Городской конкурс методических разработок «Уроки Победы» номинация "Лучший урок русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Неборачко Евгения Александровна

Задачи: прививать любовь к Родине; воспитывать чувство патриотизма.

Цель: продолжить знакомить учащихся с письмом как видом письменного общения; обобщить и углубить знания об особенностях текста письма; формировать умения писать письма; воспитать культуру письменного общения. познакомить детей со структурными компонентами письма,  понятием  «обращение» и со способом его оформления на письме; уточнить представления детей о значении писем для человека в общении, развивать умение писать письма, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи детей,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  карточки письма, план письма. Видеосюжет «Блокада Ленинграда глазами детей. К Всероссийскому Уроку Памяти «Блокадный хлеб» 2020 год».

Тип урока: урок открытия и совершенствования новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pobedy.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Школа №4"  г.  Ачинска

 Красноярского края

Городской конкурс методических разработок

«Уроки Победы»


                                Лучший урок русского языка

Тема

(Письмо ровеснику в блокадный Ленинград.)

                                                         Неборачко Евгения Александровна,

                                                                                   учитель начальных классов,

                                                            МБОУ «Школа №4» г.Ачинска,

 Zhenya_nebo89@mail.ru,

 89232889827
 

С условиями Конкурса ознакомлен (-а) и согласен(-а). Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целях и без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении методических мероприятий, конференций, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.

Ачинск, 2020

ТЕМА УРОКА: Письмо ровеснику в блокадный Ленинград.

Задачи: прививать любовь к Родине; воспитывать чувство патриотизма.

Цель: продолжить знакомить учащихся с письмом как видом письменного общения; обобщить и углубить знания об особенностях текста письма; формировать умения писать письма; воспитать культуру письменного общения. познакомить детей со структурными компонентами письма,  понятием  «обращение» и со способом его оформления на письме; уточнить представления детей о значении писем для человека в общении, развивать умение писать письма, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи детей,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  карточки письма, план письма. Видеосюжет «Блокада Ленинграда глазами детей. К Всероссийскому Уроку Памяти «Блокадный хлеб» 2020 год».

Тип урока: урок открытия и совершенствования новых знаний.

Вид   урока: урок – практикум.

Личностные результаты:

Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, а так же доброжелательность, доверие, внимательность.

Метапредметные: развивают навыки слушания, аналитической работы с текстом; умения отвечать на проблемные вопросы, повышают историческую грамотность. Умение создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдая в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила.

Предметные: повысить интерес к эпистолярному жанру, обратить внимание учащихся на ценности родного языка, развить умение отличать письма письма-пожелания, письма-поздравления, письма-информации.

Список литературы:

1. Учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 3 класса, изд. «Дрофа», 2009 год

2. О. И. Босая «Поурочные планы по учебнику Рамзаевой», Волгоград, 2002г.

3. О. Д. Дмитриева, Е. П. Фефилова «Поурочные разработки по русскому языку», «ВАКО», Москва, 2004год.

Ход урока:

Помните!

Какою ценой

Завоёвано счастье,-

Пожалуйста,

Помните!

Р. Рождественский.

В тот далёкий солнечный, теплый летний день 22 июня 1942 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что их приятные хлопоты и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово - война.

Приложение 1

Видеосюжет «Блокада Ленинграда глазами детей. К Всероссийскому Уроку Памяти "Блокадный хлеб" 2020 год».

- Ребята, что вы видите у меня в руках? (Письмо)

- О чём пишут в письмах?

А теперь у меня в руках совсем необычное письмо (Военный треугольник). Может быть, кто-то из вас знает, о каком периоде в истории нам говорит это письмо?

Во время Великой Отечественной войны из-за нехватки конвертов, солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получился треугольник. Эти письма писали солдаты в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. Читаешь эти письма - и встают перед твоими глазами дороги, размытые дождями, слышишь, как рычат танки. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты.

- Как вы думаете, имели ли какое - то значение письма для солдат и офицеров, сражающихся на фронте?

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма.

- Я предлагаю написать письмо детям в блокадный Ленинград.

Письма бывают разные: письма-пожелания, письма-поздравления, письма-информации (сообщение).

Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.

- Я прочитаю несколько писем, а вы попробуйте определить, что это за письма.

1) Письмо-информация.

Бабуля, здравствуй!

Не грусти. Конфеты кончились, учти. Я сделала лук. Носки сушу. Два дня письмо тебе пишу. А у меня большое горе – пропали шорты на заборе. Здесь скучно. Я в поход ходил. Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

2) Письмо-поздравление.

С днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

Любящий вас дедушка Коля.

3) Письмо-пожелание.

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький.

Получателя письма называют адресатом.

Адресат – от немецкого слова «адрес». При написании писем отправителем и получателем соблюдается выработанный веками порядок.

