Главные вкладки
Публикации моей работы и работы учащихся
проект
В сборник «Первые шаги» 2021 года издания опубликованы материалы ученической научно-практической конференции посвященной 75-летию РБНЛ-И №1. В него вошли исследовательские работы учащихся под моим руководством
Дамбиева Сэрчима О выпускниках- шэнэхэнцах лицея. с.19
Ринчинов Барас Влияние компьютерных игр на психику подростка. с.215
Руководитель: Николаева С.З
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Сэрчима Дамбиева, ученица 5 «б» класса РБНЛИ-И №1
Руководитель Санжима Захаровна Николаева, воспитатель РБНЛИ-И №1
О выпускниках-шэнэхэнцах лицея
Школа … Родная школа … Эти слова никого не могут оставить равнодушными. Для одних – это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность.
В школе прививается любовь к родной земле, к родному народу, к его традициям. Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. По-нашему мнению, и учащиеся, и их родители должны знать историю школы, в которой учатся их дети. Зачем? Затем, чтобы иметь четкое представление о самой школе. Более половины информации можно получить, зная историю своей школы.
Школа в жизни моей семьи играет большую роль. Моя семья тесно связана со школой, где я сейчас учусь – это Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1.
Мой отец – Цырен-Бэлиг Цыдендамбаевич Дамбиев учился в нашей школе в далеких 90-х годах, тогда она звалась Республиканская средняя школа-интернат №1. Меня заинтересовали вопросы: Как мой отец и его родственники, друзья и знакомые, первыми вернувшись на историческую родину из Внутренней Монголии КНР, не владея русским языком, учились, приобрели друзей, освоились в новых условиях? Сколько выпускников из Шэнэхэна учились в нашем лицее-интернате? Как сложилась их дальнейшая судьба?
Цель исследовательской работы – изучение истории выпускников нашего лицея из Шэнэхэна в событиях, фактах, лицах, документах.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Собрать и проанализировать материал о выпускниках, который имеется школьном музее;
- Опираясь на архивные данные и воспоминания самих выпускников, а также методом анкетирования собрать сведения о выпускниках-выходцах из Шэнэхэна;
- Осветить историю шэнэхэнских бурят.
Чтобы выяснить историю выпускников из Шэнэхэна, её численность мы применили следующие методы: поисково-исследовательский, беседа, изучение информации музея школы, статей из газет и книг, составление таблиц.
При изучении материалов в музее была оказана помощь со стороны заведующего музеем Валентины Гавриловны Дашиевой, в прошлом учителя и воспитателя нашего лицея-интерната.
Страницы из истории выпускников-шэнэхэнцэв. Шэнэхэнцы всегда тянулись в лоно исторической Родины, и падение советского режима способствовало их возврату.
После открытия границы с Россией, возобновились связи с «исторической родиной». В 1990-е годы в Россию приехало около 300 шэнэхэнских бурят. Мотивы возвращения были разными: выделялись ностальгические («родина предков»), экономические (поиск новых возможностей), образовательные (льготные программы обучения).
Для продолжения обучения своих детей и для того, чтобы дать им хорошее образование и, при этом, сохранить свой родной язык и культуру, многие шэнэхэнцы выбрали в то время Республиканскую среднюю школу №1.
Среди первых учеников из Шэнэхэна были мой папа – Цырен-Бэлиг Дамбиев, мой дядя – Сумбэр, а также Жимбэ Данзанов, Ринчин-Доржо, братья Энхэ и Сухэ Бадмаевы, Булар и Булган Бадмаевы, Бальжинима Бадмаев, Бадма-Ханда Аюшеева, Алимула, в середине 90-х годов поступили в школу двоюродные сестры моего папы – Имин и Онон Цыдендамбаевы.
В ходе исследования выяснили, что в начале учебы всем детям, прибывшим из Внутренней Монголии КНР, было нелегко адаптироваться в новых условиях, в первую очередь, по причине языкового барьера.
Так, мой отец пришёл учиться в 10 класс нынешнего лицея. Из воспоминаний моего отца, узнала, что благодаря своей тяге к учебе, дружному классу и коллективу учителей, которые поддержали всех детей-выходцев из Шэнэхэна, он выучил русский язык, освоил программу средней школы и получил аттестат. После окончания школы, учился в БГУ на факультете бурятской филологии, а в дальнейшем стал успешным предпринимателем.
