца рассказала, а на второй строчке заикнулась.
2. – Плохо учила, наверное, вот и заикнулась.
1. – И вообще все они ябеды и трусихи.
2. – Кто ябеда? Танька? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принёс, кто Марьи Ива-
новне наябедничал?
1. – Так я же не знал, что это уж. Я думал, что это удав гадючий.
2. – Вот ты испугался, а Танька его в руках держала.
1. – Конечно, удавы девчонок не трогают.
2. – Это почему же?
1. – Потому что они… они... плаксы все они…
2. – Плаксы? А ты когда с турника упал, чего же ты ревел?
1. – Тебе хорошо говорить, а у меня шишка, знаешь, какая здоровенная, чуть не вскочила.
2. – Ну вот, а Танька ногу вывихнула на секции и даже не ойкнула.
1. – Зато в футбол она играть не умеет.
2. – Зато она лучше всех в теннис играет.
1. – В теннис! Шарики, ракеточки, бегай вокруг сеточки. Девичья игра. То ли дело бокс. А девчонок в бокс не берут и в борьбу тоже. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?!
2. – Подумаешь шея. В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.
1. – Таких глупых?
2. – Это почему же глупых? Танька глупая?
1. – А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.
2. – Почему?
1. – Она получше кого-нибудь нашла.
2. – Кого же это?
1. – Да меня хотя бы.
2. – Да она с тобой не пойдёт.
1. – Посмотрим, как не пойдёт. Вот пойду и приглашу её в кино.
2. – Кого, Таньку?
1. – Не Таньку, а Таню.
2. – Так она же это…
1. – Кто?
2. – Девчонка.
1. – Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.
2. – Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим её в кино.
1. – Пошли.
- В чём убедились мальчишки.
- Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.
- Каким должен быть настоящий друг?
- Выберите на доске и запишите на своих листочках пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.
(Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, уметь хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учиться, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, весёлый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый).
- Кто хотел бы прочитать?
- А какие качества есть в вас? Запишите пять слов, которыми вы можете охарактеризовать себя.
- Кто хотел бы прочитать.
- Слушание и обсуждение рассказа «Дружба».
- - Настоящий друг, лучше, чем кто-либо другой, поймёт ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
- Послушайте рассказ «Друзья» и скажите, кто же из мальчиков оказался настоящим другом?
Друзья
Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе и даже в одном классе в третьем «А». Дружба их началась очень давно, почти с пелёнок. Малышами оно любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Серёжу и Сеню все называли неразлучными друзьями.
Но однажды произошёл случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Серёжа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и давясь от смеха, прокричал бедолаге:
- Эх ты! С такой маленькой горки и то съехать не смог без аварии. Ну-ка освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!
Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал так и уткнувшись лицом в снег. Сеня, благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои сани, он подбежал к другу.
- Вань, ты чего? – Испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слёзы, тихо застонал.
- Больно? – участливо спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от снега.
- Не очень! – Мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слёзы. – Только нога болит…
- Давай я тебе помогу! – Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. – Держись, Ванёк! Я тебя домой отвезу.
- Спасибо! – Прошептал Ваня, морщась от боли.
- Да не за что! – Отмахнулся Ваня.
- Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – Прокричал сверху Серёжа.
Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным саням и повёз друга домой.
- Кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? Почему?
- Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Друзья познаются в беде.)
- Подведение итога.
а) Эпиграф «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага» так говорил Аристотель.
А значит, важно для каждого человека уметь дружить.
б) Я предлагаю вам познакомиться с правилами дружбы.
Правила дружбы
- Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
- Делись с другом: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чём-то по отношению к тебе, например, не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
- Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
- Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...