Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы». Разработка классного часа по теме: «История в лицах», по страницам электронной версии газеты «Республика Татарстан»
методическая разработка (4 класс)

Лихманова Надежда Владимировна

Разработка пресс-конференции по теме: "История в лицах", по страницам электронной версии газеты "Республика Татарстан" стала победителем муниципального этапа Международного конкурса методических разработок "Уроки Победы". Пресс-конференция основана на публикациях электронной версии республиканской газеты. Мероприятие включает в себя литературный монтаж о герое-земляке танкисте герое Советского Союза Семёне Коновалове, анонсы статей газеты из рубрики "История в лицах", исследовательскую работу ученицы, рассказывающую о семейных реликвиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Международный конкурс методических разработок

«Уроки Победы»

Разработка классного часа по теме:

«История в лицах»,

 по страницам электронной версии

 газеты «Республика Татарстан»

(номинация: «Лучший классный час»)

                                                   

                                                                   

 Разработала: Лихманова

Надежда Владимировна,

учитель начальных классов

                                                                                              МБОУ «СОШ №27» НМР РТ

г.Нижнекамск, 2019г.

Тема: «История в лицах», по страницам газеты «Республика Татарстан»

 Класс: рекомендуется для проведения в 4 классе

Цель: формирование чувства сопричастности с жизнью своего народа и Родины.

Задачи: 1) формирование ориентации в нравственном содержании поступков людей;

              2) регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

              3) побуждение к поиску информации о своих предках – участниках исторических событий.

Планируемы результаты мероприятия:

Личностные:

-устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

-познавательная мотивация учения.

Регулятивные:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового материала;

-планировать собственную деятельность.

Познавательные:

-находить нужную информацию, используя электронную версию газеты «РТ»;

-выделять существенную информацию из текстов, фильмов, бесед с родственниками, документов и пр.

Коммуникативные:

- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Форма проведения: пресс-конференция

Оборудование: проектор, электронная газета «Республика Татарстан», газетные статьи с сайта и из печатной версии газеты, стикеры с информацией с сайта, элементы одежды танкистов для инсценировки, музыкальное сопровождение.

План-конспект пресс-конференции:

I. Организационный момент. Целеполагание.

Учитель:  Какие две юбилейные даты будут отмечаться в 2020 году?

Ученики: 75 годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

100 лет образования нашей республики.

Учитель: В нашей республике с самого её основания (точнее с апреля 1917 года) издаётся газета, сейчас она называется «Республика Татарстан». В газете освещаются события, происходящие в  регионе, рассказывается о наших выдающихся земляках.

В настоящее время у газеты есть электронная версия: www/rt-online.ru

- Как мы можем использовать сегодня на уроке газету «Республика Татарстан»?

Ученики: Извлечь из неё информацию о Великой Отечественной войне.

Научиться использовать электронную версию газеты для поиска информации по теме.

Учитель: Это и есть цели нашего урока.

II. Работа со статьёй о Герое Советского Союза Семёне Коновалове.

Учитель: К Юбилею Победы в еженедельнике «РТ» открылась рубрика «История в лицах». В номере от 21 февраля 2019 года напечатана статья заслуженного работника культуры РТ и РФ Николая Сорокина.

№25 (28599) от 21.02.2019
Источник: 
http://rt-online.ru/newspaper-edition/25-28599/
© Газета Республика Татарстан

Статья называется «Конь ты мой стальной!» и рассказывает о Герое Советского Союза, нашем земляке Семёне Коновалове.

( На экране – страница с сайта www/rt-online.ru, где можно увидеть не только текстовый материал, но и фото героя, танк КВ, на таком сражался экипаж С.Коновалова и другие фотографии.)

Ребята нашего класса подготовили для вас литмонтаж на основе статьи Н.Сорокина. Внимание на сцену.

