Сказки для школьной адаптации
материал (1 класс)

Рамина Екатерина Евгеньевна

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, советуем прочитать им  эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче анализировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил поведения позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_shkoleskazki.docx60.82 КБ

Предварительный просмотр:

М.А. Панфилова 
"Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации"

Жили-были... Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.адаптация ребенка к школе

Для школьников такие приятные вечера часто остаются в памяти как воспоминание о беззаботном детстве. Родители все реже читают детям вслух. Школьники читают сами, и, скорее всего, не сказки, а программные произведения. Но бывают моменты, когда хочется вернуться в мир детства, вновь почувствовать теплоту и единство семьи.

Предлагаем вам цикл "лесных" сказок, которые раскроют пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.

Сказки о героях из Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать и любить.

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, советуем прочитать им  эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче анализировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил поведения позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Первая сказка. 

Создание "Лесной школы"

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники – книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

– Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил у Сороки Сторож-Крот. – Ведь в школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила:

– Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

– А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! – удивился Крот.

– Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок – значит, пора на урок. А если на уроке
звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала Сорока.

– Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

– Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, – ответила Сорока.

– Это верно! – подхватил Еж. – Именно так делают настоящие школьники.

– Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот.

– Придут в школу и узнают! – вновь затрещала Сорока.

– Да, – подтвердил Еж, – узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

– Пора, пора! – объявляет всему лесу клен.

– В школу, в школу! – шепчет березка

Вторая сказка

Букет для учителя

 

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.

А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. "Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник", – ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.

Лисичка волнуется: "Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!"

Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

– Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, – волновался за подружку Лисенок.

– Не знаю, – ответила Белочка, – я действительно не могу усидеть на месте спокойно.

– Ничего, – успокоил ее Зайчонок, – там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

– Перемены? – удивился Волчонок. – А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.

 – Это правильно! – поддержал друга Медвежонок. – Для этого мы в школу-то и идем.

– Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, – объяснял Зайчонок, поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

– Поживем – увидим, – проворчал Медвежонок, – а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.

– А какой он – учитель? – поинтересовалась Белочка. – Добрый он или злой?

– Не знаю... – размышлял Волчонок. – Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы

много знал и умел.

 – А я хочу, чтобы добрым был, – продолжала Белочка, – чтобы все разрешал.

– Представь себе, что тогда за уроки будут! – удивился Лисенок. – Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть!

Все ребята-зверята весело засмеялись.

– Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, по мочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, – закончила свои рассуждения Белочка.

Третья сказка

СМЕШНЫЕ СТРАХИ

 

Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно –  в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников –  это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. 

Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

Около школы учеников встречал Учитель– Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо!" –  произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.

–  Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! –  торжественно произнес Еж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.

–  На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, –  спокойно произнес Еж. –  Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

–  А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? –  прозвучало над заячьим ушком.

–  Я? Не– не– не знаю! –  дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

–  Кто тебя так напугал? –  забеспокоился Учитель.

–  Бра– братишка... –  ответил Зайчонок, –  он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

–  А что еще рассказывал твой братишка про школу? –  продолжал спрашивать Еж.

–  Он говорил... –  уже смелее произнес Зайчик, –  что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете.

Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

–  Да, твой братишка –  фантазер! –  с улыбкой сказал Учитель– Еж. –  Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

–  Наверное... –  уже спокойно отвечал Зайчонок, –  еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

–  А ты любишь бегать и прыгать? –  уточнил Учитель.

–  Очень! –  радостно ответил Зайчонок.

–  Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.

После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.

Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех

Четвертая сказка

ИГРЫ В ШКОЛЕ

 

На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

– Да, попрыгать-то здесь особенно негде! – произнесла Белочка.

– Почему? – возразил Волчонок. – А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.

Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре.

Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил Учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.

– Да, повеселились... – спокойно произнес Еж. – А звонок на урок уже прозвенел!

– Я не слышал! – сказал запыхавшийся Волчонок.

– И я не слышала... – прошептала Белочка.

– Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, – попросил Учитель.

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.

Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клетку. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.

А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.

– Как у тебя получилось, Белочка? – обратился к ученице Еж.

– А я ничего не смогла сделать, – произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.

– Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

– Нет! – призналась Белочка. – Не слышала...

– А что же ты делала? – поинтересовался Еж.

– Я играла с орешками, – честно призналась Белочка.

– Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, – обратился Еж ко всему классу. – Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры, – продолжал Учитель.

