Родительское собрание на тему: "Возрастные особенности третьеклассников"
консультация (3 класс)
Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше "свободы"!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
возрастные особенности третьеклассников | 196.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: « Возрастные особенности третьеклассников»
Цель:
- повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей третьеклассников;
-познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников;
-обозначить проблемы характера для данного возраста;
-дать рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей с учётом их психофизиологических особенностей.
«Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение!
Воспитание – это терпение.
Понимать, принимать, терпеть…
Где не хватает терпения надо бы постараться понять,
Где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка,
Всегда люблю.»
Симон Соловейчик
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Сегодня мне хотелось бы поговорить о возрастных особенностях третьеклассников.
Актуализация знаний.
Какие они, эти загадочные третьеклассники?
Эксперимент.
Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. ( На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем всё по-разному. Третьеклассники делают тоже всё по-разному. Чтобы помочь ребёнку надо владеть знаниями о возрастных особенностях его развития.
Возрастные особенности детей 9-10 лет
Физические
1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.
2. Может пренебрегать своим внешним видом.
Предлагаем:
1. Использовать прогулки, поездки, экскурсии.
2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.
Интеллектуальные
1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
5. «Золотой возраст памяти»
Предлагаем:
1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
2. Идти дальше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами, сочинять, творить, придумывать
3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. Указать, где можно найти информацию: в книге, в Интернете, по телевизору, спросить у старших и т.д.
4. Предложить делать коллекции.
5. Научить ребенка знать и любить книги.
Эмоциональные
1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.
Предлагаем:
1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
4. Учить свободе от страха. Вместе решать конкретные проблемы.
Социальные
Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».
Предлагаем:
Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я свят для тебя», не изолировать себя от сверстников. Помогать сопереживать другим людям.
Духовные
1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
2. Нравятся захватывающие рассказы.
Предлагаем:
Избрание положительных героев из литературы. Познакомить с героями настоящего времени.
Ваши дети уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает не всегда объективно. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают дерущихся, страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию.
Почему у одних из ребят происходит взросление легче и менее болезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями. Об этом наш сегодняшний разговор.
Особенности возраста 3-классников
Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше «свободы».
Ребята учатся оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивать познавательную рефлексию.
В этот период у некоторых детей происходит снижение самооценки, он думает «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте, он не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к взрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше
свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
Не для кого не секрет, чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазн плохого поступка. В этот период ребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди.
Что необходимо вашему ребенку сейчас?
1.Вера в свои силы, успехи.
2.Уход за своей одеждой, комнатой, книгами.
3.Приучать к пунктуальности.
4.Учить уважать права и чувства других людей.
5.Учить терпению, самоконтролю.
Сейчас я предлагаю Вам проанализировать следующие ситуации.
1. Вы обратились к ребенку с просьбой что-либо сделать. И получили отказ. Ваша реакция?
(Аргументировать свою просьбу и спросить причину отказа).
2. Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?
(Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей – по отношению к друг другу, к детям, окружающим. Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо).
3. Ребенок постоянно опаздывает в школу, долго собирается.
(Обыграть ситуацию. отмечать плюсом или минусом вовремя совершенное действие. За каждый минус – раньше укладывать спать).
4. Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какова ваша реакция?
(Разобрать ситуацию, выяснить, что думает ребенок по поводу драки, почему она произошла, как он относится к задире, есть ли у задиры хорошие качества, как ему помочь наладить отношения между
ребятами.)
5. Мой сын постоянно разбрасывает все: тетради, книги, игрушки. Убирать не хочет. Не слушается. Как быть в такой ситуации?
(Если ребенок чем-то уже занят, указать время, через которое он это должен сделать обязательно. До тех пор пока не выполнит требование родителя не позволять заниматься другими делами.)
Я провела анкету для детей по следующим вопросам
1.«Рассказываю ли я своим родителям о своих поступках в школе (хороших и плохих).
2.Если не рассказываете, то почему?
3.Почему я грублю родителям.
4.Обижаетесь, злитесь ли вы на родителей, за что.
Послушайте некоторые ответы детей на эту анкету……………….
Тест « Какие мы родители?»
Прошу Вас ответить на вопросы словами: Да, иногда, нет
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
3.Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
4. Ваш ребёнок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение
результатом вашего воспитания?
5. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
6.Сознаёте ли вы, что среда, окружающая ребёнка, оказывает на него существенное влияние?
7.Признаёте ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка?
8.Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чём- либо своего ребёнка?
9 Неприятно ли вам « отделываться» от ребёнка фразой типа: « У меня нет времени» или « Подожди, пока я закончу работу»?
10. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Ключ к тесту
За ответ «да» поставьте себе 2 очка,
за ответ « иногда» - 1 и за ответ «нет» - 0.
Менее 6 очков.
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление.
И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чём над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.
И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удаётся ли ещё кое-что немного улучшить?
Советы родителям
1.Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему : «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.
2.Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
3.Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
4.Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребёнок работает – он растёт. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
5.Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребёнка, и вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме ещё опаснее.
