Классный час " И помнит мир спасённый"
классный час (4 класс)
Урок памяти, посвящённый дню снятия блокады Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5cb622319feb8.docx | 41.92 КБ |
Предварительный просмотр:
« И помнит мир спасённый…»
ия
Вид мероприятия: внеклассное занятие в форме устного журнала.
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного
Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Задачи:
- Способствовать обогащению знаний детей о героическом прошлом Ленинграда, о героизме его жителей
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за героизм русского народа в годы блокады с помощью поэтической литературы и исторических фактов.
- Развивать навыки выразительного чтения; артистизм
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и переживших блокаду ленинградцам
Ход мероприятия
Организационный момент.
Звучит отрывок из песни «Священная война»
Учитель. Самое страшное, что может случиться с человеком – это война. Она отбирает все родное и близкое: дом, семью, друзей. Тех, кто не пожалел жизни для спасения родной страны, смело можно назвать героями. Их подвиг навеки останется в сердцах людей, для которых они это сделали.
Показ мультфильма «Воробушек»
Учитель. Какому памятному событию посвящен этот мультфильм? (ответы детей)
Правильно. Именно так звучит тема нашего мероприятия, которое пройдет в форме устного журнала «И помнит мир спасенный…» слайд 1
Учитель. «В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны
Нам память о них дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны»
Стоит над Невой Большой и красивый город, герой, город - солдат, город-труженик, город-музей, один из самых красивейших городов мира. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей).
Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург, только сегодня мы будем говорить о Ленинграде
Открываем первую страницу нашего журнала «Начало блокады» слайд 2
Ученик. Опять война? Опять блокада?
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить…»
И может показаться: правы
И убедительны слова
Но даже если это правда
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы! слайд 3
Ученик .1941 год 22 июня. Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. В это время началась Великая Отечественная война. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград, с целью стереть его с лица земли. Но проникнуть в Ленинград фашистам не удалось, и гитлеровцы решили осадить Северную столицу, взять её измором, они надеялись, что жители и защитники города попросту вымрут от голода и холода.8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками. Началась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества. Ежедневно город бомбили. Один из самых крупных налетов был 19 сентября 1941 г., в нем участвовало 276 фашистских самолетов, в течение дня Ленинград бомбили шесть раз. За время блокады фашисты сбросили на город более 107 тысяч бомб и 150 тысяч снарядов. слайд 4
Владимир Кухарь «Блокада»
Ученик. Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
Из музейных архивов, из фильмов и книг
Про блокадные дни или ночи...
Я ни разу не слышал про тяжесть «вериг»,
Кровь за кровь – в череде многоточий.
Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.
Вскоре – семьдесят пять с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса, отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, ВЕТЕРАНЫ!
Учитель. Открываем вторую страничку, которая называется «В Ленинграде». слайд 5,6
Ученик. Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. слайд 7
Все ленинградцы поднялись на защиту города: они вступали в партизанские отряды, сражались на фронте, строили оборонительные рубежи. Баррикады пересекали многие улицы. Из радиопередачи: «Говорит Ленинград», сентябрь 1941 года: «Мы, Ленинградцы, будем биться с врагом так, чтобы наши дети могли гордиться делами своих отцов, которые не только строили и украшали свой город, но и защитили его смело и отважно, жертвуя всем на благо Родины. Мы победим, ибо хотим жизни, свободы, счастья». слайд 8
В городе начался голод, пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под -40 , замерзли водопровод, канализация. За водой ходили на набережную Невы; делали прорубь и набирали воду под обстрелами. слайд 9
В декабре 1941 г. город оказался в ледяном плену. Сначала видели убитых бомбами и снарядами. Потом стали появляться убитые голодом, их какое-то время не то, что не замечали – боялись понять до конца, что это означает, что надвигается на город. Всего за время блокады умерло свыше 641 тысячи жителей, а десятки тысяч истощенных ленинградцев умерли во время эвакуации. слайды 10 - 11
Ольга Берргольц отрывок из поэмы «Февральский дневник» слайд 12
Ученик. Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных
...А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завернутое в одеяло тело
на Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь,
к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев...
Учитель. Листаем дальше, следующая страничка называется «Хлеб Ленинграда». слайд 13
Ученик. Да, мы познали в декабре
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь:
Таким людским страданьем он,
Такой большой любовью братской
Для нас отныне освящен,
Наш хлеб насущный, ленинградский...слайд 14
Запасы продовольствия были крайне ограничены, начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие получали по 300г хлеба, а все остальные - по 150г. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Крупу выдавали по 300 г, масла -100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. слайд 15
Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады -250г на рабочую
карточку и 125г на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его
готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким
хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы
съесть клейстер.
Лариса Семиколенова отрывок из стихотворения «Блокадный подарок»
Ученик Меня одна растрогала до слёз
История в блокадном Ленинграде:
Двум девочкам однажды довелось
Бесценную доставить маме радость.
Не розы, не духи, не шоколад -
Но был подарок этот всех важнее:
От скудной паечки три дня подряд
Кусочек маме отделять сумели.
И, спрятав от самих себя наверх,
Хоть съесть его хотелось им до дрожи,
Свою любовь в Международный день
Преподнесли на маленьких ладошках...
Пусть никогда не будет больше войн!
Пусть голод не придёт в твои селенья!
Пусть будет хлеб! Всего дороже он.
Учитель. Следующая четвертая страничка называется «Дети Ленинграда» слайд 16
Ю. Воронов « В блокадных днях»
Ученик. В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом —
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.