– Можно прыгать и бегать! – радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.

– Можно, – согласился Еж. – Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?

– Испачкаются, сломаются столы или стульчики! – ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

– Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! – забеспокоился Зайчонок.

– Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! – подсказал ребятам Еж.

– Это точно, – согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили: – Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?

Все задумались. И Еж думал вместе с ребятами.

– Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? – спросил Медвежонок.

– Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь еще и на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, – объяснял Учитель.

– А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать соревнования? – предложил Заяц.

– И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! – размечтался Лисенок.

 

– Молодцы, ребята! Здорово придумали! – похвалил Учитель. – Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: "Ручеек", "Тише едешь – дальше будешь", "Путанка" и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?

– На уроке не играют, а учатся! – важно произнес Медвежонок. – А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?

– Правильно, Медвежонок! – согласился Еж. – Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить.

А игрушки на уроке сильно отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?

– Да, – тихо произнесла она. – Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.

– Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали устанавливать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм.

Так весело и интересно прошел первый день в Лесной школе.

 

Пятая сказка

ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

 

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

– Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Еж. – Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

– Мне мама говорила, – произнесла Белочка, – что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

– А мне папа говорил, – продолжал разговор Волчонок, – что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

– "Правило" – значит делать правильно" – подвел итог Медвежонок.

– Молодцы! – похвалил всех Учитель. – А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

– Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, – улыбаясь, произнес Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.

– Да, и неприятностей будет много, – согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.

– Неприятности никто не любит, – подтвердил Учитель. – Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

– Как у Вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.

– А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

– Конечно, согласны! – хором ответили ученики.

– Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.

Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

– Готово! – обрадовался Лисенок. – В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!

– Отлично, Лисенок! 

Второе правило потруднее:

До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

– Можно я попробую? – предложил Зайчонок. –

До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!

– Молодец, Зайчонок! 

Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

– Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, – проворчал Медвежонок. 

Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
если хочешь отвечать
или важное сказать.

–  Очень хорошо, Медвежонок! 

Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

– Это легко! – воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.

– Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

– Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!

– Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. 

А сейчас первое домашнее задание. 

Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.

Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого ученика, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педагогу выявить удовлетворенность детей школьным обучением, наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации

В школе дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют отношение к новому для них виду деятельности – учебе. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с этими предметами, адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самостоятельность помогут предлагаемые сказки

Шестая сказка

СОБИРАНИЕ ПОРТФЕЛЯ

После школы все ученики добросовестно выполнили домашнее задание, сочинили стихи-правила. Белочка решила нарисовать свое правило питания в альбомчике. Рисунок получился удачным: цветными карандашами был изображен чистенький первоклассник за столом, он правильно держал ложку, локти и салфетку, а его ротик был закрыт. Белочка немного полюбовалась своей работой. Потом она убрала альбом в портфель и побежала играть с друзьями в лесу...

В школе учитель проверял домашнее задание. Ребята порадовали учителя своими ответами. Только Белочка еще не показала свой рисунок. Она не могла найти альбом в своем портфельчике.

– Может быть, ты расскажешь свое правило, Белочка? – предложил Еж.

– Но мне без рисунка трудно будет вспомнить стишок! Сейчас найду! Я ведь его точно положила! – чуть не плача произнесла Белочка.

– Хорошо, давайте поможем Белочке! – обратился к ребятам Учитель.

Заяц и Волчонок стали помогать ей, вытаскивать все содержимое портфеля на парту, чтобы быстрее найти пропажу. Чего только не было в портфеле у Белочки. Кроме школьных предметов на парте лежали орешки, веточки, бантики, цветочки, фантики от конфет и даже сухие грибы. Еж и ученики с интересом смотрели на все эти сокровища.

– Ой, вот он, мой альбомчик! – обрадовалась находке Белочка.

– Ну, что же, покажи всем, Белочка, свой рисунок, – улыбаясь, произнес Учитель.

Белочка похвасталась своим произведением, прочитала стишок, но вместо ожидаемого восторга почему-то увидела удивление. Дети продолжали рассматривать "раскопки".

– Что вы так смотрите? – обратилась к товарищам Белочка.

– Как же у тебя все это поместилось в школьном портфельчике? – спросил Медвежонок.

– А мне мама пришила много кармашков на портфель, вот поэтому все и влезло! – продолжала хвастаться Белочка.

