Воспитатель и проблемы дисциплины
методическая разработка

Манухина Лариса Степановна

Как вести себя воспитателю твёрдо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе, как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые плохо себя ведут?  Под "плохим поведением”  подразумевается не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное поведение - потеря интереса к учёбе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и  неуверенное поведение.

Все учителя и воспитатели в школе и дошкольных учреждениях, в  первом классе и в старших классах, молодые и опытные обязательно сталкиваются с своей работе с проблемами дисциплины.  Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, заводить класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospiatel_i_problemy_distsipliny.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель и проблемы дисциплины

Как вести себя воспитателю твёрдо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе, как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые плохо себя ведут?  Под "плохим поведением”  подразумевается не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное поведение - потеря интереса к учёбе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и  неуверенное поведение.

Все учителя и воспитатели в школе и дошкольных учреждениях, в  первом классе и в старших классах, молодые и опытные обязательно сталкиваются с своей работе с проблемами дисциплины.  Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, заводить класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Конструктивное взаимодействие учителя с учеником

Учителя предъявляют к ученикам определённые требования и ожидают, что поведение учеников будет им соответствовать, но это далеко не всегда так.

 Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо: распознать истинные мотивы проступка и в соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку, разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков этого ученика в будущем,  корректировать его поведение и формировать, строить личность ученика.

Внутреннее свобода и плохое поведение

Свободная личность – это ответственная личность. Сколько у человека ответственности, столько и свободы. Свобода и ответственность – нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух факторов: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая  на своем и угрожая, учитель не дает возможности ученику сделать выбор. Подчиняясь  силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и… более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: не случайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют процессу оправдания себя. Партнёрские отношения с учениками избавляют учителя от необходимости оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся  на двух воспитывающих личность правилах: ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным. Свобода выбора – это готовность самому отвечать за его последствия.

Важно, чтобы партнёрские отношения становлюсь не только между учителями и учениками, но также между учителями и родителями , между учителями и администрацией  школы.  

Сталкиваясь с плохим поведением учеников, учителя спрашивают себя:  как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающие вашим занятиям,

как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить продолжать хорошо вести себя, как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках?  Чтобы получить ответ на эти другие вопросы, надо познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение учеников.

Три основных закона поведения

1. Ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах.

2. Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащими в школьной жизни.

3. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что  ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырёх целей: привлечение внимания,  власть, месть, избегание неудачи.

Каковы бы не были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. Педагогическое вмешательство – это только создание неких условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять его. Какое решение примет ученик, зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его плохого поведения. Прозрев однажды, учитель понимает, что может помочь ученику чувствовать себя полноценным участником школьной жизни, действуя при этом приемлемыми способами. У каждого ребёнка за проступком стоит уникальная комбинация причин и целей. Поэтому в основе предлагаемой программы лежит составление школьного плана действий и  индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Школьный план действий

Это план изменений ребёнка через описание взаимодействий с ним. Составление плана действий  требует времени, но правильно составленный план сторицей оправдывает затраты. Уже само его составление снижает тревогу и снимает стресс. В процессе первых шагов составления плана вы начинаете верить, что все можно изменить. Меняются ваши установки: раньше вы постоянно ждали подвоха, теперь настроены на ожидание успеха. Составляя план действий - индивидуальную программу построения взаимоотношений с конкретным учеником, учитель фактически разрабатывает оптимальную стратегию и тактику общения с ним. При этом он решает последовательно пять задач:

 1. Объективное описание поведения ребёнка.

Это означает умение собирать и точно формулировать факты; избегать субъективных оценок;  составлять конкретные, а не общие описания того, где когда как часто и что конкретно делал ученик. Слова: всегда, никогда, ничего, все время -  не могут фигурировать в объективном описании поведения.

2.  Понимание мотивов плохого поведения.

За нарушениями дисциплины стоят привлечение внимания, власть, месть, избегание неудач.

3.  Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения выходки на уроке.

4.  Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.

5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного плана действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель и проблемы дисциплины

Данная презентация о том, как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. Каждый учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенк...

Презентация семинара "Учитель и проблемы дисциплины"

Материал направлен на обучение педагогов навыкам экстренного педагогического воздействия в ситуациях, связанных с поведением детей....

ПРОГРАММА Семинара «Учитель и проблемы дисциплины учащихся»

Семинар направлен на обучение педагогов навыкам экстренного педагогического воздействия в ситуациях, связанных с поведением детей...

Родительское собрание «Дети и проблема школьной дисциплины»

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась....

ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКАХ. Практикум по решению педагогических ситуации для молодого педагога.

ШКОЛА МОЛОДОГО педагога            Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Цель:Помочь молодому учителю адаптиро...

Публикации воспитателя по проблемам развития, воспитания, образования

Публикации воспитателя по проблемам развития, воспитания, образования...

Методическая разработка (семинар для педагогов) "Учитель и проблемы дисциплины"

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. Если учителя  научатся идентифицировать цель нарушения поведения, то смогут конструктивно строит...