Классный час «Мы все очень разные, но мы вместе!»
Цели и задачи: 1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения. 2. Сформировать правильное представление о толерантном отношении одноклассников между собой. 3. Отработать умение видеть толерантное и интолерантное поведение людей. 4. Определить принципы толерантного поведения, которые должны войти в жизнь учащихся. 5. Подвести детей к выводу, что все люди разные, но все они имеют одинаковые права и должны жить в согласии и терпимом отношении друг к другу.
Ход занятия
1. Создание коллаборативной среды. Стратегия «Минутка радости» Учитель. Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
2. Распределение на группы. Стратегия «Собери картинку» Учащиеся выбирают элементы разрезанной картинки и садятся по группам, собрав целую картинку.
3. Сообщение темы и цели классного часа. Стратегия «Мозговой штурм» - Ребята, сегодня у нас праздник «День толерантности». Но прежде, чем начать наш классный час, давайте посмотрим одну сказку. (Показ видеоролика «Сказка о толерантности».) - Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек? (Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.) - Как по другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия.) - А как Вы думаете, почему именно сегодня у нас проходит такой праздник? (Потому что, сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.)
4. Вступительное слово. Слайд № 2 Что же такое толерантность? Слайд № 3 «Толерантность означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам» Слайд № 4 С точки зрения происхождения, понятие «толерантность» образовано от латинского глагола «tolerare», что означает дословно «переносить» - это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности. Слайд № 5 Вывод: значит, наш современник, то есть мы с вами – личность, принимающая и понимающая и себя и других.
5. Работа в группах. Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях. Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях. 1 ситуация. На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком? 2 ситуация. Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия? 3 ситуация. Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь? 4 ситуация. У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия? Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают спикера и высказывают общее решение группы. - Так какова же цель разрешения любого конфликта? Ответы детей. Вывод: превратить конфликт из ссоры в конструктивный диалог и найти компромисс (обе стороны идут на уступки) 6. Физ.минутка. Песня «Мы дети солнца»
7. Составление проекта «Эмблема толерантности». (Работа в группе). После обсуждения в группе придумать и презентовать всему классу свою эмблему толерантности.
8. Осмысление. Цветок толерантности. Стратегия «Таблица» Слайд № 6 - Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.
Слайд №7 Толерантность - это милосердие. Толерантность - это сострадание. Толерантность - это уважение. Толерантность - это доброта души. Толерантность - это терпение. Толерантность - это дружба.
- Если мы будем дарить такие цветы друг другу, тогда мы будем жить в мире, согласии и взаимопонимании. Слайд № 8 Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг,- это и будет проявление доброты. Слайд №9 - Посмотрите на экран, что здесь изображено? (Рисунок, на котором мы видим класс, группу ребят.) - Вы знаете, ребята, что в мозаике из разных звеньев можно составить картинку. Так и из вас, таких разных, можно сплотить коллектив, который будут объединять общие интересы и цели. - А какие у вас общие интересы? (учёба, дружный и сплочённый класс) - Посмотрите снова на мозаику. Не хватает одного звена в мозаике, почему? - Как собрать мозаику (класс, коллектив) полностью, всю до единого звена? (Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно). - С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию? (Присоединяйся! Ты нам нужен.)
- А теперь давайте выполним следующее задание, для того что бы проверить как вы поняли и усвоили новое понятие Слайд № 10 (таблица) придумать 2 прилагательных, 3 глагола, фразу из 4 слов, сделать вывод Слайд № 11 1 существительное: Толерантность 2 прилагательных: приветливый заботливый 3 глагола: прощать сострадать уважать Фраза из 4 слов: Право человека быть разным Вывод: Все мы – разные, все мы - равные! Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими!
9. Рефлексия. Стратегия «Дерево Толерантности» Слайд № 12. Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир
- Теперь вырастим традиционное дерево Толерантности на нашей школьной планете. Для этого мы выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: «Школа Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Затем листочки приклейте на дерево….
Примерные надписи: 1. Надо всех любить и уважать. 2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом 3. Понимать друг друга. 4. Научиться прощать. 5. Защищать друг друга, членов своей семьи. 6. Быть терпимыми. 7. Уважать пожилых людей. 8. Уметь слышать и слушать. 9. Уметь дать совет, выслушать совет другого. 10. Прислушиваться к мнению старших. 11. Не повышать голос друг на друга. 12. Быть милосердными. 13. Сострадать всем. 14. Принимать людей такими, какими они есть. 15. Быть толерантным. 16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. 17. Уважать права другого человека. 18. Сотрудничать с родителями, гордиться им |