Театрализованные фольклорные посиделки "В единстве с природой"
проект (1 класс)
Проект "Театрализованные фольклорные посиделки "В единстве с природой" направлен на привлечение внимания людей к изучению традиций русского народа, формирование экологической культуры, воспитание любви, бережного и заботливого отношения к окружающему миру. Продукт проекта - сценарий и проведение мероприятий: театрализованных фольклорных посиделок, посвящённых зиме и весне. Данное мероприятие проведено на школьном и городском уровне для детей и взрослых на базе детской библиотеки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teatralizovannye_posidelki.doc | 677 КБ |
teatralizovannye_posidelki_stsenariy.docx | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
многопрофильный лицей
города Кирово-Чепецка Кировской области
Театрализованные фольклорные посиделки
"В единстве с природой"
Автор: обучающиеся 1 А класса,
Руководитель: Сафронова Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов
КИРОВО-ЧЕПЕЦК
2017
Содержание
1.Паспорт проекта ...........................................................................................................................3
2.Отчёты по этапам..........................................................................................................................4
2.1.Подготовительный этап.........................................................................................................4
2.2.Практический этап.................................................................................................................5
2.3.Контрольно-оценочный этап................................................................................................6
Заключение.......................................................................................................................................9
Список используемых источников...............................................................................................10
Приложение....................................................................................................................................11
Паспорт проекта
Название проекта | Театрализованные фольклорные посиделки "В единстве с природой" |
Руководитель проекта | Сафронова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов |
Тип проекта | Творческий |
Цель проекта | Составить сценарий и провести мероприятия, посвящённые русским посиделкам. |
Задачи проекта |
|
Аннотация | Актуальность проекта – привлечение внимания людей к изучению традиций русского народа. Значимость проекта – пробуждение интереса к изучению традиций русского народа, формирование экологической культуры, воспитание любви, бережного и заботливого отношения к окружающему миру. Продукт проекта – сценарий и проведение мероприятий: театрализованных фольклорных посиделок, посвящённых зиме и весне. Сценарий данного мероприятия составлен совместными усилиями детей, родителей и учителя. Может использоваться во внеурочной деятельности. |
Оборудование | Компьютер, Интернет, книги, энциклопедии о традициях русского народа, о временах года. |
2. Отчёты по этапам
2.1.Подготовительный этап
Актуальность
Русский народ издавна, как с лучшим другом, сжился с природой, с окружавшими его лесами, полями, лугами и реками. Русские люди подмечали все изменения в природе и знали, когда лучше всего сажать растения, когда пора собирать урожай, а когда ещё рано, умели трудиться и отдыхать. Весна и лето были горячей порой – нужно вырастить урожай. Осенью же тяжёлая работа сменялась отдыхом, и тогда устраивались посиделки - организованное общение праздничного характера с рукоделием, песнями, забавами. Современные люди знают об обычаях и традициях своего народа недостаточно.
Проблема
Как привлечь внимание людей к изучению традиций русского народа?
Тема нашей проектной работы: Театрализованные фольклорные посиделки "В единстве с природой"
Цель проекта: составить сценарий и провести мероприятия, посвящённые русским посиделкам.
Исходя из цели, мы поставили следующие задачи:
1.Изучить литературу об истории русских посиделок.
2.Уточнить понятие "фольклор".
3.Подобрать материал к зимним и весенним посиделкам и составить сценарий.
4.Создать творческие группы и распределить задания.
5.Оформить помещение для проведения посиделок.
6.Продумать одежду и атрибуты для выступления.
7.Выступить с мероприятием.
Свою работу мы начали с изучения литературы об истории посиделок.
По словарю В. Даля посиделки – это «сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, пряжи, а более – для россказней, забав и песен». У посиделок есть и другие названия: беседа, вечорка, вечерница, гостиный, посида, посидухи, засядки, посидки, супрядки, супрялки, попрядухи, досветки, дозорьки.
Пора посиделок приходилась на самое вольное и сытное время года. Начинались они с первого сентября и заканчивались в апреле. Приурочивались посиделки к православным праздникам, дням месяцеслова, к местным датам и личным событиям. Посиделки, конечно же, не праздник буквально, но это организованное общение праздничного характера.