( Ученики 4 класса представляют статью в форме художественного чтения с элементами инсценировки, возможно использование формы, музыкальное сопровождение)

Литературный монтаж:

Ученик 1: Танк неожиданно чихнул, судорожно кашлянул, лениво замедлил ход, попробовал двигаться скачками, но вскоре вовсе застыл на месте. Командир экипажа лейтенант Коновалов уже по звуку двигателя определил масштабы беды, но спросил водителя: – Что случилось, Краснов?

Ученик 2:Топливная система барахлит, – застонал механик-водитель, будто его самого ранило.

Ученик 1: «Что же ты, наш конь, подводишь?..» – в свою очередь расстроился командир. Но внешне он оставался спокойным, не хотелось расстраивать ребят.

Ученик 3: В этот момент заверещала рация: – Внимание! Привал! – прозвучал в наушниках хриплый голос командира бригады Пушкина. Экипаж, не дожидаясь приказа, приступил к ремонту машины.

Ученик 1: Коновалов спешно выбрался из люка: нужно о поломке доложить комбригу. Он вкратце описал полковнику ситуацию: – Пробило кран подачи топлива, ремонтируем своими силами. Справимся за пару часов, потом догоним колонну.

Ученик 4: Не спеши, Семён, – полковник Пушкин был чем-то озадачен. Он помолчал недолго, потом, положив руку на плечо Коновалова, заговорил как-то подавленно, даже извиняющимся тоном. – Получена шифрограмма. Нас преследует танковая дивизия противника. Принимать бой на этом узком участке невыгодно. Мы должны оторваться от фашистов. За двадцать километров отсюда пригорок. Там и примем бой. А ты, раз уж так, со своими хлопцами попридержи фашистов… Немного… Ну хотя бы на часок. Прошу, Семён, надо.

Ученик 1: Есть! Не подведём, товарищ полковник, – глуховатым голосом ответил лейтенант.

Ученик 2: Они не по военному, как родные братья, обнялись, оба понимая: приказ был откровенно ясен – стоять насмерть. Неподвижный танк – прекрасная для врага мишень. Коновалов поспешил к своему «коняге» КВ-1, названному так, кстати, в честь маршала Климента Ворошилова, заядлого конника.

Ученик 3: Час не прошёл, ребята справились с поломкой. Танк ожил. Мы свернули с большака и спустились в лощину. Будто сам Бог нам подготовил защиту: склоны хорошо укрывали машину до самой башни. Дорога мимо нас одна, кругом овраги и топи.

Ученик 4: Вскоре услышали гул моторов. Он нарастал. Сначала на проселочной дороге показались две немецкие бронемашины. От наших первых выстрелов они загорелись.

Ученик 1: Не успели мы передохнуть, как вдали из-за гребня выползли вражеские танки. Фашистская лавина уверенно надвигалась на нас. Жутко, но бояться некогда. Открыли прицельный огонь.

Ученик 2: Первым задымил головной танк. Потом второй, третий, четвёртый… Горящие машины запрудили проход, а развернуться некуда, кругом топкие берега реки и болота.

Ученик 3: Фашисты, застигнутые врасплох, открывали беспорядочную стрельбу… Они, похоже, решили, что их встретила целая армада наших танков.

Ученик 1: А Коновалов, окрылённый первым успехом, применяет солдатскую смекалку. По его приказу сорокапятитонная махина, словно мячик, катается по лощине. После точных выстрелов экипаж быстро меняет позицию, кружится по низине, будто танцует.

Ученик 4: Танкисты, как только занимают новую позицию, выбегают из машины и укрывают её прошлогодней травой, ветками, землей. К тому же почву вокруг своего спасителя поливают водой из речки, чтобы при выстрелах пыль не поднималась, предательски раскрывая маскировку.

 Ученик 2: Уже не помним, сколько атак немцев отразили. К вечеру противник вовсе озверел: прицельным огнём сбил правую гусеницу нашего КВ, потом другую. Третий снаряд сбил башню. Убило водителя, радиста и заряжающего.

Ученик 1: Даю остальным команду: срочно покинуть машину. Только выползли из нижнего люка, снаряд развалил наш танк. Фашисты продолжают его добивать… «Прощайте, товарищи… Прощай, мой конь стальной!»

