НАБЛЮДЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ
учебно-методическое пособие
Методика наблюдения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_v_uchebnoy_deyatelnosti_za_mladshim_shkolnikom.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ «ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ» (Артюхова И.С.)
Параметры наблюдения | Отметки педагога по результатам наблюдения |
I. Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид | |
Тело | |
Поза | |
Лицо | |
Мимика и пантомимика | |
Состояние кожи | |
Чистота тела | |
Одежда | |
Общая подвижность | |
Нарушение движений | |
II. Речь ребёнка | |
Голос | |
Темп речи | |
Разговорчивость | |
Дикция | |
Словарь ребёнка и конструкция его вербальных построений | |
Поддержание разговора | |
III. Социальное поведение | |
Установление контакта | |
Социальные навыки и вежливость | |
Характеристики поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, подчеркивающий своё превосходство, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, нерешительный, застенчивый, неуверенный, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, получающий радость от общения, непосредственный, ласковый, доверчивый | |
IV. Настроение | |
Характеристики настроения: радостное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьёзное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное | |
Подверженность настроения внешним влияниям | |
V. Поведение ребёнка при выполнении учебных и внеучебных заданий | |
Отношение к заданиям | |
Характер мотивации | |
Учебные навыки | |
Темп работы | |
Реакция на неуспех | |
Интенсивность внимания | |
Невротические проявления |
НАБЛЮДЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ
I критерий - Эффективность учебной деятельности
Шкала 1. Учебная активность
0. учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс);
- пассивен на уроке, дает отрицательные ответы;
- учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;
- редко поднимает руку, но отвечает правильно;
- на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;
- активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает чаще всего правильно.
Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)
- очень плохое усвоение учебного материала по всем предметам, грубые
ошибки и большое их количество в ответах; - частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений,
зачеркиваний; - плохое усвоение материала по одному из предметов, обилие ошибок;
- редкие ошибки, связанные с невнимательностью детей в процессе учебной
деятельности; - небольшие помарки, единичные ошибки;
- правильное, безошибочное выполнение школьных заданий
II критерий -Усвоение школьных норм поведения
Шкала 3. Поведение на уроке
0. не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы);
- выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние дела,
вертится или постоянно разговаривает; - часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах;
- изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами;
- выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока;
5. сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.
Шкала 4. Поведение на перемене
0. часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой);
- пассивный, движения скованы, избегает контактов с другими детьми;
- не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой;
- активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс);
- активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из детей, чтение книг, спокойные игры;
- высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.
Ill критерий - Успешность социальных контактов
Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками
0. проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят);
- замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему);
- предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;
- сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми детьми;
4. малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;
5. общительный, легко контактирует с детьми.
Шкала 6. Отношение к учителю
0. общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейших замечаниях;
- избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается;
- выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;
- старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам;
- дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;
- проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.
IV критерий - Эмоциональное благополучие
Шкала 7. Эмоции
- преобладание депрессивного настроения или ярко выраженная агрессия (вспышки гнева, злости, может ударить кого-либо, затеять драку, что-то сломать);
- отдельные депрессивные проявления, плач без всяких причин или агрессивные реакции, частая ссора с детьми, повышает голос;
- отрицательные эмоции: повышенная тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
3. эпизодически проявление сниженного настроения;
4. спокойное эмоциональное состояние;
5. хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
После проведенного наблюдения и фиксации типичных форм
поведения ребенка находится сумма баллов по всем шкалам и сравнивается с нормой:
22 - 35 баллов — зона комфортного пребывания в школе
15 - 21 балл — зона неполного комфорта
0-14 баллов — зона дезадаптации
Диагностика темперамента младших школьников.
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Схема наблюдения за темпераментом школьника
Вариант | Пункты плана наблюдений | ||||||
реакции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
а |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
- а) сангвинический;
- б) холерический;
- в) флегматический;
- г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков "+" в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотив...
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС
В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....
статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами предметных и умственных (познавательных) д...
статья по теме:"Формирование учебной деятельности у младших школьников"
В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами п...
Доклад "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."
Наша цель:Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и по...
Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...