Внеклассное мероприятие "Урок дружбы и толерантности"
классный час (4 класс)

Матвеева Дарья Станиславовна

Классный час "Урок дружбы и толерантности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок дружбы и толерантности62.36 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Урок дружбы и толерантности»

Учителя начальных классов

МБОУ «Гимназия №1

им.Н.И.Борцова г.Лебедянь»

Матвеевой Д.С.

Цель: раскрыть сущность понятия дружба, толерантность, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими, принимать людей такими, как они есть.

Планируемый результат:

  • Личностные УУД: проявляют уважительное отношение друг другу, умеют дружить и беречь дружбу.
  • Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска; выполнять сравнение и выделять общее и различное, умение работать с текстом.
  • Предметный: демонстрируют знание о понятии «настоящая дружба», толерантность.

Триединая цель:

  • Воспитательная: воспитывать уважительное отношение друг другу, беречь дружбу.
  • Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение, умеют работать, в группе, сплочение коллектива.
  • Регулятивные УУД: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Образовательная: сформировать понятия «настоящая дружба», толерантность.

Методы обучения:

Наглядные:

Словесные:

  • Беседа;
  • Объяснение;

Практические:

  • Упражнение.

Форма организации: классный час.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить как люди.

Б. Шоу

1. Эмоциональный настрой класса «Круг радости»

Учащиеся становятся в круг. Учитель приветствует учащихся. «Круг радости» сопровождается спокойной, жизнерадостной музыкой

- Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, что нет абсолютно одинаковых людей.

- У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-своему: по-своему одевается, по-своему разговаривает. Но все имеют и что-то свое, неповторимое. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, понимать друг друга.

- Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он проник в каждый её уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные лучи коснулись и нас. Солнечный свет дарит нам радость, доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что-нибудь приятное. Например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».        

Предлагаю поиграть. Игра «Миксер» поможет вам преодолеть стеснение и скованность, а также настроиться на общение и взаимопонимание.

•   Встаньте все в круг.

•   Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай.

•   Поменяйтесь местами те, у кого есть в одежде зеленый цвет.  

•   Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные.

•   Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста.

•   Соберитесь вместе те, у кого на лице появилась улыбка.

2. Актуализация знаний

1.Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.

– Прочитаем все вместе слова, которые помогут нам работать сегодня на классном часе. У нас все сложится, если мы будем такими.

На слайде открывается запись:

ДОБРЫЕ

РАССУДИТЕЛЬНЫЕ

УМНЫЕ

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ

БОЕВЫЕ
АКТИВНЫЕ

– Какое слово здесь “спряталось”?

- Что же это? Конечно, дружба!

-  Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе.)

-  Дети, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т. п.)

Определение из словаря С. Ожегова: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

2. Люди дружат, доверяют друг другу и поддерживают, общаются по интересам группами и коллективами. Понимают друг друга с полуслова. Нам нужно разбиться на группы, а для этого вам нужно будет, не разговаривая, с помощью жестов найти свою команду. Готовы?

(У детей на спинах прикреплены картинки, каждый находит свою команду, а один ребенок с картинкой, которой нет ни у кого).

 - Ребята, как так получилось, что один ребенок ни к кому в команду не подходит?

 - У него другая картинка, не такая, как у всех.

 - Что ты чувствуешь при этом? (мне неприятно).

 - Ребята, я убираю картинку. Кто примет к себе в команду? (дети из любой команды берут к себе) Почему? (потому что он наш друг и одноклассник).

 - Ребята, относится к другим с уважением, несмотря на то, что они могут чем-то отличаться от вас называется толерантность.

 - Кто слышал такое слово? Как думаете, что оно может обозначать?

(ответы и обобщение из словаря Ожегова).

16 ноября Всемирный день толерантности.

- Как вы думаете, что нас объединяет?  (по результатам высказываний детей, на доске выстраивается схема)

 - Давайте создадим свой портрет (ребята «мастерят» себя из бумаги)

- Получился ли хоть один портрет одинаковый с моим или с другим одноклассником?

- Вывод?

- У нас с вами очень много общего, но и разница тоже есть.

- А сейчас прошу подняться из Вас тех, у кого тёмные волосы, а теперь – у кого светлые.

- Хлопните в ладоши, у кого глаза карие, а теперь – у кого глаза голубые, у кого зеленые.

- Поднимите руку, кто любит читать, смотреть сказки, кто часто путешествует.

- Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых хотя бы двух человек?

- Вывод?

- Нас различает рост, цвет волос и глаз, одежда, знания, характер. Значит, какие мы? (Непохожие, разные, уникальные).

Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

- Попробуйте определить тему нашего классного часа. (Дети формулируют девиз «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе—в этом наша сила») Давайте поразмышляем над этими словами.

- Какое слово является здесь ключевым? «Мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богатые – духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляет наше культурное многообразие. Но мы богаты, когда вместе, и сильны, когда едины, что подтверждает история нашей великой Родины.