Посиделки созывались часто для женских коллективных работ и являлись видом соседской взаимопомощи. Например, для осенней заготовки продуктов, прядения, щипание пера для перин и подушек, иногда накануне свадьбы для завершения приданого невесты.
Посиделки чётко разграничивались по характеру занятий и делились на будничные (прядимые, супрядки) и праздничные (игримые, игрища, беседы).
На будничных посиделках девушки пряли, вязали, шили, рассказывали сказки и бывальщины, пели протяжные песни. На них допускались и парни, но они вели себя скромно. Праздничные посиделки отличались от будничных: они были более многолюдными, и на праздничных посиделках почти никогда не работали, а пели, плясали и играли в разные игры. И ещё часто устраивалось угощение.
Посиделки проходили, как правило, в специально снятом доме, избе, бане или поочередно в домах девушек, женщин. Помещение откупали за дрова, хлеб, крупу или часть готового продукта (пряжи). В тёплое время года посиделки собирались во дворе, на улице, на поляне, гумне, перекрёстке, у разведённого костра. В дождливое время – под навесом у амбара.
Чаще на посиделках присутствовала неженатая молодёжь. Однако здесь могли присутствовать и зрители, главным образом, дети и подростки [4].
Затем мы уточнили понятие слова "фольклор". В толковом словаре русского языка говорится, что фольклор - это произведения русского народного творчества, которые передавалось через поколения "из уст в уста".
Фольклорные произведения не принадлежали конкретному сочинителю, сам русский народ был и автором, и исполнителем разнообразных песен, танцев, легенд, сказок, былин, пословиц, загадок, считалок, частушек и преданий [6].
2.2.Практический этап
Изучив литературу, мы перешли к составлению сценария посиделок. Поскольку работа над проектом началась в январе, мы решили посвятить наши посиделки зиме, назвав их "В гостях у зимушки - зимы". В сценарий мы включили понятие посиделок, подобрали пословицы, загадки, приметы о зиме, нашли небылицы, частушки и песни [1, 2].
В работе над проектом принимал участие весь класс, поделённый на творческие группы. Каждая группа представляла свои произведения фольклора, были выбраны ведущие.
Таблица 1
Творческие группы для проведения зимних посиделок
Название | Участники |
Ведущие | Астрейко Е., Мухина А. |
Песня "Метелица" | Весь класс |
Пословицы о зиме | Фокина П., Кутявина О., Питиримова В., Борисов М. |
Зимние загадки вятского народа. Приметы о зиме. | Шитова В., Черемных А., Сторожев Глеб, Толстоброва А. |
Небылицы | Полякова А., Михеев К., Волгин С., Пономарева А., Зорин А., Селиванова К., Созонтов А., Харина С., Копосова Н., Ахмедова М., Гусева Л., Лысков М., Скрябина Ю. |
Вятская народная игра "Заря" | Морданова Д., Ашихмина М., Коротаев М., Черканович В., Стародумов М. |
Частушки о зиме | Гусева Е, Ахмедова М., Селиванова К., Созонтов А., Ашихмина М., Черемных А, Полякова А |
После того, как сценарий был готов, начались репетиции к выступлению. Место для посиделок было выбрано в детской библиотеке им. С.Я.Маршака, в которую мы часто ходим на занятия. Родители вместе с работниками библиотеки оформили зал для проведения посиделок.
Первыми нашими гостями стали учителя многопрофильного лицея и дети из «Отделения временного пребывания несовершеннолетних». Мы постарались донести до наших зрителей, что русский народ не был отдельным от природы. Наоборот, он был её частью, верил в единение с природой. В основе фольклорных жанров лежит особое отношение человека к природе и к миру. У наших предков нужно учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает [7] (см. Приложение 1).
Время шло, зима завершалась, приближалась Масленица. На следующее выступление мы пригласили ребят из разных классов начальной школы нашего лицея. Они пришли проводить зиму, вспомнить об этом времени года только хорошее и встретить долгожданную весну. Именно этому мы посвятили свои посиделки "Ух ты, Масленица!" Каждому гостю подарили по куколке Масленице, сделанной своими рукам вместе с родителями (см. Приложение 1).
