Классный час "Волшебный мир театра"
методическая разработка (2 класс)

Мощенко Марина Николаевна

Дать понятие «пантомимы», мима в театре, определить роль и место пантомимы в театральном искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mir_teatra_moy.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная  школа№1»

с.Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края

     Классный час

  Тема :  «Волшебный

              мир театра»

Подготовила :

                         учитель начальных классов

                                       Мощенко М.Н.

2019 год

Тема: « Волшебный мир театра».

Цель :  Дать понятие «пантомимы», мима в театре, определить роль и место пантомимы в театральном искусстве.

Задачи .

-Познакомить с исполнителями пантомимы (мимами),раскрыть особенности исполнения пантомимы;

- научить владеть своим телом;

-воспитывать  любовь и интерес к театральной деятельности;

-воспитывать культуру поведения, как исполнителя, так и зрителя.

 Обучающие:   ознакомление с работой художника при создании масок; обучение приемам конструирования маски из бумаги.

Развивающие: развитие знаний о театре как искусстве; знакомство с основными понятиями и терминологией зрелищных искусств; развитие творческих  способностей при создании пантомимы.

 Предметные УУД: видеть и называть используемые жесты, понимать и давать характеристику  увиденной мимике.

Метапредметные:

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую, ориентироваться в толковом словаре.

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать  свою гипотезу на основе увиденного, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные: Развитие умения слушать и понимать речь других, умения работать в группах, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные :осознавать в выражении мыслей и чувств роль мимики  и жестов, формировать мотивацию  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип  занятия. Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач:   проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).

Зрительный ряд. Образцы масок из различных материалов;  маски,  изготовленные учениками и учителем из бумаги.

ТСО. Компьютер, мультимедиоприставка, экран, презентация к уроку «Маски»,

Фрагмент пантомимы «Жизнь человека»  

Литературный ряд. Н.А. Горяева «Стихи о театре»; учебник «Искусство вокруг нас» - 2 класс.

Ход мероприятия

Эпиграф  

Как хорошо, что есть театр!

   Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

 Все, что на свете человечно.

                     Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.
      Здесь оживают наши сказки

         И с ними светлый мир добра.

Ход занятия:

1.Организационный момент ( 1 мин)  

Учитель: - Монологи, разговоры,

                   Каждый раз, как в первый раз,

                  «Мир- театр, мы в нём актёры»,

                   Вечно сцена манит  нас!

-Дорогие ребята! Я рада видеть Вас  на очередном занятии нашей театральной студии. Давайте, поприветствуем друг друга аплодисментами и улыбками. Пусть наше занятие пройдёт в хорошем настроении.

2. Сообщение темы и цели занятия.( 2 мин)

-Мы сегодня приглашаем всех желающих на своё занятие. Мы с вами вместе отправимся  в волшебный мир театра, в который мы постарались превратить наш класс.  У нас есть сцена, партер, амфитеатр, гостевая ложа.

- Театр открывается, к началу всё готово!

  Билеты предлагаются за вежливое слово!

( 2 корзиночки с билетами  в «ложу» и «амфитеатр»:  все гости  получают билеты за вежливое слово  и рассаживаются согласно полученным билетам)

-Дорогие гости! Вы тоже будете участниками действия.

- Ребята, а вам, чтобы получить билеты, надо выполнить задание.

3. Искусствоведческая разминка (3мин.)

Повторение пройденного материала.  

 Заглянем внутрь театра и познакомимся с его жизнью поближе.

Загадки:

  1. Пришёл в театр –спеши раздеться,

А вещи, не мешали чтоб,

Их сдай на время в ………( ГАРДЕРОБ)

  1. Он пьесу выбирает,

Он роли назначает,

И подчиняется ему любой актёр,

Знакомьтесь, это ………..(РЕЖИССЁР)

  1. Костюмы в порядке,

Довольны актёры без меры,

За них отвечают умелые ……(КОСТЮМЕРЫ)

  1. Распахнуты глаза,

Подчёркнуты ресницы,

Румянец, пудра…

Это ты, актёр?

Кто так помог тебе преобразиться?