– Да, твоя мама потрудилась на славу, чтобы дочке удобно было раскладывать школьные предметы по отделениям, по назначениям: ручки в один кармашек, тетрадки в другой, книжки в третий... – пытался объяснить ученице Еж.

– А зачем их так раскладывать? Можно ведь и по-другому: школьные вещи в один кармашек, орешки в другой, конфетки в третий... – продолжала настаивать на своем Белочка.

– Конечно, можно раскладывать и так, но сколько времени мы потратили на поиск твоего альбома?! – возразил Учитель.

Белочка немного задумалась. А Еж обратился ко всему классу:

– Ребята, а как вы собираете свой портфель, чтобы было удобно готовиться к урокам?

– Я тетрадки и учебники убираю вместе, – поделился своим опытом Волчонок.

– А когда ты их кладешь в портфель или вытаскиваешь, тетрадочки, наверное, сминаются? – предположил Учитель. 

– Да, сминаются, – подтвердил Волчонок.

– А я раскладываю все по порядку, по кармашкам, чтобы тетрадочки лежали отдельно, учебники отдельно, карандаши и ручки в другом кармашке, – рассказывал Заяц.

– Это правильно, – похвалил его Учитель. – Ведь нам школьные предметы будут нужны долгое время, поэтому, чтобы их сохранить такими же красивыми, о них приходится заботиться.

– Как это заботиться? Они же не живые! – поинтересовалась Белочка.

Правильно раскладывать, одевать в обложечки, вовремя ремонтировать, лечить. Заботиться, ухаживать за вещами необходимо так же, как за живыми существами, тогда они будут верно нам служить. А если мы будем к своим вещам равнодушны, то они могут убежать, как посуда в сказке "Федорино горе".

Ребята засмеялись, но потом с грустью посмотрели в свои портфели.

– Я не хочу, чтобы мой портфельчик убежал! – произнес Лисенок.

– И я не хочу! – прошептали все ребята.

– Тогда будем ухаживать, заботиться о своих портфелях, не обременять их лишними вещами, – завершил разговор Учитель.

На перемене каждый ученик проверил свои вещи в портфеле, разгладил смятые листочки в тетрадках, поточил карандашики, распределил все по отделениям.

 

Седьмая сказка

БЕЛОЧКИН СОН

 

Белочка целый вечер наводила порядок. Она перебирала школьные предметы и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка забывала о своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бросила портфель и воскликнула:

– Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше нравится!

Повеселевшая от принятого решения, Белочка еще немного поиграла, пролистала книжку с яркими картинками и легла спать.

И снится нашей Белочке сон...

Тихо и осторожно вылезает из портфеля карандаш и чихает:

– Чхи, чхи, чхи! Ну надо же меня так засунуть, что я чуть не задохнулся! На самое дно запрятала!

– Это еще что? А я одним листочком в учебнике математики лежу, а другим – в русском языке! – пожаловалась тетрадка.

– Ха, удивили! – воскликнул ластик. – Посмотрите на меня! Я весь грязный, мною с платья липкую конфетку стирали!

– А ведь портфель – это дом для школьных предметов, – проворчали учебники.

– Не ожидала, что буду рядом с такими соседями, как грибы и всякие безделушки! – простонала шариковая ручка.

– Ничего! Терпите! Тоже мне важность – школьные предметы! – ответил крупный сушеный гриб.

– Мы красивее и веселее вас, хоть и "безделушки", – с обидой пропищали бантики.

– Нас хозяйка больше всех любит! – продолжали орешки.

– Ах, это правда! – в один голос произнесли школьные предметы. – Если бы она нас любила, то по-другому относилась бы.

– Так может быть, пойдем искать другую школьницу или школьника, которые будут заботиться о нас, – предложил портфель.

– Наверное, это правильное решение! Собираемся в дорогу, – предложили учебники.

– Стойте! Возьмите и меня с собой! – взмолилось платье. – Когда меня только купили, я еще Белочке нравилось, а сейчас...

– И нас возьмите, пожалуйста! – попросили игрушки. – Нас она тоже не любит, мы сломаны и разбросаны.

– В путь!!! – скомандовал портфель. – Если мы не нужны Белочке...

– Нужны! Нужны! – закричала Белочка, вскакивая с кровати. – Прошу вас, останьтесь! Я о вас буду заботиться, любить! Простите меня, пожалуйста!

В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши.

"Неужели мне это приснилось? – подумала Белочка. – Или все произошло на самом деле?!"