Не забыли мы и про своих самых близких людей, родителей, бабушек и дедушек, пригласив их эколого-литературный семейный праздник "В гостях у времён года". Они стали не только зрителями наших посиделок, но и участниками импровизированной сказки "Репка", конкурса русских пословиц-перевёртышей, которые провела для них Агапова Е.Ю. (см. Приложение 1)
Весна вступала в свои права. На Руси всегда очень серьёзно относились к красавице весне, называли её благодатная, всё оживляющая. Весну ждали, встречали, закликали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем [3].
Поэтому мы решили познакомиться с тем, как русский народ встречал весну и создали вторую часть наших посиделок, назвав их "Здравствуй, Весна красна!" Мы нашли песни, заклички, пословицы, загадки, приметы о весне. Творческие группы представлены в таблице.
Таблица 2
Творческие группы для проведения весенних посиделок
Название | Участники |
Ведущие | Астрейко Е., Мухина А. |
Песня "Вот уж зимушка проходит" | Весь класс |
Пословицы о весне | Фокина П., Кутявина О., Питиримова В., Борисов М. |
Весенние загадки вятского народа. Приметы о весне. | Шитова В., Черемных А., Сторожев Глеб, Толстоброва А. |
Весенние заклички | Зорин Т., Пономарева Д, Морданова Д., Созонтов А., Харина С., Михеев К., Полякова А., Волгин С. |
Заклички с жаворонками | Весь класс |
Мы узнали, что на Руси существовал обычай готовить хлебных птичек жаворонков для встречи весны. Пекли их из ржаного теста, украшали старинными узорами, зёрнышками, перевязывали цветными тряпочками, лентами. Деревенским ребятам ржаные жаворонки доставляли большую радость. Воткнут птичек на палочки, бегают по деревне, заберутся на заборы, на крыши амбаров и кличут весну [5].
Каждый ученик вместе с родителями вылепил жаворонка из солёного теста, раскрасил его и надел на палочку. Мы разделились на группы и выучили заклички, которые говорили хором, двигаясь по кругу и держа в руках жаворонков.
На городском празднике Неделя детской книги мы выступили перед самыми активными читателями детских библиотек города, а также работниками библиотек (см. Приложение 2).
Вывод:
Мы изучили традиции русского народа по организации и проведению посиделок, познакомились с фольклорными произведениями о зиме и весне, рассказали и показали посиделки зрителям разного возраста.
2.3.Контрольно-оценочный этап
Наши мероприятия имели положительные отзывы зрителей и работников библиотек (см. Приложение 3). Заведующая детской библиотекой им. С.Маршака Агапова Елена Юрьевна высоко оценила проведённые мероприятия и разместила свои отзывы на официальной страничке детской библиотеки им. С.Я.Маршака В Контакте.
27.01.2017
У кого, как не у наших предков нужно учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает. Народ на протяжении долгого времени копил опыт установления связей между природой и человеком. Этот опыт облекался в форму примет, поговорок, пословиц, закличек.
Темой первого мероприятия в рамках объявленного Года экологии в России в библиотеке стали малые формы русского фольклора. Вместе с ребятами из 1А класса МБОУ многопрофильный лицей наши зрители, которыми были дети из «Отделения временного пребывания несовершеннолетних», окунулись в мир природы через творчество русского народа во время фольклорных посиделок. На наших посиделках прозвучали народные приметы, пословицы, загадки. Ребята пели народные песни, частушки, поиграли в вятскую народную игру.
Библиотека благодарит за яркое театрализованное представление классного руководителя 1А класса МБОУ многопрофильный лицей Сафронову Наталью Геннадьевну. Ребята из её класса подарили много приятных теплых минут детям, временно оставшимся без попечения родителей. С мероприятия все уходили с хорошим настроением и со сладкими подарками!
