Классный час "И помнит мир спасённый"
классный час (4 класс)

Классный час, посвящённый Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_pobedy.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне.

Тема: « И помнит мир спасенный»

Цель: Создание образа ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны несколько десятилетий назад.

Задачи:

  1. Расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне.
  2. Расширить словарный запас учащихся.
  3. Создать условия для появления чувства гордости за героическое прошлое своей страны.
  4. Формировать негативное отношение к завоевательным войнам.
  5. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважительное отношение к ветеранам ВОВ.
  6. Развивать воображение, мышление, речь.

Оборудование: Карта физическая, карточки, ручки, конверт с карточками событий ВОВ

- конверты разного цвета, магниты красного цвета или звездочки.

Ход мероприятия.

I.Орг. момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1.- Какие ваши любимые праздники?  Праздник – это радость, веселье,  воспоминания о хороших событиях)

- Какие чувства у  вас вызывает слово «праздник»? (Радость, удовольствие…)

(Слайд с предметами, связанными с войной: ордена, гильзы, красноармейские книжки и.д.)

- Посмотрите на эти предметы и скажите, о чем сегодня будем говорить? (О ВОВ)

 - Кто одержал победу в ВОВ? (Советский Союз)

- Послушайте песню, посвященную Дню Победы. 

- В песне, посвященной Дню Победы, есть слова, что «это праздник со слезами на глазах».

- Посмотрите на доску, какое вы заметили противоречие? (Праздник должен быть веселым, а праздник Дня Победы – «со слезами на глазах») 

- Какой возникает вопрос? (Почему День Победы  называется праздником со слезами на глазах?)

 III. Работа по теме занятия.

- Эпиграфом к сегодняшнему занятию я хочу взять слова М. Михайлова

Не забывай кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край,

И как на землю падали солдаты

Убитыми

Живой, не забывай!

1418 дней продолжалась ВОВ. О том, сколько людей она унесла, до сих пор спорят историки. Потоками крови и слез была омыта за эти 4 года наша многострадальная земля. Некоторые события прошлых лет мы восстановим с помощью карты, которую вы видите на доске. Отыщем города герои и места великих битв. Вспомним имена и даты, вошедшие в историю. Я считаю, что в ней нет ни одного дня, который можно было бы вычеркнуть из памяти. Каждый день был подвигом для миллионов.

(Работа в группах)

- У вас на партах лежат карточки зеленого цвета. Поработайте в группах. Вставьте пропущенные слова. Текст разделен на две части.   Поработайте с частью под цифрой 1.

1) Более 60 лет назад власть в Германии захватили   ____________________________во главе с __________________________. Они внушили немецкому народу, что он будет властелином мира. Гитлеровцы начали __________________. Вскоре вся Европа оказалась в их руках. Фашисты напали на Советский Союз в _____________ году, и началась ____________________________________________________, которая стала частью Второй мировой войны.

2)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

- Прочитайте, что вы записали?

- Все согласны?

- Почему эта война получила название Великой Отечественной? ( Это была «большая», длительная  война. В этой войне решалась судьба нашей Родины, нашего Отечества. Для спасения Отечества должны были объединиться все люди, которым дорога их Родина.)

- Далее мы с вами поработаем с таблицей. Найдите на партах вот такие  конверты (таблицы желтого цвета) В них вы найдете таблицу и карточки. В таблицу вы будете вклеивать эти карточки по ходу нашего мероприятия.

 

Событие, битва

Дата

1

2

3

4

5

6

- На рассвете 22 июня  в воскресный день фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

Ученик:

 Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

 Только что развернулась

В  скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Голос уверенно-строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

                                     Н. Сидоренко.

Работа с таблицей.

- Вклейте в левую колонку таблицы карточку с названием события, о котором мы сейчас сказали.

- Какую карточку вклеили? (Начало ВОВ)

В правую колонку запишите дату начала ВОВ.

