Классный час "Поговорим о толерантности"
классный час (3 класс)
Цели: Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_3_klasse_._pogovorim_o_tolerantnosti.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Поговорим о толерантности"
Цели: Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности.
Продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.
Формы и методы работы: занятие с элементами тренинга, элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия), сюжетно-ролевая игра.
Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить о толерантности. Слайд 2
Беседа « Окружающие меня люди» Слайд 3
Наступила весна. В это время года все с нетерпением ждут прилета птиц, появления первых цветов, первых листочков на деревьях. При наблюдении мы понимаем, что…
Не бывает одинаковых листочков даже на одном дереве – они все разные, все отличаются друг от друга, каждый красив по – своему.
Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое, похожих друг на друга?
Поднимите руку те, кто сам для себя выбирал хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот…
Вывод: все дети (все люди) разные. В чем – то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что – то своё интересное, симпатичное.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, религий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Слайд 4.
Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара? Слайды 5 - 12.
Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.
Упражнение 1. Игра “Я возьму с собой в поход…” Слайд 13.
– А сейчас я бы хотела провести с вами игру. Приглашаю всех вас в поход. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.
Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.
А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.
Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.
Итак, я беру с собой в поход термос с горячим чаем. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.
(Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей!” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.
Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.)
Упражнение 2. Игра “Кто есть кто?” Слайды 14 - 15
(Игра на выявление собственной склонности к использованию социальных стереотипов.)
Школьникам предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция педагога: “На фото изображены реально существующие (и существовавшие) люди, причем кто-то из них – это преступники, а другая часть – люди порядочные. Затем педагог просит определить ребят: кто есть кто? После 3–4 минут работы ребята высказывают свои версии и аргументируют их. Как правило, дети довольно оживленно спорят по поводу каждой фотографии, апеллируя к особенностям портрета человека: “…надменное лицо”, “…лживые глаза, спрятанные за очками”, “…мечтательный взгляд писателя”, “…классическое лицо мошенника”. Когда выяснится, что со стопроцентной точностью определить, кто есть кто, никому не удалось, можно задать школьникам несколько вопросов: “что вы думаете об этом занятии?”, “легко ли было его выполнять?”, “почему никому не удалось точно определить, кто есть кто?”, “насколько объективны ваши оценки других людей?”, “часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личностных особенностях?”
Вывод: невозможно определить, каков человек, по внешним признакам, не пообщавшись, не узнав его поближе.
Упражнение 3. Игра « Человек с планеты Земля» Слайд 16
У вас на столе лежат листочки (полоски бумаги) на которых напечатаны качества характера человека.
Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.
Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля.
( Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные)
добрый сильный преданный завистливый
весёлый улыбчивый чуткий заботливый
смелый честный внимательный
агрессивный злой нечестный
равнодушный лживый раздражительный
Поочерёдно дети называют выбранные качества.
Создаётся общий портрет человека с планеты Земля: полоски крепятся при помощи степлера на круг из жёлтого картона – получается солнышко.
- Вот и составили мы вместе портрет человека с планеты Земля. На что похожа наша поделка?
- Можно ли сравнить человека, обладающего всеми этими качествами с солнышком? (Он также, как и солнце, согревает теплом своей души всех вокруг, он собирает вокруг себя много друзей, ему все рады…).
- Какие качества вы не одобряете? (Назовите их.)
- Вы поняли, что такое толерантность? Давайте поиграем и проверим: «Толерантны ли вы?» Слайды 17- 21.
Подведение итогов.
- Какое качество даётся нам очень легко, а ценится очень дорого?
(Вежливость)
- Какие ещё толерантные качества личности вы можете назвать?
- Какие качества выдают интолерантного человека?
Слайды 22-23. Ребята, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу. Будьте толерантны!
МАТЕРИАЛЫ К ИГРЕ «ЧЕЛОВЕК С ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»
добрый
сильный
преданный
весёлый
улыбчивый
чуткий
смелый
честный
внимательный
агрессивный
злой
нечестный
равнодушный
лживый
раздражительный
завистливый
заботливый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о толерантности
Что такое толерантность...
Проект классного часа по толерантности.
Проект классного часа по толерантности: " Что такое толерантность?"...
Классный час "Воспитание толерантности"
Разработку классного часа "Воспитание толерантности" можно использовать как в начальной школе, так и в среднем звене....
сценарий классного часа по толерантности
Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России....
Классный час по толерантности в 4 классе на тему "Человек среди людей"
Данная разработка предназначена для учащихся 4 класса.и раскрывает проблему толерантности в современном мире.Целью проведения является способствование духовно-нравственному развитию ребёнка, развитию ...
классный час - диспут «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
Проведение диспута было направлено на следующие цели:сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);формировать у учащихс...
Классный час «Урок толерантности или учимся сочувствовать» 4 класс
Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность по...