Ученик. В Ленинграде осталось 400 тысяч детей, не успевших выехать в глубь страны. Им пришлось пережить трагедию осажденного города. Многие из них вместе с взрослыми встали на защиту своего родного города. Они трудились на заводах. Над их рабочими местами нередко можно было увидеть написанные детской рукой плакаты: «Не уйду, пока не выполню норму!», Папа! Я тебе помогаю бить фашистов! слайд 17
Но все же главным подвигом юных жителей города было их стремление к учебе. В городе осталось 39 школ, которые работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни 1942 года. В истории блокадного Ленинграда сохранился отчет директора 251й школы Октябрьского района (читает) «Из двухсот двадцати учащихся, пришедших в школу третьего ноября (1941 г.), систематически продолжили занятия 55. Это одна четвертая часть. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел был путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе. Но учеба шла. За мужество, стойкость и веру в победу 15,249 ленинградских пионеров были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Лев Зазерский «Дети блокады» слайд 18
Ученик. Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но такое надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Учитель. Перелистываем следующую страничку. « Таня Савичева» слайд 19
Ученик. Страшен итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру известен
дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. слайд 20
Сама Таня была эвакуирована из Ленинграда, но вылечить ее не удалось, она умерла от дистрофии и от потрясений 1 июня 1944 года в детдоме в Горьковской области.
Ученик. В осажденном Ленинграде
Эта девочка жила
В ученической тетради
Свой дневник она вела
В дни войны погибла Таня
Затаив на миг дыханье
Слышит мир её слова
Ученик « Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3часа дня 1942 года». слайд 21
Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся березки
Пробивается трава
А на скорбном Пискаревском
Остановят вдруг слова
Ученик «Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
Ученик А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдешь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике.
Ученик «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»
Сергей Смирнов «Девять страничек»
Ученик 1. Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Ученик 2. Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
«Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… » Пустел Ленинград.
Ученик 1. Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Ученик 2. Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня. слайд 22
Ученик 1. Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба
Дети боялись военного неба…
Ученик 2. Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
вместе «Вновь не должно это все повториться.
Учитель. Листаем дальше. Шестая страничка «Дорога жизни». слайд 23
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги» слайд 24
22 ноября 1941 года стал днем рождения знаменитой Ладожской дороги, которую неслучайно называли « Дорогой жизни». Шестьдесят автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. Уже в конце ноября 1941 г по Ладоге началась эвакуация жителей вглубь страны. С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. В осажденный город шел транспорт с бесценным грузом – хлебом для ленинградцев. Сколько выдержки, подлинного героизма проявляли труженики ледовой дороги. Недоедая, страдая от холода и страшного переутомления, солдаты и офицеры буквально творили чудеса. Ведь их груз был самым важным для ленинградцев.
слайд 25
В.Чазова «Ладожский курган» слайд 26
Ученик. Над Ладожским курганом стынет иней,
Над Ладожским курганом тишина.
Искрится снег голубовато-синий,
И что-то шепчет старая сосна.
Молчит курган, торжественно-спокоен,
Молчит курган, закованный в гранит.
Склоняются знамена, как от боли,
Колышет ветер цепи возле плит.
И обелиск величественно-строгий
Напоминает нынче всем живым
О той суровой Ладожской дороге,
Которую мы в памяти храним!
Учитель. Перелистываем последнюю страничку «Снятие блокады» слайд 27
27 января 1944г. Блокада была окончательно прорвана. Этот день стал самым радостным днем в жизни ленинградцев. Позади остались ужасные дни, пришло долгожданное освобождение. слайд 28
Страшен итог блокады. От голода умерло 640 тысяч человек, от боевых действий - 235 тысяч человек. В городе к этому времени оставалось около 500 тысяч жителей – в 5 раз меньше чем в начале блокады. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной осадой в истории человечества. слайд 29
1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокад. 8 мая 1965 года Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Ученик Бесценен подвиг ленинградцев.
Так пусть же мир сегодня слышит
Салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит
Победоносный Ленинград! слайды 30-34
Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимовского кладбищ, открыт памятник ленинградской армии Народного ополчения, на площади Победы — памятник героическим защитникам города, памятники в других городах.
Учитель. Вот мы и перелистнули последнюю страницу нашего журнала.
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
Объявляется минута молчания.
Звук метронома
Учитель. Не забывайте про подвиг жителей Ленинграда, которые смогли не просто дать отпор врагу, но и доказать всему миру, что нашу страну завоевать нелегко! слайд 35
Помните,
Через века, через года,
Помните,
Какой ценой завоёвано счастье, пожалуйста, помните…
Литература
Исторические факты
http://www.13idei.ru/scenarii-prazdnikov/shkolnyj-scenarij-snyatie-blokady-leningrada/
Фотографии:
https://go.mail.ru/search_images?rf=10445&gp=openpart5&fm=1&frm=mainVertical
http://nibler.ru/photo/5808-blokada-leningrada-43-redkih-fotografii.html
http://www.webpark.ru/comment/58504
https://vk.com/album-998865_32970797
Ссылка на мультфильм:
https://www.fontanka.ru/2014/01/20/090/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "И помнит мир спасённый...", посвященный 9 Мая.
Небольшая литературная композиция с элементами инсценирования для учащихся 4 класса....
КЛАССНЫЙ ЧАС "И ПОМНИТ МИР СПАСЁННЫЙ"
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ПОСВЯЩЁННЫЙ 9 МАЯ....
Классный час"И помнит мир спасённый"
Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы....
Классный час на тему "Их помнит мир спасённый..." для учащихся младших классов
Этот материал можно использовать для проведения бесед по воспитанию антикоррупционного мировозрения и на родительских собраниях, и на классных часах ....
Классный час "Помнит мир спасённый"
Знакомство с историей Великой Отечественной войны....
Классный час на тему «И помнит мир спасённый»!
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколе...
Классный час "И помнит мир спасённый"
Классный час, посвящённый Великой Отечественной войне....