Рабочая программа веурочной деятельности " В мире книг" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности " В мире книг" способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_v_mire_knig_3_klass.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
"СОГЛАСОВАНО" на заседании ПС протокол № 16 " 28 " августа 2020 | "УТВЕРЖДЕНО" приказом директора по школе № 435 " 30 " августа 2020 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
"В мире книг”
- З класс
Количество часов в неделю – 1, всего 34 часа
Учитель: Маслова Людмила Николаевна
Калининград
2020
Пояснительная записка
Данная программа составлены на основе программы внеурочной деятельности ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда. Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учётом его склонностей и способностей.
Программа внеурочной деятельности "В мире книг" способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.
Задачи:
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность внеурочных занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 40 минут.
Ценностные ориентиры содержания внеурочных занятий
Содержание программы "В мире книг" создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа "В мире книг” – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Планируемые результаты
В результате освоения программы "В мире книг" формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- знать аппарат книги – совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ-
ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
- уметь работать в парах и группах, участвовать литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание программы
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники былин, легенд, сказок. Первые книги. Летописи. Рукописные книги. История книги. Первопечатник Иван Федоров. Первые библиотеки.
По дорогам сказок (4 ч)
Волшебный мир сказок. Книга-сборник "Сказки А.С. Пушкина". Сказки бытовые, волшебные, о животных. Сборник сказок П.П. Бажова. Сказки с загадками ("Дочь-семилетка", "Умная дочь крестьянина" и т.д.). Конкурс-кроссворд "Волшебные предметы".
Басни и баснописцы (5ч)
История басни. Басни Эзопа. Русские баснописцы. Басни И. Крылова, И. Хемницера, А. Измайлова. Басни в прозаической форме Л.Н. Толстого. Басни с "бродячими" сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен.
Книги о родной природе (3 ч)
Образы природы в творчестве русских писателей. Русские поэты, воспевавшие красоту родной природы. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. Конкурс чтецов "Краски и звуки поэтического слова"
Животные – герои детской литературы
Книги-сборники произведений о животных. Рассказы о животных М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А. Куприна, А. Чехова, В. Бианки. Зарубежные писатели о животных. Книги Дж. Лондона, Э. Сетон-Томпсона. Аннотация к рассказу. Отзыв на произведение. Художники-иллюстраторы книг о животных.
Дети – герои книг (3 ч)
Дети – герои книг. Типы детских книг. Книги – сборники произведений о детях. Литературная игра "Расскажи о героях детских книг".
Книги зарубежных писателей для детей (2 ч)
Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. Книги зарубежных писателей. Тематика произведений. Произведения Дж. Свифта, М. Твена, А. Милна, А. Линдгрен.
Книги о детях войны (4 ч)
Книги о детях войны. Кто они – дети войны. Л. Воронкова "Девочка из города". Книга-сборник Л. Пантелеева "Новенькая". Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Творческая работа "Дети войны рядом с тобой".
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Детские газеты и журналы. История создания журнала "Мурзилка". Журналы "Геоленок", "Веселые картинки". Калининградские журналы для детей. Журнал "Мурр+". Электронные периодические издания: "Детская газета", журнал "Антошка". Создание аннотации к журналу.
Книга, книга, книга… (2 ч)
Книги бывают разные. Библиотечная мозаика "Что я знаю о книге?". Итоговая викторина "В мире книг". Список чтения на лето.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
История книги. Библиотеки (4 ч) | ||
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказок | 1 |
2 | Первые книги. Первые библиотеки. | 1 |
3 | Летописи. Рукописные книги. | 1 |
4 | История книги. Первопечатник Иван Федоров | 1 |
По дорогам сказок (4 ч) | ||
5 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 |
6 | Волшебный мир сказок. | 1 |
7 | Сказки с загадками. | 1 |
8 | Сборники сказок. Конкурс-кроссворд "Волшебные предметы" | 1 |
Басни и баснописцы (5 ч) | ||
9 | История басни. Сборники басен. | 1 |
10 | Басни в прозаической форме. | 1 |
11 | Русские баснописцы. | 1 |
12 | Герои басен. Басни с "бродячими" сюжетами. | 1 |
13 | Инсценирование басен. | 1 |
Книги о родной природе (3 ч) | ||
14 | Образы природы в творчестве русских писателей. | 1 |
15 | Русские поэты, воспевавшие красоту родной природы. | 1 |
16 | Конкурс чтецов "Краски и звуки поэтического слова" | 1 |
Животные – герои детской литературы (4 ч) | ||
17 | Книги-сборники произведений о животных. | 1 |
18 | Рассказы русских писателей о животных. | 1 |
19 | Рассказы зарубежных писателей о животных. | 1 |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. Аннотация к рассказу. Отзыв. | 1 |
Дети – герои книг (3 ч) | ||
21 | Дети-герои книг. | 1 |
22 | Книги – сборники произведений о детях. | 1 |
23 | Литературная игра "Расскажи о героях детских книг". | 1 |
Книги зарубежных писателей для детей (2 ч) | ||
24 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 1 |
25 | Книги зарубежных писателей. Тематика произведений. | 1 |
Книги о детях войны (4 ч) | ||
26 | Книги о детях войны. Кто они – дети войны. | 1 |
27 | Л. Воронкова "Девочка из города". | 1 |
28 | Книга-сборник Л. Пантелеева "Новенькая" | 1 |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Творческая работа "Дети войны рядом с тобой". | 1 |
Газеты и журналы для детей (3 ч) | ||
30 | Детские газеты и журналы. | 1 |
31 | Электронные периодические издания. | 1 |
32 | Создание аннотации к журналу. | 1 |
"Книга, книга, книга…" (2 ч) | ||
33 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика "Что я знаю о книге?" | 1 |
34 | Итоговая викторина "В мире книг". Список чтения на лето. | 1 |
Учебно-методический комплект:
- Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Пособие для учителя. Л.И. Рудченко. – Волгоград: издательство "Учитель", 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг", 3 класс
Программа в «Мире книг» (3 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире подвижных игр" 1-4 класс
Модернизация образования ставит задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. В связи с этим в 1-4-х классах вводиться дополнительная внеурочная деятельность по физической культуре. Программа «В м...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слов"1 класс
рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слов"2 класс
рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг". 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...
Рабочая программа внеурочной деятельности В мире неизведанных слов 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 3 класса...