Внеклассное мероприятие "Урок дружбы и толерантности"
классный час (4 класс)
Классный час "Урок дружбы и толерантности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок дружбы и толерантности | 62.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Урок дружбы и толерантности»
Учителя начальных классов
МБОУ «Гимназия №1
им.Н.И.Борцова г.Лебедянь»
Матвеевой Д.С.
Цель: раскрыть сущность понятия дружба, толерантность, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими, принимать людей такими, как они есть.
Планируемый результат:
- Личностные УУД: проявляют уважительное отношение друг другу, умеют дружить и беречь дружбу.
- Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска; выполнять сравнение и выделять общее и различное, умение работать с текстом.
- Предметный: демонстрируют знание о понятии «настоящая дружба», толерантность.
Триединая цель:
- Воспитательная: воспитывать уважительное отношение друг другу, беречь дружбу.
- Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение, умеют работать, в группе, сплочение коллектива.
- Регулятивные УУД: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Образовательная: сформировать понятия «настоящая дружба», толерантность.
Методы обучения:
Наглядные:
- Демонстрация: показ презентации
Словесные:
- Беседа;
- Объяснение;
Практические:
- Упражнение.
Форма организации: классный час.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить как люди.
Б. Шоу
1. Эмоциональный настрой класса «Круг радости»
Учащиеся становятся в круг. Учитель приветствует учащихся. «Круг радости» сопровождается спокойной, жизнерадостной музыкой
- Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, что нет абсолютно одинаковых людей.
- У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-своему: по-своему одевается, по-своему разговаривает. Но все имеют и что-то свое, неповторимое. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, понимать друг друга.
- Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он проник в каждый её уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные лучи коснулись и нас. Солнечный свет дарит нам радость, доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что-нибудь приятное. Например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».
Предлагаю поиграть. Игра «Миксер» поможет вам преодолеть стеснение и скованность, а также настроиться на общение и взаимопонимание.
• Встаньте все в круг.
• Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай.
• Поменяйтесь местами те, у кого есть в одежде зеленый цвет.
• Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные.
• Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста.
• Соберитесь вместе те, у кого на лице появилась улыбка.
2. Актуализация знаний
1.Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.
– Прочитаем все вместе слова, которые помогут нам работать сегодня на классном часе. У нас все сложится, если мы будем такими.
На слайде открывается запись:
ДОБРЫЕ
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
УМНЫЕ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ
БОЕВЫЕ
АКТИВНЫЕ
– Какое слово здесь “спряталось”?
- Что же это? Конечно, дружба!
- Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе.)
- Дети, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т. п.)
Определение из словаря С. Ожегова: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
2. Люди дружат, доверяют друг другу и поддерживают, общаются по интересам группами и коллективами. Понимают друг друга с полуслова. Нам нужно разбиться на группы, а для этого вам нужно будет, не разговаривая, с помощью жестов найти свою команду. Готовы?
(У детей на спинах прикреплены картинки, каждый находит свою команду, а один ребенок с картинкой, которой нет ни у кого).
- Ребята, как так получилось, что один ребенок ни к кому в команду не подходит?
- У него другая картинка, не такая, как у всех.
- Что ты чувствуешь при этом? (мне неприятно).
- Ребята, я убираю картинку. Кто примет к себе в команду? (дети из любой команды берут к себе) Почему? (потому что он наш друг и одноклассник).
- Ребята, относится к другим с уважением, несмотря на то, что они могут чем-то отличаться от вас называется толерантность.
- Кто слышал такое слово? Как думаете, что оно может обозначать?
(ответы и обобщение из словаря Ожегова).
16 ноября Всемирный день толерантности.
- Как вы думаете, что нас объединяет? (по результатам высказываний детей, на доске выстраивается схема)
- Давайте создадим свой портрет (ребята «мастерят» себя из бумаги)
- Получился ли хоть один портрет одинаковый с моим или с другим одноклассником?
- Вывод?
- У нас с вами очень много общего, но и разница тоже есть.
- А сейчас прошу подняться из Вас тех, у кого тёмные волосы, а теперь – у кого светлые.
- Хлопните в ладоши, у кого глаза карие, а теперь – у кого глаза голубые, у кого зеленые.
- Поднимите руку, кто любит читать, смотреть сказки, кто часто путешествует.
- Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых хотя бы двух человек?
- Вывод?
- Нас различает рост, цвет волос и глаз, одежда, знания, характер. Значит, какие мы? (Непохожие, разные, уникальные).
Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
- Попробуйте определить тему нашего классного часа. (Дети формулируют девиз «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе—в этом наша сила») Давайте поразмышляем над этими словами.
- Какое слово является здесь ключевым? «Мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богатые – духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляет наше культурное многообразие. Но мы богаты, когда вместе, и сильны, когда едины, что подтверждает история нашей великой Родины.
Портрет нашего класса. Дети подготовили заранее, спрашивали и заносили ответы.