Белочка растерянно оглядывала свои вещи, а потом осторожно, нежно стала их убирать на свои места, шепча и приговаривая:

– Милые мои, хорошие, останьтесь, я буду вас убирать, ухаживать. Мне без вас очень, очень плохо...

Закончив уборку, Белочка вернулась в кровать.

Утром, когда мама Белочки вошла в детскую комнату, очень удивилась:

– Что произошло? Такого порядка я у тебя, доченька, никогда не видела!

– Мамочка! Я поняла, что вещи надо тоже любить! – улыбаясь, произнесла Белочка.

И ей показалось, что вместе с ней улыбался портфель со школьными предметами. 

Восьмая сказка

ГОСПОЖА АККУРАТНОСТЬ

 

В школе Белочка рассказала друзьям свой сон. Первоклассники весь день ходили под впечатлением.

– А я думаю, – предположил Заяц, – что это Белочке не приснилось, а все было на самом деле.

– Наверное, когда она крикнула, то все вещи остановились, притворились неживыми, неговорящими, – рассудил Лисенок.

– На всякий случай я буду более внимательным к своим вещам, – с опасением проговорил Медвежонок.

– Уж лучше лишний раз убрать, чем потом остаться без портфеля и школьных предметов, – подтвердил Волчонок.

В этот день Учитель похвалил всех учеников за аккуратность.

– Молодцы, ребята! И в тетрадях, и на партах, и в портфелях у вас полный порядок! Пора поиграть в "Госпожу аккуратность".

– А кто она такая? – удивилась Белочка.

– Давным-давно в старинном замке жила-была самая аккуратная женщина на свете. Из разных мест к ней спешили родители со своими мальчиками и девочками. Только этой Госпоже удавалось приучить их к аккуратности во всем. Блестели от чистоты и порядка школьные принадлежности, тетрадки, одежда, игрушки, прически и прочее, прочее, прочее. Ее называли "Госпожа Аккуратность", она была волшебницей и умела превращать всех в чистюль. Однажды к Госпоже Аккуратность обратилась злая колдунья Лень с просьбой раскрыть ей свой секрет. Колдунья хотела помешать доброму делу. "Пусть все люди станут грязнулями, будут больше радовать меня!" – рассуждала Лень. Но Госпожа Аккуратность улыбнулась и ответила: "Все свои секреты я уже рассказала мальчикам и девочкам, они помнят и хранят их, передают своим детям". Тогда колдунья Лень решила заколдовать всех людей, чтобы они забыли секреты аккуратности. И люди стали лениться. Но все же каждый мальчик или девочка помнили один из секретов Госпожи и могли научить своих друзей и знакомых. 

С той поры люди играют в игру "Госпожа Аккуратность", и я вас сейчас научу играть в нее, – обратился Еж к ребятам. – В коробочке лежат маленькие листочки бумаги с секретными вопросами. По очереди, отвечая на каждый вопрос, мы сможем найти помощников "Госпожи Аккуратвости" среди вас. Вы готовы?

– Конечно, готовы! – ответили школьники.

– Первый секрет "Чистого тела". Кто знает, как умываться, мыть руки и чистить зубы? – прочитал записку Учитель.

– Я знаю и смогу научить других! – воскликнула Белочка. – И она рассказала, как это делать правильно.

– Будешь нашей помощницей, – объявил всему классу Еж. – А вот другой вопрос из коробочки: кто знает секрет "Чистых вещей"?

– Это мой секрет! – обрадовался Медвежонок.

– Я много раз помогал маме чистить, стирать, гладить и убирать вещи в шкафчик. Могу это делать сам и научить других.

– Хорошо, и ты будешь нашим помощником, Медвежонок! А вот других помощников, хранителей секретов "Чистой тетради", "Чистой парты" и "Чистого портфеля", позвольте объявить мне. И я предлагаю полюбоваться тетрадочкой Зайчонка, портфелем Лисенка и партой Волчонка. Вы согласны стать нашими помощниками?

– Мы будем рады! – согласились ученики.

– Тогда слушайте и запоминайте! Все помощники в школе называются дежурными. Они помогают учителю и ученикам, стараются быть внимательными и вежливыми. А самое главное, замечания своим товарищам и советы произносят шепотом.

– Конечно, чтобы не услышала колдунья Лень! – догадался Лисенок.

