Конспект занятия по теме: «Музей-квартира А. С. Пушкина на Набережной реки Мойки, дом 12»».
план-конспект
В конспекте комбинированного занятия активизуруются уже имеющиеся у учащихся знания о жизни и творчестве русского поэта А. С. Пушкина и происходит знакомство с музеем -квартирой поэта в Санкт-Петербурге. В число заданий входит работа со сказками А. С. Пушкина и коррекция мелкой моторики младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме:
«Музей-квартира А. С. Пушкина на Набережной реки Мойки, дом 12»»
Автор – составитель: Журавлева М.А.,
Воспитатель ГПД школа № 34
Невского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2020 г.
1.Количество обучающихся в группе: 10 чел.
2.Тип занятия: комбинированное.
3.Место проведения занятия: учебный кабинет.
4.Цель: активизация знаний о личности А. С. Пушкина и его творчестве через знакомство с Музеем-квартирой великого русского поэта по адресу Набережная реки Мойки, дом 12.
5.Задачи:
1.Образовательные:
-уточнить и закрепить имеющиеся знания биографии и творчества русского поэта А. С. Пушкина ;
- познакомить с интерьерами и экспонатами Музея-квартиры «Мойка 12»;
- закрепить знаний о сказках поэта, а также о стихотворениях, связанных с Санкт-Петербургом.
2. Коррекционно- развивающие:
-развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и слуховую память, наглядно - образное мышление, элементы словесно-логического мышления;
-обогащать и активизировать словарный запас за счет сказок поэта;
-учить отвечать на поставленные вопросы с опорой и без опоры на наглядность;
- развивать мелкую моторику;
-расширять кругозор учащихся.
3.Воспитательные:
- воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина,
- сглаживать негативные черты характера (негативизм, пассивность восприятия окружающего, нонконформизм, лень).
-воспитывать положительные черты характера (любознательность, аккуратность, усидчивость).
6.Оборудование и наглядный материал:
Демонстрационный материал:
- Ноутбук и интерактивная доска,
- Презентация «Музей-квартира А. С. Пушкина «Мойка 12»»,
- аудиозапись стихотворения «У Лукоморья …»;
7.Раздаточный материал:
- разрезные картинки и пазлы по сказкам А. С. Пушкина,
- иллюстрации из жизни А. С. Пушкина и по сказкам поэта.
8.Продолжительность занятия: 40 минут.
Предварительная работа со всей группой:
- Чтение сказок А. С. Пушкина;
- Рассматривание иллюстраций по сказкам поэта.
Ход занятия:
1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
1. Организационный момент.
- Добрый вечер, ребята. Давайте начнем наше сегодняшнее занятие.
- Тема занятия и целеполагание.
Инструкция:
- Для того, чтобы сосредоточиться и узнать тему сегодняшнего занятия, выполните, пожалуйста, предварительное задание. Прослушайте запись одного стихотворение и назовите его автора.
Учащиеся прослушивают аудиозапись отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…»
- Кто же написал эти замечательные стихи? Верно, автор этих строк знаменитый русский поэт А.С.Пушкин. А, может быть, кто-нибудь знает, из какой поэмы этот отрывок? Правильно, из поэмы «Руслан и Людмила». 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
- Сегодня вы вспомните, кем же был А. С. Пушкин и как он жил, а ещё познакомитесь с музеем Санкт-Петербурга, который ему посвящен и вспомните, что же именно он сочинял.
2.1 Работа с презентацией
Педагог показывает учащимся первую половину презентации о А. С. Пушкине и проводит беседу по вопросам
- В каком городе родился А. С. Пушкин?
- Кто познакомил маленького Сашу с русскими сказками?
- Где учился А. С. Пушкин?
- Чему он научился в Лицее?
- Кто присутствовал на выпускном экзамене?
- Как Г. Р. Державин отзывался о молодом поэте?
- Кто стал женой А. С. Пушкина?
- Какие именно произведения писал А. С. Пушкин?
- Александр Сергеевич был небогат, поэтому с женой и детьми снимал в разное время в городе и пригородах квартиры и дачи. Вот с последней такой квартирой по адресу Набережная реки Мойки дом 12 я вас сегодня и познакомлю. Сейчас там находится музей, посвященный великому русскому поэту А.С.Пушкину.
Учащиеся смотрят вторую половину презентации и слушают рассказ педагога, который знакомит их с основными помещениями квартиры и их интерьерами, основными экспонатами, в том числе и личными вещами поэта, портретами поэта, его жены и их детей.
По окончании просмотра учащиеся отвечают на следующие вопросы
- Где квартировал поэт в последние годы жизни?
- Какие комнаты в квартире А. С. Пушкина вам запомнились?
- Кого из членов семье и близких поэта вы можете назвать?