22.02.2017
Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. На базе библиотеки состоялся фольклорный праздник "Ух ты, Масленица!" В гости к нам пришли ребята из разных классов начальной школы многопрофильного лицея. Они пришли проводить зиму, вспомнить об этом времени года только хорошее и встретить долгожданную весну. Именно этому было посвящено театрализованное выступление детей из 1 А класса. Ребята своим выступлением создали не только веселую и праздничную атмосферу, но и каждому гостю подарили по куколке масленице, сделанной своими руками. С нашего представления зрители уходили с хорошим настроением, впереди их ждало продолжение праздника с конкурсами и играми
04.03.2017
Сегодня, как никогда, в библиотеке было весело и шумно. Сегодня у нас состоялся эколого-литературный семейный праздник "В гостях у времён года". Ребята из многопрофильного лицея пригласили на праздник мам и пап, бабушек и дедушек. Они показали театрализованное литературно-фольклорное выступление "В гостях у зимушки - зимы". Но, праздник на этом не закончился. Пришла пора и родителям выступить в роли артистов в импровизированной сказке "Репка". Праздник продолжился интерактивной эколого-литературной игрой "Экология в русских народных сказках". На вопросы дети отвечали вместе с родителями. На празднике дети отвечали на весёлые загадки - обманки о животных. А взрослых ждал конкурс посложней - назвать русскую пословицу - перевёртыш. В конце праздника, за активное участие в мероприятии дети получили благодарственные письма. С праздника все уходили в приподнятом настроении.
30.03.2017
Ребята из 1"А" класса многопрофильного лицея приняли участие в театрализованных фольклорных посиделках в библиотеке им. С. Маршака. Они выступили перед самыми активными читателями детских библиотек города.
Директор ЦБС Горохова О. А. выразила благодарность классному руководителю Сафроновой Н.Г. за приобщение детей к чтению и долголетнюю дружбу с нашей библиотекой. Ольга Алексеевна Горохова отметила, что благодаря таким мероприятиям как театрализованные фольклорные посиделки у детской аудитории формируется экологическая культура и прививается интерес к устному народному творчеству.
Заключение
Выполняя данный проект, мы узнали, что русский народ всегда жил в единстве с природой, был наблюдательным, считал себя частью природы и бережно относился к ней.
Цель проекта достигнута. Мы составили сценарий и провели цикл мероприятий. Нам было интересно собирать материал традициях русского народа, проводить посиделки, изготавливать куклу Масленицу и жаворонков.
В дальнейшем мы продолжим изучение фольклора и проведём посиделки, посвящённые осени.
Столетиями народ хранит свои песни, пляски. игры, обряды, сказки, загадки, пословицы, приметы ... В них - знания наших предков о жизни. Они призывают нас быть внимательными к природе и людям, жить в согласии . Будем трудолюбивы, терпеливы, бережны, добры и сильны. Этому учит нас народная мудрость - фольклор.
Список используемых источников
- Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/ [Текст] Владимир Прокопьевич Аникин. – Москва: Учпедгиз, 1957. – 240 с.
- Лепихин, Б.И. Потомкам в котомку/ [Текст] Борис Иванович Лепихин. - Кирово-Чепецк: Кирово-Чепецкая городская газета "Чепецкая пятница", 1991. - 26 с.
- Хренов, Л.С. Народные приметы и календарь/ [Текст] Леонид Сергеевич Хренов. - Москва: Агропромиздат, 1991. - 64 с.
- Информация из сети Интернет
Посиделки – Режим доступа: http://school.bakai.ru/history/derevenskie_posidelki, свободный. – Загл. с экрана.
- Информация из сети Интернет
Ярослава Агеева. Культура, и традиции Руси. Что это такое? - Режим доступа: http://coollib.net/b/372163/read, свободный. – Загл. с экрана.
- Информация из сети Интернет
Что такое фольклор? - Режим доступа: http://sitekid.ru/literatura/chto_takoe_folklor.html, свободный. – Загл. с экрана.
- Информация из сети Интернет
Отношение к природе наших предков - Режим доступа: http://bukvi.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Приложение
Приложение 1. В гостях у зимушки - зимы
Рис. 1. Выступление перед детьми
из «Отделения временного пребывания несовершеннолетних»
Рис.2. Выступление перед детьми многопрофильного лицея
Рис. 3. Эколого-литературный семейный праздник
Приложение 2. Здравствуй, Весна - красна!
