Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
статья
Арт-терапия - это лечение искусством, творчеством.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz/
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь и альтернативная коммуникация
Пояснительная записка
Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению
ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную,
дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку
пределах, организованное включение в общение.
Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;
- способствовать овладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
- формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- формировать навыки глобального чтения в доступных ребенку пределах.
- формировать графомоторные навыки и навыки элементарного письма
Коррекционно-развивающие:
- развивать учебные навыки посредством формирования умений планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- развивать концентрацию внимания и сосредоточение на выполняемых действиях;
- развивать импрессивную и экспрессивную речь через расширение словарного запаса;
- развивать память;
- развивать мыслительные операции сравнения, классификации и т.д..
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость на занятиях;
- стимулировать проявления самостоятельности;
- формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;
- формировать умение контролировать свои эмоции.
Рабочая программа по предмету составлена на основе:
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)
Содержание программы
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником (установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника).
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом).
Привлечение к себе внимания звуком (словом).
Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Приветствие (прощание) с использованием мимики.
Приветствие (прощание) с помощью жеста.
Привлечение внимания с помощью жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом.
Приветствие (прощание), привлечение внимания с помощью предъявления предметного символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов: мама, папа.
Реагирование на собственное имя.
Узнавание имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).
Узнавание имен учащихся класса, педагогов класса.
Понимание слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.
Понимание обобщающих понятий: игрушка, одежда, обувь.
Понимание слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.
Экспрессивная речь.
Называние отдельных звуков, звукоподражаний.
Называние простых по звуковому составу слов: мама, папа.
Называние собственного имени.
Называние имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).
Называние имен учащихся класса, педагогов класса.
Называние слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.
Называние обобщающих понятий: игрушки, одежда, обувь.
Называние слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание напечатанных слов, обозначающих:
- имена людей: собственное имя, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов класса;
- названий предметов: игрушки, одежда, обувь;
- названия действий: пить, есть, сидеть, спать.
Начальные навыки чтения и письма.
Добукварный период.
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, выполнять простые инструкции педагога.
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.).
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение.
Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их.
Длительность изучения программы
Программа по предмету для обучающихся 1 класса рассчитана на 3 недельных часа.
Наименование раздела | Количество часов |
Коммуникация | 33 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 33 |
Чтение и письмо | 33 |
Требования к уровню освоения программы.
Предполагаемые предметные результаты обучения.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.
Понимание обобщающих понятий: игрушка, одежда, обувь.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
Реагирование на собственное имя.
Называние собственного имени.
Понимание простых по звуковому составу слов: мама, папа.
Узнавание имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).
Узнавание имен учащихся класса, педагогов класса.
Понимание слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.
Называние отдельных звуков, звукоподражаний.
Называние простых по звуковому составу слов: мама, папа.
Называние собственного имени.
Называние имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).
Называние имен учащихся класса, педагогов класса.
Называние слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.
Называние обобщающих понятий: игрушки, одежда, обувь.
Называние слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.
- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
- Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Начальные навыки письма.
- Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.
- Рисование вертикальных линий разной длины.
- Рисование горизонтальных линий.
- Рисование наклонных линий
- Рисование волнистых линий
- Закрашивание контурных изображений предметов
- Штрихование простых предметов
- прямыми линиями:
- волнистыми линиями:
- ломаными линиями:
- Обведение клеточек
- Обведение по трафарету простых предметов
- Постановка точек
- Рисование прямых палочек по линиям клетки
Используемые методы работы:
1) Словесные:
- рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение
- объяснение
- беседа
- инструктаж
- пояснение
2) Наглядные:
- демонстрация (показ) предметов, фотографий, пиктограмм, действий, картинок, учебных картин, схем, плакатов, памяток, таблиц, презентаций, видеофрагментов.
- иллюстрация схем, плакатов, таблиц, зарисовок на доске.
3) Практические:
- самостоятельная работа
- дидактические игры
- упражнения (устные, письменные, графические)
- работа в тетради
Техническое и методическое оснащение уроков:
Презентации в Power Point
Разрезные картинки
Предметные и сюжетные картинки (для доски, индивидуальные)
Плакаты
Учебные картины и картинки
Схемы слов, предложений
Разрезные азбуки
Магнитные буквы
Алфавит
Дидактические игры
Раздаточный материал для упражнений
Картинки для раскрашивания, соединения предметов по точкам, для графических упражнений
Письменные задания в картинках
Карточки с заданиями, с печатными словами и предложениями
Трафареты
Рабочие тетради
Используемая литература:
1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Министерство социального обеспечения РСФСР. Научно- исследовательский институт дефектологии АПН СССР. Москва, 1989г.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение,1988.
4. Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в начальных классах вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена танцевально-двигательной терапии и приемам работы с детьми младшего школьного возраста....
Арт-терапия в работе с детьми
Данный материал содержит упражнения арт-терапии в работе с детьми....
Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ»
Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ» Цель – познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в рабо...
АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о...
Тема: « Су – Джок терапия в работе с детьми младшего школьного возраста».
Применение Су-Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптима...
Презентация : Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ-залог эффективности урока.
Презентация: "Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ - залог эффективности урока....