Учитель улыбнулся и продолжил:

– Наши помощники-дежурные всю неделю трудятся, обучают своим секретам. А в конце недели, в пятницу, назначают новых дежурных, новых хранителей секретов Госпожи Аккуратности.

– А как же мы сможем узнать новых помощников? – спросил Лисенок.

– Правильно, Лисенок, у помощников будут значки. И сейчас я их достану из коробочки и приколю к одежде каждого дежурного.

Все школьники приготовились к этому торжественному моменту.

В классе зазвучала музыка и Учитель прикрепил значки помощникам.

Гордые, радостные школьники всю перемену разглядывали рисунки на значках. Оказалось, что они все разные. На одном значке была нарисована щетка с курточкой; на другом – мыло с полотенцем; на третьем – тетрадочка; на четвертом – парта; а на пятом – портфель. Ребята-зверята, конечно, догадались, что за секреты скрывались за этими рисунками, какому помощнику они принадлежали. 

Девятая сказка

ЖАДНОСТЬ

 

Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам Госпожи Аккуратности. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно, и даже обидно для окружающих.

– Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! – кричал на Зайчонка Лисенок.

– А я не дам тебе свою линейку! – отвечал Зайчонок.

– Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь! – ворчала Белочка на Волчонка.

– Не прикасайтесь к моему костюмчику! – отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры.

Учитель-Еж наблюдал за этим явлением, недовольно покачивая головой.

– Ребята, вам пора лечиться! – обратился он к школьникам.

– Но мы ведь все здоровы! – удивились ученики.

– К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить.

– А что же теперь делать? Как лечиться? – заволновались ребята.

– Есть одно средство, про которое мне рассказала фея Доброта, – ответил Еж. – Это добрые поступки, только ведь не все знают, что это такое.

– Это когда делаешь что-то приятное своему другу, – предположил Зайчонок.

– Или своей маме, – продолжала Белочка.

– Или учителю, – тихо произнес Волчонок.

– Или себе, – важно вставил Медвежонок.

Все ученики рассмеялись.

– Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью, а частично! Ведь добрые поступки приятны всем окружающим и себе тоже. Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мы отдаем единственную ручку товарищу, который все позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтому добрые поступки трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к доброму поступку – это услышать просьбу о помощи.

– А второй шаг? – спросили ребята.

– Второй шаг – это стремление помочь, но предварительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, – ответил Учитель.

– Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? – волновался Волчонок.

– Можно дать ему карандаш, – подумав, ответила Белочка.

– Или обратиться вместе с ним к другим ученикам, наверняка, есть у кого-то запасная ручка, – предложил свой вариант Лисенок.

– А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, – грустно произнес Зайчонок.

– Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если у Зайца из-за него были бы неприятности? – спросил Учитель.

– Если он настоящий друг, то сам бы отказался от такой жертвы, – ответил Медвежонок.

Все ученики задумались.

– Но как же быть с жадностью? – задал вопрос Зайчонок.

– Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то жадность быстро исчезнет, и вы будете снова здоровыми, – ответил ученикам Еж.

– Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, – продолжала волноваться Белочка.

– Это называется бережливостью, а не жадностью, – объяснил учитель. – Но если к вам обратились с просьбой и вы делитесь своими дорогими и любимыми вещами, попросите быть аккуратными с ними, и вашу просьбу тоже выполнят.

– А если не выполнят, сломают, например, нечаянно? – беспокоилась Белочка.

– Тогда вспомним наше правило: "Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет, – покупает", – напомнил всем Волчонок.

– Да, чуть не забыл, чтобы вылечиться от жадности, старайтесь каждый день совершать не менее трех добрых поступков!

Так мне сказала Фея, – вспомнил Учитель.

– А делиться угощеньями – это тоже добрый поступок? – спросил Волчонок.

– Конечно! И мы продолжим наш разговор о добрых поступках, а сейчас нам пора завтракать! – ответил Учитель. 

Десятая сказка

Волшебное яблоко (воровство)

В каждом классе бывают неприятные пропажи ярких ластиков, красивых и удобных ручек, карандашей и т.п. Чтобы младший школьник осознавал свои действия, вовремя остановился, изменил намерения, используется эта сказка (по мотивам сказки "Волшебная сметана" / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко "Кукольный театр – дошкольникам" М., 1982).

В Лесной школе на завтрак давали вкусные, сочные красные яблоки. Все ребята-зверята яблоки съели, а Волчонок положил свое в портфель: "Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамочку", – подумал Волчонок.

