Методическая разработка занятия "Секрет побед русского Архистратига полководца Суворова"
методическая разработка (4 класс)

Голутвина Людмила Степановна

В занятии приводится жизнеописание великого русского полководца - христианина Суворова. Детям раскрывается духовный смысл понятий патриотизм, любовь к Родине, мужество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Методическая разработка урока

Тема: «Уроки побеждать. Секрет побед Русского Архистратига полководца Суворова».

Цель: приобщить учащихся к христианским ценностям, способствовать духовно -  нравственному развитию детей на примере жизни русского полководца А. В. Суворова.

Задачи урока:

Образовательные:

  • учить школьников читать Священное Писание, ориентироваться в нем.
  • ознакомить детей с жизнеописанием великого русского полководца
  • расширить представления учеников об исторической эпохе, в которой жил    Суворов;

Развивающие:      

  • развивать способность детей к осознанному выбору системы  нравственных ценностей, умение сопереживать
  • развивать самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли и чувства
  • ознакомить учащихся со стихами, музыкой, посвященными Суворову
  • расширить кругозор. Дать воспитанникам знание о том, кто есть почитаемый в христианстве, иудаизме, исламе Архистратиг Михаил

Воспитывающие:

  • побудить учеников задуматься о  том, что есть патриотизм, мужество, истинная любовь к Отечеству и служение ему. Осознать духовную природу этих понятий

  •  пробудить интерес к истории Отечества,  ознакомить учеников с вкладом  А. В.                         Суворова в развитие военного дела. Раскрыть детям источник гениальности Суворова как полководца

Новизна разработки:

                   

  • компьютерная презентация
  • участие учеников в подготовке занятия

Оснащение (оборудование) урока

  • Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);
  • книга А. В. Суворова «Наука побеждать»
  • презентация репродукций икон Архистратига Михаила, Суворова, картин русских художников, отражающих  служение  полководца Отечеству;
  • рабочая тетрадь (у каждого ученика) для записи стихов из Библии, рисунков;  фломастеры, карандаши.

Тип урока: открытие новых знаний

Ведущие технологии: разные виды работы с текстом (чтение, слушание), выполнение творческих заданий; рассказ учителя. Практикуется работа в группах, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся.


ХОД ЗАНЯТИЯ

«Все определяется духовной жизнью, и через  нее все получает свое истинное значение и подлинную ценность»

И. А. Ильин

«Слава Господу, ибо Он источник

всякой славы»

А. В.  Суворов

«Горжусь, что  я русский! Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным Отечеству»

А. В. Суворов

Учитель: мы начинаем цикл занятий, посвященных служению Отечеству, тема сегодняшней нашей встречи  «Уроки побеждать. Секрет побед Русского  Архистратига полководца Суворова»   (слайд 1). Нам предстоит поразмышлять, что есть  любовь к Родине,  мужество, патриотизм, какова духовная природа этих понятий.

Всякий раз, когда наша страна переживает тяжелые времена — кризисы, войны, ее народ обращается к своему прошлому. Вглядываясь в это прошлое,  он ищет ту опору, тот источник, которые способны поднять его дух, укрепить нравственные силы.  История народа, его подвиги и страдания помогают людям обрести духовное сокровище, именуемое Отечеством.  Патриарх  всея Руси Алексий II говорил, что мы можем чувствовать свою причастность к истории только в том случае, если почитаем наших героев, которые укрепляли Землю Русскую.

Таким героем, вся жизнь которого протекала в сражениях, является Александр Васильевич  Суворов. (1729 — 1800 гг.)  (слайд 2).

Команда «Ноев ковчег», вам удалось найти стихотворение о  Суворове?

Ученица: стихотворение Всеволода Александровича Рождественского

«Он прям и смел в

грозе военных споров.

Страны, подобной

нашей, в мире нет.

Вперед, друзья! Так

Говорит Суворов,
Ваш прадед в деле

Славы и побед»

Учитель:  спасибо.  А чем готова ответить  команда «Райский уголок?

Ученик: автор - народный артист России Олег Газманов

Он Россию свою

В самом трудном бою

Был готов защищать

Был он дерзок и смел

Одного не умел – не умел

Не умел отступать!

Генералиссимус Суворов

Солдату друг, солдату брат

Генералиссимус Суворов

Да что там Альпы,

Да что там горы,

Ведь для солдата нет преград!

Учитель: спасибо. Эту  песню – марш  мы прослушаем  в конце урока

Учитель: «Великий военный гений» - так называли  Суворова его современники. Александр Васильевич  возглавлял многочисленные сражения русской армии и всегда приводил своих солдат к победе (слайд 3).