- Фашистские генералы разработали план «Барбаросса». Гитлер не сомневался в победе и рассчитывал быстро закончить войну. Прежде всего планировалось нанести мощный удар по Красной Армии и в короткий срок уничтожить Москву.

  • БРЕСТ

- Навсегда в истории Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости, которые одними их первых приняли натиск фашистов. (Учитель  прикрепляет звездочку на карту к городу Брест)

Работа с таблицей.

- Поработаем с таблицей, найдите это событие на карточке и вклейте в таблицу.  

-Она стояла на границе. В первый же день войны фашистские захватчики атаковали ее защитников – советских пограничников. Но те оказали яростное сопротивление. Не сумев взять крепость внезапным штурмом, фашистские войска обошли ее и двинулись дальше. Крепость и ее доблестные защитники  оказались в глубоком тылу фашистских армий. Целый месяц сражались советские пограничники. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли ее осыпали снаряды вражеских армий. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене крепости штыком один из последних ее защитников. Так и не покорились фашистам славные советские пограничники. Они сражались до последнего солдата, до последнего патрона. Долго еще фашисты обходили с опаской развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.

- Под эти слова знаменитой песни отправлялись, написанные в первые дни войны, отправлялись на фронт советские солдаты.

Работа с таблицей.

- Вернемся к таблице, что запишите в правой колонке? (22 июня -27 июня 1941г)

  • ЛЕНИНГРАД

В числе городов – героев  называют еще один город. Чтобы узнать его название, вы должны разгадать кроссворд.

По горизонтали.

  1. Имя главы фашистской германии.(Адольф)
  2. Город, который первым принял натиск фашистов. (Брест)
  3. В каком месяце началась ВОВ? (Июнь)
  4. Какое слово в названии пропущено  «Великая … война»? (Отечественная)
  5. День недели начала войны.(Воскресенье)
  6. Какой по счету была мировая война 1941-1945 гг.

По вертикали.

  1. Как назывался раньше город Санкт-Петербург? (Ленинград)

(Учитель прикрепляет звезду к карте.)

(Работа с таблицей.)

В сентябре 1941г  немецкие войска вышли к окраинам северной столицы. Вокруг города сомкнулось кольцо блокады.

- Что такое блокада?

Военная блокада — изоляция блокируемого объекта (группировка войск, город, государство и др.) путем нарушения его внешних связей на суше, в воздухе и на море. Цель блокады — истощение блокируемой группировки и принуждение ее к капитуляции, подрыв военно-экономической мощи вражеского государства и др.

                                               (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.)

- Враг был уверен: теперь голодающие, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло. Передерутся из-за куска хлеба, из-за охапки дров, бросят работать и сдадутся… И русский город будет уничтожен. Но враг просчитался…

Ученик:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

- Эти слова Анны Ахматовой тогда прозвучали как клятва всех защитников страны.

За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тыс. танков, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров,12 тыс. минометов,212 тыс. единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин. А ведь город голодал.

Работа с таблицей.

- Вернемся к таблице, что запишите в правой колонке? (сентябрь 1941, 900 дней.)

  • Битва за Москву

В числе городов – героев называют еще один город. Соберите  буквы из красного конверта и вы узнаете его название. ( Москва) (Работа в группах)

(Учитель прикрепляет звезду к карте.)

(Работа с таблицей.)

- Очень трудными для армии и всего советского народа были лето  и осень первого года войны. Несмотря на героическое сопротивление, враг все же продвигался дальше и дальше в глубь нашей страны, приближаясь к ее столице – Москве. Фашисты хотели захватить Москву и стереть ее  с лица земли. Они считали, что это позволит им успешно закончить войну.

