Классный час "Добро и зло"
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час: «Добро и зло».
Цель: формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков.
Задачи: раскрыть сущность понятий «добро» и «зло», учить различать понятия «добро» и «зло» посредством знакомства с притчами; учить сопереживать, проявлять отзывчивость.
Оборудование: компьютер, песни «Улыбка», «Дорогою добра», сигналы «ДА» и «НЕТ».
Ход занятия:
1. Вступительное слово.
- Сегодня посмотрим, как мы умеем общаться друг с другом. А чтобы у нас получилась приятная беседа, что лучше всего сделать? Как вы думаете? (Улыбнуться.)
- А что вы почувствовали сейчас, когда улыбались? (Тепло, любовь к окружающим, нам стало хорошо, спокойно, весело)
- А какой улыбкой вы улыбались? ( Ласковой, доброй, нежной, веселой.)
- А разве может быть еще какая-то улыбка? (Недобрая, злая, язвительная, насмешливая.)
- Злыми или добрыми могут быть лица. А что еще может быть добрым или злым? (Человек, дела, поступки, мысли).
***Я люблю, когда при встрече
мы знакомым и родным
«С добрым утром»,
«Добрый вечер»,
«Доброй ночи говорим».
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
***Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
- Ребята, вы послушали стихи, а можете ли вы сказать, что же такое добро и что такое зло?
2. Беседа "Значение слов «добро и зло".
- В словаре С. И. Ожегова даётся следующее определения: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
«Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
- Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро! ”
- Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют "волшебными словами". Почему?
- А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи? Что они означают?
- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро». Вспомните их.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! В ДОБРЫЙ ЧАС! В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
- А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как «Дать добро» и «Получить добро». А понятен ли вам смысл этих слов?
ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.
ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
- Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!
- Ребята, мы с вами много говорили о правилах доброты. Назовите мне их. (Прощать ошибки других. Не жадничать. Жалеть других. Не завидовать. Помогать людям. Делиться последним с другом. Защищать слабого).
3. Знакомство с притчей «Солнце и ветер».
- Ребята, а сейчас внимательно послушайте притчу.
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Они увидели путника, шагающего по дороге, и решили, кто быстрее снимет с него плащ, тот и сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под воротник, сквозил в рукавах, но у него ничего не получалось. Тогда ветер собрал последние силы и дунул на человека сильнейшим порывом, но человек только получше застегнул плащ, съёжился и зашагал быстрее.
Тогда за дело принялось солнце. «Смотри, сказало он ветру, - я буду действовать по-другому, ласково». И действительно, солнце стало нежно пригревать путнику спину и руки. Человек расслабился и подставил солнцу своё лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и вовсе снял его.
Вот так Солнце, действуя по-доброму, победило.
- Но, ребята, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.
- А сейчас приведите примеры доброго отношения, добрых дел, которые сделали ваши товарищи или вы.
4. Аукцион пословиц и поговорок о добре и зле (приготовлены заранее).
- Ребята, а какие вы пословицы знаете о добре и зле?
Без добрых дел нет доброго имени.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Доброе слово, лучше мягкого пирога.
Чтобы делать добро, надо им обладать.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добрые умирают, да дела их живут.
5. Игра «Собери пословицу».
- А теперь поиграем в игру «Собери пословицу» (найти продолжение).
Доброе слово лечит, добром и платят.
Добрая слава летит, злое – калечит.
Доброта нигде не теряет пустота.
Доброта без разума- а худая бежит.
За доброго человека тому и жизнь мила.
Кто любит добрые дела, сто рук.
За добрые дела своего достоинства.
6.Сказки и загадки о добре и зле.
- А какие сказки о добре и зле вы знаете? (Красная шапочка. Спящая красавица. Золушка. Шарль Перро. Снежная королева. Дюймовочка. Андерсен).
- Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле.
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?
ОТВЕТ: Дюймовочка.
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
ОТВЕТ: «Сказка о рыбаке и рыбке» - А.С.Пушкин
Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это…
ОТВЕТ: репка
Кто я?
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу!
ОТВЕТ: Доктор Айболит
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу ...
ОТВЕТ: Золушка.
Xолодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа.
ОТВЕТ: Снежная королева
- Что побеждает в этих сказках? (Дружба, доброта, помощь, любовь).
7. Игра «ДА, НЕТ».
- Высказывания о поведении человека, об общении. Здесь на помощь нам придут сигналы: «ДА» и «НЕТ».
• Всегда ставь себя выше других.
• Пообещав что-то сделать – сделай.
• Обижай тех, кто слабее тебя.
• Не можешь – не обещай.
• Всегда требуй награды за добрые дела.
• Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
• Спеши делать добро.
• Спеши другу на помощь.
• Не обращай внимания на советы окружающих.
• Будь внимательным к окружающим и в первую очередь к пожилым, старшим.
- Я думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь. Между добром и злом всегда идёт борьба. Добрым быть нелегко. Но добро всегда побеждает зло.
8. Итог:
- Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили?
- Ребята, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас.
От вас зависит, какие вы будете совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня с вами озвучили. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
- На прощание звучит песня «Дорогою добра». (Дети поют вместе с записью песни.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...