 Возникают вопросы: в чем секрет его воинских достижений? В чем тайна благоговения  солдат перед ним? Почему они называли его «отцом родным»? (слайд 4)  Может быть, он обладал незаурядной притягательной внешностью подобно  библейскому царю Саулу, который объединил вокруг себя десятки тысяч воинов?

«...Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа». 1 Царств 9:2.

Нет,  дело определенно не во внешности.  Биографы  пишут, что Суворов «ростом не вышел», внешне был «неказист».  Многие  сверстники  высокомерно поглядывали на него: «Не быть тебе, Александр Васильевич, генералом. Статью не вышел». Так подшучивали они над будущим генералиссимусом.

Учитель: Ответ на выше поставленные вопросы прост..

Ученик: (слайд 5) « Великий полководец 18 века был христианином.  Он всей своей жизнью  исповедовал: «Бог  Мой — сила моя: Он …. на высоты  мои возведет меня» Аввакум 3:19.   В  Библии, к которой постоянно обращался Александр Васильевич,  написано: «Я Господь, Бог твой,  научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по  которому должно тебе идти» Исаия 48:17.

Учитель: Суворов воспринял эти слова как  обращение  Бога  лично к нему  и принял водительство свыше.  

Одна из потребностей человека — знать, зачем он живет. Если у человека есть такое знание, жизнь его наполнена смыслом. Кристина, прочти нам содержание следующего слайда.

Ученица: (слайд 6)  «К Суворову рано пришло осознание своего предназначения — послужить  Отечеству своим талантом воина.   Впоследствии он напишет дочери: «Господь дарует мне жизнь для блага государства».

Учитель: обратимся к детству Александра Васильевича.

Ученик: (слайд 7). «Суворов родился в Москве в 1730 г. в семье дворянина, чьи взгляды и привычки сформировались на службе у Петра 1. Рассказы отца о Петре Великом и войне со шведами очаровали мальчика, и он мечтал о военной карьере. Родился он слабым,  болезненным ребенком, и в детстве и юности был «тщедушен и  хил».

Учитель: именно поэтому, начиная готовить себя к великому пути воина, Суворов уделял большое внимание физической подготовке. Уже в 13 лет, будучи солдатом лейб-гвардии Семеновского полка,  он в любую погоду занимался верховой ездой, питался только простой пищей, каждое утро выливал на себя ведро холодной воды, спал лишь по несколько часов в сутки.  Желание посвятить себя военной службе у него было  столь велико, что, будучи еще мальчиком, он говорил,  «лучше умру, а не откажусь от солдатской доли» (слайд 8) .

Ученик: (слайд 9) «Развивал он себя также  духовно. Библию Александр Васильевич изучил столь тщательно, что впоследствии, открыв в  своем полку две школы, он преподавал Закон Божий, составил молитвенник, краткий катехизис и написал «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу». Этот Канон заканчивается словами: «Твой есмь  аз и спаси меня».

Ученица: а что означают слова катехизис и Канон?

Учитель: катехизис – это книга, содержащая основные положения  Православного вероучения. Канон –  один из видов беседы с Господом, Пресвятой Богородицей или святыми. Александр Васильевич написал покаянный Канон. Он многократно обращается в нем к Спасителю: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня».

Учитель: читаем содержание следующего слайда

Ученица: (слайд 10) «Суворов вновь совершил  тот духовный путь, который прошли библейские воины — Давид, Иисус Навин. Полководец, как и  они, был соединен с Богом в самой своей сущности, поскольку не мог существовать иначе, как в Нем. Вместе с Давидом -  автором Псалтири, учителем человечества -  он мог воскликнуть: «Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек». Пс. 72:26.

Учитель: давайте вспомним историю о Давиде и Голиафе

Давид, будучи еще мальчишкой, юным пастухом, настолько юным, что не подлежал призыву на военную службу,  оказывается на поле сражения израильтян с филистимлянами.  Он приходит сюда, чтобы по поручению отца навестить старших братьев.  То,  что он увидел и услышал на поле сражения, вызвало у него негодование.  Исполин Голиаф из стана язычников  в оскорбительном тоне разговаривал  с  Израильскими воинами. Уже на протяжении сорока дней он поносил  народ Господний, народ, к которому принадлежал Давид! Но никто из Израильтян не решался сразиться с грозного вида гигантом, закованным в броню.  Кто-то должен был продемонстрировать, что Господь пребывает со своим народом.

Ученик:  это сделал  Давид. Он победил Голиафа.