6.В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
7.Наши разговоры нередко с детьми бедны, поэтому ещё раз посоветуем: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
8.Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные
дела.
Как сохранить здоровье?
Все мы, конечно, понимаем, что крепкое здоровье ребёнка – основа успешного обучения в школе. Но всегда ли задумываемся над тем, что по силам нашим детям, а какие нагрузки могут нанести вред здоровью малыша? Ведь зачастую мы считаем пустяками именно то, что очень важно, что может помочь сохранить и укрепить его здоровье.
В настоящее время, к сожалению, уже ни для кого не является секретом, что всё больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем.
Родители, нередко, сетуют, мол, до школы со здоровьем не возникало никаких проблем, у ребёнка не находили никаких отклонений, он не состоял на особом учёте, спокойно рос, да и в медицинской карте, где имеются заключения всех специалистов, стоит: «Здоров». И вдруг внезапно ухудшается здоровье. Ребёнок становится нервным, плаксивым, раздражительным, часто болеет.
Почему же так происходит и кто в этом виноват?
Школа – очень серьёзный, переломный этап для ребёнка. Это новые нагрузки, напряжённый умственный труд, ограничение движений. Ребёнок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой.
Резко сокращается время отдыха, возрастают эмоциональные нагрузки. Понятно, что больной, ослабленный ребёнок столкнётся с большими трудностями. И будет поздно, если родители обратят внимание на состояние здоровья сына или дочери лишь тогда, когда оно резко ухудшится.
Цена пятёрок Вашего ребёнка будет очень сомнительна, если у отличника расстроится сон, если он станет раздражительным, плаксивым. «Ясно! – скажете вы. Необходимо беречь здоровье ребёнка». Но помните: беречь – совсем не значит «дрожать» над ним, потакать всем его капризам, выполнять любые желания.
Беречь – значит твёрдо знать, как организовать режим дня, труда и отдыха, как научить его усидчиво работать, как правильно закаливать и многое другое.
Первое, что надо сделать – объективно оценить здоровье. Как выглядит здоровый ребёнок? Активный, весёлый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут 20 работать очень внимательно, не отвлекаясь. Здоровых детей приходит в школу 20 – 25 %. А остальные? Для остальных школьные нагрузки могут стать сложными, трудными, а порой непосильными. Очень редко родители видят связь между состоянием здоровья ребёнка и семейным климатом, взаимоотношениями родителей и детей. А ведь атмосфера в доме очень важна.
Неотъемлемым условием успешного обучения является выполнение режима дня.
Итак! Ваш ребёнок проснулся утром. Не заставляйте его сразу вставать, не дёргайте, не торопите. Вы опаздываете на работу? Что же, учтите это и рассчитайте своё время так, чтобы ласково, поговорить с ребенком, пожелать ему доброго утра. А затем – обязательная утренняя зарядка. Лучше, если вы тоже наденете спортивный костюм и встанете рядом. Личный пример – самое лучшее воспитание.
После утренней гимнастики – непременно водные процедуры. Не забывайте и про закаливание, поскольку оно относится к наиболее эффективным мерам предупреждения простудных заболеваний.
В настоящее время в школу приходят более 30% детей, имеющих нарушения осанки. У одного ребёнка прямая спина, развёрнутые плечи, хорошая походка, а у другого – круглая спина, одно
плечо выше другого, лопатки выступают, живот выпячен. К сожалению, родители замечают нарушения только тогда, когда на них укажет врач. Это очень серьёзно, и нужно торопиться. Ведь ребенок растёт, и исправить осанку с каждым днём будет всё труднее.
Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеванием органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях.
К ещё более серьёзным заболеваниям относится сколеоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника, со скручиванием позвонков. А что могут сделать сами родители для того, чтобы сохранить у ребёнка хорошую осанку? Позвоночный столб ребёнка легко деформируется под влиянием самых различных причин.
Вспомните, на каком матраце спит ваш ребёнок. Наверняка Вы стараетесь сделать его постель помягче, поудобнее. Вы неправы! Матрац, наоборот, должен быть жёстким. В этом случае он исправляет неправильное положение тела,
выпрямляет спину. Самая подходящая подушка - плоская.
Важно и то за каким столом занимается ребёнок. Не приходится ли ему высоко тянуться до него, или он вынужден сидеть в неудобной сгорбленной позе. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Не позволяйте ему сидеть на поджатой ноге. И уж совсем плохо, когда дети сидят низко наклонившись к столу, как говорят, «уткнувшись носом» в тетрадь.
Следующим очень важным режимным моментом является питание. К сожалению, мы часто наблюдаем, что дети приходят утром в школу голодные. Причины – «не хотелось», «маме было некогда», «проспали». До учёбы ли тут, когда кружится голова от голода? Поэтому, ребёнка обязательно нужно приучить утром завтракать. А вечно торопящиеся взрослые должны оставит
время на то, чтобы Ваши дети могли спокойно поесть.
Детей нужно приучить к приёму пищи в строго определённое время: например, в 7ч.15 минут - завтрак, в 13 часов – обед, в 16 часов – полдник, в 19 часов – ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
Диетологи говорят, что для правильного питания нужно придерживаться двух условий: умеренности и разнообразия. Что значит «умеренность»? Древние люди считали: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». То есть переедать очень вредно, желудок не успевает всё переваривать.