Конечно, театральный наш ,,,,,,,(ГРИМЁР)

  1. Не нужен для порядка терминатор,

Если в театре есть …..(АДМИНИСТРАТОР)

«Театр начинается с вешалки».

-Объясните, что это значит? Как понимаете значение выражения?

( ответы детей)

- Молодцы!  ( Предлагается взять билеты из корзиночки)

-Получайте билеты и рассаживайтесь по местам.  Билеты прошу сохранить до конца действия.

- Но, прежде, чем прозвенит третий звонок и начнётся театральное действо, давайте послушаем одну историю.

4.Работа с отрывком  из стихотворения Агнии Львовны Барто «В театре». ( 3 мин.)

 А) (Читает подготовленная ученица)

Когда мне было восемь лет, я пошла смотреть балет…..

Мы в театре сняли шубы, сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете! Я забыла всё на свете!

Я сейчас увижу фею в белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею, номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подружкой Любой даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка!

Фея кружится на сцене- Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени- номерка не нахожу.

Может, он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Мы с моей подругой Любой ищем номер на полу.

Укатился он куда то…Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята: - кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала- Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала и …..наконец нашла его.

А тут как раз зажёгся свет, и все ушли из зала.

-Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

Б) Беседа по содержанию стихотворения.

-Что же такое балет?  ( Это вид театрального искусства, где без единого  слова через пластику тела всё становится понятно)

-О каких правилах поведения нам поведала эта история? ( перед представлением раздеться в раздевалке, занять места согласно номеру билета)

- Все правила соблюдали девочки? (Нет, они разговаривали, искали номерок, мешали другим смотреть балет)

-Как необходимо было поступить в этой ситуации? (дождаться конца представления, потом найти номерок)

-Какие ещё театральные правила нам надо знать?

5. Работа в группах.  Защита своих ответов. ( 4 мин)

-Каждая группа получает карточки .На них напечатаны правила поведения в театре. Нужно выбрать правильные ответы. И прикрепить на доску.

( ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

Обсуждение.

.Звонит колокольчик. 3 звонка.

6. Новый материал.

- Волшебный мир театра открывается!

  И чудеса на сцене начинаются!

 А) Просмотр видеоролика «Пантомима» ( 3 мин)

«Жизнь человека»

Б) Беседа по вопросам.

-Вам было понятно происходящее на экране?

-Что изобразил актёр?

(Жизнь человека: человек рождается(сердце начинает биться), и удивляется миру, растёт-учится ходить, радуется этому, играет в мяч, стреляет из рогатки, убегает от возмездия, читает, взрослеет, дружит с девочкой, влюбляется, становится взрослым, у него появляются дети (двое), он радуется, учит их ходить и в мире жить, дети вырастают, человек стареет…но жизнь человека продолжается в его детях, в радостных эмоциях).

-Вы слышали какие -нибудь слова? (Нет)

-Что помогло Вам понять происходящее? (Движение рук актёра (жесты) и выражение его лица (мимика).

-Какой вид театрального искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела всё становится понятным? ( Это балет)

-Но, ещё существует пантомима, её вы увидели в видеоспектакле.

-Что же такое театр пантомимы? ( Это театр мимики и жеста)

В) Работа с толковым словарём.

-Да, пантамима- искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой. ( pantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает всё).

Главное в пантомиме-это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актёры передают свои чувства и эмоции зрителям посредством выражения не только  жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актёра состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.

-Кто догадался, как называются актёры в пантомиме? (МИМ)

Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.

Традиционная форма пантомимы –миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.

Г) Сформулируйте тему .

 -Чем же мы будем заниматься сегодня? ( 1 мин)

(учиться с помощью мимики и жестов изображать задуманное)

7. Антракт. ( Физминутка) ( 3 мин)

-Звенит звонок, окончен акт и начинается ……..АНТРАКТ

СУДАРИКИ «Самолёт»

8.Изложение нового материала  МАСКИ.(5 мин.мин.)

 -Вспомнить настроение (мимику) вам поможет наша выставка масок.

Ваша цель – определить, какие чувства проявляют владельцы масок?

(Презентация «Музей масок»)

-Скажите, какие маски вам понравились, передающие чувства радости или печали?