Учитель: да, обратите внимание на слайд 11.  Хорошо вооруженный великан  возвышается над мальчуганом, который не проявляет страха перед ним. Голиаф воспринимает это как оскорбление. Он пытается устрашить пастушка, проклиная его   всеми языческими богами. Но Давид сохраняет спокойствие, несмотря на то, что он — лишь в легком пастушьем одеянии, что «вооружен» он только пращей и камнями.

Перед тем, как с ловкостью меткого стрелка поразить вооруженного «до зубов»  противника камнем, выпущенным из пращи,  Давид уверенно говорит воину - язычнику: «Ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою . . .». 1Царств 17:45,46. Так и случилось. Голиаф, не успев пустить в ход свое огромное копье, рухнул замертво на землю, а сражение было выиграно.

Давид  был непоколебим в своем уповании на Бога. Прочтем стихи из Псалтири

Ученица: Давид говорит: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь - крепость жизни моей: кого мне страшиться?» «Если ополчится против  меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться». Пс. 26:1,3

Ученик: (слайд 12) «В таком же уповании на Господа следует искать источник гениальности Суворова как полководца. Он ни одной битвы не начинал, не обратившись с горячей молитвой к Господу.

Ученик: но ведь на войне наверняка бывают и неверующие солдаты.

Учитель:  есть  такая поговорка: «Не бывает атеистов в окопах».  Кто такие атеисты?

Ученики: это – люди, не верующие в Бога

Учитель: смысл поговорки в том, что во время сильного стресса или страха -  например, в случае смертельной опасности при участии в военных действиях - все люди начинают верить в Высшую Силу, надеясь на Ее помощь.

Учитель: известен случай, когда в битве при Треббии   в один из напряженных  моментов сражения Суворов, спрыгнув с лошади, пал ниц на землю и в молитве к Богу пробыл несколько минут. Получив озарение свыше, он быстро отдал такие приказания, которые решили исход битвы. Сражение завершилось разгромом и фактическим уничтожением Неаполитанской армии французов.

Все мемуаристы единодушно признавали, что Суворов совершенно вручал себя промыслу Всевышнего и потому незамедлительно получал помощь свыше в самых тяжелых обстоятельствах (слайд 13).

Так, при защите Кинбурн от нападения турок, у него под его командованием было лишь две тысячи человек.   Грозное известие о высадке отборного турецкого десанта застало генерала Суворова в храме на Божественной Литургии. Он не прервал богослужение, более того, он велел отслужить еще и молебен на одоление врагов.  После  этого пятитысячный десант противника  был опрокинут русскими солдатами в море. Так Суворов подобно Давиду побеждал  «Голиафов» на своем пути. Его отвага имела глубокие корни в православной вере.

Александр Васильевич регулярно прибегал к церковным Таинствам. Молился, проезжая мимо церкви. Клал поклоны перед образами, строго держал посты, крестился перед обедом и после него. Пел в церковном хоре, исполнял обязанности чтеца. Постоянно  заботился о содержании старых и сооружении новых церквей.

Посмотрите внимательно на икону «Русский Архистратиг Александр Суворов»  (слайд 14)

Прочтите надпись, расположенную слева от изображения полководца.

Ученики:  ПРАВЕДНЫЙ ВОИН

Учитель: Суворов -  Христов воин, благочестивый полководец, с молитвой побеждавший врагов.

Государь Император Павел I, присваивая Суворову  высшее воинское звание «генералиссимус», произнес  удивительные слова: «Для других – это много, для Суворова – мало. Ему быть Ангелом!» В день торжественного празднования 100 – летия памяти Александра Васильевича Суворова, великого полководца назвали Русским Архистратигом (слайд 15)

Ученица: «Архистратиг  – кто это?» (слайд 16)

Учитель: Архистратиг в переводе с греческого означает «главнокомандующий». Слово Архистратиг характеризует Архангела Михаила как предводителя, вождя небесного воинства (слайд 17), победителя темных сил. Архистратиг Михаил низверг Люцифера, восставшего против Бога, из Царствия Небесного. Прочтем стихи из книги Откровение 12:7 – 8.

Ученик: «И произошла на небе война; Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось для них места на небе». Откр. 12: 7- 8 (слайд 17)

Учитель: давайте посмотрим  на еще одну икону – «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (слайд 18).  Написал ее Ушаков Симон Федорович. Находится икона в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Святой Архангел Михаил изображается попирающим (топчущим ногами) Люцифера.  

Выражение лица Архистратига спокойно, но сурово. Широко распростерты тяжелые мощные крылья.  Внизу слева художником изображена небольшая фигурка «простого смертного», обычного человека с благоговейно сложенными и прижатыми к груди руками. Этим сопоставлением художник, несомненно, подчеркивает величие грозного Архангела. Архистратиг  Михаил интересовал автора иконы не только  как победитель сатаны, но и как покровитель в военных делах.

