КТП. Внеурочная деятельность 1 класс.
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Шубина Ольга Сергеевна

Внеурочная деятельность 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

        Рабочая программа кружка духовно-нравственного направления  «Этика – азбука добра» разработана для обучения 1 класса МБОУ «СШ № 4» на основе основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ «СШ № 4» г. Десногорска на 2020 - 2021 учебный год.

Цель курса внеурочной деятельности «Этика – азбука добра»: развитие нравственного сознания младших школьников.

Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы.

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным

основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «По-

чему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

—использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

—использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Календарно-тематическое планирование

№ в году

№ в разделе

Наименование разделов и тем.

Дата

Корректировка

Правила поведения в школе

1.

Вводное занятие

2.

Мы пришли на урок

3.

Зачем нужны перемены?

4.

Как организовать свободное время на перемене.

5.

Вежливое и аккуратное поведение в гардеробе.

6.

Правила безопасного поведения в гардеробе.

7.

Мы - в школьной столовой

8.

Навыки самообслуживания.

9.

Правила поведения в библиотеке.

10.

Экскурсия в библиотеку.

11.

Правила поведения в школьном дворе.

12.

Безопасное поведение во время прогулок.

О добром отношении к людям

1.

Зачем нужны «вежливые» слова

2.

Доброжелательность.

3.

Что такое «добро и зло»

4.

Литературные примеры «злых» и «добрых» поступков.

5.

«Ежели вы вежливы».

6.

Элементарные правила вежливости,

7.

Праздник «Ежели вы вежливы».

8.

Обсуждение итогов праздника

9.

Добрые и недобрые дела.

10.

Анализ различных жизненных ситуаций

11.

Пути выхода из конфликтной ситуации

12.

Аргументы «за» и «против».

13.

Ты и твои друзья.

14.

Проводить самоанализ «Я»», «Я и мои друзья»

15.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

16.

Умение общения в группе.

17.

Помни о других – ты не один на свете.

18.

Мой учитель.

19.

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

20.

Моя семья.

Как стать трудолюбивым

1.

«Ученье- свет, а неученье - тьма».

2.

Значение учения в жизни человека.

3.

Что помогает учиться лучше (старательность).

4.

Умение анализировать свою деятельность

5.

«Как быть прилежным и старательным».

6.

Умение  планировать работу

7.

Наш труд в классе.

8.

Моё поручение в классе

9.

Как мы трудимся: в школе и дома

10.

Умение составлять план действий, режим дня.

11.

Мой труд каждый день дома.

12.

Мой  трудовой день.

13.

Бережливость: каждой вещи своё место

14.

Составление памятки отношения к учебникам, тетрадям

Правила опрятности и аккуратности.

1.

Культура внешнего вида

2.

Зачем нужна школьная форма?

3.

Основные правила Мойдодыра

4.

Правила гигиены.

5.

Праздник «В гостях у Мойдодыра!»

6.

Инсценировка правил гигиены.

7.

Каждой вещи своё место.

8.

Самооценка «Я аккуратный?!,

9.

Умейте ценить своё и чужое время. Тренинг.

10.

Рациональное  использование времени

Правила поведения на улице и дома

1.

Как вести себя на улице и дома.

2.

Безопасное поведение на улице.

Внешкольный этикет

1.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

2.

Слова и жесты приветствия, вежливого обращения.

3.

«Спасибо» и «пожалуйста».

4.

Праздник «Вежливости»

5.

Правила поведения в общественных местах

6.

Самооценка «Вежливый ли я»

Подведение итогов

1

Итоговая диагностика

2

Подведение итогов года.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка общеинтеллектуального направления  «Занимательная математика» разработана для обучения 1 класса МБОУ «СШ № 4» на основе основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ «СШ № 4» г. Десногорска на 2020 - 2021 учебный год.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

       

Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   изучения   курса «Занимательная математика».

Личностными   результатами  изучения  данного     курса  являются:

  • развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  •  развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные универсальные учебные действия:

  • Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать  правила   игры.  
  • Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться  в   групповую   работу.  
  • Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

Содержание  деятельности.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры: — «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи

друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше-

ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычис-

лений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с задан-

ными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем-

ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Календарно-тематическое планирование

в году

в теме

Тема занятия

Дата

Коррек-

тировка

1 четверть

1.