-Какими бы вы хотели видеть лица людей, окружающих вас?

Колокольчик оповещает о начале второго акта театрального действия.

- На ваших театральных билетах написано название спектакля «Её высочество –пантомима».

-Вспомните, (покажите), где в нашей жизни мы применяем мимику  и жесты?

(Поднимаем руку на уроке (хотим спросить, ответить или сказать о готовности), машем привет и пока, полицейский-регулировщик и др.)

Глухонемые люди общаются с помощью пантомимы.

-С каким ещё одним видом театрального искусства мы познакомились? (пантомима)

-Кто главный в пантомиме? (мим)

-Какие умения необходимы миму?(мимика, жесты, пластика)

-Молодцы! Вы доказали, что готовы приступить к работе мимов. Необходимые знания, умения и навыки у вас уже есть.

9.. Творческая  работа- импровизация (6  мин) Можно раздать атрибуты к костюмам.

-Сейчас вам предстоит применить свои знания на практике, работая в группе. Помните про внимание и взаимоуважение друг к другу.

Используя жесты, мимику разыграйте сказку «Репка» таким образом, чтобы наши зрители смогли увидеть .характер и настроение героев.

-Давайте распределим роли.

( Ребята не выбирают, а   вытягивают роль, написанную на бумаге, не глядя, какая кому достанется Смешно, если женские роли попадут мальчикам и наоборот):

Ромашки (2)

Васильки (4)

Солнце

Гром

Репка

Дед

Бабка

Внучка Настя

Жучка

Кошка

Мышка

Рассказчик-учитель

- Итак, выступает театр пантомимы «Экспромт»: сказка «Репка»

В огороде, у реки росли-росли цветочки: Ромашки, Васильки (поднимаются).

Пёстрые, красивые, яркие, игривые! (Кружатся)

На ветру качались, Солнцу улыбались! (Плавные танцевальные покачивания навстречу важно вышагивающему  улыбающемуся Солнцу)

Но вдруг разразился Гром, огород полил дождём  (выходит Гром с лейкой, поливает).

И цветочки наши рады- дождик стал для них наградой!

Наконец цветам опять можно по лесу гулять!

Посмотрите, вот он – лес! Там полным-полно чудес! (жестом предлагается цветам отправиться в лес т. е. покинуть сцену).

Тут и Дед наш подоспел, у него здесь много дел.(зовёт маленькую репку, сажает).

Посадить решил он репку, чтоб поспела вкусной, крепкой!

Дедка репку посадил, дождик вновь её полил

(Гром с лейкой).

Солнышко светило ярко, в огороде было жарко.

Репка выросла на славу, не мала, а велика! ( Дед удивляется)

Тянет, тянет Репку Дед, у него уж силы нет. (вытирает пот).

Вот решил позвать Бабулю (машет рукой)

Одному не совладать.

(Дед жалуется на репку, бабка показывает «ладно», цепляется за Деда).

Тянут бабушка и дед, вот и силы уже нет. (вытирают лоб, бабка обессиленно склоняет голову на плечо).

Репка так не поддаётся, может Внучка отзовётся?

Внучка Настя, к нам иди, деду с бабкой помоги!(прибегает вприпрыжку  весёлая внучка, дед с бабой жалуются ей на репку).

Внучка, бабка, дед – за репку. Та засела в земле крепко.

Мимо Жучка пробегала, Настю с дедом увидала.

Стала Жучка помогать друзьям репку доставать.

Все тянут репку что есть сил- им уже и свет не мил.

«Не позвать ли нам и кошку, подсобит пусть хоть немножко.(машут кошке)

Кошка пулей прилетела, принялись друзья за дело….

Только репка не сдаётся, где подмога им найдётся?

«Не позвать ли мышку нам, сыру ей кусочек дам!

Кошка мышку позвала, всё это лишь для добра.(даёт ей сыр, та раскланивается в реверансе)

Друг за друга ухватились, вновь все на репку навалились.

Вот и вытянули репку, что засела в земле крепко.

Репка выросла краса, у ней длинная коса.