Не случайно  воинский храм, расположенный  на территории  Военной Академии Генштаба Вооруженных сил России, носит имя Архистратига Михаила.

Не случайно иконы Архангела находятся в церкви - часовне при Московском  Университете  МВД; в храме при Суворовском  военном училище в Санкт-Петербурге.

Офицеры, курсанты  обращаются к своему небесному покровителю и в мирное время, и во время военных действий.

Нельзя не сказать о взятии Суворовым мощной турецкой крепости Измаил на Дунае. Высокие стены, широкие рвы, многочисленная артиллерия, изобилие боеприпасов, продовольствия и 35 тысяч гарнизона  в придачу -  крепость считалась неприступной турецкой твердыней. И Суворов понимал это. Он пишет: «Крепость без слабых мест». И, тем не менее, он совершает, казалось бы, невозможное. Взятие  Измаила — подвиг неслыханный.

Ученик: (слайд 19)  «Перед штурмом Измаила полководец отдал распоряжение солдатам: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра — победа или смерть».

Учитель: Александр Васильевич осознавал всю трудность предстоящего штурма и искал поддержки у Господа. И он получил ее. Слова, адресованные Богом  библейскому воину Иисусу Навину, через века прозвучали лично для русского полководца: «Никто не устоит перед тобою во все дни жизни твоей; Я.. не отступлю от тебя и не оставлю тебя. ...Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь». Нав.1:5,9. Давайте вспомним, кто такой Иисус Навин?

Ученики: Иисус Навин — библейский воин, которому предстояло  взять языческий город - крепость Иерихон, окруженный высокой и неприступной стеной.  Тогда Господь сказал Иисусу: «Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных». Нав. 6:1. Иисус Навин точно выполнил указания Бога по взятию, казалось бы, неприступной крепости, и стены Иерихона рухнули

Ученик; (слайд 20)  «Одним из последних великих подвигов Суворова был знаменитый переход через Альпы, когда русская армия, уже почти без провианта и обмундирования, пробивалась через позиции французов и заснеженные перевалы».

Учитель: по  всем законам военного искусства русские были обречены. Но твердая вера в Бога, крепкая на Него надежда, усердная молитва  помогли Суворову и его армии вынести нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю при переходе через  Альпы. Действие Божьей силы происходит в ответ на человеческую веру, молитву.

Не зря в народе говорят: «Кто боится Бога, тот неприятеля не боится». За этот подвиг полководец был удостоен высочайшего звания генералиссимуса (слайд 21).

Ученица: и все-таки, почему всемогущий Бог допускает войны? Столько гибнет ни в чем не повинных людей…

Учитель: глубокий вопрос.  Ученики всегда задают его на таких уроках. Ответит тебе на него Св. Николай Сербский: «Вы спрашиваете, как Господь может попускать войны, голод и мор? Где же Его благое учение? На бумаге. Если бы оно было начертано в сердцах человеческих, люди жили бы в мире».

Святейший Патриарх всея Руси Алексий II учил: «Если наш народ не найдет Бога, он не найдет ни покоя, ни счастья, ни благополучия».

Ответ на поставленный вопрос дает и Митрополит Московский  Филарет: «Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной.

Война –  священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости – в защиту правды, веры и Отечества…»

Учитель: продолжим нашу беседу о Суворове. Знаменитый полководец имел простое русское сердце. Помогал убогим, получали от него помощь и бедные офицеры, должники, томящиеся в острогах. С солдатами делил последний кусок хлеба. Помощь оказывал втайне, памятуя слова Христа - находим эти слова в Библии.

Ученица: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Мф.6:3,4.

Ученик: «Суворову чужда была гордыня. Он не был тщеславным.  Тщеславие — тщетная слава.  Он пишет дочери: «Я ничтожный прах и в прах обращусь» (слайд 22).  

Учитель: Суворов дублирует слова Создателя, сказанные согрешившему Адаму в момент изгнания его из рая: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Быт.3:19.

 Александр Васильевич лавры победителя  никогда не забирал себе, но возносил их к престолу Всевышнего. После взятия турецкой крепости Туртукай он посылает такое донесение «по начальству»: «Слава Богу, слава вам, Туртукай взят. И я там».

 Так же он поступает после штурма Измаила. Он кратко рапортует  «Измаил взят, слава Богу». После победы Суворов всегда приглашал священника отслужить благодарственный молебен.

