Классный час. Урок мира, дружбы и толерантности. 3 класс.
классный час (3 класс) на тему

Хальзова Наталья Николаевна

1.     Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), познакомить с символом мира;
показать причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов.
2. Воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле.
3. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся, воспитание бережного отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок мира 3 класс93.4 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МИРА, ДРУЖБЫ  И ТОЛЕРАНТНОСТИ


Девиз: Мир детям мира.

Цель:

  1. Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), познакомить с символом мира;
    показать причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов.
    2. Воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле.
    3
    . Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся, воспитание бережного отношения друг к другу.

                                                          СЛАЙД 1

1 СЕНТЯБРЯ ДЕНЬ ЗНАНИЙ!

СЛАЙД 2
 
Не жарким солнышком согреты.
Леса еще листвой одеты,
У всех детей в руках букеты,
День хоть и грустный, но веселый,
Грустишь ты:
- До свидания, лето!
И радуешься:
- Здравствуй, школа!

Сегодня праздник – День знаний посвящен началу нового учебного года. И мы отправляемся в очередное плавание по океану Знаний. Много трудностей встретится у нас на пути, но мы ведь опытные открыватели, а значит, со всем справимся.

                                                      СЛАЙД 3


 1 сентября отмечается ещё один праздник – День мира.  - Что такое мир?
- Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь:

                                                     

СЛАЙД 4

  1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.

                                             

                                           СЛАЙД 5

  1. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;
    тишина, покой; соглашение о прекращении в

СЛАЙД 6

- Наш классный час проходит под девизом: «Мир детям мира» (на доске)

 Объясните смысл этого выражения.

                                                           СЛАЙД 7

- Назовите противоположное по значению слово к слову   МИР. /Война/.
- Не всегда наше сердце спокойно. Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. То в одном, то в другом конце земного шара падают на землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут сотни людей. Почему так происходит? Что мешает людям мирно жить?
-Посмотрите на картины о войне и о мирной жизни.

- Какие краски использовал художник, чтобы передать ужас и страдание, которые испытывают люди во время войны? (Мрачные, темные).
- А для изображения мирной жизни? (Светлые, яркие, сочные)
- Почему?

 (Эти краски выражают добрые чувства, хорошее настроение. Ведь без мира в масштабном понимании нет мира и в душе.)

- Не всегда краски используют для передачи чувств и настроения. Иногда цвет что-то символизирует, т. е. является символом чего-то.
Что такое СИМВОЛ? /Условный знак/.

СЛАЙД 8

- В прошлом году мы говорили о символах нашего государства. Назовите их.(Флаг, Герб, Гимн).
- Как выглядит наш Флаг?
- Эти цвета появились не случайно.
БЕЛЫЙ цвет означает мир, чистоту совести,
СИНИЙ цвет – небо, верность и правду,
КРАСНЫЙ цвет – храбрость, символ жизни.

СЛАЙД 9

-А что является символом мира?
Загадка:
Это птичка-невеличка,
В городах живет.
Крошек ей насыплешь-
Воркует и клюет. (Голубь)

-И не просто голубь, а белый голубь. Почему?

Мир во всем мире – мечта моя,
Пусть люди живут, как одна семья.
Пусть больше не будет войн и орудий,
Пусть двери откроют в домах повсюду.
Любовь и доверье – это по мне,
И мир бесконечный – всей Земле!

СЛАЙД 10

- Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.
Писатель Николай Тихонов сказал:

 «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир»
- Как вы понимаете эти слова?

- Вы молодые жители нашей планеты. И от вас в будущем многое на земном шаре будет зависеть.

СЛАЙД 11

 /Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце»/

СЛАЙД 12

Стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

– О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

У. Почему все дети и все люди нашей планеты независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

СЛАЙД 13

У. В  самом начале нашего классного часа мы уже говорили о том, что  сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Этим людям очень трудно. Они потеряли всё. Им негде жить, негде работать, нечего кушать, нет вещей, чтобы переодеться. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...

Учитель. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и люди других национальностей. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Война в Афганистане, Чечне. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов. МЫ БУДЕМ ПРОЯВЛЯТЬ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

СЛАЙД 14

ЧТО значит проявлять ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

  Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

СЛАЙД 15 (Цветок толерантности)


Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

СЛАЙД 16 (руки и планета)

Учитель. А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: полные, худые, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от насмешек и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим.

СЛАЙД 17

Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

СЛАЙД 18

Игра "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"

(у детей на партах кружки красного и зелёного цветов)

1. Павлик плохо одет...

З.  Это неважно.
К. Ты подсмеиваешься над ним.

2. Андрей питается не так, как ты, по причине своей религии...

З. Ты говоришь, что он выглядит смешно.
К. Ты просишь, чтобы он объяснил это.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

З. Ты стремишься лучше узнать его.
к. Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – плохие".

4. Пожилая женщина медленно идет…

К. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
З. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

(Вопрос для мальчиков)

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

К. Ты говоришь, что все девочки – плаксы и ябеды.
З.  Ты разговариваешь с ней.

