• Родительское собрание "Младший подросток и его особенности»
консультация (3 класс)
Материал разработан для проведения родительских собраний в начальных классах, для родителей учащихся 10-12 лет.
В разработке обращается внимание на проблемы первого этапа переходного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подросток в начальной школе. | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
У вас в семье растет подросток.. Он может оказаться «трудным» - сегодня уже не тот.
Непослушание, своеволие, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных особенностей подросткового возраста. Лишь как следствие ошибочного подхода к подро- стку, когда не учитываются его психологические особенности, как результат непродуманных воспитательных воздействий, возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся неизбежными.
Взрослые, в том числе и родители, должны знать особенности подросткового возраста, идущим по пути мужания и социального созревания, иначе - неизбежны конфликты, бессонные ночи, сердечные мучения и состояние бессилия, страшнее которого трудно что-либо придумать.
С физиологической точки зрения этот период характеризуется:
* интенсивным ростом;
* резким повышением функции обмена веществ;
* усилением деятельности желез внутренней секреции.
В эти годы рост увеличивается на 5-8 см, причем девочки растут быстрее в 11-12 лет и поэтому в это время кажется, что мальчики меньше ростом. Мы хорошо знаем, каким нескладным, угловатым выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием: особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Подросток осознает свою угловатость; старается замаскировать свою нескладность - принимает порой неестественные, вычурные позы, пытается бравадой и напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию: подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах людей.
Вместе с тем работа сердца, легких, кровоснабжения мозга не обеспечивают полноценную работу организма в целом. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за трудную физическую или умственную задачу и может работать, забыв о времени и усталости, то вдруг сникает, чувствует слабость, головокружение, упадок сил.
Сосуды же в своем росте несколько отстают, именно поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, так как возрастающая нагнетательная сила сердца встречает сопротивление со стороны еще относительно узких кровеносных сосудов.
Под влиянием гормонов - физиологически активных веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции, происходит бурное физическое развитие организма, под их же влиянием идет половое созревание, окончательно формируются органы, а также вторичные половые признаки.
По наблюдениям ученых, у младших подростков в утомленном состоянии (чаще во второй половине дня) наблюдаются немотивированные поступки, поединки, стремление поступать вопреки чужой воле, упрямство, проявления раздражительности.
Так, в известной книге «О подростках» А. И. Краковский пишет: «В период обучения в 5 классе упрямиться стали учащиеся в среднем в 6 раз чаще, чем наблюдалось в 4 классе; в 10 раз возросло количество случаев противопоставления себя учителям; в 7 раз увеличилось число ребят, в поведении которых проявилось стремление поступить вопреки чужой воле; в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще - своеволие; наконец, в 42 раза больше стало недостаточно мотивированных поступков».
Одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка занимает чувство взрослости. Впервые возникшее в этом возрасте, оно доставляет немало хлопот и неприятностей как учителям, так и родителям.
Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, взглядами, уважали их, причем ие только на словах, но и на деле. Отношение к нему старших, как к «маленькому», глубоко обижает его. «Борьба за независимость» подростка не означает, что родителям надо резко прекратить свое руководство. Подросток ведь «борется» не против родителей, а против своей зависимости от них
Важно, чтобы родители проявляли уверенность в своих детях, проявляли в общении с ними тактичность и находчивость. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства, того, что было в какой-то мере оправданно по отношению к дошкольнику или младшему школьнику. По отношению к подростку необходимо отказаться от злоупотреблений тоном категорических распоряжений и приказов, безоговорочных и безапелляционных. С подростком лучше разговаривать то- ном убеждения, совета, просьбы.
Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознавать себя личностью. В младшем возрасте нет желания оценить себя. «Что я за человек?», «Какая от меня польза?», «Что у меня хорошего?», «Какие у меня недостатки?».
У подростка возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Поэтому каждый неуспех часто вызывает у подростка чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности.
Для подростков характерно определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Резко выраженное стремление занять достойное место, утвердить себя приводит не всегда к положительному результату, и если у подростка не получается решить эти задачи в классе, он непременно будет искать другие пути. Помочь найти себя и занять адекватное место могут взрослые.
. Дружеские отношения в подростковом возрасте являются более глубокими, содержательными и устойчивыми, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно.
Так, девочки отличаются от мальчиков в выборе средств самоутверждения. Они реже обращаются к негативному с целью утвердиться во мнении одноклассников. Значительно реже они своевольничают. В большей, нежели мальчики, мере прибегают к маскировке осознанных недостатков.
Таким образом, подросток - это противоречие между бурным физическим развитием и положением «ребенка»; между стремлением «казаться» и неумением «быть взрослым». Это противоречие между стремлением к личной свободе и неумением правильно распорядиться ею.
Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью школьников, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим. У подростков появляется стремление быть похожими на взрослых не только по внешним проявлениям, но и по определенным «стандартам поведения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Возрастные и индивидуальные особенности учащихся в 4 классе"
Конспект родительского собрания , проведенного в 4 классе. основные вопросы:- познакомить родителей с понятием «темперамент»;- показать родителям необходимость индивидуального подхода обуч...
Родительское собрание в 1 классе.Особенности физиологического развития младших школьников. Полезные советы на каждый день.
Здоровье – это возможность возможностей. ...
МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил.Начало анатомо-физиологической перестройки организма младшего подростка. Первые признаки возникновения чувства взросл...
Родительское собрание в 3 классе "Особенности семейного воспитания"
Лекция с элементами беседы об особенностях семейного воспитания....
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»
В докладе рассказывается о том, что является основой при подготовке детей к школе, рассказывается о том, какие задания и упражнения необходимо выполнять, над чем работать....
Родительское собрание « Подросток в мире вредных привычек»
Родительское собрание « Подросток в мире вредных привычек» ... Подрастают наши дети. Из маленьких беспомощных ребятишек они превращают...
Родительское собрание « Подросток в мире вредных привычек»
Обратить внимание родителей на проблему - подросток в мире вредных привычек...