Ученик 3: Через сутки на место боя прибыли разведчики, направленные полковником Пушкиным, и поразились увиденному. Они насчитали на поле боя девятнадцать разбитых фашистских танков и две бронемашины. А в середине лощины покоился истерзанный КВ-1 Коновалова.

Ученик 4: Вместе с похоронками на членов экипажа полковник направил рапорт: «Лейтенанта Коновалова представить к званию Героя Советского Союза, посмертно…

Ученик 1: Защищая нашу Родину от немецких захватчиков, лейтенант Коновалов проявил мужество, непоколебимую стойкость, беззаветный героизм», – написал он в наградном листе.

Учитель: Но нет, ребята, не погиб в том бою наш земляк Семён Коновалов. И ещё не один подвиг совершил в боях, дошёл до Берлина.

- Что вы узнали о герое-земляке Семёне Коновалове? Что вас восхитило, удивило, порадовало?

О дальнейшей судьбе героя-земляка вы можете узнать, дочитав статью в интернете. (Даётся название сайта и номер газеты: www/rt-online.ru, статья от 21 февраля 2019 года)

 Для тех, кто любит читать на бумажных носителях на сайте есть функция – распечатать. Я принесла в класс несколько распечаток и могу с вами поделиться.

- Прошу вас узнать о судьбе Семёна Васильевича и рассказать об этом в дома и в школе.

III. Просмотр фрагмента из художественного фильма «Несокрушимый»

Учитель: Кто из вас смотрел художественный фильм «Несокрушимый»?

Ученик 1: Сотни тысяч россиян посмотрели новый фильм «Несокрушимый», снятый режиссером Константином Максимовым. Главным героем картины является Семён Васильевич Коновалов.

Ученик 2: Предлагаем вашему вниманию посмотреть отрывок из кинофильма, где Коновалов, захватив вражеский танк, возвращается к своим. Какой была эта встреча. Внимание на экран.

Учитель: Какие впечатления произвёл на вас сюжет кинофильма? Какие эмоции вы испытали?

IV. Обзор других статей из рубрики «Никто не забыт» в электронной версии газеты «Республика Татарстан»

Учитель: Многие наши ребята уже воспользовались интернетом и познакомились с судьбами других наших земляков – героев тех страшных и славных дней. Сейчас они сделают обзор некоторых статей.

(Далее подготовленные ученики  работают в парах: один из них находит необходимый номер газеты и выводит информацию на экран, второй – кратко анонсирует статью. Затем они предлагают одноклассникам стикеры со ссылкой на сайт, номером газеты и названием статьи.

Так, могут быть представлены следующие материалы:

Антон Шабардин «Бомбил Берлин и ковал ядерный щит»№102 (28676) от 18.07.2019
Источник: 
http://rt-online.ru/newspaper-edition/102-28676/
© Газета Республика Татарстан

Анонс: 22 июля, ровно через месяц после начала войны, немецкая авиация устроила первый массированный налёт на Москву. «Уничтоженная», по мнению германских идеологов, советская авиация не только успешно отразила налёт, но и предприняла ответные меры. Одним из тех, кто уже в 1941 году бомбил Берлин, был Михаил Симонов, герой войны и легендарный лётчик-испытатель Казанского авиационного завода.

Евгений панов, полковник в отставке «Татарка в танковом шлемофоне»

№62 (28444) от 04.05.2018
Источник: 
http://rt-online.ru/newspaper-edition/62-28444/
© Газета Республика Татарстан

Анонс: В Великую Отечественную войну в танковых войсках широкую известность приобрела Александра Григорьевна Самусенко (1922–1945 гг.). О ней писали фронтовые и армейские газеты. Участница Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года, Курской битвы, дошла до Берлина. Ее имя окутано легендами и фронтовыми байками. Воспоминания ее родственников и фронтовиков, рассекреченные недавно документы помогли рассказать о простой и светлой жизни татарской девушки без небылиц и недостоверных фактов.

