Анализ состояния здоровья российских школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ns.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ состояния здоровья российских школьников.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
Установлено, что состояние здоровья учащихся младших классов зависит от возраста начала систематического обучения в школе. У детей в возрасте 6,5 лет и младше, начало обучения ведет к снижению адаптационных возможностей.
У этих детей при изначально высоком уровне функционального состояния отмечается значительное снижение показателей уже на 2 году обучения. Показатель нарушений различных систем организма намного выше, чем среди детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше. Учатся дети 6,5 лет не хуже, чем те, которым 7 лет, а иногда и лучше. Однако одна и та же образовательная нагрузка обладает большей «физиологической стоимостью» для организма.
В России около 30 млн. человек - дети, почти 20 миллионов посещают образовательные учреждения, в т.ч. немногим более 15 млн. – школьники. Школа является той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет. Именно в этот период отмечается интенсивность роста и развития организма, происходит его биологическое созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой деятельности.
Но в этот же период имеет место повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать в течение учебного процесса, и, которые приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие, последствия перенесенного рахита). На втором месте - нарушения функций органов пищеварения. Более чем у половины детей наблюдаются изменения в желудочно-кишечном тракте. Отмечено увеличение нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергических реакций. Среди детей-первоклассников в 13,5% случаев имеются отклонения в физическом развитии (недостаточный или избыточный вес тела, низкорослость).
По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания.
За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается дальнейшее ухудшение состояния здоровья учащихся:
в 2 раза – увеличивается число нервно-психических расстройств;
в 3 раза – органов пищеварения;
в 5 раз – увеличивается число детей с заболеваниями эндокринной системы;
70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию;
За последнее десятилетие среди учащихся младших классов функциональные отклонения и хронические заболевания в среднем увеличились на 54,5%. Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения всех функций организма.
Реализация здоровьесберегающих технологий
во внеурочное время.
Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:
Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки, в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.
- Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса и реализации научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.
- Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.
- Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
- Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся, как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.
- Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии.
- Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.
- Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.
- Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.
Здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни детей школа не может в полной мере следовать разработанной ею системе мероприятий в условиях пандемии; но все же в онлайн-режиме классные руководители, педагоги по внеурочной деятельности проводят: консультации, конференции, тематические конкурсы, беседы. Физкультурно-оздоровительная деятельность школы, направленная на физическое развитие, осуществляется учителем по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, воспитателем ГПД в Дни здоровья, Недели здоровья, физкультурные занятия на открытом воздухе).
Проведенная работа позволяет нам сделать вывод, о том, что комплексный подход к реализации здоровьесберегающих технологий в школе является незаменимым инструментом создания благоприятного образовательного процесса, способствует формированию правильного представления о ценностях и здоровом образе жизни.
Уверена, что стремление педагога, и как итог, умение построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, позволит добиться эффективного усвоения знаний. Обучение грамотной заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья учащихся, мотивация их к ведению здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек, проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков и просвещение их родителей позволит реализовать здоровьесберегающие технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ....
Исследовательская работа "состояние здоровья и физического развития школьников"
1.Исследовать и обобщить результаты медосмотра, сделать выводы о состоянии здоровья детей класса. 2.Определить приоритеты направлений р...
Особенности состояния здоровья современных школьников
Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей....
Анализ состояния готовности детей
Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовно...
Результаты обследования состояния здоровья школьников
Результаты обследования состояния здоровья школьников...
Состояние здоровья школьника как фактор успешности обучения в школе
Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой....
Классный час "Беседа с родителями «Состояние здоровья современного школьника».
Проведение беседы с родителями обучающихся 4 класса...