Математика — это интересно

2.

Решение нестандартных задач.

3.

Танграм: древняя китайская головоломка

4.

Составление картинки с (без) заданным разбиением

5.

Путешествие точки. Построение рисунка по алгоритму

6.

Построение собственного рисунка

7.

Игры с кубиками

8.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков

9.

Танграм.

10.

Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

11.

Волшебная линейка. Шкала линейки

12.

История возникновения линейки.

13.

Праздник числа 10

14.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

15.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

16.

Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе

17.

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

18.

Числа от 1 до 20, разбросанные по всей таблице.

2 четверть

1.

Игры с кубиками

2.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков

3.

Конструкторы лего

4.

Знакомство с деталями конструктора

5.

Знакомство сосхемами-инструкциями

6.

Выполнение постройки по собственному замыслу.

7.

Весёлая геометрия

8.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

9.

Построение «математических» пирамид

10.

«Сложение и вычитание в пределах 10»

11.

«Спичечный» конструктор

12.

Построение конструкции по заданному образцу.

13.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

14.

Проверка выполненной работы.

3 четверть

1.

Задачи с некорректными данными.

2.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

3.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

4.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

5.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10, 20»

6.

«Вычитание в пределах 10, 20» 

7.

Решение и составление ребусов, содержащих числа

8.

Заполнение числового кроссворда (судоку).

9.

Математическая карусель

10.

Работа в «центрах» деятельности

11.

Математическая карусель: конструкторы

12.

Математические головоломки, занимательные задачи.

13.

Уголки

14.

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков

15.

Игра в магазин. Монеты

16.

Сложение и вычитание в пределах 20.

17.

Конструирование фигур из деталей танграма

18.

Составление фигур без заданного разбиения

19.

Игры с кубиками

20.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков

4 четверть

1.

Математическое путешествие

2.

Сложение и вычитание в пределах 20.

3.

Математические игры «Волшебная палочка»

4.

«Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

5.

Секреты задач. Решение задач разными способами.

6.

Решение нестандартных задач.

7.

Математическая карусель

8.

Работа в «центрах» деятельности

9.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

10.

Заполнение числового кроссворда (судоку).

11.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»

12.

«Вычитание в пределах 20».

13.

Математический КВМ.

14.

Подведение итогов работы кружка.

                                           



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка общекультурного направления  «Палитра талантов» разработана для обучения 1 класса МБОУ «СШ № 4» на основе основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ «СШ № 4» г. Десногорска на 2020 - 2021 учебный год.

        Цели программы:
1. Познакомить с  элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

       Задачи кружковой деятельности:

  1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
  2.  Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  3.  Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

7.  Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

  1. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  2. Развивать чувство ритма и координацию движения;
  3.  Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  4.  Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального искусства;  воспитывать культуру поведения в театре;

 

Планируемые результаты реализации программы:

Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Результаты первого уровня.

 Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

У ученика будут сформированы:

-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

-эмпатии как понимание чувств  других людей и сопереживание им ; --  строить речевое высказывание в устной форме;

Результаты второго уровня.

 Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

У ученика будут сформированы:

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов

-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования: 

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

Результаты третьго уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

У ученика будут сформированы:

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Ученик получит возможность для формирования: 

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта

Результаты четвёртого  уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

У ученика будут сформированы:

- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ученик получит возможность для формирования:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 Тема «Пластичность»

       Содержание

     «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

2 Тема «Речевая гимнастика»

       Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя,  актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

 «Голос – одежда нашей речи».  В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

     

3 Тема «Развитие речи»

         Содержание

       В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       

4. Тема «Фольклор»

         Содержание

      Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

5. Тема «Театр»

      Содержание

Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

      Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

     

6. Тема «Творчество»

        Содержание

      В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

7. Тема «Постановка спектакля»

       Содержание

«Постановка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

  1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
    Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
  2. Коллективное разучивание реплик.  От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
  3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.
  1. По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
  2. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
  3. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
  4. Повторное обращение к тексту пьесы.
  5. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
  6. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Календарно-тематическое планирование

п/п

№ в теме

Тема занятия

Дата

Коррек -

тировка

Тема: «Пластичность» - 18 часов

1

1.

Вводное занятие. ТБ на занятиях

2

2.

Что такое пластичность?

3

3.

Групповая игра «Театр-экспромт»

4

4.