Антон Шабардин «Стратегическая авиация родилась в Казани»

№33 (28607) от 07.03.2019

Источник: 
http://rt-online.ru/newspaper-edition/33-28607/
© Газета Республика Татарстан

Анонс: Мемуары знаменитого лётчика-испытателя и наставника первого отряда космонавтов Героя Советского Союза Марка Галлая получили неожиданное прочтение. Оказалось, что многие люди и события, описанные в его книге «Испытано в небе», напрямую связаны с казанским заводом, поставившим «на крыло» отечественную стратегическую авиацию.

Антон Шабардин «Он открыл реактивную эру»

№145 (28719) от 03.10.2019

Источник: 
http://rt-online.ru/newspaper-edition/145-28719/
© Газета Республика Татарстан

Анонс: С лётчиком-испытателем Александром Васильченко обретали крылья самые знаменитые советские самолёты сороковых-пятидесятых годов. Он летал с Королёвым и испытывал лучшие машины Туполева.

( Кроме стикеров предлагаются также распечатанные с сайта статьи)

Учитель: Прошу вас вместе с родителями узнать о судьбах этих выдающихся людей и рассказать об этом в школе.

V. Рефлексия.

Учитель: В нашей огромной стране нет семьи, которая бы не пострадала от войны. Кто из вас знает о своём прадедушке – войне Великой Отечественной?

Ученики дают развёрнутые ответы из 2-3 предложений.

- Нужно знать не только своих героев-земляков, но обязательно нужно расспросить родителей о героях-родственниках.

VI. Творческое домашнее задание.

Учитель: Ежегодно в нашей республике проводится конференция исследовательских и краеведческих работ «Жить, помня о корнях своих». Цель её: привлечение детей к изучению истории родного края, города, школы и семьи.

Предлагаю вам познакомится с работой лауреата конференции 2017г. в номинации «Семейная реликвия», ученицы нашей школы Лихмановой Марии.

(Далее ученица, ставшая лауреатом названной конференции, Лихманова Мария представляет свою работу. Она показывает ребятам свою семейную реликвию: похоронку на прадеда Соловьёва Семёна и его единственное уцелевшее письмо с фронта)

Мария: В нашей огромной стране нет семьи, которая бы не пострадала от войны. Не является исключением и наша семья  Лихмановых.

Сведения о погибших наших дедах хранятся в «Книге памяти» Самарской области Российской Федерации.  В ней мы читаем строчки: родился, был призван, погиб. За каждой такой записью судьбы целой семьи.

Вот запись о Соловьёве Семёне Петрович. Это прадедушка моей мамы.

        Когда началась война, было Семёну Петровичу без малого 40 лет. Любил он работать, с людьми умел ладить, уважали его, потому и выбрали председателем колхоза села Озерки Самарской области.

Дома у председателя трое детей мал мала меньше: старшей девочке -12 лет. Это моя будущая прабабушка Надя. Жить бы да радоваться – а тут война.

Забрали Семёна Петровича в самом начале войны. И больше его не видели, только прислали похоронку: рядовой.., погиб 8 сентября 1943 года. Похоронен  в деревне Зыково Орловской области. Его письмо и похоронка до сих пор хранятся у нас как семейная реликвия.

Прабабушка вспоминала, что похоронки приходили в деревню каждый день. Вой стоял не смолкающий, тяжкий. Похоронку на отца потеряли, и уже через много лет после войны захотелось прабабушке, ещё молодой тогда женщине, потерявшей отца в 14 лет, захотелось к отцу на могилку съездить, разыскать или село то, или братскую могилку, место, где отец сложил свою голову в боях за Родину. Написала она в Челно-вершинский районный военный комиссариат, откуда был призван на фронт красноармеец Соловьёв Семён Петрович. Ей пришла похоронка-дубликат. И всплыли прежние чувства, нахлынули волной воспоминания, прежняя боль подступила слезами к горлу. Потом писала она в Орловскую область, в указанную в похоронке деревню Зыково. Но пришёл ответ, что такой деревни нет и никогда не было в Орловщине. Так и не пришлось поклониться дорогому человеку.

