Работа с одаренными
консультация

Выявление и всестороннее развитие учащихся задача всей педагогической системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может и с перерывами.

При работе с детьми прежде всего, стараюсь создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми». И если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции.

Во время общения на уроках и внеурочной деятельности стараюсь постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Внеклассная работа – одна из основных форм работы с детьми, направленная на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеклассной работы:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность:

1.  Мероприятия, способствующие формированию гражданственности и патриотизма, воспитанию высоких моральных качеств и чувства долга:

- поздравление ветеранов войны и труда, уроки мужества ко Дню защитников Отечества, конкурс песни ко Дню Победы, конкурс чтецов; Например, Акция «Бессмертный полк».

- беседы о жизненном идеале семьи, о любви к Родине. Велопробег, посвященный 45-летию БАМа. Режим доступа:

2. Мероприятия, способствующие физическому развитию и формированию здорового образа жизни учащихся:

- цикл классных часов в рамках месячников «Внимание, дети!», «Пожарной безопасности», недели «Безопасность дорожного движения»;

- участие в школьных и районных спортивных соревнованиях  по футболу, баскетболу, волейболу, шахматам, лыжным гонкам, легкоатлетическим эстафетам, праздниках «День здоровья». Открытые спартакиады.

- участие в конкурсах рисунков, стенгазет, презентаций «Мы за здоровый образ жизни».

3. Мероприятия, способствующие интеллектуальному развитию учащихся:

- научно – исследовательской деятельности учащихся; (участие в научно-практических конференциях.

 - участие в  олимпиадах

- участие в интеллектуальных конкурсах.

- экскурсии

Мероприятия, способствующие культурно-нравственному развитию учащихся:

- осенняя ярмарка «Золотая осень», выставка работ по декоративно-прикладному искусству; 

  - традиционные фольклорные праздники «Сагаалган – Белый месяц, «Масленица», Конкурс «Я и Байкал»;

- участие в концертных программах, вечеринках;

- праздники «День знаний», «День матери», «Рождение ребенка: обычаи и обряды», «8 марта», «День защитника отечества», «Новый год», «Рождество». - участие в экологических акциях (субботники, высадка деревьев).  Акции «Школьный набат», «Живой щит». Акция «Стоп COVID-19».

Практика показывает, что во внеурочной работе нужно строго соблюдать основные принципы:

Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются во внеурочную деятельность по собственному желанию.

Принцип массовости предусматривает активное участие во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем подготовки по предмету.

Принцип  учета        и        развития        индивидуальных        особенностей        и        интересов обучающихся предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.

Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий мероприятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе с материалами действующих УМК по русскому языку, внеклассному чтению и окружающему миру. Все принципы действуют в комплексе и дополняют друг друга.

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу.  Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов и др.

Выявление и всестороннее использование индивидуальных особенностей и склонностей каждого ученика, требующей постоянного наблюдения за детьми, пристального внимания к каждому ученику, выявления и анализа его сильных и слабых сторон, и есть одна из главных педагогических задач. Достижение оптимального общего развития каждого ребенка – цель всей моей педагогической системы.

Основными показателями работы учителя являются достижения учащихся в учебе, олимпиадах, конкурсах, турнирах, научно-практических конференциях различного уровня. Сложившаяся система работы, использование передовых педагогических технологий, активных форм и методов организации работы в учебной и внеклассной работе, система мониторинга - дает возможность достичь стабильно высоких результатов.

Данные результаты показывают, что образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями удовлетворяются. Следовательно, у учащихся сформированы, развиваются и совершенствуются необходимые ключевые компетенции: языковые, учебно-познавательные, информационные, личностные, общекультурные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...