Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета кроме черного"
рабочая программа (4 класс)

Надежда Алексеевна Паздникова

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета кроме черного" 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vse_tsveta_krome_chernogo_4.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа- детский сад №13»

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     Брезина Н.Н.

           подпись                              

31 августа   2020   года

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ НШДС №13

_______________    Морозова И.Г.

           подпись                       Ф.И.О.

Приказ №           - 31 августа 2020 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного»

Класс  1-4

Срок, на который утверждается программа: 4 года

 Учитель:  Паздникова Надежда Алексеевна

 Квалификационная категория: нет

2020 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Все цвета кроме черного» для учащихся 1-4 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» рассчитана на

четыре года обучения по 1 часу в неделю. Сроки реализации курса с 1 по 4 класс.

Программа предназначена для учащихся 1 -4 классов и рассчитана на 135 часов, по 1 часу в неделю в каждом классе начальной школы. В 1 классе -33 часа, во 2 -4 классах 34 часа.

Курс занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

  • осознание себя с позиции школьника
  • умение адекватно вести себя в различных ситуациях
  • умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
  • способность справляться со страхами, обидами, гневом
  • умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время, дружески относиться к одноклассникам
  • умение справляться с негативными эмоциями
  • стремление к изучению своих возможностей и способностей
  • успешная адаптация в социуме.

Форма проведения занятий.

Занятия проводятся в групповой форме. В структуру занятия входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и «психотехнические

упражнения» направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем, еще необходимым элементам всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.

Рефлексия занятий предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось -не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

При реализации программы используются следующие методы и приемы:

  • тестирование;
  • психогимнастика;
  • рисование (тематическое и свободное);
  • подвижные игры;
  • игры-драматизации и ролевые игры;
  • беседы и проблемные ситуации;
  • техники и приемы саморегуляции;
  • коллективно творческие дела (КТД);

Цель программы:

формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе.

Задачи:

  • Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
  • Учить детей распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  • Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.
  • Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с учителем.
  • Развивать и укреплять внутрисемейные связи учащихся и их родителей.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Все цвета, кроме черного»

 

Личностные результаты

Ученики научатся:

  • проявлять заботу о человеке при групповом взаимодействии;
  • соблюдать правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
  • выполнять правила игрового общения;
  •  анализировать и сопоставлять;
  • обобщать, делать выводы;

Ученики получат возможность научиться:

  • проявлять настойчивость в достижении цели;
  • налаживать контакт с людьми;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

Предметные УУД

Ученики научатся:

  • понятиям: коллектив, дискуссия, характер, конфликт, сотрудничество, привычка, интонация, характер, гигиена, трудность, чувства, фантазия этика, этикет, речевой этикет;
  • приобретать знания по здоровьесбережению, общению со сверстниками, культуре поведения  в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • понимать ключевые проблемы по сохранению здоровья, в коммуникации с другими, по  преодолению возникших трудностей, связанных с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам;
  • овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
  • понимать культуру движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью.

Ученики получат возможность научиться:

  • самоконтролю и самоорганизации;
  • использовать знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
  • владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности;
  • передавать интересно и доступно знания, полученные на занятиях;
  • грамотно пользоваться полученными понятиями.

Метапредметные результаты

 Познавательные УУД:

Ученики научатся:

  • распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
  • исследовать свои качества и свои особенности;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличатьновое от уже известного с помощью учителя;

Ученики получат возможность научиться:

  • рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
  • моделировать ситуацию с помощью учителя;

Регулятивные УУД:

Ученики научатся:

  • владеть навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
  • определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • работать по предложенному учителем плану;

Ученики получат возможность научиться:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Коммуникативные УУД:

Ученики научатся:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  •  доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
  •  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • слушать и понимать речь других ребят;

Ученики получат возможность научиться:

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • слушать и понимать речь других.

        

        Содержание учебного курса

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает

общественную жизнь

(1 класс)

Школьник ценит

общественную жизнь

(1-2-3 классы)

Школьник самостоятельно

действует в общественной

жизни (3-4 класс)

Приобретение школьником

социальных знаний (об

общественных нормах, об

устройстве общества, о

социально одобряемых и

неодобряемых формах

поведения в обществе и т.п.), понимание социальной

реальности и повседневной

жизни.