Рис. 1. Жаворонки из солёного теста
Рис. 2. Выступление на городском мероприятии "Неделя детской книги"
Рис. 3. Изготовление жаворонка
Приложение 3.Отзывы
Рис. 1. Награждение
Рис. 2. Благодарственное письмо
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
многопрофильный лицей
города Кирово-Чепецка Кировской области
Театрализованные фольклорные посиделки
"В единстве с природой"
(сценарий)
Автор: обучающиеся 1 А класса,
Руководитель: Сафронова Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов
КИРОВО-ЧЕПЕЦК
2017
Дети сидят группами полукругом на скамеечках.
Ведущий 1 (ученик)
Добрый день, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые.
Вас приветствует 1 А класс
Ведущий 2 (ученик)
Всех сегодня приглашаем
С нами петь, играть, плясать.
Но сначала предлагаем.
Про посиделки рассказать.
Ведущий 1
На завалинке, в светёлке.
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Ведущий 2
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Ведущий 1
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Ведущий 2
В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поёт да танцует. Весело было! И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки. Посиделки – встречи с теми, кто приятен, интересен, чтобы пообщаться, повеселиться.
Ведущий 1
Жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.
Ведущий 2
Отдых - это не безделки –
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Ведущий 1
Собрались все вместе, коли,
Как там бают "чином чин",
Начинаем с песни, что ли,
С доброй песни наш зачин.
Песня "Метелица" (исполняет весь класс с движениями)
Вдоль по улице метелица метёт,
Скоро все она дороги заметёт.
Ой, жги-жги, жги-говори,
Скоро все она дороги заметёт.
Запряжём-ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ой, жги-жги, жги-говори,
В лес поедем за дровами поскорей.
Рысью, рысью друг за другом поспешим
И скорёхонько до леса докатим.
Ой, жги-жги, жги-говори,
И скорёхонько до леса докатим.
Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
Ой, жги-жги, жги-говори,
Только щепочки по лесу полетят.
А из лесу мы тихонечко пойдем
А руками то прихлопывать начнем.
Ой, жги-жги, жги-говори,
А руками то прихлопывать начнем.
Вдоль по улице метелица метёт,
Скоро все она дороги заметёт.
Ой, жги-жги, жги-говори,
Скоро все она дороги заметёт.
I группа
Ученик – ведущий I группы
Русская пословица гласит так: «Встречай не по одежке, а по уму». Вот сейчас мы и проверим насколько хорошо вы знаете пословицы. Я вам буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать её окончание:
Зима не лето, ... (в шубу одета).
В зимний холод ... (всякий молод).
Два друга - ... (мороз да вьюга).
Декабрь год кончает, ... (зиму начинает).
Январь - ... (зиме государь).
Вьюги да метели ... (под февраль полетели).
Зима весну пугает, ... (да сама тает).
Март неверен: ... (то плачет, то смеётся).
В апреле земля теплеет ... (и воды разливаются).
Май леса наряжает, ... (лето в гости ожидает).
(Окончание пословиц хором говорят дети из I группы)
II группа
Ученик – ведущий II группы
На посиделках любили загадывать и отгадывать и загадки. Часто они были весёлые, с подвохом.
Вот сейчас для вас, ребятки,
Загадаю вятские загадки.
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ
Вокруг руки вьётся, а в руки не даётся (ветер)
В огне не горит и в воде не тонет (лёд)
Зимою греет, весною тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег)
Сестра к брату в гости идёт, а брат от неё бежит (день и ночь)
Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит, стоять не велит (мороз)
Шёл долговяз, в сыру землю увяз (дождь)
(Отгадки хором говорят дети из II группы)
Ученик – ведущий II группы
С давних времен русский народ подмечал все изменения в природе и научился предсказывать погоду. Многие народные приметы дошли до сегодняшнего дня. А вы знаете зимние и весенние приметы?
Ученик II группы
Ярко блестят зимою звезды – к морозу.
Ученик II группы
Зима снежная – лето дождливое.
Ученик II группы
Длинные сосульки – к затяжной весне.
Ученик II группы
Рано затает - долго не растает.
Ученик II группы
Ранний прилёт грачей и жаворонков — к тёплой весне.
Ученик II группы
Из берёз течёт много сока - к дождливому лету.
III группа
Ученик – ведущий III группы
А теперь, ребята вспомним небылицы. Небылицы – это вымысел, выдумка, то, чего на самом деле не существует.
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щёлкают орешки
Да творят насмешки.
Хотите знать какие?
А вот такие…
Два ученика III группы
- Фома, что из леса не идёшь?
-Да медведя поймал!
-Так веди сюда!
- Да он не идёт!
- Так сам иди!
- Да он не пускает!
Два ученика III группы
-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит – надо идти.
Два ученика III группы
- Федул, ты чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Два ученика III группы
- Здорово, кума.
- На рынке была!
- Никак ты, кума, глуха?
- Купила курицу да петуха.
- Прощай, кума.
- Пять алтын дала.
IV группа
Ученик – ведущий IV группы
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Ученики IV группы хором
Здорово, здорово
У ворот Егорова.
А у наших у ворот
Все идёт наоборот.
Ученик – ведущий IV группы
А ваш дедушка Иван
Посадил кота в карман.
Котик плачет и рыдает,
Громко дедушку ругает.
Ученики IV группы хором
Здорово, здорово, здорово
У ворот Егорова.
А у наших у ворот
Все идёт наоборот.
Ученик – ведущий IV группы
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
Ученики IV группы хором
Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха.
Чики-чики-а-ха-ха
В самом деле чепуха.
Ученик – ведущий IV группы
Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело -
Лето красное пришло!
Ученики IV группы хором
Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха.
Чики-чики-а-ха-ха
В самом деле чепуха.
V группа
Ученик – ведущий V группы
Вот спасибо, потешили вы нас, теперь можно и поиграть! Вспомним вятскую считалку, выберем водящего.
Ани-бани, трукатани.
Едет баба на баране.
Тпрру-ну, не скачи,
Продаются калачи,
Калачи горячие,
Три копейки
Давайте поиграем в вятскую народную игру «Заря»
Игроки (ученики V группы) встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - «заря» ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарёй».
Ученик – ведущий V группы
Ай да молодцы! Всё-то вы знаете, славно у вас всё получается! А частушки петь умеете?
VI группа (ученики исполняют частушки)
Здравствуй, лютая зима!
Что, опять ты к нам пришла?
И морозы – холода.
Ты опять нам принесла?
Ах ты, зимушка-зима,
Все овражки замела,
Все поля ковром покрыла,
Вот такие, брат, дела.
За нос нас мороз щипает,
Щёки алые горят.
Шуба, шапка, рукавицы-
Это зимний наш наряд.
Вот зима пришла – краса,
Снега много намела!
И выходит детвора,
Лепят все снеговика!
Я на лыжах прокачусь,
И с горы я вниз помчусь.
Я рекорд установлю,
И медаль я получу!
Я на саночки сажусь,
Смело с горочки качусь,
Пусть от снега белая,
Зато какая смелая
Скоро в поле расцветёт
Цвет-цветочек синенький.
А пока снега да вьюги,
Да морозец миленький.
Ах, зима, зима, зима,
Русская красавица,
Всех свела ты нас с ума,
Зимушка нам нравится!
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
Ведущий 2
На Руси посиделки начинались с осени и продолжались до апреля, когда начиналась серьёзная крестьянская работа. После долгой холодной зимы наступала весна. Весну в народе называли «благодатная», всё оживляющая.
Песня "Вот уж зимушка проходит" (исполняет весь класс с движениями)
Вот уж зимушка проходит.
Белоснежная проходит.
Люли, люли, проходит,
Люли, люли, проходит.
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Люли, люли, приводит,
Люли, люли, приводит!
Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
Люли, люли, дружочки!
Люли, люли, дружочки!
Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Люли, люли, холодушка!
