ЗОЖ как норма жизни
статья (1 класс)
В данной статье дается общее определение ЗОЖ, раскрываются причины актуализации работы по формированию навыков здорового образа жизни, определяются причины противоречий, проявляющихся в деятельности по формированию установок ЗОЖ и предлагаются пути их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_kak_norma_zhizni_dokument_microsoft_office_word.docx | 12.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗОЖ как норма жизни
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны. Крепкое здоровье нации свидетельствуют о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Современное состояние общества, экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с этим растет число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также щадящая здоровье организация образовательного процесса.
В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни является чрезвычайно актуальной. По итогам всероссийской детской диспансеризации, заболеваемость детей в возрасте до 15 лет выросла на 44 процента, а заболеваемость подростков - почти в полтора раза.
Многие из выявленных патологий можно предупредить путем повышения эффективности физического воспитания. Именно поэтому развитие физической культуры и спорта в настоящее время поддерживается на уровне Президента России.
Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков в учреждениях культуры является одной из актуальных на сегодняшний день. Данная тема определяется не только состоянием и проблемой здоровья современных детей и подростков, но и здоровьем, благополучием будущих поколений. Очень важно в детском и подростковом возрасте первоначально сформировать потребность быть здоровым и на этой основе прививать соответствующие стереотипы поведения, навыки здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний.
При анализе понятия «здоровый образ жизни» рассматриваются самые различные вопросы, прямо или косвенно связанные со здоровьем человека: проблемы антиалкогольной, антинаркотической и антиникотиновой пропаганды, ритмичность чередования труда и отдыха (режим), двигательная активность, закаливание, рациональное воспитание, борьба со стрессом, профилактика самоотравлений, влияние экологических факторов, вопросы рационального питания, борьба с вредными привычками и многое другое.
Различные подходы к пониманию феномена «здорового образа жизни» позволяет сделать вывод о том, что он объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Культура здоровья - это компонент социокультуры. У людей, ведущих ЗОЖ, изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни; исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков.
Здоровый образ жизни - это способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.
В действительности, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Именно поэтому в нашей стране сейчас очень остро стоит вопрос о необходимости разработки и принятия государственной программы по формированию ранних установок на здоровый образ жизни среди детей и подростков. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни.
Следует отметить, что в современной России задача формирования здорового образа жизни является актуальной проблемой.
На федеральном уровне разработан ряд законов и постановлений, регулирующих правоотношения в сфере физической культуры и спорта, в направлении сохранения здоровья населения. Власти регионов разрабатывают соответствующие нормативные акты на своем уровне. Однако, как показывает практика, достаточно велик процент населения, нуждающегося в дополнительном внимании в направлении пропаганды здорового образа жизни. Отсутствие четких нравственных ориентиров приводит к тому, что многие не осознают в полной мере ценности здорового образа жизни и даже не задумываются, что здоровый человек нужен везде - в семье, в трудовом коллективе, а самое главное, перед ним открыты все возможные карьеры.
Именно в этом и заложены основные противоречия, возникающие в работе с молодежью. Воспитание здорового поколения – первоочередная задача любого цивилизованного государства, поэтому должна быть разработана целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации, выработаны единые подходы в деятельности по пропаганде и формированию здорового образа жизни населения в целом.
Особое внимание в этом вопросе должно уделяться детям и молодежи. У них необходимо сформировать правильное понятие о здоровом образе жизни. Дети и подростки должны стремиться быть здоровыми, независимо от политических, экономических и социально-психологических условий, существующих в стране. При проведении профилактической социальной работы по формированию установок на здоровый образ жизни во главу угла должны ставиться цели формирования у детей, подростков и молодежи навыков личной ответственности за свое здоровье, развитие умений принятия самостоятельных и безотносительных от внешних условий решений. Здоровье физическое и здоровье нравственное должно стать для них самоцелью.
К сожалению, несмотря на внимание, которое уделяется этому вопросу со стороны всех организаций, работающих с детьми, подростками и молодежью, нельзя не отметить, что по-прежнему имеет место распространения таких негативных явлений, как наркомания, алкоголизм, табакокурение. Но особую тревогу вызывают неформальные группировки, пропагандирующие негативное отношение к жизни вообще, в том числе и получившая в последнее время распространение игра «синий кит». Жесткий контроль и запреты в этом случае не дадут нужного результата. Ведь суть детского поведения такова, что мало им что-либо запретить, им необходимо дать альтернативу. Поэтому работа по формированию здорового образа жизни не должна сводиться к распространению знаний гигиены и валеологии и повышению двигательной активности. Необходимо сформировать такую личность, которая будет понимать ценность жизни, а к здоровью относиться как к особому дару.
Однако человека нельзя заставить соблюдать культуру здоровья. Он может и должен прийти к ней сам: через знания, через понимание ценности здоровья, через удовольствие от радостного, светлого, полноценного ощущения жизни. В большей степени успеха в формировании у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни можно добиться при развитии у детей и молодежи активной жизненной позиции. Популяризация ЗОЖ проводится посредством разных форм работы: проведение мероприятий, основанных на распространении теоретических знаний; привлечение к практическим действиям через занятия творчеством, физкультурой и спортом, всеми видами проявления социальной активности. В целом нужно стремиться к тому, чтобы жизнь была яркой, наполненной интересными событиями.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/277123-zozh-kak-norma-zhizni
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормы оценок в начальной школе
Нормы оценок в начальной школе за контрольные работы по математике и русскому языку. ...
Нормы оценок в начальной школе
Эффективность использования десятибалльной шкалы оценивания ЗУНов учащихся:1. Повышается надёжность процедуры определения фактической степени обученности учащихся.2....
3. Санитарно-гигиенические нормы учебных занятий в 1 классе Родительское собрание
Презентация к родительскому собранию на тему "Санитарно-гигиенические нормы учебных занятий в 1 классе"...
Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)
Описываемый в данной работе курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...
Классный час "Путь к здоровому образу жизни через нормы ГТО"
Путь к здоровому образу жизни через нормы ГТО...
Отчет о проведении акции "Здоровый образ жизни -норма современного человека"
Творческий отчет о проведенной акции включает в себя план мероприятий, запланированных в рамках данной акции и краткое их описание....
Конспект урока по окружающему миру "Нравственные нормы жизни"
Конспект урока по окружающему миру по теме "Нравственные нормы жизни"...