Все свои силы враг бросил на захват столицы. Нашу столицу бомбили с воздуха фашистские бомбардировщики. Поэтому было принято решение сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические и культурные памятники Москвы.  Были разрисованы стены Московского Кремля, сделавшие его неузнаваемым.  Появились на Красной площади, сколоченные из фанеры дома, изменившие столь привычный вид центральной площади столицы. Золоченые купола церквей и храмов покрасили темной краской. Очень трудно было теперь фашистским летчикам отыскать Кремль, чтобы бомбить его.

            В самые тяжелые дни обороны Москвы 7 ноября 1941 года на Красной Площади состоялся военный парад. Сразу же после парада, пройдя мимо заснеженных  стен древнего Кремля, войска и боевая техника уходили на фронт защищать столицу.

Генералу Жукову удалось собрать все силы для обороны Москвы в один кулак и, остановив фашистов, рвущихся к столице начать наступление на врага. Уже в декабре первого года войны фашисты были отброшены на сотни километров от столицы нашей Родины. Так был развеян миф о непобедимости фашистских захватчиков.  К началу 1942 года войска Красной Армии освободили много подмосковных городов. В ходе беспорядочного отступления испуганные фашисты в панике бросали оружие, танки, автомобили. Много их солдат попало в плен. Не ожидавшие столь мощного отпора, фашистские генералы долго не могли прийти в себя.

Работа с таблицей.

- Вернемся к таблице, что запишите в правой колонке? (Лето, осень 1941 Г.)

IV. Физминутка для глаз.

 Продолжение работы.

  • Сталинградская битва

Когда мы вспоминаем о решающих событиях ВОВ, в нашей памяти встает знаменитая Сталинградская битва, кровопролитнейшие  бои  летом и осенью 1942г

(Учитель прикрепляет звезду к карте.)

(Работа с таблицей.)

(Отрывок из фильма «От Москвы до Рейхстага»)

Работа с таблицей.

- Вернемся к таблице, что запишите в правой колонке? (лето, осень 1942г)

  • Танковое сражение около города Курск.

(работа в группах)

Последнее решающее сражение,  на территории Советского Союза  произошло возле города, название, которого вам станет известно после того, как вы выполните задание в синем конверте.

Задание.

Заполните таблицу.

Отгадка

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

Отгадайте загадки. Впишите ответ в левую колонку «отгадка» под соответствующей цифрой. Выполните задание под загадками.

1.Перевернутый котелок

   Человека защитить мог (Каска)

Задание: Впишите  первую букву в  правую колонку.

2.Какую ленту в косу не завьешь? (Пулеметную)

Задание: Впишите в левый столбик – вторую букву.

3.Рядовой флота. (Матрос)

Задание: Впишите в левый столбик – 4-ю букву.

4.Летит-воет,упадет – землю роет. (Самолет)

Задание: Впишите в левый столбик – 1-ю буква.

5.На солнце сияет, врага без шума истребляет. (Штык)

 Задание: Впишите в левый столбик – 4- ю букву.

- Какое слово получилось? (Курск)

(Учитель прикрепляет звезду к карте.)

(Работа с таблицей.)

 - Летом 1943 года фашистские захватчики получили еще один , теперь уже смертельный для них удар. Около российского города Курска произошло самое крупное сражение всей прошедших войн – знаменитое танковое сражение у села Прохоровка.

(Ученики говорят наизусть)

1.Курская дуга…Ее мы называем огненной. Горела земля..

2. Земля горела… Это был запах лета, жаркого лета 1943-его.

3. Земля горела…1,5 тысячи танков столкнулись  в смертельном противоборстве.

4. Земля горела…Было немыслимо трудно. Но смерть, боль, отчаяние и любовь к Родине, к близким поднимали дух солдата!

5. Земля горела…Но храбрость и стойкость воинов предрешила исход всей войны…

6.Прохоровское поле называют третьим – после Куликова и Бородинского – ратным полем России.

7. Земля горела…А сегодня на ней памятники, монументы, обелиски…

8. Земля горела…Огромной братской могилой стало Прохоровское поле..

