Культура поведения
учебно-методическое пособие (2 класс)
Формирвание культуры поведения у детей с ЗПР через понимание определения и способов проявления на примере конкретных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия на тему "Культура поведения" для детей с ЗПР | 27.62 КБ |
Презентация на тему "15 апреля - Международный День культуры" | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Контингент: обучающиеся 3 классов
Тема занятия: Культура поведения
Продолжительность: 40 минут
Технология: Игровые, здоровьесберегающие, педагогического общения, с использованием ТСО.
Автор: воспитатель Зиновьева Т.Н.
Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 502
Краткая аннотация: Формирование культуры поведения через понимание определения и способов проявления на примере конкретных ситуаций.
Оборудование: компьютер, видео экран, набор для рисования, доска для вернисажа, раздаточный материал (карточки).
Мультимедийное обеспечение: видеофрагменты из Мультфильма
Цель: Формирование навыков культурного поведения |
Коррекционная составляющая занятия: наглядная (видео-) демонстрация вариантов культурного и некультурного поведения (сравнение, разбор ситуаций). |
Планируемые результаты: |
Предметные:
|
Метапредметные:
|
Личностные:
|
Планирование деятельности
- в доступной, увлекательной форме вводить детей в «мир культуры», знакомить с простыми правилами культурного поведения – вежливости, этикета;
- создавать условия для становления у них осознанного отношения и поведения;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
- учить избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.
Ход урока
Технологическая карта урока
Части занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся | Время | УУД |
Вводная часть | Организационный момент | 5 мин. | Коммун.УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познав.УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | |
Приветствие – Здравствуйте, дети. | — Здравствуйте | |||
Определение темы и целей урока | ||||
Сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения. О том, что это такое и что такое культурный человек. Вы когда-нибудь слышали, как о ком-то говорили «этот человек культурный, а тот не очень»? | – Да, слышали | |||
Воспроизведение и коррекция опорных знаний | ||||
— А как вы думаете, в каком случае говорят, что человек культурный (а в каком не культурный)? | — Он себя ведет культурно (не культурно); у него поведение культурное (не культурное). | Коммун.УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение вести диалог на конструктивной основе Познав.УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; Рег.УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. | ||
— Правильно. Вы же все культурные ребята? – Знаете, что такое культурное поведение? — Вы все говорите правильно, но не одно и то же, знаете почему? Потому что понятие «Культура» включает в себя очень много всего, и культурное поведение – это поведение человека, который соблюдает правила культуры. Это и правила вежливости, и правила этикета (помните, у нас с вами были занятия на эти темы?). Культурный человек — воспитанный, он и дома, и на улице, и в школе, и в транспорте, и в общении с людьми (родителями, учителями, одноклассниками и т.д) ведет себя соответственно этими правилами. | — Да. — Да. — Да, поучим — Когда человек вежливый, воспитанный, не кричит, не дерется, не толкается, уступает место | |||
— Предлагаю посмотреть мультфильм (всем удобно сидеть, экран хорошо всем виден?). Смотрите внимательно, мы обязательно побеседуем потом. | Рассаживаются удобнее | |||
Основная часть | Изучение нового материала | 15 мин. | ||
Беседа «Культурное поведение – это…» + видео (Мультфильм про культурное поведение) | Смотрят видео, прерываясь на обсуждение. Формулируют вопросы, пытаются сами ответить на некоторые из них, слушают уточнения и комментарии воспитателя. Анализируют. | Коммун.УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение вести диалог на конструктивной основе Познав.УУД: умение работать с невербальными (визуальными) источниками; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; | ||
Моменты для обсуждения в процессе просмотра: | Корректируют с выводом «Потому что…»: | |||
Поведение на уроке. Толкнул, грубо ответил. У вас бывают такие ситуации. А как бы вежливые Мишуня и Поря вели себя? | Попросить подвинуться, Ответить вежливо, не перебивать. | |||
