Игра как средство формирования коммуникативных умений
статья (2 класс)

Внеурочная деятельность с младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Санкт – Петербург, 2021г

      Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями.   Поэтому возникла необходимость ориентировать процесс — обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми, к общению с окружающими.

    Важно поэтапное формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.

    Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру.

    Игра для ребенка является средством психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям. Можно сказать, что ребенок играет, потому что развивается, а развивается, потому что играет. Игра во внеурочной работе оказывает на ребенка влияние, а именно:

 – моделирует жизненные ситуации;

 – создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;

 – объединяет усилия детей;

 – в игре проявляется способность к взаимно поддержке и взаимовыручке;

 – игра рождает положительные эмоции; – создает простор для фантазии, импровизации;

– ребенок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других;

– в игре могут проявляться личностные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

   Понимают учителя и то, что развитие коммуникативных умений невозможно без игры, однако применяется игра как воспитательное средство зачастую нецеленаправленно. Определенная часть учителей попросту недооценивают возможность и эффективность игры как средства развития коммуникативных умений.

    Нам удалось выявить противоречия, сложившиеся в педагогической практике по проблеме развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте. К ним мы относим следующие:

  • противоречие между возможностями игры как средства развития коммуникативных умений детей и недостаточной реализацией этих возможностей в педагогической практике;
  • противоречие между необходимостью формирования у младших школьников коммуникативные умения и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.

    В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

      С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным, совершенствуется и обратная связь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры как средство формирования интеллектуальных умений и навыков детей с оганиченными возможностями здоровья.

Статья, входящая в сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции с международным участием и Всероссийского научно - практического семинара в Санкт Петербурге  "Образование де...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала:  средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

«Хороводные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Мастер класс «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных  универсальных учебных действий  младших школьников",Познакомить  с возможностями  использов...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Развивающие игры как средство формирования интеллектуальных умений детей с ОВЗ.

Статья, входящая в сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции с международным участием и Всероссийского научно - практического семинара в Санкт Петербурге  "Образован...

«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»

Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....