Потом из репки кашу сладкую сварили, всем подарки подарили.(раздаёт рассказчик)

Потрудились все на славу и подарки всем по праву.

Подарили деде трость,

Жучке- сладенькую кость.

Внучке-новенький айпод,

Кошке-вкусный бутерброд.

Мышка получила сыр, был кусочек тот без дыр.

Бабушке букет цветов-не считала чтоб годков.

Вот и сказочке конец,

А кто видел-молодец!

Ждём от вас аплодисментов

Ведь артисты то старались, хоть слегка и растерялись!

(Актёры мимы берутся за руки и кланяются!)

10. Изготовление масок. Практическая работа. ( 10 мин)

а) Работа  с комментарием учителя.

   -лист рисовальной бумаги сложить пополам;

   -карандашом наметить форму лица, волосы, нос, рот, глаза;

   -вырезать маску (провести инструктаж по безопасному                                              применению ножниц);

   -приемы работы с бумагой (вырезание, надрезание, прокалывание, закручивание); 

б) Самостоятельная творческая работа.

 ( Фоном звучит первая картина «Ярмарка» из балета «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского.)

    Ученики смело фантазируют и при помощи красок дорисовывают ресницы, брови, обводят губы, раскрашивают волосы, усы, веснушки и т.д., придают маске характер.

  в) Индивидуальная работа с учениками.

      -выбор и смешивание красок;

      -приемы работы кистью;

      -оказание помощи в выборе цвета.

11..  Рефлексия. (3 мин.)

- На доске 3 маски.

-Уважаемые участники и гости нашего импровизированного театрального действа, вот  настало время  проститься с волшебным миром театра пантомимы.

-На доске вы видите театральные маски. Возьмите свои театральные билеты и прикрепите свой билет возле той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия.

12.  Подведение итогов.  (1 мин).

 -Билеты останутся у вас на память об этом занятии. Я желаю вам никогда не терять свои билеты, а наслаждаться  представлением о волшебном мире театра пантомимы и помнить, самая прекрасная маска, которую человек может сотворить для себя  и для окружающих – это маска радости, пользуйтесь ей почаще, и мир станет добрее!

- Давайте поаплодируем друг другу!

 

Список используемой литературы:

-  «Азбука театра», автор  Ю.Алянский.

-фото из Интернета

-учебник для 2 класса «Искусство вокруг нас», автор Н.А.Горяева

- «Первые шаги в мире искусства», автор Н.А.Горяева

«Изобразительное искусство и художественный труд», книга для учителя, автор Б.М. Неменский

- «Я познаю мир» , детс

кая энциклопедия.            

 Стихотворение Агнии Львовны Барто «В театре»

Когда мне было восемь лет, я пошла смотреть балет…..

Мы в театре сняли шубы, сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете! Я забыла всё на свете!

Я сейчас увижу фею в белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею, номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подружкой Любой даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка!

Фея кружится на сцене- Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени- номерка не нахожу.

Может, он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Мы с моей подругой Любой ищем номер на полу.

Укатился он куда то…Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята: - кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала- Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала и …..наконец нашла его.

А тут как раз зажёгся свет, и все ушли из зала.

-Мне очень нравится балет, -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный кукольный театр "Добрая сказка"

К Новогоднему празднику надо было создать общую работу, в которой учавстовали все дети. Кукольный спектакль дал возможность задействовать всех (артисты, декораторы, помощники за ширмой, ответственные ...

Классный час Театр и дети

познакомить детей с историей возникновения театра; дать представления о различных  театрах  в родном городе; вспомнить  профессии людей, работающих в театрах...

Презентация классного часа "Театр уж полон..."

Презентация может быть использована во время проведения классного часа перед первым посещением театра первоклассниками....

Классный час "Театр и дети"

Цель классного часа: прививать учащимся навыки поведения в театре....

Классный час "Театры Марий Эл. Театральный этикет"

Классный час, посвященный году Культуры....

Классный час "Театр уж полон" 2 класс

Сценарий классного часа на тему "Театр уж полон" для 2 класса. Цель содействовать обучению правилам поведения в театре....

Классный час "Театр и мы"

Классный час, посвящённый Дню театра...