Анализ воспитательного процесса
материал

Надежда Николаевна Смородникова

Отчет по воспитательной работе школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_vospit_protsessa.docx133.74 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей обучающихся

Способы выявления у обучающихся способностей
к научной (интеллектуальной), творческой,
физкультурно-спортивной деятельности

Способы развития способностей обучающихся к
научной (интеллектуальной), творческой,
физкультурно-спортивной деятельности

Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью:
- инструментальной диагностики;
-педагогического наблюдения;
- изучение результатов деятельности (работ учащихся);
-диагностика познавательных интересов. Богданова Т.Г. «Диагностика познавательной сферы ребѐнка»;
- «пробы сил» в том или ином виде деятельности;
- учет мнений учителей – предметников и родителей;
-наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности

-одним из способов развития способностей
обучающихся считаю применение
индивидуального подхода в работе с одаренными  учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность;
- включаю в образовательный процесс
современные инновационные технологии (
проблемно- диалогическая, технология
продуктивного чтения, технология оценивания учебных достижений, метод проектов, технология «портфолио»);
- формирую навыки исследовательской
(проектной) деятельности, участие в НПК.

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности
применяю методики, созданные А.И.Савенковым:
- «Оценка общей одаренности»;
- «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития
ребенка);
- «Карта одаренности»
- Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
- Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших
школьников»)
- «Интеллектуальный портрет» ( систематизация представления учителя об умственных способностях)
- Создание методических материалов для работы с одаренными детьми
-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности (поделок, творческих работах и т.д.) учащихся

-дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;
- разноуровневые домашние задания (задания с *);
-предметные кружки;
-создание «Папки индивидуальных заданий» с постоянным обновлением заданий ;
- проведение интеллектуальных игр;
- проведение конкурса исследовательских работ
учащихся;
- проведения родительской конференции
«Одарѐнный ребѐнок в семье: проблемы и
радости»;
- участие в школьных выставках, творческих
работах, смотрах.

Выявление интеллектуальных способностей:
- Диагностика способностей к обучению (тесты:
«Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой
Интегрированная диагностическая работа)
Анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.

-проведение классных мини-олимпиад, викторин.
Викторина «Хочу все знать»;
-мини – олимпиада
«Юный грамотей»
«В мире ребусов, шарад, загадок» ;
-участие в международных и всероссийских
конкурсах, проектах
« Интеллектуальные игры», «Международные марафоны»,
во Всероссийских дистанционных олимпиадах;

Использую диагностическую методику «Ромашка».
Данная методика позволяет выявить отношение к учению и выбору наиболее увлекательных для
каждого ученика предметов.

-участие в творческих конкурсах и смотрах,
участие в спортивных состязаниях и
художественных конкурсах («День Здоровья», «Тропинка Здоровья»
«Веселые старты»,конкурс рисунков, поделок,  чтецов и т. д.)

Использую познавательную деятельность в группе, команде, умение сотрудничать в условиях спортивно-
оздоровительных занятий.
Для выявления способности к физкультурно- оздоровительной деятельности изучаю результаты медицинских исследований моих
учеников,  провожу тестирование  для определения физической
подготовленности (бег, подтягивание, подъем туловища, прыжки в длину)

-динамические паузы, подвижные игры,
физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д.
Физкультурно -оздоровительные и спортивно –развлекательные мероприятия, походы;
- посещение предметных, творческих кружков, «Юный турист», «Юный спортсмен», секция по лыжам и конькам, настольному теннису, «Чудо- шашки»

Беседа с родителями
Диагностика творческих способностей с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие
способности ребенка» (для родителей)
Педагогическое наблюдение Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности
(творческие работы, проекты, исследования и т.д.)
Анализ портфолио обучающихся, отражающий творческие способности ребенка

-анкетирование, достижения учеников фиксируем в их портфолио;
- соревнования, сюжетно- ролевые игры, КВН
- организация психолого- педагогического
просвещения родителей одаренных детей;
- круглые столы;
-информационно- практические беседы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Топкинская начальная общеобразовательная  школа»    

Анализ воспитательной работы в школе

img427

     


Воспитание педагогическим коллективом школы рассматривается в неразрывной связи с обучением. Организация воспитательной работы в школе подчинена главной идее - человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам, а не какая-то посторонняя сила, будь то даже родители, педагоги, ближайшее окружение. По-другому и быть не может, ибо только в этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.

От того, какие наши дети сегодня, зависит, каким будет наше общество завтра. В поведении детей и подростков проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества. Поведение можно рассматривать как один из важнейших факторов, связывающих ребёнка или подростка с окружающим миром, оказывающим влияние на формирование социальных качеств его личности. Для воспитания особенно важны те аспекты поведения, в которых проявляются и формируются взаимоотношения детей друг с другом и с окружающими людьми.

Цель воспитательной работы школы:  личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся.

         В  2018-2019 учебном году коллектив школы решал следующие воспитательные задачи:

  • формирование у школьников системы духовно-нравственных ценностей,  готовности к самостоятельному нравственному выбору;  
  • организация ученического самоуправления, способствующего сплочению  школьного коллектива и реализации каждым школьником своей гражданской позиции;
  • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
  • развитие познавательной и социальной  активности учащихся, воспитание ответственного отношения к учебе, сознательной  дисциплины, потребности в самосовершенствовании и самореализации;
  • формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений, развитие организаторских, партнерских и лидерских качеств, коммуникативных навыков;
  • воспитание самостоятельности и инициативности, приучение к различным видам общественной деятельности, развитие творческой индивидуальности и креативности;
  • активное вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы,

     продолжение формирования системы работы с родителями и общественностью;

  • качественное улучшение индивидуальной работы с учащимися группы риска, работы по охране детства, опекаемыми и другими социально незащищенными категориями детей.

Главную роль в реализации поставленных целей и задач играют педагоги - непосредственные участники УВП.

Качественная характеристика организаторов  учебно-воспитательного процесса.

Всего

Квалификационная категория

Стаж работы

Выс

шая

1кв.к.

Соответ

Более 30 лет

Классные

руководители

2

-

1

1

-

2

По данным таблицы можно сделать вывод, что  учителя имеют достаточно большой опыт работы, это творчески работающие специалисты, которые способны комплексно и профессионально решать сложные педагогические ситуации.

         На основе выдвинутых задач были сконструированы воспитательные планы и программы, план работы по воспитательной, планы работ классных коллективов.             

           Воспитательная система школы состоит из  взаимосвязанных направлений:

  1. Нравственное воспитание: воспитание моральных устоев личности, взаимоотношений в коллективе;
  2. Художественно- эстетическое и трудовое воспитание: формируется художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду, культура здорового образа жизни: занятия спортом, правильное питание, проведение дней здоровья, профилактические осмотры и диспансеризации;
  3. Гражданско- патриотическое воспитание – воспитание гражданина России, ученического самоуправления, системы работы классного руководителя, общешкольных дел(традиций).
  4. Работа с трудными детьми.

Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать  своё участие в определённом деле.  Такая прогнозируемость  и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т. к.  каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний.

Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные.

Что же касается традиционных школьных дел, то все они прошли успешно, это:

  • "1 сентября - День Знаний" - торжественная линейка
  • "День Учителя"
  • "Праздник  Осени"
  • «День Матери»

  • "Новогодняя ёлка"
  • День защитника Отечества,  "Уроки Мужества"
  • "Международный женский день - 8 Марта"
  • "Масленица"
  • "День птиц"
  • Месячники по профилактике  пожарной безопасности, ПДД и дорожного травматизма, антитеррористической безопасности и правонарушений .
  • Мероприятия к 9 мая.
  • "День защиты детей" (по основам безопасности жизнедеятельности)
  • "Последний звонок".

В традиционных школьных мероприятиях участвуют все .

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие  физкультурно-спортивного направления деятельности школы. Цель: создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Были определены основные формы организации воспитательной деятельности: цикл классных часов «В 21 век без наркотиков», дни здоровья, встречи с медицинскими работниками,  спортивные праздники, соревнования, конкурсы творческих работ «Здоровье в ваших руках», путешествия в мир природы.

Повышению уровня физического здоровья детей способствовало сотрудничество с кружками от ДДТ «Юный спортсмен», «Юный турист», на базе МО СП «Топкинское» работали  спортивные секции  по лыжам и конькам, пионерболу, настольному теннису,  «Чудо - шашки».  В прошедшем учебном году школьники приняли участие в 2районных соревнованиях по лыжам. Были заняты призовые места 2 и 3. Участвовали в квест – игре по ориентированию в команде базовой Окино- Ключевской школы и заняли 1 место.

            Планы классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни в разделе «Здоровье». Каждым классным руководителем разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей и детей с представителями правоохранительных органов, медработниками, экскурсий и походов, участие коллектива класса в Днях здоровья, спортивных внутришкольных мероприятиях.

В рамках тематической недели «Твое здоровье в твоих руках» классными руководителями проведены классные ученические и родительские собрания, тематические классные часы, беседы  по пропаганде здорового образа жизни учащихся.

          В целом проведенные мероприятия спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности  соответствовали возрасту учащихся, их психофизическим особенностям и интеллектуальному развитию, способствовали повышению уровня физического, психического и социального здоровья детей.

 

         В соответствии с  планом работа велась по следующим направлениям: организация массовых мероприятий, проведение профилактических дней с учащимися, индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, работа  с педагогическим коллективом, родительский правовой всеобуч.

Профилактическая деятельность с детьми «группы риска» организовывалась  согласно  Федеральному Закону № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Продолжена работа школьного коллектива по военно-патриотическому воспитанию  в образовательном учреждении.   Реализованы планы мероприятий, посвященных 75-летию  со  Дня  победы ,  памятных  дат  истории  России. Проведены конкурсы рисунков и плакатов.

  Активно осуществлялась работа по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность  по туристско-краеведческому – это стало участие  в конкурсе:   муниципальных – НПК «Первые шаги», общешкольном НПК «Я- исследователь».

Художественно-эстетическая деятельность учащихся преимущественно осуществляется в рамках основного и дополнительного образования. В школе проходят праздники,    организуются выставки творческих работ наших воспитанников. В становлении личности учащихся школа большую роль отводит художественно-эстетическому воспитанию, которое способствует развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В рамках реализации этого  направления  в школе проводилась традиционная работа (КТД, школьные  праздники, утренники, праздничные концерты, выставки творчества) и появились инновационные формы, такие, как: презентация – конкурс классных коллективов «День рождения класса»,   продуктивные игры.

Особое внимание отводилось выявлению творческих способностей и наклонностей учащихся, вовлечению  их в разнообразную творческую внеурочную деятельность.  Для эффективного творческого развития личности ребенка налажена тесная связь с сельской  библиотекой,  Домом культуры. Все это способствовало художественно-эстетическому развитию учащихся,  формированию художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

  Спортивно-оздоровительная работа осуществляется за счет ресурсов основного и дополнительного образования. В школе регулярно проходят внутренние и межшкольные соревнования, дети участвуют в спортивных эстафетах.

Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Целенаправленность и эффективность данной работы обеспечивались по следующим направлениям деятельности: диагностика семьи, взаимоотношения с родителями учащихся, работа с нестандартными семьями, организация полезного досуга. Успешно проведены классные родительские собрания, организационные, тематические, итоговые,  общешкольные родительские собрания, тематические консультации. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы. Активная работа велась на заседаниях Управляющего совета школы, в состав которого входит и родительская общественность. Благодаря активной поддержке родителей в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет,  решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий, содействия социально незащищенным семьям. При помощи родителей проводится косметический ремонт кабинетов, приобретается  недостающая учебная литература.

Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса. Работа с родителями.    Работа, направленная на развитие личности ребенка, является действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители. Наша педагогическая позиция очень ясная. Мы рассматриваем   воспитание в школе и семье как единый процесс. Кроме того важна общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка.

Взаимодействие с социумом

   Процесс развития воспитательной системы неоднозначен, но цель его одна: движение от разрозненных воздействий всех служб, призванных работать с учащимися, к целостному воспитывающему организму, который обеспечивает сотрудничество педагогов и детей.

   Воспитательная система школы должна быть открыта, и родители, и педагоги, и коллективы учреждений - наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В школе  проводятся  дни открытых дверей.

        В развитии школьников целесообразно задействован социокультурный потенциал села : библиотека, КДЦ «Надежда», ТОС «Улыбка»,ДДТ.

 Управление воспитательным процессом

     Целью управленческой системы школы является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления школой (родители – ученики – педагоги).

        Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:

  1. Совместная работа с методическим советом и учебно-методическим центром Управления образования.
  2. Административная работа:
  • знакомство с опытом воспитательной работы школ района и республики;
  • обмен опытом;
  • школьное методическое объединение классных руководителей
  • повышение квалификации классных руководителей – учёба, семинары.
  1. Сбор информации:
  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование, диагностика, мониторинг;
  • анализ собранной информации.
  1. Планирование:
  • разработка планов и программ, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;
  • подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.
  1. Контроль и коррекция: анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педагогические советы, МО классных руководителей).

 Методическая работа в рамках воспитательной работы школы строится в  направлении:

  • методическая работа классных руководителей;

Воспитательная деятельность включает следующее:

  • дополнительное образование;
  • совершенствование работы классных руководителей;
  • экскурсионная работа;
  • общешкольные праздники, конкурсы, вечера;
  • создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;
  • работу с родителями;

    Важнейшие управленческие решения по проблемам воспитания принимаются на заседаниях школьных педсоветов, педконсилиумах,  родительских собраниях школы, классов, ШМО классных руководителей. Полный анализ состояния воспитательной работы проводится на итоговом августовском педсовете.

   Работа с классными руководителями.

Программы воспитания  реализуется всеми субъектами воспитательной системы школы, однако основными инициаторами и активными исполнителями являются классные руководители. Значимость классного руководителя со временем не уменьшается,  он выполняет основные  функции:  организовывает деятельность в классе; заботится о развитии и здоровье ребенка о его образовательном и воспитательном уровне; помогает родителям в решении разного рода проблем. Содействует  саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечивает социальную  защиту ребенка.

Классные руководители постоянно совершенствуют свои умения, знания, навыки, овладевают современными методами воспитания обучающихся.

В работе с классными руководителями мы выделяем следующие направления:

  • профессиональная и личностная диагностика классных руководителей;
  • планирование и моделирование, анализ и составление программ

жизнедеятельности классного коллектива;

  • семинары – тренинги по психолого-педагогическому обеспечению программы жизнедеятельности классного коллектива;
  • психолого-педагогическое консультирование.

Активные формы воспитательной работы.

  Основные виды деятельности, в ходе которых происходит достижение воспитательных целей можно охарактеризовать следующим образом:

  Все формы воспитательной работы, согласно Е.В.Титовой, можно отнести к одной из трёх больших групп: мероприятия, дела, игры.

   Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организованные педагогами или ещё кем- либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

   Дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому- либо, в том числе и самим себе.

   Игра - воображаемая ситуация, роли, правила.

   В качестве форм коллективной деятельности детей взята классификация С.П.Афанасьева. 

  Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школы

  1. Образ школы в сознании педагогов, обучающихся, родителей.
  2. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
  3. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
  4. Отношение к внутришкольным конфликтам.
  5. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
  6. Событийный характер деятельности. Проверка временем (прочность связи поколений, традиции школы, села).
  7. Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей,  самих обучающихся).

           Результатом воспитательной работы школы являются показатели уровня воспитанности.

Результаты даны в таблице  в  сравнении за  3  года:

Уровень воспитанности учащихся

Учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2016-2017

29%

60,6%

10%

2017 – 2018

31%

60,2%

8,2%

2018 – 2019

30%

60%

8,2%

По результатам диагностики уровня воспитанности наблюдается положительная динамика высокого уровня воспитанности учащихся,  имеются учащиеся с низким уровнем воспитанности.

Увеличилось количество школьников, участвующих в творческих конкурсах и  спортивных соревнованиях на муниципальных и региональных и  всероссийском  уровнях.(заочные)

Результативность участия

Уровень

Количество конкурсов,  фестивалей и т.д.

Количество  

участников

Количество победителей

Муниципальный

4

8

призеры

Региональный

-

-

Всероссийский

7

8

призеры

Результативность участия в спортивных мероприятиях

Уровень

Количество игр, соревнований

Количество  

Участников (команд)

Победы

1

2

3

Муниципальный

3

4 чел

1

1

1

В школе имеются дополнительные условия для развития творческих способностей учащихся, воспитания чувства ответственности за порученное дело. Это программа внеурочной деятельности «Активный досуг»

За текущий  учебный  год наиболее важными достижениями коллектива школы являются следующие:

  • более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического, трудового, физического потенциала;
  • наблюдается рост удовлетворенности учащихся и родителей воспитательной работой школы;
  • продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы, такие как: праздничные совместные вечера, отчеты детей перед родителями;
  • бережно сохраняются и преумножаются традиции школы;
  • ведется постоянное сотрудничество и взаимодействие с организациями – субъектами системы воспитания.

          Можно считать, что, в целом, педколлектив уделял большое внимание вопросам воспитания. Все запланированные мероприятия соответствовали возрастным и психологическим особенностям детей,  были направлены на реализацию поставленных задач,  и имели место в воспитательной системе школы.

Однако нельзя отрицать и  ряд проблем, существенно осложняющих организацию  воспитательной  работы:

  • Классные   руководители и педагоги дополнительного образования не всегда могут сформировать у школьников активную гражданскую позицию, систему ценностей здорового образа жизни и способности противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье.
  • К  сожалению, увеличивается число обучающихся с отклонениями в здоровье.
  • Есть необходимость работать над повышением уровня воспитанности учащихся: формировать у детей основы культуры поведения.
  • Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками, в процессе обучения и воспитания имеются трудности в работе с неблагополучными семьями.

А это означает, что одной из главнейших задач воспитательной работы школы в новом учебном году должна стать работа,  как с детьми, так и родителями по нравственному воспитанию.

Таким образом, важнейшие задачи воспитания в следующем учебном году 

  • Активизировать  работу  направленную  на  заботу  о  близких    и  пожилых  людях;
  • Усилить  работу  по  развитию  у  школьников  чувства  любви  и  ответственности  за  своё  Отечество  и  свой  родной  край;
  • Формировать  активную  жизненную  позицию,  осуществлять      личностное  развитие  в  процессе  взаимодействия  между  взрослыми  и  учащимися.
  • Разнообразить  формы  работы  с  родителями  с  целью  привлечения  их  к  активному  участию  в  работе  педколлектива  и  внеклассных  мероприятиях  среди  школьников.
  • В  течение  всего  года  заниматься профилактикой  наркомании,  табакокурения  и  алкоголизма;
  • Вызывать  и  поддерживать  интерес  школьников  к  здоровому  образу  жизни  через  массовые  спортивные  мероприятия,  профилактические  беседы  и  экскурсии  в  природу;
  • Воспитывать  экологическую  грамотность  школьников.

Завед.школой: ____________/Н.Н.Смородникова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательного процесса во 2 классе "А"

По окончанию учебного года классный руководитель подводит итог своей работы с классом.  Предлагаю свой анализ воспитательного процесса. Надеюсь, что многим учителям он пригодится для написания ...

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в формировании мотивации учения". Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года.

Презентация к родительскому собранию. Тема: Роль семьи в формировании мотивации учения.Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года....

АНАЛИЗ воспитательного процесса в 2 классе

АНАЛИЗвоспитательного процесса в 2 классе...

диагностика и анализ воспитательного процесса

в помощь классному руководителю...