Рабочая программа веурочной деятельности " В мире книг" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности " В мире книг" способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
"СОГЛАСОВАНО" на заседании ПС протокол № 16 " 28 " августа 2020 | "УТВЕРЖДЕНО" приказом директора по школе № 435 " 30 " августа 2020 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
"В мире книг”
- З класс
Количество часов в неделю – 1, всего 34 часа
Учитель: Маслова Людмила Николаевна
Калининград
2020
Пояснительная записка
Данная программа составлены на основе программы внеурочной деятельности ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда. Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учётом его склонностей и способностей.
Программа внеурочной деятельности "В мире книг" способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.
Задачи:
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность внеурочных занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 40 минут.
Ценностные ориентиры содержания внеурочных занятий
Содержание программы "В мире книг" создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа "В мире книг” – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Планируемые результаты
В результате освоения программы "В мире книг" формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- знать аппарат книги – совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ-
ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
- уметь работать в парах и группах, участвовать литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание программы
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники былин, легенд, сказок. Первые книги. Летописи. Рукописные книги. История книги. Первопечатник Иван Федоров. Первые библиотеки.
По дорогам сказок (4 ч)
Волшебный мир сказок. Книга-сборник "Сказки А.С. Пушкина". Сказки бытовые, волшебные, о животных. Сборник сказок П.П. Бажова. Сказки с загадками ("Дочь-семилетка", "Умная дочь крестьянина" и т.д.). Конкурс-кроссворд "Волшебные предметы".
Басни и баснописцы (5ч)
История басни. Басни Эзопа. Русские баснописцы. Басни И. Крылова, И. Хемницера, А. Измайлова. Басни в прозаической форме Л.Н. Толстого. Басни с "бродячими" сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен.
Книги о родной природе (3 ч)
Образы природы в творчестве русских писателей. Русские поэты, воспевавшие красоту родной природы. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. Конкурс чтецов "Краски и звуки поэтического слова"
Животные – герои детской литературы
Книги-сборники произведений о животных. Рассказы о животных М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А. Куприна, А. Чехова, В. Бианки. Зарубежные писатели о животных. Книги Дж. Лондона, Э. Сетон-Томпсона. Аннотация к рассказу. Отзыв на произведение. Художники-иллюстраторы книг о животных.
Дети – герои книг (3 ч)
Дети – герои книг. Типы детских книг. Книги – сборники произведений о детях. Литературная игра "Расскажи о героях детских книг".
Книги зарубежных писателей для детей (2 ч)
Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. Книги зарубежных писателей. Тематика произведений. Произведения Дж. Свифта, М. Твена, А. Милна, А. Линдгрен.
Книги о детях войны (4 ч)
Книги о детях войны. Кто они – дети войны. Л. Воронкова "Девочка из города". Книга-сборник Л. Пантелеева "Новенькая". Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Творческая работа "Дети войны рядом с тобой".
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Детские газеты и журналы. История создания журнала "Мурзилка". Журналы "Геоленок", "Веселые картинки". Калининградские журналы для детей. Журнал "Мурр+". Электронные периодические издания: "Детская газета", журнал "Антошка". Создание аннотации к журналу.
Книга, книга, книга… (2 ч)
Книги бывают разные. Библиотечная мозаика "Что я знаю о книге?". Итоговая викторина "В мире книг". Список чтения на лето.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
История книги. Библиотеки (4 ч) | ||
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказок | 1 |
2 | Первые книги. Первые библиотеки. | 1 |
3 | Летописи. Рукописные книги. | 1 |
4 | История книги. Первопечатник Иван Федоров | 1 |
По дорогам сказок (4 ч) | ||
5 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 |
6 | Волшебный мир сказок. | 1 |
7 | Сказки с загадками. | 1 |
8 | Сборники сказок. Конкурс-кроссворд "Волшебные предметы" | 1 |
Басни и баснописцы (5 ч) | ||
9 | История басни. Сборники басен. | 1 |
10 | Басни в прозаической форме. | 1 |
11 | Русские баснописцы. | 1 |
12 | Герои басен. Басни с "бродячими" сюжетами. | 1 |
13 | Инсценирование басен. | 1 |
Книги о родной природе (3 ч) | ||
14 | Образы природы в творчестве русских писателей. | 1 |
15 | Русские поэты, воспевавшие красоту родной природы. | 1 |
16 | Конкурс чтецов "Краски и звуки поэтического слова" | 1 |
Животные – герои детской литературы (4 ч) | ||
17 | Книги-сборники произведений о животных. | 1 |
18 | Рассказы русских писателей о животных. | 1 |
19 | Рассказы зарубежных писателей о животных. | 1 |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. Аннотация к рассказу. Отзыв. | 1 |
Дети – герои книг (3 ч) | ||
21 | Дети-герои книг. | 1 |
22 | Книги – сборники произведений о детях. | 1 |
23 | Литературная игра "Расскажи о героях детских книг". | 1 |
Книги зарубежных писателей для детей (2 ч) | ||
24 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 1 |
25 | Книги зарубежных писателей. Тематика произведений. | 1 |
Книги о детях войны (4 ч) | ||
26 | Книги о детях войны. Кто они – дети войны. | 1 |
27 | Л. Воронкова "Девочка из города". | 1 |
28 | Книга-сборник Л. Пантелеева "Новенькая" | 1 |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Творческая работа "Дети войны рядом с тобой". | 1 |
Газеты и журналы для детей (3 ч) | ||
30 | Детские газеты и журналы. | 1 |
31 | Электронные периодические издания. | 1 |
32 | Создание аннотации к журналу. | 1 |
"Книга, книга, книга…" (2 ч) | ||
33 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика "Что я знаю о книге?" | 1 |
34 | Итоговая викторина "В мире книг". Список чтения на лето. | 1 |
Учебно-методический комплект:
- Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Пособие для учителя. Л.И. Рудченко. – Волгоград: издательство "Учитель", 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг", 3 класс
Программа в «Мире книг» (3 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире подвижных игр" 1-4 класс
Модернизация образования ставит задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. В связи с этим в 1-4-х классах вводиться дополнительная внеурочная деятельность по физической культуре. Программа «В м...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг". 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности В мире неизведанных слов 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 3 класса...