НАБЛЮДЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ
учебно-методическое пособие

Меретилова Юлия Сергеевна

Методика наблюдения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ  «ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ» (Артюхова И.С.)

Параметры наблюдения

Отметки педагога по результатам наблюдения

I. Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид

Тело

Поза

Лицо

Мимика и пантомимика

Состояние кожи

Чистота тела

Одежда

Общая подвижность

Нарушение движений

II. Речь ребёнка

Голос

Темп речи

Разговорчивость

Дикция

Словарь ребёнка и конструкция его вербальных построений

Поддержание разговора

III. Социальное поведение

Установление контакта

Социальные навыки и вежливость

Характеристики поведения:

самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, подчеркивающий своё превосходство, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, нерешительный, застенчивый, неуверенный, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, получающий радость от общения, непосредственный, ласковый, доверчивый

IV. Настроение

Характеристики настроения:

радостное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьёзное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное

Подверженность настроения внешним влияниям

V. Поведение ребёнка при выполнении  учебных и внеучебных заданий

Отношение к заданиям

Характер мотивации

Учебные навыки

Темп работы

Реакция на неуспех

Интенсивность внимания

Невротические проявления

НАБЛЮДЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ

I критерий - Эффективность учебной деятельности

Шкала 1. Учебная активность

0.         учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс);

  1. пассивен на уроке, дает отрицательные ответы;
  2. учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;
  3. редко поднимает руку, но отвечает правильно;
  4. на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;
  5. активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает чаще всего правильно.

Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)

  1. очень плохое усвоение учебного материала по всем предметам, грубые
    ошибки и большое их количество в ответах;
  2. частые ошибки,  неаккуратное выполнение заданий, много исправлений,
    зачеркиваний;
  3. плохое усвоение материала по одному из предметов, обилие ошибок;
  4. редкие ошибки, связанные с невнимательностью детей в процессе учебной
    деятельности;
  5. небольшие помарки, единичные ошибки;
  6. правильное, безошибочное выполнение школьных заданий

II критерий -Усвоение школьных норм поведения

 Шкала 3. Поведение на уроке

0.         не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается  посторонними делами (преобладают игровые интересы);

  1. выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние дела,
    вертится или постоянно разговаривает;
  2. часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах;
  3. изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами;
  4. выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока;

5.        сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

                        Шкала 4. Поведение на перемене

0.         часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает  на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой);

  1. пассивный, движения скованы, избегает контактов с другими детьми;
  2. не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой;
  3. активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс);
  4. активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из детей, чтение книг, спокойные игры;
  5. высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

Ill критерий - Успешность социальных контактов

Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками

0.          проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят);

  1. замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему);
  1. предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;
  2. сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми детьми;

4. малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются  дети;

5.  общительный, легко контактирует с детьми.

Шкала 6.  Отношение к учителю

0.         общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейших замечаниях;

  1. избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается;
  2. выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;
  3. старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам;
  4. дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;
  5. проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.

IV критерий - Эмоциональное благополучие

Шкала 7. Эмоции

  1. преобладание депрессивного настроения или ярко выраженная агрессия (вспышки гнева, злости, может ударить кого-либо, затеять драку, что-то сломать);
  2. отдельные депрессивные проявления, плач без всяких причин или агрессивные реакции, частая ссора с детьми, повышает голос;
  3. отрицательные эмоции: повышенная тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;

3.        эпизодически проявление сниженного настроения;
4.  спокойное эмоциональное состояние;

5.  хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

После проведенного наблюдения и фиксации типичных форм
поведения ребенка находится сумма баллов по всем шкалам и сравнивается с нормой:

22 - 35 баллов — зона комфортного пребывания в школе

15 - 21 балл — зона неполного комфорта

0-14   баллов — зона дезадаптации

Диагностика темперамента младших школьников.

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; 

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Схема наблюдения за темпераментом школьника

Вариант

Пункты плана наблюдений

реакции

1

2

3

4

5

6

7

а

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;
  • б) холерический;
  • в) флегматический;
  • г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков "+" в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы  воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотив...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами предметных и умственных (познавательных) д...

статья по теме:"Формирование учебной деятельности у младших школьников"

         В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами п...

Доклад "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."

Наша цель:Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и по...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...