Благодаря полученным знаниям, наставничеству и поддержке учителей, воспитателей и всего коллектива школы выпускники - выходцы из Шэнэхэна успешно закончили школу. Среди них есть выпускники, которые окончили школу с медалью. Это Имин Цыдендамбаева (1995 - 2006 гг.) – золотая медаль; Урихан Тубуденовна Санжаева (1997 - 2006 гг.) – серебряная медаль; Байгал Тубденовна Пунцукова (Тубденова) (1998 -2002 гг.) – серебряная медаль; Дулма Дашидоржи (2000 - 2011 гг.) – золотая медаль; Зула Дасидэлгэр (2001-2012гг.) – серебряная медаль; Уян Дасибимба (2008 - 2019 гг.) – золотая медаль.
Наша школа оказала плодотворное влияние на дальнейшую судьбу многих выпускников-шэнэхэнцэв. Многие из них получили высшее образование, проявили себя в разных сферах: стали артистами, врачами, инженерами, индивидуальными предпринимателями и т.д. Сегодня они живут и трудятся, занимаются творчеством, предпринимательской деятельностью в разных уголках нашего государства и различных странах мира.
Среди них артисты театра и цирка, певцы и музыканты: Бадма-Ханда Аюшеева, Дашима Соктоева, Имин Цыдендамбаева, Гандик, Бадма Бальжинимаев, Булар Бадмаев.
Есть 2 кандидата наук: Байгал Тубденова – кандидат технических наук; Сухэ Бадмаев – кандидат химических наук.
Имеются экономисты, инженера, врачи и индивидуальные предприниматели. Это: Жимбэ Данзанов, Булар Бадмаев, Жэньциньдоэрцзи (Ринчин-Доржо),Сумбэр, Энхэ и Сухэ Бадмаевы, Бальжинимаев Бадма, Мункуев Баир, Цыдендамбаева Онон, Санжаева Урихан, Пунцукова (Тубденова) Байгал, Бальжин Цырендашиев, Дашинима Аюшеев.
Отрадно указать, что гордостью всего бурятского народа стала Бадма-Ханда Аюшеева, которая тоже училась в нашем национальном лицее-интернате №1.
Она обладает уникальным голосом и очаровывающей манерой пения, которое завоевывает сердца слушателей. Музыкальный критик отмечал: «Тембр ее голоса звонок и чист, когда слушаешь, как поет Бадма-Ханда, порой кажется, что слышишь, как бежит чистый горный ручей». В народе полюбились такие её песни, как «Цагаатай голни», «Наян Наваа», «Яахаш хүнбиб» и «Эжыдээ». В 2006 году ей присвоено звание Заслуженной артистки Бурятии.
Бадма-Ханда Аюшеева стала первой и пока единственной бурятской певицей, которую пригласили выступить на одной из самых престижных концертных площадок мира – Карнеги-холл в Нью-Йорке. Указом Главы Республики Бурятии Алексея Цыденова от 20 марта 2018 года за вклад в дело развития и сохранения бурятской национальной культуры Бадма-Ханде Аюшеевой присвоено Почётное звание Народной артистки Республики Бурятия.
Бурятская певица Бадма-Ханда Аюшеева блестяще выступила во Всероссийском вокальном конкурсе «Новая звезда» и прошла в полуфинал. Она единственная из всех участников набрала 100 баллов из 100 возможных.
Родилась она 28 мая 1979 года в бурятской семье в Автономном районе Внутренняя Монголия КНР. Её прадед вынужден был эмигрировать из Агинских степей в Китай во время Гражданской войны в России.
В 1993 году семья переехала в Россию, поселившись в городе Улан-Удэ. Здесь Бадма-Ханду, в совершенстве владевшую бурятским языком, сразу приняли на учёбу в Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1. Именно здесь заметили уникальность голоса Бадма-Ханды и развили её талант, вовлекая в творческую деятельность. Содействие и поддержка директора школы Жалсана Батуевича, воспитателей и педагогов ДШИ в различных конкурсах и в фестивалях оказали большое влияние на становление будущей певицы и человека.
Хочу написать ещё об одной артистке. Имин Цыдендамбаева – Заслуженная артистка Республики Бурятия, Лауреат Государственной премии Республики Бурятия 2000 года, артистка Цирка Дю Солей. Она – моя двоюродная сестра.
Все началось в 1996 г., когда проходил отбор детей в бурятскую цирковую школу. Этот отбор прошли дети из нашей школы, среди них были Бальжинима Бадмаев, много лет проработавший в цирке акробатом и Имин Цыдендамбаева, одна из гуттаперчевых девочек.
Имин окончила школу с золотой медалью и, обучаясь в школе, уже стала Лауреатом Государственной премии РБ, а по окончанию школы получила звание заслуженной артистки РБ. Она обладатель Гран-при и золотых медалей международных конкурсов циркового искусства.