9.Победа далась дорогой ценой…

10. Но она подарила жизнь всем нам, живущим ноне.

11. Эту войну называют священной…

12. Потому что священна сама Россия, сильная и непокоренная!

13.Страна, в которой не перевелись люди, достойные своих предков-героев и победителей…

- В честь великой победы войск Красной армии под Курском в Москве был впервые произведен  торжественный артиллерийский салют. Эта красивая и памятная традиция  сохранилась до наших дней, когда в дни праздников небо над столицей расцвечивается яркими цветными огнями фейерверка.

(Работа с таблицей.)

  • Взятие Берлина

- С этого дня советские войска стали гнать фашистов с территории Советского Союза. Советские войска прогнали врага из Болгарии, Румынии, Югославии и др. стран, захваченных фашистами. Наши солдаты уверенно продвигались по дорогам Европы к Берлину, чтобы уничтожить фашистов в их же доме.

Уже теплым весенним майским утром 1945 года над поверженной фашистской столицей реяло Красное знамя – знамя великой победы.

(Учитель прикрепляет звезду к карте.)

(Работа с таблицей.)

И  по сей день весь наш народ каждый год 9 мая отмечает как праздник великой победы над фашизмом. Именно в этот день маршал Жуков подписал в поверженной фашистской Германии акт о безоговорочной капитуляции врага. Великая Отечественная война, принесшая столько крови и страданий советскому народу, завершилась долгожданной победой

VI Итог занятия

(Работа в группах)

- Давайте вернемся к тексту на карточках зеленого цвета, с которым работали в начале урока.  Допишите окончание текста своими словами под цифрой два.

Давайте вернемся к основному вопросу нашего занятия. Что мы хотели сегодня выяснить?( Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?)

 -Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? (Совещание в группах) 

Вывод: «Праздник со слезами на глазах» - особенный день, который напоминает сегодняшним поколениям о людях, переживших страшные события ВОВ.

5) Ролик, посвященный Дню Победы.

6) Ученики читают наизусть.

 1.Нашему поколению суждено жить в третьем тысячелетии, осознав свое место среди других поколений!

2.Каким был  XX век? Какой груз несет он в век грядущий?

3.Каждая эпоха оставляет память о себе…

4.В памяти поколений останутся трагические годы прошедшего столетия! В вечной памяти останутся:

5 Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

6. Афганская война 80-х

7.Чеченская 90-х

8. И бесчисленные жертвы кровавого террора в городах России!

9. В наших сердцах останется память и скорбь о тех, кого нет рядом с нами!

10. Вечная память павшим! Их вдовам и матерям!

VII. Творческое задание.

 На этом наше мероприятие заканчивается. Если у вас будет желание, то я вам предлагаю поработать творчески.

1.Узнайте у своих родителей, кто в вашей семье участвовал  в ВОВ. Составьте об этом рассказ.

2.Или вспомните строки из песен, стихов, посвященных ВОВ. Сделайте иллюстрации к этим строкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "И помнит мир спасённый...", посвященный 9 Мая.

Небольшая литературная композиция с элементами инсценирования для учащихся 4 класса....

КЛАССНЫЙ ЧАС "И ПОМНИТ МИР СПАСЁННЫЙ"

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ПОСВЯЩЁННЫЙ 9 МАЯ....

Сценарий классного часа " Помни правила движения, как таблицу умножения".

Методический  материал для проведения классного часа по теме "Помни правила движения, как таблицу умножения" представлен для учащихся начальной школы. Помогает усвоить правила движения для пешехо...

Сценарий классного часа "Помним, гордимся, наследуем!"

Разработка классного часа к Единому Всекубанскому уроку "Помним, гордимся, наследуем"...

Классный час "Помнит мир спасённый"

Знакомство с историей Великой Отечественной войны....

Конспект классного часа «Помни, тонкий лед опасен»

в данном конспекте предоставлен конспект на тему "Помни, тонкий лёд опасен"...