Формирование позитивных

отношений школьников к базовым ценностям общества (человек,

семья, Отечество,

природа, мир, знание,

труд,культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности реализации внеурочной деятельности.

Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности:

Уровни

Преимущественные формы достижения планируемых результатов

Первый

Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии, социальная проб (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д.

Второй

Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб, агитбригады, смотры-конкурсы, театральные постановки, дебаты, диспуты, дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристические походы и т.д.

Третий

Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные марафоны; проблемно-ценностная дискуссия; социально-значимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме (вне школы), выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п.

Промежуточная аттестация организуется для всех обучающихся 1-4 классов и проводится в форме: устная проверка (портфолио, защита проекта), праздник, соревнование в соответствии с рабочей программой.

Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками по 1 часу в неделю

 в 1 классе - всего 33часа

во 2-4 классах- 34 часа

Наименование

раздела

Количество часов

1 класс

33 ч

1

Твои новые друзья 

4 ч

2

 Я – школьник

3 ч

3

 Как ты познаёшь мир

4 ч

4

 Я и другие

6 ч

5

Как ты растёшь

6 ч

6

Познай себя. Твои чувства.

10 ч

2 класс

34 ч

1

Как ты растёшь

5 ч

2

Вспомним чувства

6 ч

3

Качества людей

12 ч

4

Какой я? – какой ты?

11 ч

3 класс

34 ч

1

Я - фантазёр

8 ч

2

Я и моя школа

5 ч

3

Я и мои родители

3 ч

4

Я и мои друзья

5 ч

5

Что такое сотрудничество

13 ч

4 класс

34 ч

1

Кто я? Мои особенности и возможности

9 ч

2

Мой класс и мои друзья

16 ч

3

Моё прошлое, настоящее, будущее

9 ч

Приложение 1

Календарно- тематическое планирование  курса «Все цвета, кроме черного» 1 класс «Я – школьник»

Тема урока

Количество часов на тему

Примечание

1

Давайте познакомимся.

1

2

Играть вместе веселее.

1

3

Ссориться не будем!

1

4

Земля – наш общий дом.

1

5

Адрес школы (целевая прогулка)

1

6

Собираемся в школу

1

7

Урок и перемена

1

8

Грамоте учиться всегда пригодится.

1

9

Дом без книги, что без окон.

1

10

Мои помощники.

1

11

Как стать внимательным и наблюдательным?

1

12

Дал слово - держи

1

13

«Ему, как с гуся вода»

1

14

В правде - сила

1

15

Уважай себя, будут уважать и люди тебя.

1

16

Кому можно доверять

1

17

Твёрдое слово «нет!»

1

18

Режим дня.

1

19

Полезно и вкусно.

1

20

Если хочешь быть здоров…

1

21

Движение – рецепт здоровья.

1

22

Нет здоровья – нет счастья.

1

23

Вредные привычки.

1

24

Что такое эмоции и зачем они нужны

1

25

Способы выражения эмоций

1

26

Мимика в рисунках.

1

27

«Кого или чего я боюсь»

1

28

Учимся быть смелыми.

1

29

Мы стали смелее!

1

30

Зависть здоровье забирает.

1

31

Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает.

1

32

От чего зависит настроение.

1

33

Игра «Разыщи радость».

1

Календарно- тематическое планирование  курса «Все цвета, кроме черного» 2 класс

Тема урока

Количество часов на тему

Примечание

1

Твои новые друзья. Режим дня.

1

2

Как ты растёшь.

1

3

Что ты знаешь о себе

1

4

Как ты познаешь мир.

1

5

Мы рады встрече.

1

6

Твои чувства.

1

7

Понимаем чувства другого.

1

8

Мы испытываем разные чувства.

1

9

Мы испытываем разные чувства.

1

10

Твое настроение.

1

11

Как изменить настроение.

1

12

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

1

13

Хорошие качества людей.

1

14

Самое важное качество.

1

15

Кто такой сердечный человек?

1

16

Кого называют доброжелательным человеком?

1

17

Трудно ли быть доброжелательным человеком?

1

18

Я желаю добра ребятам в классе.

1

19

Чистое сердце.

1

20

Какие качества нам нравятся друг в друге?