- Какие экспонаты показались наиболее интересными?
- Какие места в Санкт-Петербурге и пригородах связаны с именем и творчеством А. С. Пушкина?
- Какие сказки поэта вы можете назвать?
2 . 2 Игра «Третий лишний»
Из трёх написанных словосочетаний отобрать одно, не имеющее отношения к А.С.Пушкину (в случае затруднения педагог читает написанное).
- Москва, Санкт-Петербург, Суздаль;
- Мойка, Волга, Нева;
- Державин, Ломоносов, Гончарова;
- «Конек- Горбунок», «Сказка о Золотом петушке», «Руслан и Людмила»;
- Выборг, Лицей, Царское Село;
- Библиотека, кабинет, поварня;
2.3. Упражнение «Найди правильную иллюстрацию»
Половина учащихся выбирает из пачки иллюстраций (5-6 штук) изображения, имеющие отношение к жизни и творчеству А.С.Пушкина, а другие выбирают из двух предложенных иллюстрации те, на которых изображены увиденные в фильме достопримечательности, интерьеры, экспонаты (6- 8 пар ).
2.4. Игра «Сказки перепутались»
Учащиеся раскладывают в две стопки перепутанные иллюстрации к двум предложенным сказкам А.С.Пушкина и в конце говорят, к каким именно сказкам данные иллюстрации (4-5 чел.).
2.5. Игра «Доскажи словечко»
Учащиеся договаривают последнее слово в предложенном отрывке сказки А.С.Пушкина:
- Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого…. (петушка).
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение …. (волкам).
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет … (сама собой).
Повариха говорит, -
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью …. (белка).
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью
Кот ученый все ходит по цепи … (кругом).
Жил-был поп
Толоконный … (лоб).
Три девицы под окном
Пряли поздно … (вечерком).
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду… (доложи)».
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная … (куда).
«Будь одна из вас ткачиха,
А другая … (повариха)».
С первого щелка
Подпрыгнул поп до …. (потолка).
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты поп за …. (дешевизной)».
«Как бы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки царя
Родила … (богатыря)».
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с одною … (рыбкой).
И в светлицу входит царь,
Стороны той … (государь).
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, … (старче)»?
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то… (дочь)».
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи … (туч).»
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое … (корыто).
И растет ребенок там
Не по дням, а по … (часам).
«Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место … (обернется)».
В тот же день стал править он
И нарекся: князь … (Гвидон).
Вот проходит 8 дней,
А от войска нет … (вестей).
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых… (парусах).
«Подари ты мне девицу
Шамаханскую … (царицу)».
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать… (велят).
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам … (урок).
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
К царству славного … (Салтана).
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без … (дверей).
А ткачиха с поварихой,
С Сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров … (навестить).
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно … (служит).
Белка песенки поет
Да орешки всё … (грызет).
Там чудеса там леший бродит,
Русалка на ветвях … (сидит).
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 …. (богатыря).
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу … (звезда горит).
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и … (белее)?»
- 5. Задания, направленные на коррекцию мелкой моторики.
- сложить разрезные картинки или пазлы (иллюстрации к сказкам поэта).
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- Вот и завершилось наше сегодняшнее занятие. С каким музеем мы познакомились? Верно, Музеем-квартирой А.С.Пушкина. А кем был А.С.Пушкин? Правильно, великим русским поэтом. Что же именно он сочинял? Верно, сказки, стихи, поэмы. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали что-то новое и интересное о нашем замечательном русском поэте и его творчестве. Мне очень понравилось, как вы быстро и правильно отвечали на мои вопросы и выполняли предложенные задания. А на сегодня я с вами прощаюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие на тему: "Где найти витамины зимой и весной?". Внеурочная деятельность.
Занятие получилось интересное. Мы с детьми успели сделать все. Это не одиночное занятие. До него была череда занятий, на которых мы говорили о витаминах. Но оно не является заключитльным, так как в по...
конспект занятия на тему: "Предлог"
Тема:«Предлоги»Цели:Сформировать представление о смысловой значимости предлогов. Дать представление учащимся о предлоге как отдельном слове. Сформировать навык предложного управления. Научить детей пр...
Конспект занятия по теме "Квиллинг. Основные элементы"
Конспект занятия разработан по авторской дополнительной образовательной программе "Мозаика" для группы 3-го года обучения. Предназначен для введения в тему "Квиллинг" рздела "Бумагопластика"....
Конспект занятия по теме: "Введение в образовательную программу"
Конспект занятия на данную тему разработан педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Улемновой И.В.Целью данного занятия является ознакомление с основными направлениями р...
Конспект урока на тему "Времена года А.С. Пушкин и П.И. Чайковский".
Времена года в произведениях А.С. Пушкина и П.И. Чайковского....
Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.
Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...