Когда закончились уроки, ученики стали укладывать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, положив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы. Но где же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты... Нигде нет!

Со слезами на глазах Волчонок спрашивал у своих друзей: "Вы не видели мое яблоко?"

– Нет!

– Нет! Нет! Не видели! – отвечали ученики.

Волчонок заплакал.

Это заметил учитель Еж.

– Что случилось? – спросил он.

– Пропало яблоко, – ответили ребята.

– Я его... хотел... маме... подарить... Она очень любит, – всхлипывал Волчонок.

Еж понял, в чем дело:

– Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшебное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в подарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост.

Звери с испугом смотрели то на Учителя, то друг на друга.

– Что? Что? – спросил Лисенок. – Подойдите поближе, я плохо вижу! У меня хвост еще не отвалился? Это я съел яблоко.

Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисенок. Они были рады, что он сознался.

А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно.

– Прости меня, Волчонок! Я очень люблю такие сладкие фрукты. Не удержался, – сказал Лисенок.

Волчонок простил друга.

На следующий день в Лесной школе на завтрак давали оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Лисенок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку:

– Это для твоей мамы!

– А ты? – спросил Волчонок.

– Я потерплю, – прошептал Лисенок.

Волчонок положил апельсин в портфель для мамы.

А свой завтрак разделил поровну. Одну половину апельсина взял себе, а вторую отдал другу.

Слушая историю, дети очень эмоционально реагируют на события, на поступки героев. Все это видно по их лицам. Читая или рассказывая, взрослый наблюдает за реакциями детей на протяжении всей сказки. Ребята, которые имеют привычку брать чужое, сразу выделяются из группы. Некоторые из них настораживаются и пытаются спрятать взгляд. Изменяется цвет лица: они бледнеют или краснеют. 

После сказки не рекомендуется ее анализировать и обсуждать. Можно провести с детьми беседу на тему "Когда я взял чужое". Чаще всего дети, склонные к воровству, не участвуют в разговоре, но они очень внимательно слушают, как ребята описывают неприятное чувство стыда от содеянного и испытывают облегчение после признания.

Психически здоровый ребенок школьного возраста знает, что брать чужое нельзя. Если такое все же случается, он часто презирает себя за это. Но так порой хочется иметь то, что есть у приятеля или соседа по парте. Мы обсуждаем такие действия и поступки, но с пониманием и прощением.

После беседы детям нужно дать возможность поиграть в различные игры во время переменки. Пусть информация пройдет внутреннюю переработку. Не исключено, что в скором времени вы "случайно" найдете пропавшие предметы или игрушки.

В моей практике было и такое, что дети признавались в содеянном друг другу сразу после занятия. Очень сложно признаться взрослому, особенно учителю. Но и не следует требовать этого от детей. Гораздо важнее, чтобы ребенок мог сам себя контролировать.

С младшими школьниками, у которых наблюдается клинический вариант клептомании, требуется длительная работа разнообразными методами, приемами, с привлечением членов семьи, специалистов.

Одиннадцатая сказка

Подарки в день рождения

 

Тема подарков актуальна для многих детей, да и взрослых тоже. Что подарить другу, близкому человеку, учителю? Иногда дети бросаются в крайности: то покупают дорогие вещи, которые трудно принять имениннику, то небрежно раскрашивают открытки. Как принимать и дарить подарки, расскажет детям эта сказка.

Завтра день рожденья у Белочки. Она пригласила в гости всех своих школьных товарищей, и ребята готовят подарки для Белочки. Каждый по-своему относится к подаркам. Лисенок, например, долго изучал свою комнату с игрушками, чтобы выбрать ту, с которой уже не жалко было бы проститься. И он выбрал игрушку-копилку, правда она уже была облезлой, но зато он точно не нуждался в ней.

– А ведь очень полезная вещь для Белочки! – уговаривал сам себя Лисенок.

– Но ведь это старенькая игрушка! – пытался отговорить друга Волчонок.

– А дареному коню в зубы не смотрят! – вспомнил Лисенок известную пословицу.

– Нет, Лисенок, ты не прав! – продолжал возражать Волчонок. – Тебе приятно бы было получить такой подарок?

– Но я же не Белочка, поэтому мне неприятно, а, может быть, ей приятно! – отговаривался Лисенок.

– Да, видно у тебя еще остался вирус жадности, Лисенок!