1

21

Какими качествами мы похожи, а какими различаемся?

1

22

Каждый человек уникален.

1

23

В каждом человеке есть светлые и тёмные качества.

1

24

Какой я?

1

25

Твои поступки.

1

26

Твои привычки.

1

27

Какой ты?

1

28

Какой ты, учимся договариваться.

1

29

Трудности второклассника в школе, дома, на улице

1

30

Школьные трудности.

1

31

Школьные трудности (продолжение).

1

32

Домашние трудности.

1

33

Домашние трудности (продолжение).

1

34

Итоговое занятие.

Календарно- тематическое планирование  курса «Все цвета, кроме черного» 3 класс

Тема урока

Количество часов на тему

Примечание

1

Что изменилось за год.

1

2

Я – третьеклассник.

1

3

Кого можно назвать фантазёром?

1

4

Я умею фантазировать.

1

5

Мои сны.

1

6

Я умею сочинять.

1

7

Мои мечты.

1

8

Фантазии и ложь.

1

9

Я и моя школа.

1

10

Что такое лень?

1

11

Я и мой учитель Я и мой учитель (продолжение)

1

 

1

12

Как справляться с немогучками?

1

13

Я и мои родители.

1

14

Я умею просить прощения.

1

15

Почему родители наказывают детей?

1

16

Настоящий друг

1

17

Умею ли я дружить?

1

18

Умею ли я дружить (продолжение).

1

19

Трудности в отношениях с друзьями.

1

20

Ссора и драка.

1

21

Как научиться разговаривать с людьми.

1

22

Что такое интонация?

1

23

Как научиться преодолевать трудности?

1

24

Что такое сотрудничество?

1

25

Я умею понимать другого.

1

26

Как понять друг друга без слов?

1

27

Как понять друг друга без слов. Игровой тренинг.

1

28

Для чего нужна улыбка?

1

29

Я умею договариваться с людьми.

1

30

Мы умеем действовать сообща.

1

31

Что такое коллективная работа.

1

32

Социометрические исследования.

1

33

Итоговое занятие.

1

Календарно- тематическое планирование  курса «Все цвета, кроме черного» 4 класс

Тема урока

Количество часов на тему

Примечание

1

Как я изменился летом?

1

2

Кто я?

1

3

Расту - взрослею?

1

4

Мои способности.

1

5

Мои интересы.

1

6

Мой путь к успеху.

1

7

Мой внутренний мир.

1

8

Уникальность внутреннего мира.

1

9

Мой внутренний мир и мои друзья.

1

10

Мои друзья – девочки и мальчики.

1

11

Мой класс.

1

12

Мой класс (продолжение). Социометрия.

1

13

Что вы знаете друг о друге?

1

14

Кто твой друг?

1

15

Мои одноклассники.

1

16

Мои одноклассники – какие они?

1

17

Какие ученики мои одноклассники?

1

18

Лидерство в классе

1

19

Конфликты в классе.

1

20

Как научиться жить дружно?

1

21

Как помириться после ссоры?

1

22

Какой у тебя характер?

1

23

Как воспитать свой характер?

1

24

Как сказать «нет» и отстоять своё мнение.

1

25

Взаимопомощь в классе.

1

26

Моё детство.

1

27

Моё настоящее.

1

28

Моё будущее.

1

29

Мой будущий дом.

1

30

Моя будущая профессия.

1

31

Моё близкое будущее – 5 класс

1

32

Что нового меня ждёт в 5 классе?

1

33

Фантастическое путешествие.

1

34

Итоговое занятие.

Учебно-методическое обеспечение:

1. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова

«Все цвета, кроме чёрного». Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Графф, 2002

2. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного» Рабочая тетрадь «Учусь понимать себя»: 2 класс: - М.: Вентана-Граф, 2013

3. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного» Рабочая тетрадь «Учусь понимать других»: 3 класс: - М.: Вентана-Граф, 2013

4. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного» Рабочая тетрадь «Учусь общаться»: 4 класс: - М.: Вентана-Граф, 2013

5. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Книга для родителей М.: Вентана-Граф, 2006

 

Материально-техническое обеспечение

Необходимые материалы:

• бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, газетная  бумага, ватман, мячик, игрушки.

Технические средства:

• компьютер, проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет

Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...