Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
статья

Нови Светлана Лазаревна

Арт-терапия - это лечение искусством, творчеством.

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz/
Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Арт-терапия решает следующие задачи: Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность. Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства. Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности. Компенсирует недостающие возможности. Помогает формировать навыки межличностной коммуникации. Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой. Оптимизирует личностные качества. Обеспечивает социальную адаптацию. В целом помогает достойно жить. Механизм действия арт-терапии Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

  Речь и альтернативная коммуникация

Пояснительная записка

 

       Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств

 вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального

взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное

поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в

 доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению

ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную,

дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку

пределах, организованное включение в общение.

 

Задачи:

Образовательные:

- формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;

- способствовать овладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

- формировать  умение  пользоваться  доступными  средствами  коммуникации  в

практике  экспрессивной  и  импрессивной  речевой  деятельности  для  решения соответствующих возрасту житейских задач;

      - формировать навыки глобального чтения в доступных ребенку пределах.

- формировать графомоторные навыки и навыки элементарного письма

Коррекционно-развивающие:

- развивать учебные навыки посредством формирования умений планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

- развивать концентрацию внимания и сосредоточение на выполняемых действиях;

  - развивать импрессивную и экспрессивную речь через расширение словарного запаса;

- развивать память;

- развивать мыслительные операции сравнения, классификации и т.д..

              Воспитательные:

- воспитывать усидчивость на занятиях;

- стимулировать проявления самостоятельности;

- формировать  настойчивость  и  терпение  во  время  выполнения  практических упражнений;

- формировать умение контролировать свои эмоции.

Рабочая программа по предмету составлена на основе:

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)

Содержание программы

Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими   разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

 

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником (установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника).

Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника звуком (словом).

Привлечение к себе внимания звуком (словом).

Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Приветствие (прощание) с использованием мимики.

Приветствие (прощание) с помощью жеста.

Привлечение внимания с помощью жеста.

Привлечение внимания звучащим предметом.

Приветствие (прощание), привлечение внимания с помощью предъявления предметного символа.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов: мама, папа.

Реагирование на собственное имя.

Узнавание имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).

Узнавание имен учащихся класса, педагогов класса.

Понимание слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.

Понимание обобщающих понятий: игрушка, одежда, обувь.

Понимание слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.

Экспрессивная речь.

Называние отдельных звуков, звукоподражаний.

Называние простых по звуковому составу слов: мама, папа.

Называние собственного имени.

Называние имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).

Называние имен учащихся класса, педагогов класса.

Называние слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.

Называние обобщающих понятий: игрушки, одежда, обувь.

Называние слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание  напечатанных слов, обозначающих:

  • имена людей: собственное имя, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов класса;
  • названий предметов: игрушки, одежда, обувь;
  • названия действий: пить, есть, сидеть, спать.

Начальные навыки чтения и письма.

Добукварный период.

Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, выполнять простые инструкции педагога.

Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.).

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение.

Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их.

Длительность изучения программы

Программа по предмету для обучающихся 1 класса рассчитана на 3 недельных часа.

 

Наименование раздела

Количество часов

Коммуникация

33

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

33

Чтение и письмо

33

Требования к уровню освоения программы.

Предполагаемые предметные результаты обучения.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Понимание слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.

Понимание обобщающих понятий: игрушка, одежда, обувь.

           2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

 Реагирование на собственное имя.         

      Называние собственного имени.

Понимание простых по звуковому составу слов: мама, папа.

Узнавание имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).

Узнавание имен учащихся класса, педагогов класса.

Понимание слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.

Называние отдельных звуков, звукоподражаний.

Называние простых по звуковому составу слов: мама, папа.

Называние собственного имени.

Называние имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).

Называние имен учащихся класса, педагогов класса.

Называние слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.

Называние обобщающих понятий: игрушки, одежда, обувь.

Называние слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.

            Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  1. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.
  2. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

 Узнавание  и  различение  напечатанных  слов,  обозначающих  имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

 Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

  1. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

        Начальные навыки письма.

  1. Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.
  2. Рисование вертикальных линий разной длины.
  3. Рисование горизонтальных линий.
  4. Рисование наклонных линий
  5. Рисование волнистых линий
  6. Закрашивание контурных изображений предметов
  7. Штрихование простых предметов
  • прямыми линиями:
  • волнистыми линиями:
  • ломаными линиями:
  1. Обведение клеточек
  2. Обведение по трафарету простых предметов
  3. Постановка точек
  4. Рисование прямых палочек по линиям клетки

 

Используемые методы работы:

1) Словесные:

рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение

- объяснение

- беседа

- инструктаж

- пояснение 

2) Наглядные:

- демонстрация (показ) предметов, фотографий, пиктограмм, действий, картинок, учебных картин, схем, плакатов, памяток, таблиц, презентаций, видеофрагментов.

- иллюстрация схем, плакатов, таблиц, зарисовок на доске.

3) Практические:

- самостоятельная работа

- дидактические игры

- упражнения (устные, письменные, графические)

- работа в тетради

 

Техническое и методическое оснащение уроков:

Презентации в Power Point

Разрезные картинки

Предметные и сюжетные картинки (для доски, индивидуальные)

Плакаты

Учебные картины и картинки

Схемы слов, предложений

Разрезные азбуки

Магнитные буквы

Алфавит

Дидактические игры

Раздаточный материал для упражнений

Картинки для раскрашивания, соединения предметов по точкам, для графических упражнений

Письменные задания в картинках

Карточки с заданиями, с печатными словами и предложениями

Трафареты

Рабочие тетради

Используемая литература:

 

1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Министерство социального обеспечения РСФСР. Научно- исследовательский институт дефектологии АПН СССР. Москва, 1989г.

2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школеМ.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение,1988.

4. Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в начальных классах вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена танцевально-двигательной терапии и приемам работы с детьми младшего школьного возраста....

Арт-терапия в работе с детьми

Данный материал содержит упражнения арт-терапии в работе с детьми....

Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ» Цель – познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в рабо...

АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о...

Тема: « Су – Джок терапия в работе с детьми младшего школьного возраста».

Применение Су-Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптима...

Презентация : Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ-залог эффективности урока.

Презентация: "Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ - залог эффективности урока....