Статья "Организация группы продлённого дня"
статья
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ
Вопрос с кем и где оставить своего ребёнка во второй половине дня является актуальным для большинства родителей. Во многих современных семьях бабушки и дедушки работают наравне с родителями, либо живут далеко от своих детей и не готовы присмотреть за внуками после уроков. Далеко не все семьи могут нанять няню, так как это существенно скажется на семейном бюджете. Оставлять же младшеклассника одного дома опасно. В то же время продолжительное нахождение в большом коллективе может стать для некоторых детей настоящим испытанием. Преодолеть данные затруднения помогает грамотно организованная жизнедеятельность группы продлённого дня.
Ежедневно ребёнок находится в зоне постоянного педагогического влияния.
ЦЕЛИ ГПД
-формирование эмоционального, наблюдательного, размышляющего, инициативного человека через продуктивную творческую деятельность
-формирование волевых качеств, речевых навыков, познавательных способностей
-формирование способности к самовыражению и уверенности в достижении результата
-воспитание самостоятельности, самодисциплины, взаимоуважения
Для достижения указанных целей создаются благоприятные условия для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач.
ЗАДАЧИ ГПД
-целенаправленно развивать познавательные и мыслительные процессы (воображение, восприятие, внимание, память, мышление), творческие способности
-воспитывать гибкость и выносливость в усвоении образовательных программ
-развивать нравственные качества личности и приобретать коммуникативные навыки
-прививать навыки личной гигиены и формировать полезные привычки
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
1.Индивидуальный подход, основанный на доверительных отношениях и своевременной помощи:
-группа повышенного внимания: гиперактивные дети, дети с неврологией, дети с девиантным поведением, дети из неблагополучных семей
2.Совместное планирование деятельности с воспитуемыми:
-воспитатель создаёт условия для индивидуального роста воспитуемого
-воспитатель формирует систему жизненных компетенций своих воспитанников через разные формы деятельности: физкультурно-оздоровительную, досуговую, бытовую, учебную
-воспитатель формирует нравственную систему: я, я и окружающие, я в мире
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
САМОПОДГОТОВКА
Формирование навыка самостоятельной работы под руководством воспитателя.
-начинать самоподготовку не позднее 16 часов
-ограничивать длительность выполнения домашних заданий: во 2 классах — 1,5-2 ч, в 3 и 4 классах — 2-2,5 ч
Порядок выполнения заданий:
1)от сложного к простому
2)чередовать виды деятельности
-устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы
-предоставлять возможность приступить к занятиям по интересам по завершении домашнего задания
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учитывать потребность детей младшего школьного возраста в умственной и игровой деятельности, индивидуальные возможности и интересы. Задача воспитателя – сделать досуг разнообразным и насыщенным. Вовлечь воспитанников в различные кружки, секции и объединения по интересам.
Для успешного решения задач умственного, нравственного и физического развития следует чередовать игры активного и более спокойного характера: подвижные, ролевые, драматизации, дидактические. В процессе воспитанники учатся принимать решения и нести за них ответственность.
Использовать различные виды прогулок для формирования здорового образа жизни:
-прогулка-наблюдение за сезонными явлениями (метель…)
-прогулка-задача (практический характер: определить расстояние между объектами…)
-прогулка-фантазия (поделки из природного материала…)
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
гражданское | соотношение собственных и чужих интересов |
семейное | история семьи |
военно-патриотическое | уважение к старшему поколению |
трудовое | уважение к чужому труду и желание работать |
художественно-эстетическое | традиции |
экологическое | забота о родном крае |
нравственное | качества личности |
физкультурно-оздоровительное | желание вести здоровый образ жизни |
трёхсторонний процесс | комплексный подход |
Воспитателю группы продлённого дня необходимо вовлекать детей в коллективную деятельность для получения опыта позитивного общения.
Воспитательное пространство ГПД – это не только сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, а специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. В.В. Зеньковский в 1918 году в статье "Социальное воспитание, его задачи и пути" писал: "Образование должно не только организовать ум, не только прививать знания и навыки к умственной работе, оно должно также подготовлять к той гражданской самодеятельности, какой требует теперь от всех нас жизнь". Школа же обязана быть "органом социального воспитания".
Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М., 2007
Болховитин С.М., Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня - "Начальная школа", 2008, № 2
Голованова Н.Ф. Вопитательное пространство продлённого дня.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
Шашкова В.Ф. В группе продленного дня - "Начальная школа", 2004, № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно -тематическое планирование в группе продлённого дня
Рекомендовано воспитателю ГПД при составлении календарно-тематического планирования..Каждое первое занятие месяца проводится инструктаж по правилам поведения во время проведения ГПД....
Организация работы в группе продлённого дня
распорядок дня в ГПД...
Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня
Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. Наша задача помочь ему развить в себе творческие задатки и стать творческой личностью. В данной работе описаны разнообразные виды деятельности...
Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня: «Колобок. Музыкальная сказка » воспитателя группы продленного дня ГБОУ СОШ № 354 Московского района г. Санкт – Петербурга Аввакумовой Альфии Умаровны
Музыкальная сказка " Колобок" поможет моим коллегам разнообразить досуг учащихся в группе продленного дня...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня. Подвижные игры» воспитателя группы продленного дня МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3» Чамзи
Игровая деятельность служит основой для нормального роста и развития ребенка младшего школьного возраста. Игра может быть средством самопознания,...
Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема: Викторина «Волшебные сказки А. С. Пушкина». Группа: 2 класс
Внеклассное занятие для 2 класса по сказкам А. С. Пушкина с использованием современных компьютерных технологий....
Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн
Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....