Письма нужно писать разборчиво, чётко, на аккуратном листе бумаги. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие и с рисунком. Многие дети любят рисовать в своих письмах.

Корней Иванович Чуковский любил писать «разноцветными строчками». Для этого он брал цветные фломастеры и особо важные места писал ими.

Когда у космонавтов, которые долго находятся в полёте, спрашивали, что им было приятнее всего получать с Земли, они отвечали: «Письма».

Большую роль письма сыграли в годы Великой Отечественной войны. Во многих семьях и сейчас хранятся фронтовые письма, которые присылали с фронта отцы и братья. Они писали, что вернутся домой с победой.

Физкультминутка.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движения

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно.

Ну а дальше – будь здоров!

Подготовительная работа. Работа в группах.

- А теперь рассмотрим, как надо размещать текст письма на листе бумаги? Письмо не пишется сплошным текстом. В нём выделяется обращение, подпись. В тексте может быть много абзацев.

Карточка 1

Приветствие

(Здравствуй, Таня! Добрый день. Дорогой дедушка! Милая мамочка!)

Рассказ о своей жизни, о каких-то событиях.

Прощание

(До свидания. Всего доброго! Счастливо! До скорой встречи!

Подпись

(Маша, твоя бабушка)

- Письмо, как и любой другой текст, имеет 3 части: начало (зачин), основную часть и концовку.

Но обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи диалоговые формы общения: приветствие, обращение, прощание.

- Что включает в себя начало?

(обращение, приветствие)

- О чём говорится в основной части?

(в основной части пишется о себе, о своей жизни, сообщаются новости)

- Как завершается письмо?

(подписью)

Орфографическая подготовка. Работа в парах.

Писать письма нужно правильно, без ошибок. Исправьте ошибки в письме.

Карточка 2

Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания:

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок.

Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой.

Я уже обижал лиса.

- Послушайте, что ответила ему Маша:

Ваня, здравствуй!

Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам внимательнее и ответь мне на несколько вопросов.

Как же ты будешь развеваться, ведь ты не флаг?

Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?

И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?

Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. разве седые волосы лучше твоих чёрных?

Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?

И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чём же его ошибки.

Физкультминутка.

Тихо сели, ноги вместе.

Руки полочкой на месте.

Открываем мы тетрадь,

Начинаем мы писать.

Написание письма.

- В своём письме-сочинении попробуйте рассказать о чём-нибудь интересном, что случилось с вами.

Рефлексия

- Что понравилось на уроке? Что запомнилось? Какие эмоции вы испытали на этом уроке – положительные или отрицательные?

Домашнее задание.

Оформите своё письмо на отдельной бумаге. Письмо должно быть составлено согласно плану и состоять не менее чем из 10 предложений. Спасибо за урок!

Список используемых источников.

1.  Г.Т. Алифонова. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет».Санкт-Петербург. «Паритет». 2005 год.

2. Был город – фронт , была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/Сост. Д.Б. Колпакова, В.Н.Суслов. –Л.: Дет. Лит., 1984.

3. Ю. Воронов. Книга стихов «Блокада». Лениздат. 1985 год.

4. Великая Отечественная война. 1941-1945.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- 512с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом победителя Всероссийского профессионального конкурса методических разработок "Методический сундучок"

С 01 октября по 30 ноября 2014 года проходил Всероссийский профессиональный  конкурс   методических разработок "Методический сундучок" в номинации "Конспект урока"  3 место...

Разработка урока в 4 классе по теме "Wild about animals" Районный конкурс методических разработок. 2018-2019 учебный год.

Разработка урока в 4 классе по теме "Wild about animals"  Районный конкурс методических разработок. 2018-2019 учебный год....

Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы». Разработка классного часа по теме: «История в лицах», по страницам электронной версии газеты «Республика Татарстан»

Разработка пресс-конференции по теме: "История в лицах", по страницам электронной версии газеты "Республика Татарстан" стала победителем муниципального этапа Международного конкурс...

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Направленность: «Мой лучший урок в системе воспитания школы»).

Урок окружающего мира был проведен в третьем классе по теме «Природа в опасности. Охрана природы». Урок был направлен на воспитание способности воспринимать, чувствовать и правильно понима...

Приказ об итогах регионального этапа Международного конкурса методических разработок Уроки Победы

Приказ об итогах регионального этапа Международного конкурса методических разработок "Уроки Победы"...

Диплом 3 место в районном конкурсе методических разработок экологической направленности в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)»

Диплом 3 место в районном конкурсе методических разработок экологической направленности в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)»...

Школьный социальный проект "Школы-побратимы", работа победитель регионального этапа конкурса методических разработок "Уроки Победы" в Смоленской области

Методическая разработка школьного социального проекта "Школы-побратимы". Первое место в региональном этапе областного конкурса "Уроки Победы" в номинации "Лучший школьный соци...