Чихнул. Что надо сказать? Почему? | Будь здоров. Потому что приятно слышать в свой адрес добрые пожелания. | |||
Поведение на улице, на дороге. | Не нарушать порядок и спокойствие других, соблюдать ПДД, не задирать никого. | |||
Сорока прилетела. Вежливо ее встретили? А в зеркало смотреться прилично на улице или в транспорте, причесываться, в наушниках сидеть? Почему? | Нет, по-хамски. Не культурные они, не вежливые. Надо было предложить отдохнуть с дороги, поинтересоваться, поздороваться. Нет, можно не услышать машину, если уши закрыты. | развитие логических действий (анализ, синтез, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Лич.УУД: смыслообразование(развитие познавательного инетерса) Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять заботливое отношение к одноклассникам; - проявлять внимание на протяжении всего занятия; - развивать доброжелательность по отношению к окружающим; - формировать готовность к сотрудничеству | ||
Почему Сорока отправила Мишуню и Порю? | Отомстила. Как аукнется – так и откликнется. | |||
Ежик помочь хотел. Как бы культурные дети ответили? | Сказал бы «Спасибо». | |||
«Надо придерживать ветки». Какие последствия у таких шалостей? | Травмы получили. | |||
Яблоко взял, а как бы вежливый повел себя? Кого в результате они наказали? | Угостил. Поделился. Себя. | |||
Если оба не знают дорогу, можно ли так спорить, к чему это приведет? | Заблудиться и погибнуть. Нужно держаться вместе и не ходить с незнакомыми. Соблюдать ОБЖ. | |||
«Эй ты» – к Белочке - культурное поведение? Захочется ей после такого обращения помогать Мишуне? А Поря хорошо с Муравьем разговаривает? А с Лягушкой? | Здравствуй, белочка, подскажи, пожалуйста. И приятно общаться, и симпатичный уже Мишуня. И Поря неправ. | |||
Белочка предупреждала – послушала Мишуня? А у вас бывает такое, что мама предупреждает, а ее не слушаетесь? | Да. | |||
Поря у пиратов. Можно разговаривать с незнакомыми? Мишуня в болоте. Правила этике. Как культурный человек себет себя в гостях? | Нет. Это опасно. Они его могут убить, съесть. Лягушки рассказывают. | |||
Ответьте на вопрос Змеи? | Угостили. Тапочки предложили. Обиделись бы на невежливость. | |||
Поведение за столом. У пиратов. | Приятного аппетита. Не отвлекаться, не разговаривать, не воровать еду, благодарить за угощение, что приготовили и накормили. | |||
Подлизы. Культурное поведение? А можно им верить? Почему подлиз не любят? Можно так раскидывать в лесу мусор? Не только потому что это засоряет лес. Кто знает, почему нельзя, например, жвачку выплевывать на улице или пластилин выкидывать? Потому что птички ее примут за хлеб и погибнут - клювик склеится. | Нет, это не искренне, это враки, а не вежливость. Они предатели. И трусливые. Мусор раскидывать нельзя, потому что это засоряет лес. | |||
Белочка: особенно, если они тебя вежливо попросят… Что могли после этих слов и после всех приключений почувствовать Поря и Мишуня? | Им стыдно стало. | Регулятивные: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль; - уметь оценивать правильность выполнения собственных действий; - осуществлять не только самоконтроль, но и взаимоконтроль; - понимать учебно-познавательную задачу и следовать ей до конца учебных действий; - настраиваться на успешную, плодотворную работу; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; - объективно оценивать результаты своей работы. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - ориентироваться в учебнике, бережно к нему относиться; - осознанно читать текст и строить ответы на вопросы. | ||
Есть у них друзья? Да. Не фальшивые подлизы, а настоящие? Почему Вы так решили? | Они их спасали, рисковали сами. Но могли обидеться и не спасать. | |||
Мультфильм закончился, и мы с вами теперь знаем, что культурное поведение – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. | ||||
Физкультминутка | — Молодцы. А теперь, чтобы и глазки отдохнули, и немножко переключиться, давайте сделаем зарядку и вспомним о приключениях Пори и Мишуни. Как они бегали, прятались. И повторим это в нашей физкультминутке! Согласны? | — Да. | 5 мин. | |
Встаньте, пожалуйста, рядом со своим местом и повторяйте упражнения за мной. Воспитатель показывает упражнение и комментирует, предлагает упражнения, напоминающие конкретные действия персонажей: | Дети повторяют упражнения: | |||
Поря и Мишуня идут и убегают. Аист идет. Лягушка прыгает. | Ходьба спокойным шагом (ходьба на месте, ходьба с заданием – косолапим, на пятках, на носках); бег. Прыжки. Приседания. | |||
От ветки уклонился. Крысы костер разводят, дрова собирают. | Наклоны корпуса | |||
Филин летит | Упражнения для рук. | |||
Змея | Упражнения для шеи. | |||
Мультяшки глазками хлопают. Удивляются. | Упражнения для глаз. | |||
МОЛОДЦЫ! | ||||
Заключительная часть (закрепление) | Дидактическая игра | 10 мин. | ||
А теперь проверим, как Вы запомнили, что такое культурное поведение. Мы уже знаем, что это и правила этикета, и правила вежливости, и бережное отношение к природе, и соблюдение ПДД. Предлагаю вам составить солнышко из вежливых картинок и слов. Воспитатель раздает всем карточки с частями слов, которые нужно собрать и прикрепить к солнышку на доске в виде лучей или (в виде фразы) | Собирают слова (фразу) и прикрепляют на доске (к солнышку). | Коммуникативные -умение высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других; - излагать свои мысли в устной форме. -вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы); - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | ||
Подведение итогов урока, рефлексия | 5 мин. | |||
Подведение итогов, рефлексия | Итак, что такое культура поведения? Нужна ли она нам? Для чего? Вы большие молодцы. Приятно было с вами работать. Спасибо за внимание и за работу! | Формулируют и обосновывают свою точку зрения: Правила поведения, чтобы никому не доставлять неприятностей, а наоборот, чтобы всем было и приятно, и удобно, и радостно, и хорошо. | Лич.УУД: — смыслообразование (установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КУЛЬТУРА — это создаваемые на протяжении всего существования человечества и признанные всеми материальные , духовные и социальные ценности, оказывающие влияние на жизнь каждого отдельного человека.
В переводе с санскрита « культура» обозначает «почитание света». И это действительно так: – культурный человек всегда стремится к прекрасному, самосовершенствуется, занимается саморазвитием; – культура развивает в человеке мышление и разум, – объединяет людей в культурное сообщество, воспитывает.
Санкт-Петербург – культурная столица России . Один из красивейших городов мира, который строили не только русские, но и французские, и итальянские архитекторы.
Они внесли в его облик частичку своей культуры, возможно потому Петербург так восхищает представителей всех культур и народов.
Музеи , театры, библиотеки Петербурга известны на весь мир.
Вот лишь некоторые из них:
Эрмитаж
Русский Музей
Мариинский театр
Филармония
В Санкт-Петербурге живут умные, начитанные и культурные люди!
15 апреля 1935 года в Вашингтоне был подписан договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (пакт Рериха)
Потому этот день и стали отмечать как Международный День культуры
Традиционно в этот день по всей планете, включая одну из самых культурных стран Россию
п роходят соответствующие мероприятия, посвященные этой теме: выставки, конференции, спектакли, концерты и пр.
Обязательный атрибут праздника — торжественный подъём Знамени Мира, автор которого наш соотечественник, художник Николай Рерих.
Знамя представляет собой белое полотнище с изображением трёх соприкасающихся кругов, символизирующих прошлое, настоящее и будущее.
Как называется эта картина ? Мона Лиза (Джоконда)
Кто автор картины « Мона Лиза»? Леонардо Да-Винчи
В каком музее находится картина Леонардо Да-Винчи « Мона Лиза»? Музей Лувр Париже
КУЛЬТУРНАЯ РАСКРАСКА
Молодцы! Поздравляем. С нашей презентацией вы стали намного культурнее!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
культура поведения
интересное занятие для первоклассников....
Родительское собрание на тему "Воспитание культуры поведения у младших школьников"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5487...
Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"
Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....
Программа по культуре поведения младших школьников.
Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...
Классный час "Культура поведения"
Как Тётушка Сова знакомила детей с правилами поведения. Помогают её Вредные советы Г. Остера, народная мудрость, сценка, показанная детьми. Учащиеся приходят к вывожу, что внешний вид, волшебные...
Беседа о культуре поведения "Правила, обязательные для всех".
Классный час о правилах общения; вежливом, внимательном и доброжелательном отношении к другим людям. В ходе беседы раскрываются правила вежливости, точности, деликатности....
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...