Портрет нашего класса. Дети подготовили заранее, спрашивали и заносили ответы.

Наш рост: 4188см

Наш вес: 963кг

Нам: 281 год

У нас 56 глаз, из них 14 карие, 18 голубые, 20 серые, 4 зеленые.

У нас 10 братьев и 9 сестёр. У нас 12 кошек, 9 собак, 198 рыбок, 4 попугая, 3 хомячка.

Мы любим играть. В свободное время мы рисуем, танцуем, поем и занимаемся спортом.

 - Это внешняя наша оболочка, так мы выглядим. А какое самое важное качество нашего класса? (дружба)

3. Открытие новых социальных знаний

- Наша родина Россия – страна многонациональная. Её территорию населяют более 100 разных народов. У каждого народа свои традиции, обычаи, культура, которые отражаются в национальных костюмах, танцах, музыке, кухне.

Все мы – одна большая и дружная семья.

- Люди разных национальностей имеют свою национальную культуру. От поколения к поколению передаются традиции, обряды, сказания, легенды, музыка, игры.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

4. Игра собери пословицу.

- Все мы – представители разных национальностей, и всем нам очень важно уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, принимать чужое мнение.

Толерантность. Что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит планета вся».

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то где-то,

Радуются вместе от души.

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Но у него нет лучиков. Какие слова, на ваш взгляд, должны быть на лучах? Выберите и прикрепите (сострадание, прощение, доброта, сотрудничество, уважение прав других, милосердие, принятие другого человека таким, каков он есть).

Толерантность и дружба, как две подружки, всегда рядом. В любой стране о дружбе складывают пословицы и поговорки. Вы знаете?

Давайте поиграем. Игра называется «Собери пословицы». У вас на листочках написана вторая половинка пословиц. Я читаю начало, а вы – конец пословицы.

Дети составляют пословицы.

Не имей сто рублей, ……..(а имей сто рублей)

Сам погибай, а ……(товарища выручай)

Новых друзей наживай, а …. (старых не забывай)

Дружба крепка не лестью, а …. (правдой и честью)

Старый друг лучше……….(новых двух)

Крепкую дружбу и топором… ( не разрубишь)

Человек без друзей, ……...(что дерево без корней)

Дружба – как стекло: разобьёшь - … (не сложишь)

Нет  друга – ищи………….(а нашёл береги)

Друг познаётся……………(в беде)

Друга за деньги …..(не купишь)

Один за всех и ……………(все за одного)

- О чём эти пословицы?

5. Притча о дружбе. Законы дружбы. Принятие кодекса дружбы.

   Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".

   Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". 

   Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:

 - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? 

   Друг ответил:

 - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

 - Вывод, о чем нам говорит эта притча мы составим с вами вместе. (рассуждения ребят)

Вывод: Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Мы с вами только учимся дружить. В нашем классе я вижу, как хорошо у вас получается. Как вы думаете, нужно ли что-то делать, для того, чтоб дружить, а чего-то наоборот, не делать?

(рассуждения детей и ввод законов Дружбы)

  • Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.
  • Не ябедничай, лучше сам поправь.
  • Не обманывай друга.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
  • Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.
  • Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
  • Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
  • Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
  • Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

6. Рефлексия.

Игра «Волшебный стул» и «Ладошки добрых слов».

- Как вы думаете, где находится сад или царство толерантности у каждого человека? (В сердце!)

Звучит музыка «Улыбка»

 - Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами и тогда рядом с вами будут лишь верные друзья!

У меня есть волшебный стул, я сейчас вам расскажу, в чём его волшебство. Кто на него садится, тот слышит про себя только добрые слова. Хотите попробовать?  - А чтобы каждый из вас мог узнать сейчас о себе хорошее мы создадим с вами ладошки добрых слов. На каждый пальчик нужно написать доброе слово о своём соседе (рисуют ладошки, пишут, обмениваются ладошками).

- Продолжите фразу «Как здорово, что в нашем классе учится….(имя), потому что…»  (дети ответы пишут на разноцветных ладошках и создают плакат)

- В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина "Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

Внеклассное мероприятие "Что такое толерантность?", 3 класс

Занятие для было приурочено ко Всемирному Дню толерантности-16 ноября. К конспекту прилагается презентация....

Внеклассное мероприятие по развитию толерантности 1 класс"Хоровод дружбы"

Тема: "Хоровод дружбы"  Цели:   • Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; • подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на...

Классный час. Урок мира, дружбы и толерантности. 3 класс.

1.     Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), познакомить с символом мира;показать причины возникновения войн, пути раз...

Проект "Всё о дружбе и толерантности"

Коллекивный проект в 4 классе "Всё о дружбе и толерантности". Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.Представлена актуальность данного ...

Конспект внеклассного занятия «Дружба. Законы и правила дружбы»

Цель: Формирование у детей навыков сотрудничества.Задачи:1. Расширить знания детей о друге, о дружбе.2. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе...

Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию «ДРУЖБА И ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Данное занятие способствует формированию у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей; воспитанию чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре раз...