Что значит «разнообразие»? Ни один продукт не содержит всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Некоторые продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают делать организм более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А – третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ для его роста и развития.
Многие родители первый признак здоровья видят в упитанности. Между тем, человеку, особенно школьнику, нужна не лишняя полнота, а сильные, растяжимые, крепкие мышцы. Чем больше ребёнок двигается, тем активнее работают его мышцы, тем больше кислорода и питательных веществ приносит к ним кровь. А это, в свою очередь, способствует росту, увеличению их длины, толщины. Кроме того, чем больше и лучше работают мышцы всего тела, там сильнее и чаще приходится сокращаться сердечным мышцам, они выбрасывают больше крови, что укрепляет и лёгкие, увеличивает их ёмкость, делает само сердце более сильным, выносливым.
Следовательно, физические упражнения укрепляют организм ребёнка в целом. Нужно только, чтобы они соответствовали возрасту, степени подготовки, состоянию здоровья, чередовались с отдыхом. Учителя, врачи заботятся об этом в школе, а родители – дома.
Физический труд, подвижные игры, уроки физкультуры, спорт – вот те виды деятельности, которые дают возможность школьникам потребность своего растущего организма в физических движениях.
Особая роль в физическом развитии детей принадлежит подвижным играм. Взрослых иногда поражает, иногда раздражает эта неуёмная жажда. И гораздо реже они делают правильный вывод: подвижные игры могут оказать самое положительное воздействие на физическое развитие, если их взять под свой контроль. Очень часто ребята продолжают играть, несмотря на усталость.
- Ничего, говорят в таких случаях взрослые, - крепче будут спать.
Нет, крепкий, здоровый сон у ребёнка может быть только после физического напряжения, которое чередовалось с отдыхом. Чрезмерное возбуждение нервных клеток, особенно, если оно повторяется часто, ведёт к нервозности. Нервный ребёнок спит беспокойно: не сразу засыпает, во сне вскрикивает, говорит, часто просыпается. Такой сон не восстанавливает за ночь силы ребёнка.
Поэтому надо приучать детей чередовать подвижные шумные игры с тихими.
У школьников - подростков интерес с подвижных игр обычно переключается на спорт. Их увлекает плавание, футбол, баскетбол, лёгкая атлетика, коньки.
Для того, чтобы систематические занятия физкультурой способствовали физическому совершенствованию организма, родителям необходимо помочь подростку избрать для постоянной тренировки вид спорта с учётом здоровья, возраста, слабых и сильных сторон физического развития сына или дочери. Тут, конечно, не обойтись без совета врача и учителя физкультуры.
Физическое воспитание содействует разностороннему укреплению всех органов человека, что внешне выражается в правильной осанке, пропорциональности телосложения, красоте и гармонии человеческого тела.
Важно и другое: систематические занятия спортом развивают мышцы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность сердца, укрепляют мускулатуру, способствуют ритмичному, углубленному дыханию. Кислород, поступая в больших количествах к различным органам, улучшает их работу, связанную с обменом веществ в организме.
Для нормального физического роста школьника, для правильного развития его нервной системы необходимо равномерное чередование работы и отдыха, то есть правильный режим дня, соответствующий возрасту ребёнка.
Приучать к режиму надо не один и не два дня, а до тех пор пока правильный ритм жизни не станет у ребёнка внутренней потребностью.
Я хочу закончить собрание словами В.А.Сухомлинского:
«Воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно,нельзя, надо!»
До новых встреч!
Решение родительского собрания
1.Родителям принять к сведению информацию, полученную на собрании.
2.Более ответственно подходить к соблюдению режима дня ребенка.
3.Исключить применение негативных типов воспитания в семье, не забывать о возрастных особенностях подростка.
4.Уделять больше внимания здоровью своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Возрастные и индивидуальные особенности учащихся в 4 классе"
Конспект родительского собрания , проведенного в 4 классе. основные вопросы:- познакомить родителей с понятием «темперамент»;- показать родителям необходимость индивидуального подхода обуч...
Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии"
Цели:познакомить родителей с возрастными личностными особенностями шестиклассника и причинами подростковой агрессии;показать родителям, какое влияние оказывает стиль взаимоотношений подростка с ...
План – конспект родительского собрания по теме «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»
Цели:· познакомить родителей с понятием «темперамент»;· показать родителям необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей...
Родительское собрание по теме"Возрастные особенности третьеклассников"
Родительское собрание проводится в 1 четверти. В ходе собрания освещаются особенности развития , поведенческие отклонения ученика 9-10 летнего возраста....
Родительское собрание на тему «Возрастные особенности третьеклассников»
Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других ...
Родительское собрание на тему "Возрастные особенности младших школьников"
В данной презентации озвучиваются возрастные особенности младших школьников...
Презентация к родительскому собранию на тему "Возрастные особенности детей 9-10 лет"
Презентация к родительскому собранию на тему "Возрастные особенности детей 9-10 лет"...