Ещё есть у нас единственное оставшееся письмо от Соловьёва Семёна Петровича, адресованное близким. От времени многое невозможно разобрать, но из того что сохранила бумага, мы узнаём,  о чём он пишет. Пишет,  может быть сидя в землянке и кутаясь в шинель при свете керосинки, может быть в окопе перед боем, привалившись плечом к мёрзлой земле. Сначала здоровается с домашними и передаёт приветствие всем знакомым, с которыми вместе, наверное, не раз было прочитано это письмо. Затем отвечает на слова жены: «Ты пишешь, Окуля, что вы брошены на произвол судьбы. Ну что же поделаешь, приходится все трудности переживать». Далее он просит её проявлять мужество, не падать духом. Описывает зверства фашистов на окупированных территориях, видимо, чтобы показать, что им там в глубоком тылу (в Самарской области) жить можно. Это не под фрицем! Далее он подробно описывает,  кому из детей какую одежду и обувь можно перешить или подлатать из его Семёна вещей, оставшихся дома. Это поражает! Он там, на фронте, ходя под пулями, не раз глядя смерти в лицо, думает о том,  что из его вещей можно перешить детям! Мысленно перебирает эти вещи и, вероятно, вспоминает картины своей мирной довоенной жизни. И теперь примеряет их на своих девочек 5, 12 и 14 лет. Представляет,  как они оденут их: «Лишь бы тепло было!»  Сколько любви и нежности в этих простых советах жене, письмах с фронта.

Далее идут наставления девочкам: «Хотя дочь ты пиши письма чаще. Я буду знать как вы живёте, как хлебаете молочко и поминаете меня, и как дочка Клавдя учится, а Тая чай рвёт тетрадки и просит картошки».

Подпись и дата: 2.04.43

Мама не может удержаться от слёз, читая это письмо. Такое удивительно спокойное и мирное,  в такое страшное время!

Пусть не только «Книги памяти», но и наша живая память хранит долго и бережно память о наших дедах, отдавших жизнь в боях за Родину. А нам нужно быть достойными этого подвига!

VII. Итог пресс-конференции.

Учитель: Думаю, сегодня каждый, придя домой, постарается узнать о стойких и преданных своей родине людях: своих земляках и близких.

Хочется закончить словами из конофильма «Несокрушимый»:

«Кто может заставить человека идти в бой на одном танке против десятков вражеских, рисковать своей жизнью? Люди шли отдавать жизнь добровольно. Это святая правда, нельзя это забывать».

Нельзя забывать! Они воевали. Самоотверженно. Ничего не прося взамен. Долг наш, ныне живущих, помнить о них!

(Под музыку военных лет ребята подходят к столу, где разложены стикеры с информацией о статьях в электронной форме, а также могут взять статьи распечатанные или вырезанные из газеты «Республика Татарстан»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"

Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...

Разработка классного часа на тему: "Олимпийские игры. История и современность".

Материал данной разработки может быть использован как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории, кубановедения....

Городской конкурс методических разработок «Уроки Победы» номинация "Лучший урок русского языка"

Задачи: прививать любовь к Родине; воспитывать чувство патриотизма.Цель: продолжить знакомить учащихся с письмом как видом письменного общения; обобщить и углубить знания об особенностях текста письма...

Приказ об итогах регионального этапа Международного конкурса методических разработок Уроки Победы

Приказ об итогах регионального этапа Международного конкурса методических разработок "Уроки Победы"...

Методическая разработка классного часа по теме "День Победы"

Данная методическая разработка предназначена для учителей, осуществляющих обучение детей с интеллектуальными нарушениями....

Разработка классного часа на тему "Уроки Победы"

Классный час "Уроки Победы" направлен на воспитание патриотиотизма младших школьников и  способствует развитию детей по теме "Великая Отечественная война"....