Просмотр мультфильмов

5

5.

Чтение пьесы «Теремок»

6

6.

Просмотр мультфильма «Теремок»

7

7.

Знакомство с персонажами.

8

8.

Определение характеристик персонажей.

9

9.

Ритмические игры и упражнения.

10

10.

Подготовка к кастингу

11

11.

Развитие двигательных способностей.

12

12.

Конкурс «Пластические загадки»

13

13.

Кастинг. Определение ролей.

14

14.

Определение дублирующего состава.

15

15.

Работа над сказкой-пьесой «Теремок»

16

16.

Репетиция

17

17.

Изготовление декораций.

18

18.

Создание эскизов костюмов и декораций

Тема:  «Речевая гимнастика». – 8 часов

19

1.

Скороговорки.

20

2.

«Голос – одежда нашей речи»

21

3.

Упражнение на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

22

4.

Этюды.

23

5.

Отличительные признаки голоса.

24

6.

Упражнения для развития правильной артикуляции

25

7.

Упражнения  «Голос нежнейший и тончайший инструмент»

26

8.

Этюды.

 Тема: «Театр»  - 12 часов

27

1.

Театр как вид искусства.

28

2.

Спектакль – результат творческого труда людей разных профессий

29

3.

Посещение спектакля ТЮЗа

30

4.

Беседа по просмотру.

31

5.

Умение слушать партнёра.

32

6.

Репетиция  «Теремок»

33

7.

Упражнения на развитие дикции, артикуляции. Дыхания.

34

8.

Генеральная репетиция «Теремок»

35

9.

Подготовка к спектаклю.

36

10.

Постановка спектакля для  первоклассников

37

11.

Постановка спектакля для родителей. (род. собрание)

38

12.

Обсуждение постановки.

Тема: « Развитие речи». – 14 часов

39

1.

Игры со словами.

40

2.

Словесный конструктор

41

3.

Игры с рифмами

42

4.

Сочиняем сказку.

43

5.

Работа в парах.

44.

6.

Составление рассказов.

45.

7.

Чтение  сценария «Мы на ступеньку выше поднялись».

46.

8.

Знакомство с действующими лицами.

47

9.

Групповые игры на простейшие виды общения.

48

10.

Тренинг.

49

11.

Работа по сценарию.

50

12.

Характеристика действующих лиц.

51

13.

Созданние эскизов костюмов для героев.

52

14.

Изготовление костюмов.

Тема: «Фольклор». – 16 часов

53

1.

Знакомство с играми русского народа.

54

2.

Игры и потешки.

55

5.

Хороводы наших предков

56

6.

Песни наших предков

57

7.

Работа над  постановкой.

58

8.

Репетиция. Изготовление декораций.

59

9.

Народные праздники.

60

10.

Обычаи нашего народа.

61

11.

Генеральная репетиция.

62

12.

Оформление сцены.

63

13.

Постановка «Мы на ступеньку выше поднялись»

64

14.

Обсуждение результатов постановки.

65

15.

Подведение итогов деятельности кружка

66

16.

Награждение

                                           



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Рабочая программа кружка спортивно-оздоровительного направления  «Растишка» разработана для обучения 1 класса МБОУ «СШ № 4» на основе основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ «СШ № 4» г. Десногорска на 2020 - 2021 учебный год.

Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

        Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Данная  программа  предусматривает достижение следующих результатов образования:

 личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

 метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

 предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Растишка»  является формирование следующих умений:

 Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Растишка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.     Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий на уроке.

 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.

 Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

 Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 

 

   3. Коммуникативные УУД:

 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

 осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

 социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

 

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрестиобучающиеся в процессе реализациипрограммы

 

В ходе реализации программы обучающиеся должны знать:

 основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

 особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

 особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

 основы рационального питания;

 правила оказания первой помощи;

 способы сохранения и укрепление  здоровья;

 основы развития познавательной сферы;

 свои права и права других людей;

 соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

 влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

 значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

 знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

 составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

 выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

 различать “полезные” и “вредные” продукты;

 использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

 определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

 заботиться о своем здоровье;

 находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

 применять коммуникативные и презентационные навыки;

 использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

 оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

 находить выход из стрессовых ситуаций;

 принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

 адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

 отвечать за свои поступки;

 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Содержание программного материала.

