Городской конкурс методических разработок «Уроки Победы» номинация "Лучший урок русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Задачи: прививать любовь к Родине; воспитывать чувство патриотизма.
Цель: продолжить знакомить учащихся с письмом как видом письменного общения; обобщить и углубить знания об особенностях текста письма; формировать умения писать письма; воспитать культуру письменного общения. познакомить детей со структурными компонентами письма, понятием «обращение» и со способом его оформления на письме; уточнить представления детей о значении писем для человека в общении, развивать умение писать письма, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи детей,
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки письма, план письма. Видеосюжет «Блокада Ленинграда глазами детей. К Всероссийскому Уроку Памяти «Блокадный хлеб» 2020 год».
Тип урока: урок открытия и совершенствования новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pobedy.doc | 346.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Школа №4" г. Ачинска
Красноярского края
Городской конкурс методических разработок
«Уроки Победы»
Лучший урок русского языка
Тема
(Письмо ровеснику в блокадный Ленинград.)
Неборачко Евгения Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Школа №4» г.Ачинска,
Zhenya_nebo89@mail.ru,
89232889827
С условиями Конкурса ознакомлен (-а) и согласен(-а). Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целях и без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении методических мероприятий, конференций, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.
Ачинск, 2020
ТЕМА УРОКА: Письмо ровеснику в блокадный Ленинград.
Задачи: прививать любовь к Родине; воспитывать чувство патриотизма.
Цель: продолжить знакомить учащихся с письмом как видом письменного общения; обобщить и углубить знания об особенностях текста письма; формировать умения писать письма; воспитать культуру письменного общения. познакомить детей со структурными компонентами письма, понятием «обращение» и со способом его оформления на письме; уточнить представления детей о значении писем для человека в общении, развивать умение писать письма, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи детей,
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки письма, план письма. Видеосюжет «Блокада Ленинграда глазами детей. К Всероссийскому Уроку Памяти «Блокадный хлеб» 2020 год».
Тип урока: урок открытия и совершенствования новых знаний.
Вид урока: урок – практикум.
Личностные результаты:
Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, а так же доброжелательность, доверие, внимательность.
Метапредметные: развивают навыки слушания, аналитической работы с текстом; умения отвечать на проблемные вопросы, повышают историческую грамотность. Умение создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдая в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила.
Предметные: повысить интерес к эпистолярному жанру, обратить внимание учащихся на ценности родного языка, развить умение отличать письма письма-пожелания, письма-поздравления, письма-информации.
Список литературы:
1. Учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 3 класса, изд. «Дрофа», 2009 год
2. О. И. Босая «Поурочные планы по учебнику Рамзаевой», Волгоград, 2002г.
3. О. Д. Дмитриева, Е. П. Фефилова «Поурочные разработки по русскому языку», «ВАКО», Москва, 2004год.
Ход урока:
…Помните!
Какою ценой
Завоёвано счастье,-
Пожалуйста,
Помните!
Р. Рождественский.
В тот далёкий солнечный, теплый летний день 22 июня 1942 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что их приятные хлопоты и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово - война.
Приложение 1
Видеосюжет «Блокада Ленинграда глазами детей. К Всероссийскому Уроку Памяти "Блокадный хлеб" 2020 год».
- Ребята, что вы видите у меня в руках? (Письмо)
- О чём пишут в письмах?
А теперь у меня в руках совсем необычное письмо (Военный треугольник). Может быть, кто-то из вас знает, о каком периоде в истории нам говорит это письмо?
Во время Великой Отечественной войны из-за нехватки конвертов, солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получился треугольник. Эти письма писали солдаты в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. Читаешь эти письма - и встают перед твоими глазами дороги, размытые дождями, слышишь, как рычат танки. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты.
- Как вы думаете, имели ли какое - то значение письма для солдат и офицеров, сражающихся на фронте?
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма.
- Я предлагаю написать письмо детям в блокадный Ленинград.
Письма бывают разные: письма-пожелания, письма-поздравления, письма-информации (сообщение).
Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.
- Я прочитаю несколько писем, а вы попробуйте определить, что это за письма.
1) Письмо-информация.
Бабуля, здравствуй! Не грусти. Конфеты кончились, учти. Я сделала лук. Носки сушу. Два дня письмо тебе пишу. А у меня большое горе – пропали шорты на заборе. Здесь скучно. Я в поход ходил. Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл. |
2) Письмо-поздравление.
С днём рождения, мои дорогие близнецы! Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде. Любящий вас дедушка Коля. |
3) Письмо-пожелание.
Дорогие дети! От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны. М. Горький. |
Получателя письма называют адресатом.