– А знаешь, как с ним трудно бороться! Я пытаюсь, борюсь, но иногда ничего не получается! – огорчался Лисенок. – А Белочка мечтала о копилке, я это помню.

– Хорошо, но тогда хоть сделай подарок красивым, заклей, покрась, в общем, постарайся сделать ее новой, – советовал другу Волчонок.

– Постараюсь, конечно! А ты что приготовил Белочке? – поинтересовался Лисенок.

– А я нарисовал ей картину и смастерил для нее чудесную рамочку. Вот, посмотри, – похвастался Волчонок.

– Ха, тоже мне хороший подарок, нарисованный лес! Да вокруг Белочки таких картинок видимо-невидимо, да не нарисованных, а настоящих! У меня подарок лучше! – смеялся Лисенок.

– Я старался очень! И знаю, что Белочка любит картины! – оправдывался Волчонок.

– Ладно, я не хотел тебя расстроить. Может быть, ей и понравится твой подарок, – успокаивал друга Лисенок.

– Ой, смотри, кто это к нам идет?! – воскликнул Волчонок.

К домику Лисенка, не спеша, приближался Медвежонок с корзинкой грибов.

– Ох! Целый день собирал для Белочки грибы по всему лесу! Самые крупные и красивые нашел! – похвастался Медвежонок.

– А у нас подарки лучше! – хором сказали Волчонок с Лисенком.

– Пусть сама Белочка решает, какой для нее подарок самый лучший, – проворчал Медвежонок.

– Любопытно, а что Зайчонок приготовил в подарок? – интересовался Лисенок.

– Вот завтра и узнаем! – ответил Медвежонок.

И вот праздник начался...

Нарядная, веселая и счастливая Белочка встречала гостей.

Волчонок, Лисенок и Медвежонок пришли к ней вместе и сразу задали мучивший их вопрос:

– Какой подарок лучший?

– Мне все ваши подарки очень нравятся! Честно-пречестно! Ведь каждый из вас думал обо мне, старался угодить! Это очень приятно! – ответила друзьям Белочка.

– А что тебе больше пригодится? – настаивал практичный Лисенок.

– Картину я повешу в своей комнате и буду любоваться зеленым лесом в любое время года! В эту нарядную копилку я буду складывать свои сбережения! А грибы – мое любимое лакомство, и корзинка очень легкая и удобная! Спасибо вам, ребята! – поблагодарила всех Белочка.

– А где же Зайчонок? – спросили друзья.

– Сейчас должен прийти. А вот и он стучится в дверь, – сказала Белочка и поспешила встретить гостя.

Зайчонок скромно стоял у порога, держа аккуратно сложенный лист бумаги.

– Это тебе, Белочка, моя поэма! – поздравил подружку Зайчонок.

Волчонок, Лисенок и Медвежонок собрались посмеяться над этим подарком, но их остановило необычное поведение именинницы. Белочка читала стихи шепотом, и глаза ее светились от счастья и благодарности.

– Чудесная, волшебная поэма! Ты молодец, Зайчонок! – восхищалась Белочка.

– Дорогие мои ребята, я очень благодарна всем вам за подарки, за внимание! Но я тоже для вас постаралась. Я приготовила игры и шутки, и вместе с мамой порадуем вас вкусными праздничными угощениями. Пора веселиться, друзья!!!

Праздник состоялся на славу! Все остались довольны и счастливы!

Заканчивая тему отношения детей к подаркам, можно поиграть в день рожденья, вспомнить правила этикета, правила поведения гостей и хозяев на празднике, устроить конкурс веселых и добрых гостей, внимательных хозяев. 

В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощным стимулом, а для других это серьезное препятствие к раскрытию своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни.

Двенадцатая сказка

Домашнее задание

После дня рождения трудно было Волчонку сосредоточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не математика. Однако он еще помнил слова учителя о проверке решения задач. И Волчонок с неохотой достал учебник и несколько раз перечитал условие задачи.

– Ничего не понимаю! – крикнул он в отчаянии и закрыл книгу.

– Что случилось? – поинтересовался его папа, оторвавшись от чтения "Лесной газеты".

– Такие трудные задачки напридумывали, что в них никто не разберется! – продолжал возмущаться Волчонок.

– Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная задачка? – заинтересовался папа Волк.

– Вот, смотри! – ответил обрадованный Волчонок, быстро избавляясь от наскучившего задания.