Легкоатлетические упражнения и подвижные игры - 18 часов

Правильная осанка. Игровые упражнения на формирование правильной осанки. Двигательный режим учащегося. Челночный бег. ОРУ с предметами и без предметов. Многоскоки. Правила выполнения дыхательных упражнений. Метание.

Гимнастика с элементами акробатики и подвижные игры-14 часов.

Лазания и перелазания. Оказание первой помощи при травмах. Лазание по гимнастической стенке. Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях. Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке. Закаливание в осенне-зимний период.

Подвижные игры-18 часов

Обучение правилам. Школа мяча. Ловля мяча в парах. Передача мяча в парах. Эстафеты с бегом и прыжками. Броски мяча в парах. Ловля, передача и броски мяча в парах.

Легкоатлетические упражнения-16 часов

Метание мяча на дальность и в цель. ОРУ с большими и малыми мячами. Поведение в лесу, на водоеме в летнее время.

Календарно-тематическое планирование.

в году

№  в четверти

Тема занятия

Дата проведения

Корректи-ровка

Легкоатлетические упражнения и подвижные игры

Вводный инструктаж.

Правила ТБ при занятиях Л/а и П/и..

Открываем дверь в сказку Здоровья.  

П/и «Воробьи, вороны», «Перепрыгни - не задень»

Правильная осанка.

Игровые упражнения на формирование правильной осанки.

Двигательный режим учащегося.

Челночный бег с переносом кубиков.

Путешествие в город «Угадай-ка».

П/и «Космонавты», «К своим флажкам»

ОРУ с предметами и без предметов.

П/и «Замри», «Лисы и куры»

Многоскоки.

П/и «Пятнашки», «Эстафета зверей»

Правила выполнения дыхательных упражнений.

П/и «Точный расчет», «Два мороза»

Метание.

П/и «Попади в корзину», «К своим флажкам»

Гимнастика с элементами акробатики и подвижные игры

Правила ТБ при занятиях гимнастикой.

Лазания и перелазания.

Оказание первой помощи при травмах.

Лазание по гимнастической стенке.

Полоса препятствий.

Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях.

Упражнения в равновесии

П/и «У кого меньше мячей», «Прыгающие воробушки»

Упражнения в равновесии.

Имитация животных.

Ходьба по гимнастической скамейке.

П/и «Перебрось и поймай», «Ловишки»

Закаливание в осенне-зимний период.

Анкета «Оцени поступок»

Подвижные игры

Правила ТБ при занятиях подвижными играми.

П/и «Кто меткий», «С кочки на кочку»

Обучение правилам игры  «Охотники и утки»

Игровые упражнения.

Школа мяча.

Ловля мяча в парах

Школа мяча.

Передача мяча в парах

Зимние забавы.

П/и «Два мороза»

Эстафеты с бегом и прыжками.  

«Кто дальше?», «Кто быстрее?

Школа мяча.

Броски мяча в парах

П/и с бегом

Эстафеты «Кто дальше?», «Кто быстрее?»

Ловля, передача и броски мяча в парах.

П/и «Охотники и утки , «Мяч в корзину»

Легкоатлетические упражнения

Правила ТБ при занятиях Л/а и П/и.

Весенние развлечения.

Экскурсия в парк.

П/и «Охотники и утки»

Метание мяча на дальность и в цель.

п/и «Мяч в корзину, Мяч водящему»

ОРУ с большими и малыми мячами.

П/и «Попади в обруч»

Игровые упражнения.

П/и «Перебрось и поймай»,

Подвижные игры по выбору учащихся.

Эстафета «Смена сторон»

Здравствуй, лето!

Поведение в лесу, на водоеме в летнее время.

Спортивный праздник «Физкульт-УРА!»

Итоговое занятие



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка социального направления  «Моя первая экология» разработана для обучения 1 класса МБОУ «СШ № 4» на основе основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ «СШ № 4» г. Десногорска на 2020 - 2021 учебный год.

Цель программы: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы

  • формировать интерес к изучению природы родного края;
  • воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
  • формировать представления о природных сообществах области;
  • формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, обществе и человека;
  • формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;
  • воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
  • становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности природы;
  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
  • развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы
  • развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
  • развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Планируемые результаты изучения курса.