Наш рост: 4188см
Наш вес: 963кг
Нам: 281 год
У нас 56 глаз, из них 14 карие, 18 голубые, 20 серые, 4 зеленые.
У нас 10 братьев и 9 сестёр. У нас 12 кошек, 9 собак, 198 рыбок, 4 попугая, 3 хомячка.
Мы любим играть. В свободное время мы рисуем, танцуем, поем и занимаемся спортом.
- Это внешняя наша оболочка, так мы выглядим. А какое самое важное качество нашего класса? (дружба)
3. Открытие новых социальных знаний
- Наша родина Россия – страна многонациональная. Её территорию населяют более 100 разных народов. У каждого народа свои традиции, обычаи, культура, которые отражаются в национальных костюмах, танцах, музыке, кухне.
Все мы – одна большая и дружная семья.
- Люди разных национальностей имеют свою национальную культуру. От поколения к поколению передаются традиции, обряды, сказания, легенды, музыка, игры.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
4. Игра собери пословицу.
- Все мы – представители разных национальностей, и всем нам очень важно уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, принимать чужое мнение.
Толерантность. Что это такое?
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит планета вся».
Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то где-то,
Радуются вместе от души.
- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Но у него нет лучиков. Какие слова, на ваш взгляд, должны быть на лучах? Выберите и прикрепите (сострадание, прощение, доброта, сотрудничество, уважение прав других, милосердие, принятие другого человека таким, каков он есть).
Толерантность и дружба, как две подружки, всегда рядом. В любой стране о дружбе складывают пословицы и поговорки. Вы знаете?
Давайте поиграем. Игра называется «Собери пословицы». У вас на листочках написана вторая половинка пословиц. Я читаю начало, а вы – конец пословицы.
Дети составляют пословицы.
Не имей сто рублей, ……..(а имей сто рублей)
Сам погибай, а ……(товарища выручай)
Новых друзей наживай, а …. (старых не забывай)
Дружба крепка не лестью, а …. (правдой и честью)
Старый друг лучше……….(новых двух)
Крепкую дружбу и топором… ( не разрубишь)
Человек без друзей, ……...(что дерево без корней)
Дружба – как стекло: разобьёшь - … (не сложишь)
Нет друга – ищи………….(а нашёл береги)
Друг познаётся……………(в беде)
Друга за деньги …..(не купишь)
Один за всех и ……………(все за одного)
- О чём эти пословицы?
5. Притча о дружбе. Законы дружбы. Принятие кодекса дружбы.
Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".
Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
- Вывод, о чем нам говорит эта притча мы составим с вами вместе. (рассуждения ребят)
Вывод: Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Мы с вами только учимся дружить. В нашем классе я вижу, как хорошо у вас получается. Как вы думаете, нужно ли что-то делать, для того, чтоб дружить, а чего-то наоборот, не делать?
(рассуждения детей и ввод законов Дружбы)
- Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.
- Не ябедничай, лучше сам поправь.
- Не обманывай друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
- Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.
- Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
- Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
- Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
- Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
6. Рефлексия.
Игра «Волшебный стул» и «Ладошки добрых слов».
- Как вы думаете, где находится сад или царство толерантности у каждого человека? (В сердце!)
Звучит музыка «Улыбка»
- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами и тогда рядом с вами будут лишь верные друзья!
У меня есть волшебный стул, я сейчас вам расскажу, в чём его волшебство. Кто на него садится, тот слышит про себя только добрые слова. Хотите попробовать? - А чтобы каждый из вас мог узнать сейчас о себе хорошее мы создадим с вами ладошки добрых слов. На каждый пальчик нужно написать доброе слово о своём соседе (рисуют ладошки, пишут, обмениваются ладошками).
- Продолжите фразу «Как здорово, что в нашем классе учится….(имя), потому что…» (дети ответы пишут на разноцветных ладошках и создают плакат)
- В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина "Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...
Внеклассное мероприятие "Что такое толерантность?", 3 класс
Занятие для было приурочено ко Всемирному Дню толерантности-16 ноября. К конспекту прилагается презентация....
Внеклассное мероприятие по развитию толерантности 1 класс"Хоровод дружбы"
Тема: "Хоровод дружбы" Цели: • Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; • подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на...
Классный час. Урок мира, дружбы и толерантности. 3 класс.
1. Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), познакомить с символом мира;показать причины возникновения войн, пути раз...
Проект "Всё о дружбе и толерантности"
Коллекивный проект в 4 классе "Всё о дружбе и толерантности". Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.Представлена актуальность данного ...
Конспект внеклассного занятия «Дружба. Законы и правила дружбы»
Цель: Формирование у детей навыков сотрудничества.Задачи:1. Расширить знания детей о друге, о дружбе.2. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе...
Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию «ДРУЖБА И ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Данное занятие способствует формированию у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей; воспитанию чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре раз...