Коллективно-творческое дело "Хлеб-всему голова"
методическая разработка (2, 3 класс)

Игнаткина Надежда Анатольевна

КТД "Хлеб-всему голова". Целью мероприятия является знакомство  детей с производством  хлебно-булочных изделий и воспитанием бережного отношения к хлебу. Мероприятие проходит в предверии осени, с использованием загадок и викторины.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Хлеб — всему  голова»

(Коллективно-творческое дело)

Цель: Познакомить детей с производством  хлебных изделий, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: 

1.Хлебные изделия (румяные булочки, батоны, пирожки, баранки, печенье, каравай хлеба).

2.Плакаты: «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!», «Хлеб всей жизни голова».

3.Слайды (смотреть «Приложение»

Ход урока.

Звучит песня  « Хлеб всему голова».

-Сейчас вы ребята услышали прекрасную песню в исполнении известной певицы Ольги Воронец «Хлеб всему голова». Вы уже догадались, что это занятие посвящено теме: «Хлеб всей жизни голова».

Не зря  так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мирилом всех ценностей. И в наш век, великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют горные реки, моря, океаны, а хлеб остается хлебом.

Хлеб всегда считался богатством Руси. Изделия из теста для русского человека – это и символ великого труда, вложенного в выращивание и производство хлеба, и символ благополучной жизни.

Мы каждый день едим хлеб ,но ни кому приходит мысль о том .что это не просто самый распространенный продукт ,а одно из величайших чудес на свете.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю в качестве напутствия Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего».

Хлеб-символ достатка, изобилия и материального благополучия.

Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ним зависит его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.

Разрезание хлеба и его распределение между едоками было обязанностью мужчины ,а заквашивание теста и выпечка хлеба – специфически женским занятием.

Хлеб часто использовали в качестве оберега : клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой, отправляясь в дорогу ,чтобы он охранял в пути.

Хлеб использовали в качестве ритуального дара: брали его с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя , молодых по возвращению из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданным невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях. У русских молодых на свадьбе благословляли иконой и хлебом

Дети читают стихи:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

(Заносят каравай хлеба дети в русских костюмах)

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила.

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет родимый в нем

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

На свете я видела хлеба немало,

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко

Хлеб грозным казался,

Как  имя отца.

За трапезой ели его без остатка:

Ни крошки, корки, ломоть до конца.

-Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово- жизнь. Что может быть важнее хлеба! В одном из очерков, посвященных селу, я прочитала: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет ни в радости, ни в беде. И ни какая золотая глыба не перевесит крошку хлеба!»

В музее истории Сант-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать. Нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелам. Живой - значит победа!

В дыму Ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит правильны слова

«Хлеб - всей жизни голова!»

Каравай земли и неба

На твоем столе

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родины бессмертный

Хлебный колосок.

-Для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня и завтра и всегда трудятся многие люди.

Ребята, а какие люди принимают в этом участие?

(6 слайд)

Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Тот кто выращивает хлеб, не бросает где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду научитесь ценить труд других. Никогда профессия хлебороба не отомрет, не устареет.

(7слайд)

Прочитайте пословицы и поговорки, в которых заключается мудрость народная.

 А вы, ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе ?

(Дети называют пословицы и поговорки).

Прошли века, люди создали новую технику, помогающую выращивать хлеб. Но как бы ни легок был труд хлебороба, не забывайте главного, чем бережнее мы будем относиться к хлебу, тем благополучнее станет наша жизнь!

Дети читают стихи:

Степь проснулась от тучного хлеба,

В поле солнце течет через край,

Под сияющим пологом неба

Небывалый лежит каравай.

(8слайд).

Он душист хоть еще не в пекарне

И пока не записан в меню,

В пыльных робах колхозные парни

Собирают его на корню.

Комбайнер, агроном и механик

Деловито склонялись над ним.

Неоглядного поля дыханье

Все считают дыханьем своим.

(9слайд)

 

И рокочут над нивою «Нивы»,

До небес- металлический глас,

Нет для пахаря часа счастливей.

Чем наставший решающий час.

(10слайд).

Льются зерна струею литою

В бункера на степные тока,

И сверкает волной золотою

Солнца звонкая эта река.

(11слайд).

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он теплый золотистый,

Словно солнцем налитой!

(12слайд).

Много разных видов хлеба было на Руси. Однако словом «хлеб» чаще называли тот, что выпечен из ржаной муки. Ржаной «черный» хлеб был сытнее пшеничного, белого, к тому же значительно дешевле. Ведь если есть хлеб, значит- есть жизнь!

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род - веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,

И песни той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах.

В июльский полдень солнечного лета

Пройдется пахарь утром по жнивью,

И сыну, указав рукой на поле, негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

-А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину между командами «Зернышко» и «Полюшко».

1 Интересное сообщение каждой команды о хлебе.

Хлебные рекордсмены.

Самая длинная плетеная булка-9,2м – была выпечена в городе Акапулько (Мексика) в 1906 году. А самая большая буханка хлеба была изготовлена в 1988г. в ЮАР .Ее длина составила 3 метра, ширина и высота- более метра, а весила гигантская буханка 1т 430кг!

Популярная добавка

За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15т хлеба! Причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания.

2. Каждая  команда задает друг другу загадки.

1команда.

Вырос в поле дом ,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(колос)

Зарыли Данилку в сырую могилку,

А он полежал, полежал да на волю побежал-

Стоит красуется, на него люди любуются.

(колос)

Комовато, ноздревато , и губато, и горбато,

И кисло, и пресно, и  красно, и кругло,

И легко, и мягко, и твердо, и ломко, и черно,

И бело, и всем людям мило.

(каравай хлеба)

Бела беляна по полю гуляла,

Домой пришла - в сусек легла.

(мука).

2 команда.

Вылетела сова из красного окна,

И села сова на четыре столба.

(хлеб вынули из печи).

Бьют меня палками, жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами…

За что меня так губят!

За то,что любят.

(Хлеб).

На току, на току

Толстый дядя на боку.

(мешок с пшеницей)

На железном на мосту

Распухаю и расту.

(оладьи).

3.Читает вопросы учитель:

-Из крупы какой культуры варят перловую кашу? (ячменя).

-Какая культура обычно идет на корм лошадям? (овес)

-Какие зерновые культуры выращиваются на полях нашей области? (пшеница, рожь, ячмень, просо, кукуруза, гречка).

-Куда зерно везут после уборки? (на элеватор-хранилище для зерна).

-Где зерно превращают в муку? (на мельнице).

-Что нужно сделать с мукой , чтобы испечь хлеб? (замесить тесто).

-Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадушка для теста, а так же заправленное дрожжами забродившее тесто).

-Из какой культуры делают хлопья «Геркулес»? (овса)

Подводятся итоги викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный творческий проект "Открытка-приглашение"

Представлен конспект с презентацией заключительного этапа поекта...

Коллективное творческое дело «Открытка – поздравление к Новому году»

Скоро Новый год. Данный материал поможет провести интересный урок по технологии с 1 классом. К уроку разработана презентация. Которая позволяет применить игровую технологию на уроке, поминутно расчита...

Презентация коллективного творческого проекта "Голубая капелька воды".

Коллективный творческий проект "Голубая капелька воды" расширяет представления детей о воде, обогащает знаниями о воде и ее использовании, прививает бережное отношение к водным богатствам. В стихотвор...

Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"

Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Личностное развитие учащихся в процессе коллективно-творческой деятельности

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей....

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...