     В результате освоения программы курса «Моя первая экология» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

  • ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
  • познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
  • трудовая сфера - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
  • эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
  • сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.

Содержание программы обучения.

№ п/п

Тема раздела, занятия

Содержание

1

Вводное занятие. Мир вокруг нас.

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

2

Путешествие в осень.

Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром.  

Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры.

3

Лес – наше богатство.

Изучение текстов о лесе.  Наблюдения за  лиственными и хвойными деревьями. Определение различий.

Составление в группах и объяснение правил  поведения в различных ситуациях  в лесу.  

Анализ использования человеком богатств природы.

4

Путешествие за капелькой воды.

Наблюдение за жизнью водоёма.

Составление  рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и моря.

Знакомство с речными и морскими рыбами.  Определение названий  рыб по рисунку.  Приведение примеров речных и морских рыб.      

Объяснение  причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определение связи между загрязнением воды и здоровьем человека.

5

Удивительный мир животных.

Знакомство с экзотическими животными.

Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за  домашними животными.

Знакомство с  работой человека  на пасеке.

Наблюдение за  внешним видом, характерными особенностями  представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Наблюдение  за жизнью животных, составление  рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы».

Объяснение  роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

6

Наши пернатые друзья.

Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице.

Различение  зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.

Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.          

Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление  правил подкормки птиц.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

7

Красная книга родного края.

Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края.

Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком. Составление  и обсуждение мер по  охране редких растений и животных.            

Красная книга родного края

8

Сад на подоконнике.

Наблюдение за  комнатными растениями школы и узнавание  их по рисункам.

Работа с иллюстрациями с изображением различных  комнатных растений. Определение названий частей растений.    

Подготовка рассказа  об особенностях любимого комнатного растения.

9

Мир похож на цветной луг.

Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе.

Знакомство с необычными растениями.

Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений.

Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам.

10

Итоговое  занятие. Мы – друзья природы.

Подготовка сообщений о взаимосвязи  между человеком и природой.

Календарно-тематическое планирование

№ в году

№ в разделе

Н А З В А Н И Е

Р А З Д Е Л А , Т Е М Ы

Дата проведения

Корректи-ровка

Вводное занятие.

Мир вокруг нас.  

Что такое экология?

Жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

 Путешествие в осень.

Экскурсия в осенний парк

Лес – наше богатство.

Правила  поведения в различных ситуациях  в лесу.

Хвойные и лиственные деревья

Определение различий.

Богатства природы.

Анализ использования богатств природы человеком.

Лес – наше богатство.

Составление правил охраны леса

Наблюдения за солнцем и ветром.  

Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки

Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам.

Зарисовка листьев.

Сушка листьев

Экологические игры.

Путешествие за капелькой воды.

Экскурсия к водоему.

Реки и моря

Наблюдение за жизнью водоёма.

Составление правил охраны водоемов

Связь между загрязнением воды и здоровьем человека.

Удивительный мир животных.

Знакомство с экзотическими животными.

Дикие и домашние животные

Работа человека  на пасеке.

Роль животных в природе и жизни людей

Фотовыставка «Наши любимцы».

Составление правил  ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в  зоопарке.

Наблюдения за  домашними животными.

Наши пернатые друзья.

Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице.

Зимующие и перелетные птицы

Причины отлёта птиц в тёплые края.

Экскурсия в парк.

Наблюдение за зимующими птицами

Формы кормушек и виды корма для птиц.

Правила подкормки птиц

Красная книга родного края.

Работа с иллюстрациями, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Многообразие растительного мира родного края

Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края.

Многообразие животного мира родного края

Выяснение особенностей жизни животных.

Составление  и обсуждение мер по  охране редких растений и животных.    

Причины  их исчезновения и необходимость защиты человеком.

Изготовление книжек-малышек.

Моя Красная книга.

Сад на подоконнике.

Наблюдение за  комнатными растениями школы

Определение названий частей растений.    

Составление правил ухода за комнатными растениями

Мир похож на цветной луг.

Знакомство с необычными растениями.

Дикорастущие и культурные растения

Условия, необходимые для жизни растений.

Наблюдение растений клумбы и луга.

Узнавание их по иллюстрациям

Конкурс рисунков «Мир похож на цветной луг»

Выставка рисунков

Итоговое занятие.

Мы – друзья природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....