Александр Васильевич  не нарушал заповедь: «Не лжесвидетельствуй».  Не выносил лжи, клеветы. Никогда не нарушал своего обещания, даже если оно было дано врагам.

Суворов презирал роскошь. Полководец писал о себе, что  никогда не соблазнялся «приманчивым пением сирен роскоши». Часто спал на соломе, довольствовался солдатским сухарем. Он на деле исполнял наказ Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и где воры крадут; Но собирайте себе сокровища на небе...» Мф.6:19,20.  Не поддавался он и обольстительному пению «сирены праздной жизни»: «Я всегда был бережлив и трудолюбив с драгоценнейшим на земле сокровищем — с временем». Он помнил о предостережении Христа: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые. Дорожа временем, потому что дни лукавы». Ефес. 5:15.16. Саша, прочти нам текст следующего  слайда.

Ученик: (слайд 23) «Истинный христианин Александр Васильевич Суворов, исполнил  главные заповеди Бога: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всей крепостию твоею», а также « возлюби ближнего твоего, как самого себя». Мрк. 12:30,31.

Учитель: находясь среди военных бурь, он сохранял душевную чистоту и мир в сердце.  В его простоте, целомудрии, милосердии таилась огромная сила.

В своем завещании потомству, - а значит и нам с вами! - полководец написал: «Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству».

Ученица: (слайд 24). « Имя Суворова до сих пор известно в России каждому. Прошло 220 лет со дня смерти полководца – а слава его не меркнет. Не каждый народ обретает таких героев!

В июле 1942 года был подписан указ об учреждении нового боевого ордена. Орден Суворова был самой старшей боевой наградой среди «полководческих» орденов СССР. Орденом награждали командующих фронтами, армиями, а также начальников родов войск».

Ученик: (слайд 25) «В марте 1994 года указом главы РФ была учреждена новая боевая награда – медаль Суворова. Медаль Суворова – это одна из самых авторитетных наград, выдаваемых военнослужащим. Ее присуждают за поступки на благо своего государства,  связанные с  высоким риском для жизни».

Учитель: Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов слыл оригиналом. Он был непредсказуем, остроумен и часто парадоксален (слайд 26). Как следствие – не проиграл ни одной битвы. Вообще ни одной!

Вспомнить размышления Суворова, его емкие афоризмы нам будет полезно.

Слово великому Суворову: (ученики читают вслух тексты  слайдов 27 – 32 по цепочке)

  • Где меньше войска, там больше храбрых
  • Без добродетели нет ни славы, ни чести
  • Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках
  • Дисциплина – мать победы
  • Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость – Победа
  • Тяжело в учении – легко в бою.
  • Праздность – корень всему злу, особливо военному человеку
  • Побеждает тот, кто меньше себя жалеет
  • Кто храбр – тот жив. Кто смел – тот цел
  • Как бы плохо не приходилось, не отчаивайся, держись, пока силы есть
  • Непреодолимого на свете нет ничего
  • Сам погибай – товарища выручай
  • С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных
  • Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый военный меч
  • Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы
  • Молись Богу, от Него победа. Бог наш генерал, Он нас и водит
  • Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет
  • Мы – русские, мы все одолеем

Учитель: Желающим узнать больше о ратных подвигах Александра Васильевича рекомендую прочитать написанную им книгу «Наука побеждать». Это – первый в  истории военного искусства солдатский учебник. В книге собраны его мысли, инструкции, относящиеся к военному делу в России.

Закончить занятие хочу словами одного из биографов великого полководца: «Народ, хранящий заветы Суворова, побежден быть не может».

Учащиеся делают в рабочих тетрадях рисунки на тему занятия.  Звучит песня «Генералиссимус Суворов»  в исполнении ее автора  народного артиста России Олега Газманова (мелодия прикреплена к слайдам 33 – 37)  Песня по просьбе учеников звучит дважды.

Учитель: благодарю всех за активное участие в занятии. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка "День Победы"

Страшные годы Великой Отечественной войны отходят всё дальше. Остаётся всё меньше участников и очевидцев этого события. Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из...

Методическая разработка "День Победы"

Эта презентация содержит материал о памятниках, мемориалах и скульптурах, созданных в честь  героев и событий Второй Мировой войны....

Учебно-методическая разработка «Уроки Победы», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

В ходе проведения мероприятия, учащиеся запускают общешкольную акцию памяти «Герои Великой Отечественной Войны». Работа оформлена в виде красочно оформленного поезда воинской славы «...

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе"

        Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе" является уроком обобщени...

Методическая разработка «Урок Победы».

Методический материал  «Урок Победы» ориентирован на учащихся начальных  классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных мероприятиях. Целью...