(Вопрос для девочек)

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

К. Ты говоришь, что все мальчики – обзываются и дерутся.
З.  Ты разговариваешь с ним.

7. На твоих глазах на кого-то нападают...

З. Ты пытаешься защитить его.
К. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

8. К тебе подходит ребенок-инвалид...

З. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
К. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

 Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
Дети считают.
– 
Если одни зеленые кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 7зелёных  кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3зелёных кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

СЛАЙД 19

Песня «Большой хоровод»  призывает нас быть более  толерантными друг к другу. Давайте прослушаем её.

Но  почему, же получается, что люди начинают делать своими руками плохое: берут в руки оружие, создают бомбы? Потому, что в голову приходит плохие мысли. Все в мире зависит от того, о чем мы думаем, какие у нас мысли. Почему так  происходит? Может потому, что люди не умеют дружить? Они не знают, что такое дружба и мир?  Зачем нужна дружба?

СЛАЙД 20

С помощью упражнения «Мое  мнение» вы можете  высказать свою точку зрения на поставленный вопрос.

Упражнение «Мое мнение»

 В противоположных сторонах доски  закреплены два плаката:

 «Дружба в классе не нужна»

«Дружба в классе нужна»

 Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.

Работа над понятием «дружба»

«Дружба – это …».  (ребята дают свои ответы)

СЛАЙД 21

Дружба — отношение предполагающее  верность,  взаимопомощь, откровенность и доверие.

СЛАЙД 22

Игровое упражнение «Найди себе подобного»

(рисунки  СОЛНЫШКО -3, ОБЛАКО – 4, СЕРДЦЕ -3, ЦВЕТОК- 3,ГРОЗОВАЯ ТУЧКА -1)

Шаг 1. Участники  встают в круг. Ведущий просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Ведущий прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. Ведущий дает задание детям: найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Ведущий обращает внимание детей, что один ученик остался и задает ему вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей».


Вопросы для обсуждения:

Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

 Хотите ли вы помочь миру?

Ведущий:  Мы можем помочь миру? Для этого нам нужно всегда помнить о том, хорошем, что в нас есть, использовать это в своей жизни, в своих словах и поступках, дарить  хорошее тем, кто рядом с нами. Доверять друг другу. Оказывать помощь и знать, что кто-то нуждается в вас.

Давайте поиграем в игру «Эстафета пожеланий»

СЛАЙД 23

ПЕСНЯ «ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

СЛАЙД 24


Игра «Эстафета пожеланий»

Первый человек каждого ряда получает ЦВЕТОЧЕК .

 По сигналу ведущего дети передают карандаш на другой конец ряда.

 Затем карандаш возвращается обратно, но с добрыми пожеланиями к тому, кому мы передаем его.
Ведущий: Получилось?
Дети: Не очень.
Ведущий: Трудно было? Почему это произошло? Видимо потому, мы не проявляем наши лучшие качества каждый день. Давайте будем делать это чаще. Тогда мы действительно сможем что-то подарить миру. Мир огромный. Каждый из нас - маленькая частичка земного шара. Если каждая частичка будет чистой и доброй, то на Земле все будет чище.

Мы это сейчас попробуем изобразить наглядно.

СЛАЙД 25

Игра « Мой вклад в дело мира».

На доске закрепляется ватман с изображением голубого неба.

 Детям раздаются рисунки ГОЛУБЯ МИРА. Каждому предложено  написать свои пожелания, что он хотел бы подарить миру. ГОЛУБИ прикрепляются на изображение неба.
   Нужно продолжать дарить миру доброе и хорошее. В Мире без дружбы и взаимопонимания (ТОЛЕРАНТНОСТИ)  не прожить. Это  должен понимать каждый и идти с этой мыслью по жизни.

СЛАЙД 26

Нам нужен мир - тебе и мне

И всем на свете детям!

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство.

СЛАЙД 27

Подведем итог нашей встречи.

- Каковы результаты нашей встречи?

- Как вы чувствовали себя во время урока?

 - Что нового о дружбе и мире вы  узнали  ? Изменилось ли ваше отношение к тем записям, которые вы сделали в начале классного часа?

Предлагаю   продолжить  начатые фразы:

Друг – это тот, кто …

Мир – это…

Дружба – это …

Толерантность – это…

СЛАЙД 28

МИРА И ДОБРА

СЛАЙД 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

МАОУ «СОШ № 20»

 

.

СОСТАВИЛА: ХАЛЬЗОВА Н.Н.

П.КРАСНОЯРСКИЙ

2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Урок мира и толерантности"

Разработка предназначена для второго класса....

Классный час "С детства дружбой дорожить" 2 класс

Материалы для проведения классного часа...

Классный час "Урок мира" для 4 класса.

Воспитание патриотизма, ответственное отношение к сохранению мира на Земле....

Классный час "С детства дружбой дорожи" 1 класс

Классный час "С детства дружбой дорожи" 1 класс...

Урок мира "Что такое толерантность"

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди."  (Б. Шоу)...

Классный час "Поговорим о дружбе" в 3 классе.

Цель данной работы - формирование у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности....