Программа курса внеурочной деятельности для 1-2 классов "Перекресток"
рабочая программа
Работа кружка рассчитана на 33часа в первом классе. 34 часа во втором классе. Занятия проходят в классе, на улице, в библиотеке с использованием наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vd_perekrestok.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.
Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что ежегодно на дорогах планеты погибает около 350 тысяч человек и 7 млн. получают ранения. В России эти цифры соответственно — 25—30 тысяч и 900 тысяч.
Считаю, что обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно–воспитательной работы в школе.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.
Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети.
Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.
Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат - сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Для создания условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности детей рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьного возраста.
Работа кружка рассчитана на 33часа в первом классе. 34 часа во втором классе. Занятия проходят в классе, на улице, в библиотеке с использованием наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения; учить уважать и соблюдать дорожные правила
- Формировать у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
- Прививать культуру безопасного поведения на дорогах, первичные навыки оказания первой медицинской помощи при ДТП.
- Обучать школьников правилам дорожного движения.
- Обеспечивать гармоничное эстетическое и физическое воспитания.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных чрезвычайныхситуаций;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде
всего образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний
о разных его сторонах и объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека,
его образования, труда и творчества;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.
С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий:
-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планированияразличных видов деятельности (репродуктивной, поисковой исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествования.
Результаты освоения программы:
Уровень подготовки детей первого года обучения:
Должны знать:
- Основные части улицы и дороги - проезжая часть, мостовая, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
- Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
- Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на них и безопасного ее перехода.
- Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
- Светофоры транспортные и пешеходные. Значение световых сигналов.
- Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам, сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках.
- Номер телефона служб «Скорая помощь» и МЧС.
- Где и как можно кататься на велосипеде.
Должны уметь:
- Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.
- Определять, где следует школьникам переходить улицу и дорогу.
- При необходимости, обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.
- Вызывать «Скорую помощь» или службу МЧС при ДТП.
- Подавать сигналы поворота правой и левой рукой при езде на велосипеде.
Уровень подготовки детей второго года обучения:
Должны знать:
- Наиболее характерные и частые ошибки поведения пешеходов на улицах и дорогах, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям.
- Названия, назначение дорожных знаков, изученных за два года обучения и места их установки.
- Дорожную разметку на улицах и дорогах, в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.
- Правила безопасного поведения школьников на городских улицах и загородных дорогах.
- Значения сигналов светофоров для транспорта и пешеходов.
- Значения сигналов регулировщиков для транспорта и пешеходов.
- Что такое перекресток, какие виды перекрестков есть в микрорайоне школы и населенного пункта.
- Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
- Виды травм, средства оказания первой медицинской помощи.
- Правила управления велосипедом.
Должны уметь:
- Самостоятельно определять места безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств.
- Определять для пешехода безопасное расстояние до движущихся транспортных средств.
- Вежливо и этично вести себя в общественном и личном транспорте.
- Оказывать элементарную медицинскую помощь пострадавшим в ДТП
- безопасно управлять велосипедом. .
Содержание программы
1. Вводное занятие (1 ч)
На первом вводном занятии ребята знакомятся с планами и работой кружка «Перекрёсток», узнают о правилах внутреннего распорядка, о правилах по технике безопасности занятий в кабинете, на учебной площадке, зале, во время экскурсий, при проведении мероприятий.
2. Дорожная азбука (7 ч)
Темы уроков:
- Улица. Тротуар. Проезжая часть. Перекресток.
- Почему на улице опасно? Дисциплина на улице - залог безопасного движения.
- Где и как надо переходить дорогу?
- Как нужно ходить по улицам группами,
- Особенности движения пешеходов по мокрой, скользкой дороге (дождь, гололед, снегопад).
- Наши друзья - дорожные знаки, светофор (светофор и его сигналы).
- Дорога - не место для игр.
- Встречи с инспектором ГИБДД.
Практические занятия - отработка безопасного движения на учебных планшетах и схемах микрорайона, маршруты передвижения группы или колонны школьников в театр, на экскурсию, в бассейн; тренировочные занятия с детьми на учебной площадке, отрабатывающие основные правила безопасного поведения на дороге; пешеходная прогулка с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекресток. Экскурсия с целью ознакомления - «Наш микрорайон».
3. Игра - дело серьезное (7 ч)
Все темы, для доступности и интереса юных кружковцев, преподносятся в виде игры. Знать правила дорожного движения - очень важно и серьезно, и чтобы занятия не сводились к изучению теории, зазубриванию дорожных знаков, ребятам предлагается поиграть в пешеходов, водителей, инспекторов, врачей, родителей.
Игры:
- «Занимательные эстафеты» (подвижная игра).
- «Злостный нарушитель ПДД и страж порядка» (сюжетно-ролевая игра).
- «Пешеход - водитель» (сюжетно-ролевая игра).
- Игра - аттракцион «Внимание, пешеход!».
- Настольные игры
- Имитационная игра «Автобусы».
- Игра «Заяц» (подвижная игра).
- Игра на внимание «Запомни сигналы регулировщика».
- Игра - экскурсия «Знающий пешеход».
- Игра на внимание «Огни светофора».
- Игра «Собери картинки» (игра на внимание).
- Игра - тренировка «Что можно и что нельзя».
- Игра «Эстафета автомобилей» (подвижная игра).
- «Поиски жезла» (игра на координацию движения).
4. Три волшебных цвета - красный, желтый, зеленый (5 ч)
Занятия по данной теме направлены на развитие творческих способностей детей.
- Конкурс рисунков и комиксов по ПДД (школьный, окружной, областной уровни)
- Оформление стенной газеты, уголка класса.
- Изготовление дорожных знаков.
- Выпуск буклетов для младших школьников
- Изготовление реквизита к выступлению агитбригады.
- Конкурс «Мои новые знаки».
- Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке по ПДД.
5. В гостях у доктора Айболита (3 ч)
- Рассматривание различных ситуаций ДТП.
- Что делать, если необходима помощь?
- Действия при ДТП.
- «Не навреди!» (что нельзя делать по отношению к пострадавшему в ДТП).
- Встреча с медицинским работником (практическое занятие).
6. Дарить радость людям (3 ч)
• «Дорожный этикет».
- Взаимопомощь (переведи через дорогу младшего, помоги пожилому).
- Шефская помощь (устная пропаганда ПДД среди воспитанников детских садов).
7. Праздник для всех - Мастерская ЮИДД (7 ч)
В связи с возрастными особенностями детей, а это любознательный и увлеченный возраст, самое большое количество часов отводится на праздники.
- Разучивание стихов, песен, загадок, басен о ПДД.
- Подготовка и проведение театрализованных праздников: «В королевстве дорожных знаков», «Знай правила движения, как таблицу умножения!», «Петя Светофоров в стране дорожных знаков».
- Проведение конкурсов, викторин, игровых программ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Тема занятия | Всего часов | Теоретическ. часов | Практическ. часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Дорожная азбука | 7 | 5 | 2 |
3 | Игра – дело серьезное | 7 | 1 | 6 |
4 | Три волшебных цвета – красный, жёлтый, зелёный. | 5 | - | 5 |
5 | В гостях у доктора Айболита | 3 | 2 | 1 |
6 | Дарить радость людям | 3 | 2 | 1 |
7 | Праздник для всех - Мастерская ЮИДД | 7 | 2 | 6 |
Итого: | 33 | 13 | 21 |
Второй год обучения
№ | Тема занятия | Всего часов | Теоретическ. часов | Практическ. часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Дорожная азбука | 7 | 5 | 2 |
3 | Игра – дело серьезное | 5 | - | 5 |
4 | Три волшебных цвета – красный, жёлтый, зелёный. | 5 | - | 5 |
5 | В гостях у доктора Айболита - первая медицинская помощь | 3 | 2 | 1 |
6 | Двухколёсный друг - велосипед | 3 | 2 | 1 |
7 | Праздник для всех - Мастерская ЮИДД | 10 | 2 | 8 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Литература.
- Методические рекомендаций для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрены Министерством образования РФ) / авт. кол. под рук. С. В. Барканова, О. А. Ни-коновой, -М., 2001.
- Азбука дороги. Книжка - картинка. - Ярославль, 1980.
- Аксонов, И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы / И. Я. Аксонов. - М.: Наука, 1985.
- Бойко, Е. И. Время реакции человека / Е. И- Бойко - М.: Медицина, 1984.
- Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся (12 плакатов)/ под ред. И.П. Ижевского, - М., Просвещение, 2007.
- Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004..
- Дети и дорога. Младший школьник на улице: методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. - М.: Информатик, 1994.
- Левитина, С. С. Можно ли управлять вниманием школьников? / С. С. Левитина. - М., 1998.
- Ковалько В.И. Игровой модульный крс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 класы. – М., ВАКО. 2006.
- Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2006
- Справочник классного руководителя: внеклассная работа школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е. Амелина.- М., Глобус, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»
Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...
Программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская деятельности"
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.Главная цель: выявление наиболее сп...
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»...