– Так, так, так... – поразмыслил немного отец и быстро написал решение задачки.

– Ух, ты! – воскликнул сынишка. – Ты, папочка, так быстро решаешь?!

Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты.

Волчонок принялся выполнять следующее домашнее задание. Но он никак не мог сосредоточиться, постоянно мысли убегали куда-то, голова казалась пустой как барабан.

– Ох, что же мне делать? – мучился ученик. – Пойду опять к папе.

– Что, опять не получается? – спросил отец, посмотрев на грустного сынишку.

– Угу, – пробурчал Волчонок.

– Ну, хорошо, давай посмотрю. – И задача вновь была им решена.

– Папочка, спасибо, ты так меня выручил! – прыгал счастливый Волчонок вокруг отца. – Можно я пойду играть?

– Собери портфель для завтрашнего дня и можешь идти.

– Хорошо! Я соберу мигом! – И через несколько минут Волчонок, будто на крыльях вылетел из дома.

На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках. Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу.

Учитель-Еж проверил решение задач и похвалил Волчонка за сообразительность.

Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.

– А сейчас мы решим такие задачки вместе, и Волчонок нам поможет, – сказал Учитель, пригласив Волчонка к доске.

Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками самостоятельно ему не справиться, он даже не помнил папино решение.

– Я не знаю, как решать... – прошептал Волчонок.

– Но ведь ты справился с задачами дома, значит, справишься и сейчас, – приободрял ученика Еж.

– Мне папа помогал, он мне все решил, – признался Волчонок.

– Значит, все домашнее задание выполнял твой отец? – удивился Учитель.

– Да... – почти беззвучно прозвучал ответ.

– Передай своему папе, что он прекрасно разбирается в математике. Но если он будет решать за тебя, то его сын так и останется неграмотным. Ребята, кому задают домашнее задание?

– Ученикам, чтобы научиться самостоятельно мыслить и закреплять знания, – уверенно произнес Медвежонок.

– Верно! И такая помощь родителей мешает развиваться их ребенку, – продолжал Учитель.

– Я хотел, чтобы меня похвалили, – грустно объяснял Волчонок.

– А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь трудился-то не ты, а твой папа.

– Да мне было немного стыдно, – вспоминал свои чувства Волчонок. – А когда меня пригласили к доске, стало очень страшно.

– Это могло произойти с любым из наших учеников. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что радостные чувства, чувства удовлетворения мы получаем от собственного труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик смог справиться со своими трудностями самостоятельно.

– А если мы не сможем выполнить домашнее задание, то в школу можно приходить с невыученными уроками? – поинтересовалась Белочка.

– Если вы долго думали, но не смогли решить задачу, тогда перед уроком желательно сказать об этом мне, – предложил Учитель. – И мы вместе постараемся понять и во всем разобраться.

– А вдруг я никогда не смогу научиться решать задачи, постоянно буду приходить с невыученными уроками? – волновался Волчонок.

– Тогда на уроке или после уроков мы с ребятами будем стараться объяснить тебе, чтобы ты все понял. Когда ученик старается, ему необходимо помочь. А если он ленится, не хочет трудиться, то помогать ему вряд ли кто захочет.

Волчонок опустил глаза и твердо сказал:

– Я буду стараться!

– Вот и замечательно! Продолжим урок, Медвежонок поможет нам решать задачу.

Если ты справишься, Медвежонок, то получишь пятерку. Это самая лучшая отметка в школе.

Но об отметках и оценках на следующем уроке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказки для школьной адаптации

Сказки, которые помогут вашим первоклассникам адаптироваться к школьной жизни. Сказки даны на все случаи школьной жизни- и о страхах, и о лжи, и о списывании, и об отношении к школьным вещам и о много...

Сказки для школьной адаптации

Сказки об учениках лесной школы. Ученики лесной школы помогут Вашим малышам быстрее адаптироваться к школьной жизни....

Сказки для школьной адаптации "Лесная школа"

Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционны...

Сказки для школьной адаптации

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям.Сказки о здоровье и о том, как стать большим.Сказки о школьных конфликтах....

Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации

Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации - Сказки для школьной адаптации- Сказки об отношении учеников к вещам- Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям- Сказки...

Сказки для школьной адаптации

Интересные сказки, которые помогут ребёнку адаптироваться в школе....

коррекционный сказки для школьной адаптации

Коррекционные сказки для школьной адаптации...