Из воспоминаний Бальжинимы Бадмаева узнала, что в цирковой школе ребята тренировались в каждую свободную минуту, не жалея сил. В то трудное перестроечное время, когда порой детям в интернате не хватало еды, только благодаря поддержке директора, воспитателей дети учились, развивались, и это давало силы тренироваться, не бросать начатое. Именно трудолюбие ребят, целенаправленность, их уважение к школе, учителям, воспитателям – всё это помогло ребятам из Шэнэхэна во взрослой жизни стать успешными людьми.
В школе учились не только ученики из Шэнэхэна, но и работали учителя-выходцы из Шэнэхэна. Это были первые преподаватели старомонгольского языка – Буян Дэлгэрович и Чимит-Цырен Раднаевна Гармаева.
Чимит-Цырен Раднаевна – учитель монгольского языка, до возвращения на «историческую» родину работала в с. Барун Сом, КНР. Вернувшись на родину в 1992 году, стала преподавать в нашей школе старомонгольский язык, затем стала воспитателем. Она учила своих воспитанников знать и уважать свой родной язык, проводила беседы, мероприятия, которые прививали любовь и уважение к традициям и культуре родного народа. Все её воспитанники с теплотой вспоминают своего воспитателя.
Альмара Дугаровна (Алимула) – дочь Чимит Цырен Раднаевны работала воспитателем, сейчас она преподает китайский язык. Училась в нашей школе с 1993 года. Закончила педагогический колледж и БГУ.
В настоящее время также со мной в нашем лицее учится много детей выходцев из Шэнэхэна. Это Сундэр, Уялга, Байлигэ, Урлиг и Уянга Раднаевы, Адиса Цырендоржиева, Адиса Батомункуева, Жамбал, Тангис, Сэрэн-Бутид и Сэрэнжума Аюшеева, Салюна. Мы все дружим, общаемся, поддерживаем друг друга. Мы гордимся тем, что являемся учениками школы с интересной историей и тем, что мы – хранители её традиций.
Историю родной школы следует знать обязательно, так как она является связующей нитью между поколениями. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением.
В ходе исследования систематизированы данные о шэнэхэнских выпускниках с начала 90-х и по наши дни. Произведено это, в том числе, благодаря воспоминаниям ветеранов педагогического труда, нынешних преподавателей и выпускников школы. Анализ материала, имеющегося в музее, помог восстановить информацию о том, как учились, кем стали, чего достигли выпускники из Шэнэхэна Внутренней Монголии КНР.
Таким образом, поставленная цель и задачи были достигнуты, данная работа в дальнейшем может быть использована на классных часах, для проведения уроков краеведения, служить материалом для музея.
В ходе работы мы сделали следующие выводы:
1. Каждый гражданин своей страны должен знать страницы из жизни школы, где он учился, кто его учил и воспитывал.
2. История школы, её традиции необходимо передавать их из поколения в поколение.
3. Учителя и воспитатели лицея – это патриоты своей профессии, так как они передают все свои знания детям, стремятся воспитать человека с большой буквы.
4. История школы неразрывно связана с историческими событиями в своей стране.
5. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.
Тема работы актуальна и должна быть продолжена. Она имеет практическое значение, так как дает возможность гордиться своей школой, повышает статус образования, воспитывает патриотизм.
Литература
1. Голавская Н.И., Ширипова Т.В., Цыренова М.Г. Первые шаги в науку: материалы республиканской ученической конференции, посвященной 15-летию Республиканского национального лицея-интерната №1. – Улан-Удэ, 2009. – 160с.
2. Найрамдалай дугы: Материалы V Международного фестиваля национальных культур, Улан-Удэ, 30-31 октября 2019г. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2020. – 212 с.
3. Абидуева С. Шэнэхэнские буряты. – Патриот. – №4. – 2005. – С.6-7.
4. Материалы из школьного музея.
5. Материалы из семейного архива выпускников-шэнэхэнцэв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикации моих учеников: Поделка "Водопад"
Серебренников Владислав Работа из природного материала....
Публикации моих учеников:"Ёжик"
Проект книжки -самоделки «Загадки о ёжике»...
Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся ".
Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся "...
Публикации моих учеников. Учебный проект по русскому языку " Слово о словарях" Выполнен учащимися 2 класса" А" "МБУ школы №21"г.о. Тольятти Самарской области.
Цель данного проекта:познакомить одноклассников со словарями русского языка и научиться пользоваться ими.Дети приготовили информацию о каждом словаре и практические задания для работы с каждым из них....
Публикации моих учащихся в газете "Самагалтай"
Тыванын бурунгу тову - Самагалтай....
Публикации моих учащихся
Публикации моих учащихся...
Ссылки на публикации моих работ
Знания без границ, Объединяем лучших педагогов и обучающихсяhttps://znanio.ru/person/z92998196 Инфоурок, ведущий образовательный портал Россииhttps://infourok.ru/user/saitova-natalya-mihaylovna2/...