Кружок по русскому языку "Занимательная грамматика" (Занятие 1)
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Лобачёва Галина Ивановна

Заниятия 1, тема: "Чудесные превращения слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_chudesnoe_prevrashchenie_slov.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия :Чудесные превращения слов

Ход занятия

(Дети сидят полукругом на стульях у доски)

  1. Физкульт минутка на внимание.

  1. - Ребята, а для чего мы изучаем буквы русского алфавита?

- Сколько букв в русском алфавите?

- А зачем так много?

- Какая буква главная?

(учитель предлагает вернуться к этому вопросу еще раз в конце занятия).

  1. Учитель предлагает отгадать загадку:

«Носят серенький жилет,

Но у крыльев — черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар,

И кричат: «Кар! Кар! Кар!»

и собрать из букв слово «ворона».

- А вот дети 1 «А» вместо «О» в первом слоге написали «а» и считают, что подумаешь одна буква ворона или варона, какая тут разница. А может и нет никакой разницы в замене одной буквы?

- Давайте посмотрим, что получим, если заменим хотя-бы одну букву этого слова.

(Дети самостоятельно меняют «в» на «к» - корона, «н» на «т» - ворота)

  • Поняли, что может случиться, если вдруг на место одной буквы встанет другая?

  1. Читает учитель:

Неизвестно, как случилось:

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

(Далее дети читают по карточкам)

  1. Говорят один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

  • Какое слово должно быть в стихотворении?
  • Какая буква встала не на свое место?

дом

сом


(Дети ставят пару рядом

Далее работа строится аналогично).

  1. Жучка будку не доела.

Неохота. Надоело.

будку

булку


  1. Забодал меня котел.

На него я очень зол.

котел

козел


  1. Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном

цапель

капель


  1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

лук

жук


  1. - И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке очень много. Вы в этом убедитесь, выполнив несколько заданий-игр.

Замените букву в слове (игра в мяч)

бочка (точка, дочка, ночка, кочка, почка)

лапка (папка, тапка, шапка)

ум (ус, уж, уй, ух)

полка (палка, пилка)

кот (кок, коп, кол, ком, кон)

коза (кожа, кора, коса)

Какое слово я задумала

(На доске записаны слова с пропущенной буквой. Пытаясь найти нужное слово дети называют бак, бок, бык. Учитель каждый раз отрицает. Поиск заканчивается, если дети называют слово. Если никто не может назвать нужное слово, учитель сам называет)

Б _ К

Д _ М

СО _

С _ Н

СЫ _

Футбол

(Дети по одному забивают мячи)

          Полученные слова читают хором.

          Учитель читает стихотворение И.Токмаковой

Если штангой сделать м,

Если штангой сделать л

И забить в ворота е

Будет мел (хором).

Если о забить как гол,

Будет мол (хором).

У забьем — вратарь уснул!

Будет мул (хором),

И — мил (хором),

Ы — мыл (хором),

А — мал (хором),

Я — мял (хором),

Ё — мёл (хором).

Молодцы! 8 : 0

(Значение слов «мол» и «мул» разбирается)

(Далее работа в 3 группах)

I гр. Отгадайте загадку, в которой зашифрованы слова, различающиеся одной буквой. Найдите эти слова.

«Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь — поставь меня в вазу...

Н с буквой К в огород я пойду,

И, если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу». (роза — коза)

(Н. Найденова)

II, III гр. - Прочитайте стихи ( В. Викторова) и найдите ошибки в них. Скажите, почему появились эти ошибки.

«На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

А о чем они кричат,

Вы спросите у врачат».

«Пустили щуку в печку,

Пирог спустили в речку.

Часок подержали

И вынули в срок

Горелую щуку

И мокрый пирог».

Игра «Два колодца»

(команда девочек, команда мальчиков)

  • Выберите тот колодец, чтобы буква на ведре подошла к буквам, что написаны на срубе колодца.

(На ведрах буквы а, у)

  1. Подведение итогов занятия.

- Мы заканчиваем занятие.

Какая же буква самая главная?

Можно ли заменять буквы?

Помните, что буквы любят твердый порядок. Не заменяйте в словах буквы. Помогайте буквам соблюдать правила русского языка.

- Понравились ли вам стихи, которые мы читали на занятии?

(Учитель рекомендует детям почитать книги А. Шибаева «Буква заблудилась», «Озорные буквы», «Много с буквами хлопот»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по русскому языку с углублением знаний грамматики.

Программа данного курса позволяет показать учащимся , как увлекателен, разнообразен мир слова, мир русской грамматики. Эта программа пробуждает у учащихся стремления расширить свои знания по русскому ...

Кружок по русскому языку "Грамотей"

Цель: -расширить и закрепить у школьников знания по русскому языку. Задачи:- способствовать развитию у обучающихся творческой активности, потребности в изучении родного языка;- формировать о...

Кружок по русскому языку "Грамотей"

Цель: -расширить и закрепить у школьников знания по русскому языку. Задачи:- способствовать развитию у обучающихся творческой активности, потребности в изучении родного языка;- формировать о...

внеурочная деятельность кружок по русскому языку "Удивительный мир слов"

программакалендарно - тематическое планирование...

внеурочная деятельность кружок по русскому языку "Удивительный мир слов"

программакалендарно - тематическое планирование...