Люли, люли, холодушка!
Встаёт солнышко пораньше,
Светит красное подольше.
Люли, люли, подольше!
Люли, люли, подольше!
Тёплый луч на снег бросает,
От него снежок растает.
Люли, люли, растает!
Люли, люли, растает!
Почернеет на дорожках,
Побежит ручьём в канавках.
Люли, люли, в канавках!
Люли, люли, в канавках!
Вот уж зимушка проходит.
Белоснежная проходит.
Люли, люли, проходит,
Люли, люли, проходит.
Ведущий 1
На Руси всегда очень серьёзно относились к красавице Весне. Весну ждали, встречали, закликали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Деревенские ребята собирались стайками на пригорках и, глядя в небо, распевали весёлые заклички.
Ученик
Солнышко - вёдрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор - горы!
Выгляни солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, солнышко,
Красную весну?
Ты свою сестру?
Ученик
Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными!
С хлебами обильными!
Ученик
Приди к нам, весна,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
С калиною - малиною,
С чёрной смородиной
С грушами, с яблочками,
С цветами лазоревыми,
С травушкой - муравушкой!
Ученик
Приди, весна, приди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок, да цветок василёк,
И большой урожай в наш любимый край!
Ученик
Ручеёк вновь веснянку затягивает,
От полей вешним ветром потягивает,
Снег лежалый слезами точится.
Люди добрые! Весна к нам стучится!
Ведущий 2
На Руси существовал обычай готовить хлебных птичек жаворонков для встречи весны. Пекли их из ржаного теста, украшали старинными узорами, зёрнышками, перевязывали цветными тряпочками, лентами. Деревенским ребятам ржаные жаворонки доставляли большую радость. Воткнут птичек на палочки, бегают по деревне, заберутся на заборы, на крыши амбаров и кличут весну.
Дети с птичками на палочках поют заклички, ходят по кругу группами
Жаворонки, прилетите,
Красну вёсну принесите!
Нам зима-то надоела,
И весь хлеб у нас поела,
И дрова все пожгла,
И солому всю пожгла,
Молоко всё унесла.
Ой, вы, жаворонки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Жаворонки-жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам весну тёплую,
Лето плодородное,
Весну с дождём,
Лето с травами.
Весну с солнышком,
Лето с зёрнышком.
Жаворонки, прилетите,
Холодную зиму унесите,
Тёплую весну принесите!
Нам зима-то наскучила,
Морозами замучила.
Ведущий 1
Так и перекликаются ребята, чтобы везде слышно было. И только к вечеру отведают печенье, и то никогда не съедят сразу. Сначала отломят крылышки или хвостик, остальное ещё поберегут и птицам непременно оставят поклевать, чтобы прилетели на угощение вместе с весной.
Ученик
Ты проснись скорей, земля – матушка,
Зашуми листвой, лес наш, батюшка.
Пробудись, взбурли, речка быстрая,
Засверкай волной серебристою.
Ученик
Вы порадуйте всех, проталинки,
Голубым ковром цветов аленьких.
Прилетайте к нам, птицы вешние,
И запой, скворец, над скворечнею.
Ученик
Ты сияй, свети, солнце яркое,
За собой веди лето жаркое.
Пусть поля, леса улыбаются,
Земля – матушка просыпается!
Ведущий 2
Подходят к концу наши посиделки.
В небе будто от побелки
Засветился млечный путь.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Ведущий 1
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: «До новых встреч!»
Ведущий 2
Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси.
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Ведущий 1
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона!
Всё что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная,
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный праздник "Посиделки"
Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Фольклорный праздник Казачьи посиделки.
Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....
Фольклорный праздник "Зимние посиделки"
При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, ...
Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»
Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер "Деревенские посиделки"В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов...
Сценарий детского театрализованного фольклорного праздника "Делу время, потехе час"
Мы живем в огромной стране – России. Это великая держава. Здесь живут люди разных национальностей. Мы будем сильны и едины только тогда, когда станем уважать традиции и историю разных народов. В ...
Фольклорные посиделки "Как донские казачата в курене гуляли"
Скачать архив...