Адресат – от немецкого слова «адрес». При написании писем отправителем и получателем соблюдается выработанный веками порядок.
Письма нужно писать разборчиво, чётко, на аккуратном листе бумаги. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие и с рисунком. Многие дети любят рисовать в своих письмах.
Корней Иванович Чуковский любил писать «разноцветными строчками». Для этого он брал цветные фломастеры и особо важные места писал ими.
Когда у космонавтов, которые долго находятся в полёте, спрашивали, что им было приятнее всего получать с Земли, они отвечали: «Письма».
Большую роль письма сыграли в годы Великой Отечественной войны. Во многих семьях и сейчас хранятся фронтовые письма, которые присылали с фронта отцы и братья. Они писали, что вернутся домой с победой.
Физкультминутка.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – будь здоров!
Подготовительная работа. Работа в группах.
- А теперь рассмотрим, как надо размещать текст письма на листе бумаги? Письмо не пишется сплошным текстом. В нём выделяется обращение, подпись. В тексте может быть много абзацев.
Карточка 1
Приветствие (Здравствуй, Таня! Добрый день. Дорогой дедушка! Милая мамочка!) Рассказ о своей жизни, о каких-то событиях. Прощание (До свидания. Всего доброго! Счастливо! До скорой встречи! Подпись (Маша, твоя бабушка) | - Письмо, как и любой другой текст, имеет 3 части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи диалоговые формы общения: приветствие, обращение, прощание. - Что включает в себя начало? (обращение, приветствие) - О чём говорится в основной части? (в основной части пишется о себе, о своей жизни, сообщаются новости) - Как завершается письмо? (подписью) |
Орфографическая подготовка. Работа в парах.
Писать письма нужно правильно, без ошибок. Исправьте ошибки в письме.
Карточка 2
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания: Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. - Послушайте, что ответила ему Маша: Ваня, здравствуй! Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам внимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. разве седые волосы лучше твоих чёрных? Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его? |
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чём же его ошибки.
Физкультминутка.
Тихо сели, ноги вместе.
Руки полочкой на месте.
Открываем мы тетрадь,
Начинаем мы писать.
Написание письма.
- В своём письме-сочинении попробуйте рассказать о чём-нибудь интересном, что случилось с вами.
Рефлексия
- Что понравилось на уроке? Что запомнилось? Какие эмоции вы испытали на этом уроке – положительные или отрицательные?
Домашнее задание.
Оформите своё письмо на отдельной бумаге. Письмо должно быть составлено согласно плану и состоять не менее чем из 10 предложений. Спасибо за урок!
Список используемых источников.
1. Г.Т. Алифонова. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет».Санкт-Петербург. «Паритет». 2005 год.
2. Был город – фронт , была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/Сост. Д.Б. Колпакова, В.Н.Суслов. –Л.: Дет. Лит., 1984.
3. Ю. Воронов. Книга стихов «Блокада». Лениздат. 1985 год.
4. Великая Отечественная война. 1941-1945.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- 512с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом победителя Всероссийского профессионального конкурса методических разработок "Методический сундучок"
С 01 октября по 30 ноября 2014 года проходил Всероссийский профессиональный конкурс методических разработок "Методический сундучок" в номинации "Конспект урока" 3 место...
Районный конкурс методических разработок «Новые образовательные стандарты: первые итоги, творческие поиски, методические находки», проект: «Учебный кабинет – средство мотивации к учебной деятельности младшего школьника»
Материалы для конкурса...
Разработка урока в 4 классе по теме "Wild about animals" Районный конкурс методических разработок. 2018-2019 учебный год.
Разработка урока в 4 классе по теме "Wild about animals" Районный конкурс методических разработок. 2018-2019 учебный год....
Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы». Разработка классного часа по теме: «История в лицах», по страницам электронной версии газеты «Республика Татарстан»
Разработка пресс-конференции по теме: "История в лицах", по страницам электронной версии газеты "Республика Татарстан" стала победителем муниципального этапа Международного конкурс...
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Направленность: «Мой лучший урок в системе воспитания школы»).
Урок окружающего мира был проведен в третьем классе по теме «Природа в опасности. Охрана природы». Урок был направлен на воспитание способности воспринимать, чувствовать и правильно понима...
Приказ об итогах регионального этапа Международного конкурса методических разработок Уроки Победы
Приказ об итогах регионального этапа Международного конкурса методических разработок "Уроки Победы"...
Диплом 3 место в районном конкурсе методических разработок экологической направленности в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)»
Диплом 3 место в районном конкурсе методических разработок экологической направленности в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)»...