Советы для родителей
материал (3 класс)
Предварительный просмотр:
«Консультация для родителей
"Возрастные особенности третьеклассников"»
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период.
Развитие мышления
Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.
Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».
Эти изменения в развитии третьеклассников должны быть активно использованы в работе с детьми. Необходимо продолжать уделять внимание развитию элементов логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей, нужно учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость)
В данном возрасте отмечается существенное снижение творческих способностей, изобретательности, оригинальности восприятия, стремление фантазировать за счет отработанного навыка действовать по образцу, умения следовать инструкции.
Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей.
Развитие внимания
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность обучения.
Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания.
Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Развитие памяти
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в логической памяти, применении приемов смыслового запоминания, которые требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана.
Другая важная особенность этого возраста- изменения во взаимоотношениях детей со взрослыми. Ребенок становится более критичным по отношению к ним, начинается кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых.
Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями.
Итак, какие они, наши третьеклассники?
Ранимые и трепетные. Ещё верят во взрослых, но вместе с тем иногда критикуют до обидного точно. Постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистическое упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.
Наши советы
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
Выбирайте время, свободное от работы и домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Спрашивайте его об одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.
В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы для родителей первоклассников.
Советы для родителей первоклассников....
Советы педагога родителям первоклассников.
О чём же необходимо помнить родителям? Особенности адаптации детей к школе. Режим дня первоклассника...
Советы для родителей
Чего делать нельзя...
Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы
Пособие предназначено для родителей учащихся начальной школы. Авторы статей раскрывают причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления. В брошюру вошли рекомендации психологов, логопеда...
«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.
В данном материале даны рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога для родителей будущих первоклассников и младших школьников....
Как помочь ребёнку (Памятки и советы для родителей) Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.
Советы для родителей по организации режима дня, обучения детей, повышению уровня школьной мотивации....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА"...